Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной практики ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Архангельской области
«Вельский индустриально-экономический колледж»
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей
для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
г. Вельск
2019 г.
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 «Дошкольное образование».
Важное место в подготовке воспитателя детей дошкольного возраста занимает педагогическая практика, которая позволяет студенту связать теоретические знания с практической деятельностью, помогает формировать профессиональные компетенции педагога дошкольного образования. Педагогическая практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.
1. Целью учебнойпрактики является подготовка высококвалифицированного специалиста в условиях обновления содержания, средств, принципов и методов обучения детей детских дошкольных учреждениях.
2. Задачи учебной практики:
– воспитание профессионально значимых качеств личности будущего воспитателя (социальной ответственности, общественной активности, организаторских способностей и стимулирование профессионального воспитания студентов);
– организация различных видов игр с детьми раннего дошкольного возраста;
– наблюдение и организация продуктивной деятельности дошкольников;
– овладение практическими навыками организации посильного труда, самообслуживания и общения детей.
3. Место учебной практики в структуре основной общеобразовательной программы СПО:
Учебная практика носит обучающий характер, а именно: дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, создают им возможность для закрепления и углубления полученных знаний, способствует анализу педагогического опыта.
Учебная практика является обязательным видом учебной работы, входит в модуль ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» ФГОС СПО по направлению подготовки 44.02.01 «Дошкольное образование».
Учебной практике предшествует изучение дисциплин «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста», «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников», «Теоретические и методические основы продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста», «Практикум по художественной обработке материала и изобразительному искусству», «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом и основы театрализованной деятельности», «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста, основы духовно-нравственного воспитания» междисциплинарных курсов ФГОС СПО.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей основной общеобразовательной программы, и необходимые при освоении учебной практики:
знать:
– теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
– сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста;
– содержание и способы организации и проведения игровой деятельности дошкольников;
– сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;
– содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;
– способы ухода за растениями и животными;
– психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;
– основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;
– сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников;
– содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников;
– технологии художественной обработки материалов;
– основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования;
– элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу;
– особенности планирования продуктивной деятельности дошкольников вне занятий;
– теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников;
– виды театров, средства выразительности в театральной деятельности;
– теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;
– способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей.
уметь:
– определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей;
– определять педагогические условия организации общения детей;
– играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;
– использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
– организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
– ухаживать за растениями и животными;
– общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
– руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;
– оценивать продукты детской деятельности;
– изготавливать поделки из различных материалов;
– рисовать, лепить, конструировать;
– петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;
– организовывать детский досуг;
– осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;
– анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;
– анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей;
– анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;
– анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений;
иметь практический опыт:
– планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;
– организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
– организации различных видов трудовой деятельности дошкольников
– организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;
– организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников;
– организации и проведения развлечений;
– участия в подготовке и проведении праздников в образовательной организации;
– наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей, организации и проведения праздников и развлечений;
– наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
– оценки продуктов детской деятельности;
– разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей;
Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.
Прохождение учебной практики является необходимой основой для изучения всех остальных модулей и прохождения очередных учебных и производственных практик.
4. Место и время проведения практики:
Учебная практика по направлению подготовки 44.02.01 «Дошкольное образование» проводится на базе дошкольных общеобразовательных учреждений г. Вельска.
Учебная практика проводится на 3 курсе в VI семестре в количестве 108 часов.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики:
«Практика наблюдений и показательных занятий» позволяет формировать как общие, так и профессиональные компетенции:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание
ПК 2.4. Организовывать общение детей
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
6. Структура и содержание учебной практики:
В период учебной практики студенты ежедневно посещают общеобразовательные учреждения и закрепленную группу по разработанной программе практики. Контроль за работой студентов, оказание методической помощи, осуществляет воспитатель группы, методист садика, руководители практики.
Примерная программа практики
За время практики необходимо посмотреть 6 показательных занятий по различным видам деятельности и общения детей, а именно такие как:
– продуктивная деятельность (рисование)
– хозяйственно-трудовая деятельность (дежурство, поручение, самообслуживание)
День недели
Кол-во часов
Вид деятельности
Понедельник
6ч
1. Инструктивное совещание по организации и проведению практики; задачи практики; виды деятельности студентов на практике; подготовка студентов к практике, обязанности практиканта.
2. Ознакомление с планом практики.
3. Наблюдение за организацией продуктивного вида деятельности – рисования
Вторник
6ч
1. Наблюдение за работой воспитателя над развитием творческих способностей детей в разных возрастных группах.
2. Анализ предметно-развивающей среды, способствующей развитию творческих способностей детей в разных возрастных группах.
3. Наблюдение за работой воспитателя по организации посильного труда и самообслуживания.
Среда
6ч
1. Наблюдение и анализ трудовой и продуктивной деятельности дошкольников в разных возрастных группах.
2. Анализ предметно-развивающей среды, способствующей трудовому воспитанию дошкольников.
3. Диагностика трудовой деятельности дошкольников.
Четверг
6
1. Наблюдение организации различных видов хозяйственно-трудовой деятельности.
2. Наблюдение и анализ общения детей в процессе бытовой деятельности в разных возрастных группах.
3. Наблюдение организации различных видов хозяйственно-трудовой деятельности
Пятница
6ч
1. Анализ предметно-развивающей среды, способствующей трудовому воспитанию дошкольников.
2. Наблюдение за методами работы воспитателя над развитием мелкой моторики у дошкольников в разных возрастных группах.
Суббота
6ч
1. Подготовка картотеки статей по теме «Теоретические основы трудовой деятельности дошкольников и методика ее организации» по статьям журнала «Дошкольное воспитание»
День недели
Кол-во часов
Вид деятельности
Понедельник
6ч
1. Инструктивное совещание по организации и проведению практики; задачи практики; виды деятельности студентов на практике; подготовка студентов к практике, обязанности практиканта.
2. Ознакомление с планом практики.
3. Наблюдение за организацией продуктивного вида деятельности – рисования
Вторник
6ч
1. Наблюдение за работой воспитателя над развитием творческих способностей детей в разных возрастных группах.
2. Составление рекомендаций для родителей о создании условий для трудовой деятельности в семье.
3. Наблюдение за работой воспитателя по организации посильного труда и самообслуживания.
Среда
6ч
1. Наблюдение и анализ трудовой и продуктивной деятельности дошкольников в разных возрастных группах.
2. Анализ предметно-развивающей среды, способствующей трудовому воспитанию дошкольников.
3. Составление конспекта беседы о труде взрослых с детьми старшей группы.
Четверг
6
1. Наблюдение организации различных видов хозяйственно-трудовой деятельности.
2. Анализ предметно-развивающей среды, способствующей трудовому воспитанию дошкольников.
3. Наблюдение организации различных видов хозяйственно-трудовой деятельности
Пятница
6ч
1. Наблюдение и анализ трудовой и продуктивной деятельности дошкольников в разных возрастных группах.
2. Анализ предметно-развивающей среды, способствующей трудовому воспитанию дошкольников.
3. Наблюдение за методами работы воспитателя над развитием мелкой моторики у дошкольников в разных возрастных группах.
Суббота
6ч
1.Составление рекомендаций для родителей о создании условий для трудовой деятельности в семье.
– продуктивная деятельность (лепка)
– организация общения детей
День недели
Кол-во часов
Вид деятельности
Понедельник
6ч
1. Анализ педагогических условий, способствующих возникновению и развитию общения детей раннего и дошкольного возраста, и принятие решений по их коррекции.
2. Моделирование ситуаций общения с детьми с использованием вербальных и невербальных средств стимулирования и поддержки детей.
3. Моделирование ситуаций оказания помощи детям, испытывающим затруднения в общении.
4. Анализ выбора способов разрешения конфликтов в смоделированных ситуациях с использованием вербальных и невербальных средств общения.
Вторник
6ч
1. Составление беседы с детьми дошкольного возраста (по выбору студента) на тему «Враги моего организма»
2. Разработка планов-конспектов по организации проведения общения детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
3. Диагностика уровня общительности и мотивов взаимодействия детей со взрослыми в одной возрастной группе.
4. Наблюдение за организацией продуктивного вида деятельности – лепка в разных возрастных группах ДОУ.
Среда
6ч
1. Изучение планов воспитательно-образовательной работы в детском саду по организации трудовой деятельности: наличие разных видов трудовой деятельности и адекватность их использования в различных группах; соответствие вида трудовой деятельности и ее места в режиме для дошкольника.
2. Изучение календарного плана воспитателя по организации трудовой деятельности с учётом возрастных особенностей дошкольников.
3. Наблюдение за организацией общения детей в разных возрастных группах ДОУ.
4. Анализ оснащения уголка изобразительной деятельности аппликационными материалами и инструментами.
Четверг
6ч
1. Наблюдение процесса трудовой деятельности в дошкольном возрасте
2. Освоение практических навыков ухода за растениями и животными
3. Диагностика и анализ развития трудовых навыков и умений у дошкольников: (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).
Пятница
6ч
1. Анализ календарно-тематического планирования по различным формам музыкального воспитания в ДОУ с учётом возрастных особенностей дошкольников.
2. Анализ музыкально-эстетической среды в группе.
Суббота
6ч
1.Изготовление буклетов для родителей с советами по развитию навыков общения детей дошкольного возраста.
– организация и проведение игровой деятельности;
– организация и проведение праздников и развлечений
День недели
Кол-во часов
Вид деятельности
Понедельник
6ч
Наблюдение за формированием игровых, трудовых умений у дошкольников в разных возрастных группах
Наблюдение за организацией общения детей дошкольного возраста
Вторник
6ч
Наблюдение за проведением творческих игр в разных возрастных группах
Наблюдение организации различных видов праздников и развлечений.
Среда
6ч
Наблюдение за проведением игр с правилами в разных возрастных группах
Оформление отчетной документации
Четверг
6ч
Наблюдение за организацией и проведением игровой деятельности
Наблюдение организации различных видов хозяйственно-трудовой деятельности
Пятница
6ч
1.Наблюдение и анализ общения детей в процессе бытовой деятельности в разных возрастных группах.
2. Анализ уровней взаимоотношений детей в процессе творческих игр.
Суббота
6ч
1.Оформление отчетной документации
7. Контроль и оценка результатов освоения производственной практики
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
– применение полученных знаний на практике, заинтересованность и креативность в достижении результатов
– наблюдение и оценка результатов деятельности на учебной практике
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
– обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;
– демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач;
– выбор эффективных технологий для решения поставленных задач
– наблюдение и оценка результатов деятельности на учебной практике
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
– принятие быстрых решений в сложившейся ситуации, обоснование выбора решения;
– творческий подход к выполнению практических и самостоятельных работ.
– наблюдение и оценка результатов деятельности на учебной практике
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
– использование ссылок на источники информации;
– соответствие решений задачам планирования;
– наличие индивидуального плана развития.
– наблюдение и оценка результатов деятельности на учебной практике
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
– использование технических и других средств в педагогической деятельности;
– представление доклада с презентацией.
– наблюдение и оценка результатов деятельности на учебной практике
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
– разработка планирования деятельности воспитателя;
– проведение и соблюдение всех режимных моментов;
– соблюдение всех требований в разработке проектов.
– наблюдение педагогической деятельности в ходе практики
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
– разработка проектов;
– составление конспектов по темам;
– определение целей, задач и содержания при планировании.
– наблюдение педагогической деятельности в ходе практики
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
– планирование содержания и развивающей среды в ДОУ.
– наблюдение педагогической деятельности в ходе практики
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
– анализ отчѐтов по практике;
– планирование программы саморазвития;
– выполнение проф.деятельности в соответствии с требованиями и должностными инструкциями.
– наблюдение педагогической деятельности в ходе практики
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня
– определяет цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей;
– определяет педагогические условия организации общения детей
– наблюдение и оценка деятельности студентов на практике.
– защита портфолио
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста
– играет с детьми и стимулирует самостоятельную игровую деятельность детей;
– использует прямые и косвенные приемы руководства игрой
– наблюдение и оценка деятельности студентов на практике.
– защита портфолио
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание
– организовывает посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
– ухаживает за растениями и животными
– наблюдение и оценка деятельности студентов на практике
ПК 2.4. Организовывать общение детей
– общается с детьми, использует вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогает детям, испытывающим затруднения в общении;
– защита портфолио
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
– руководит продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;
– оценивает продукты детской деятельности;
– изготавливает поделки из различных материалов; – рисует, лепит, конструирует
– наблюдение и оценка деятельности студентов на практике
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста
– поет, играет на детских музыкальных инструментах, танцует;
– организует детский досуг;
– осуществляет показ приемов работы с атрибутами разных видов театров
– защита портфолио
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей
– анализирует проведение игры и проектирует ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;
– анализирует приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей
– наблюдение и оценка деятельности студентов на практике
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
– разработка методических материалов в соответствии с требованиями соответствующего ФГОС, взятых за основу примерных программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
– соответствие разработанных методических материалов примерным и вариативным образцам;
– обоснованный выбор структуры и содержания методической разработки;
– соответствие методической разработки ее виду, направленности на реализацию с учетом особенностей воспитанников, возрастной группы, типа и вида дошкольного учреждения;
– владение приемами адаптации методических разработок и применения имеющихся для решения педагогических задач и ситуаций;
– оформление педагогических разработок разных видов в соответствии с требованиями (программа, календарно- тематический план, конспект, сценарий, портфолио и др.);
– практические работы;
– творческие задания;
– отчет по учебной практике
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
– разработка проекта и создание предметно-развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, группы;
– аргументированность выбора компонентов предметно-развивающей среды и их содержания с учетом вида ДОУ, программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, возрастной группы воспитанников;
– соответствие создаваемой студентом предметно-развивающей среды педагогическим, гигиеническим и специальным требованиям к ее организации;
– выполнение качественных и количественных требований к разработке и созданию предметно-развивающей среды;
– оценка и определение проблем, ошибок создания предметно-развивающей среды ДОУ и разработка способов их исправления
– практические работы;
– творческие задания;
– отчет по учебной практике
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
– использование теоретических и эмпирических методов и приемов изучения и анализа педагогического опыта, деятельности педагогов, педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;
– систематизация, оценка, анализ и самоанализ педагогического опыта, образовательных технологий на предмет их целесообразности и эффективности для решения конкретных педагогических задач или ситуаций;
– представление результатов анализа педагогического опыта воспитателей, реализуемых ими образовательных технологий средствами презентаций, публикаций и др.;
– аргументированность выбора способа решения педагогических проблем методического характера;
– выбор оптимальных образовательных технологии из числа предложенных с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников;
– полнота и соответствие анализа педагогического опыта и достижений требованиям
– практические работы;
– творческие задания;
– отчет по учебной практике
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
– владение навыками презентации педагогических разработок
– творческие задания;
– отчет по учебной практике
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
– соответствие результата исследовательской и проектной деятельности поставленным целям;
– определение образовательных проблем и проектирование способов их решения в рамках исследовательской и проектной деятельности;
– выбор и обоснование темы исследования или проекта;
– составление программы исследовательской и проектной работы в соответствии с требованиями;
– владения методами и приемами исследовательской и проектной работы;
– аргументированность постановки цели и задач исследования в соответствии с темой;
– обоснованность выбора теоретических и эмпирических методов и приемов педагогического исследования;
– выбор эффективных способов обобщения и оформления результатов исследовательской и проектной работы в соответствии с современными требованиями;
– соответствие оформления результатов педагогического исследования и проектирования установленным нормам ГОСТ и требованиям.
– отчет по учебной практике
8. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики):
Отчетность на 3 курсе, VI семестр:
Дневник по практике.
Методическая копилка:
– анализ хозяйственно-трудовой деятельности детей по возрастным группам;
– анализ предметно-развивающей среды группы
– методы работы воспитателя над развитием мелкой моторики у дошкольников;
– результаты диагностики трудовой деятельности дошкольников
– конспект беседы с детьми на тему «Враги моего организма»;
– разработка планов-конспектов по организации проведения общения детей дошкольного возраста в различных видах деятельности – 2 шт.;
– результаты диагностики уровня общительности и мотивов взаимодействия детей со взрослыми;
– анализ оснащения уголка изобразительной деятельности аппликационными материалами и инструментами;
– результаты диагностики трудовых навыков и умений у дошкольников;
– аттестационный лист.
Время проведения аттестации:
– в течение недели после завершения практики.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики:
Основная литература:
Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область" Социализация. Игра" Учебно-методическое пособие-СПб: ООО Издательство "Детство-пресс", М :ТЦ "Сфера", 2012
Галямова Э. М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /Э. М. Галямова, В. В. Выгонов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 176 с. 74. 263я73 Г179
Гогоберидзе: Теория и методика дошкольного воспитания СПб.: Питер -2014
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.Г. Гогоберидзе: Теория и методика дошкольного воспитания СПб.: Питер, 2014
Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Сборник /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2014 Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия / Сост. Н. Г. Барсукова. – изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 191 с. 74.102 М90
Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. Дошкольная психология; Учеб.пособие /Е.О. Смирнова. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2012.
Дополнительная литература:
Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область "Социализация. Игра" Учебно-методическое пособие - СПб: ООО Издательство "Детство-пресс", М :ТЦ "Сфера", 2012
Асанова И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник М: Академия ,2012
Вербенец А.М. Образовательная область "Художественное творчество". Учебно-методическое пособие - СПб:ООО Издательство "Детство-пресс", М :ТЦ "Сфера", 2012
Выродова И.А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии.-М.: Карапуз, 2012
Гойхман О. Я. Организация и проведение мероприятий: учебное пособие М: Инфа-М, 2014
Константинова И.С. Музыкальное занятие с особым ребенком: взгляд нейропсихолога/ И.С. Константинова. - М.: Терефинф, 2013
Крулехт М.В., Крулехт А.А. Образовательная область "Труд"". Учебно-методическое пособие - СПб:ООО Издательство "Детство-пресс", М :ТЦ "Сфера", 2012
Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации/ О.П.Радынова, Т.А.Копцева. - М.: Дрофа, 2014; Художественно-эстетическое воспитание дошкольников/ Под.ред. Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2013
Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации/ О.П.Радынова, Т.А.Копцева. - М.: Дрофа, 2014; Художественно-эстетическое воспитание дошкольников/ Под.ред.Н.В.Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
Интернет-ресурсы:
http://dohcolonoc.ru/ Дошколёнок.ру.
http://babymusic.jimdo.com/ Музыкальный руководитель;
http://biblio-online.ru/ издательство «ЮРАЙТ»
10. Материально-техническое обеспечение учебной практики:
Для проведения учебной практики требуются группы раннего возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика трудовой деятельности дошкольников
Диагностика трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель проводит диагностику с учетом требования образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение.
Воспитатель на первом этапе разрабатывает критерии для определения уровня сформированности трудовых умений, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
№
Высокий уровень
Средний уровень
Уровень, требующий особого руководства со стороны воспитателя
1.
Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности
Ребенок одевается и раздевается с помощью взрослого в определенной последовательности
Ребенок не знает как и в какой последовательности одеться
2.
Ребенок без помощи взрослого моет руки
При напоминании взрослого моет руки
Воду использует не для мытья рук, а для игры с водой
3.
Ребенок помогает помощнику воспитателя накрыть столы к обеду (расставляет посуду по поручению взрослого)
По поручению взрослого убирает игрушки после игры
Убирает игрушки при многократном обращении воспитателя к нему
4.
При небольшой помощи взрослого поливает растения. Внимательно относиться к поручению, старается проявить самостоятельность по уходу за растениями. Знает название многих комнатных растений.
С помощью взрослого поливает растения. Знает, как оно называется. Однако инициативы к самостоятельному действию не проявляет
Процесс ухода за растениями ребенка не интересует. В процессе совместной поливки растений, отвлекается
На втором этапе воспитатель заготавливает диагностическую карту трудовых умений детей возрастной группы, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2
Имя ребенка
Одевание
Умывание
Помощь
взрослому
Уборка
Уход
за растен.
Уровень
На третьем этапе воспитатель выясняет причины несформированности у отдельных детей трудовых навыков и умений и составляет перспективный план (на один месяц или три) дифференцированной работы с детьми имеющими низкие показатели сформированности трудовых навыков и умений.
Третий этап работы представлен в таблице 3.
Таблица 3
№
Первая половина дня
Имя ребенка
Вторая половина дня
Имя ребенка
1.
– помочь товарищу расстегнуть пуговицу;
– привести в порядок одежду в шкафчике
– помочь сверстнику надеть колготки;
– развязать шнурки;
– поставить в шкаф забытую обувь
2.
– вытереть полочку от пыли;
– раздать карандаши для рисования;
– помочь взрослому расставить игрушки на полках
– собрать игрушки после прогулки;
– собрать бумагу с пола;
– вынести на участок игрушки
3.
– покормить рыбок
– полить комнатные растения;
– вынести на участок корм птицам
После проведенной работы воспитатель на четвертом этапе проводит повторную (сравнительную) диагностику с целью изучения результативности проведенной работы. Воспитатель подготавливает рекомендации для дальней работы с детьми по формированию трудовых умений и навыков (пятый этап).
Для диагностики трудового воспитания хорошо использовать дидактические игры: «Угадай, что делаю?», «Что сначала, что потом?», «Кому без них не обойтись?» и т.д.
Диагностика трудовых умений детей старшего дошкольного возраста
Труд в природе.
Ребёнку предлагается потрудиться – полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль.
Критерии:
– ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;
– ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
– ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).
Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения
Критерии:
– самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т.д.);
– предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
– не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).
Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход за ним
Критерии:
– ребёнок предвидит результат труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления).
Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить.
Критерии:
– ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
– раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
– не может спланировать последовательность трудовых действий.
Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т.д.)
Критерии:
– самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
– с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
– не может выполнить задания.
Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений
Критерии:
– все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
– отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
– качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.
Результаты свести в таблицу 4.
Таблица 4
Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями
Имя ребёнка
Умение принять цель труда
Умение выделить предмет труда
Умение предвидеть результат труда
Умение спланировать трудовой процесс
Умение
отобрать необходимое оборудование
Освоение трудовых навыков и умений
Уровни:
требующий особого внимания – А
средний – Б
высокий – В
Хозяйственно-бытовой труд
1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.
2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?
Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т.д.
Результаты свести в таблицу 5.
Таблица 5
Диагностика сформированности трудовых умений в хозяйственно-бытовом труде
Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий одинаково для всех детей)
Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Уровни:
А – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».
Б – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
В – ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.
Ручной труд
1. Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.
Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.
При выполнении задания обращается внимание на наличие трудовых и специальных умений, сформированность способов конструирования, репродуктивный или творческий характер деятельности.
Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, уметь самостоятельно добиться результата.
Результаты свести в таблицу 6.
Таблица 6
Диагностика сформированности навыков ручного труда
Имя ребёнка
Специальные умения
Способность реализовать замысел
Уровни:
А – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
Б – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера, качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
В – развитые комбинаторные умения обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.