kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу «Обучение письму»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для школы раннего развития. Направлена на становление письменных навыков дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Обучение письму»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Фокино»















Рабочая программа

по курсу

«Обучение письму»

(«Школа раннего развития»)

















Разработчик:

Дубровская Ю.А.,

учитель начальных классов







2017-2018 учебный год


Пояснительная записка

Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Работая по ним, дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.

 Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
      Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
     При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
      Таким образом, программа решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
      Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
      Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
      Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.

Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др

Задачи подготовки к обучению письму:

  • готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев;

  • знакомить с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо;

  • знакомить с контуром предмета и его особенностями;

  • знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой;

  • моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.




Планируемые результаты:

Соблюдать элементарные гигиенические правила.

Ориентироваться на странице тетради.

Отличать буквы от звука.

Отличать заглавные и строчные буквы.

Отличать прописных букв от печатных.

Печатать буквы

Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.

Ориентироваться на странице тетради

Знать конфигурацию печатных букв.











Учебно-методическое обеспечение:

1. Д.Денисова, Ю.Дорожин «Прописи для дошкольников. 5+» - М.: Мозаика – Синтез, 2011

2. Д.Денисова, Ю.Дорожин «Развитие речи у дошкольников. 5+» - М.: Мозаика – Синтез, 2011

3.Венгер Л.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.

4.Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно.

5.Карпенко М.Т. Сборник загадок.

6.Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой/ - М.: Баласс, Издательский Дом РАО

7.Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.


Материально-техническое обеспечение:

1.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.

2.Репродукции картин и художественные фотографии.

3.Детские книги разных типов из круга детского чтения.

4.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

5.Экспозиционный экран

6.Мультимедийный проектор

7.Ноутбук

Форма контроля за результативностью освоения курса - анкетирование родителей обучающихся по вопросу удовлетворённости обучением.







Содержание курса

Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений.

Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения.

Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.).

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации.

Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.

Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки;

обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи.

Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации.

Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.

Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета,предшествующего изображению и следующего за ним.

Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений.

Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики,

артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Обучать правильному литературному произношению,

орфоэпическим нормам литературного языка.

Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Упражнять в дифференциации звуков на слух.

Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств.

Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах.

Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.





Регулярность курса

Курс «Обучение письму» проводится в соответствие с программой «Школы раннего развития» 1 раз в неделю, всего 35 занятий в год.






Планирование занятий

по курсу «Обучение письму»

1час в неделю (всего 35 занятий)


п/п

Тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1.

Правила посадки. Расположение тетради при письме. Умение держать ручку. Раскрашивание узора «Петушок»


1




2.

Строка и междустрочное пространство. Письмо наклонных палочек и линий с закруглением внизу. Раскрашивание узора «Слон».

1




3.

Письмо наклонных палочек. Узор «Кит». Раскрашивание пространства около контура.

1




4.

Письмо прямых линий. Узор «Снеговик»

1




5.

Прямая наклонная линия. Узор «Мишка».

1




6.

Наклонная линия с закруглением внизу и вверху.

Конструирование букв А,а. Письмо печатной буквы Аа.


1




7.

Овал. Линия с закруглением внизу или вверху. Конструирование буквы О. Письмо печатной буквы Оо.

1




8.

Длинная линия с закруглением внизу. Конструирование буквы ы. Письмо печатной буквы

1




9.

Линия с закруглением внизу и петлей. Конструирование буквы У,у. Письмо печатной буквы Уу.


1




10.

Прямая линия с петлей внизу. Узор «Цветок». Конструирование букв Э,э.

Письмо печатной буквЭэ.


1




11.

Конструирование букв Я,я, Письмо печатной буквы Яя.

1




12.

Конструирование букв Ю,ю. Письмо печатной буквы Юю.

1




13.

Конструирование букв Е,е, Письмо печатной буквы Ее.

1




14.

Конструирование букв Ёё. Письмо печатной буквы Ёё.

1




15.

Конструирование буквы  Л,л. Письмо печатной буквы Лл.

1




16.

Конструирование буквы М,м. Письмо печатной буквы Мм.

1




17.

Конструирование букв Н,н Р,р . Письмо печатных букв: Нн,Рр.

1




18.

Конструированиебукв Н,н Р,р . Письмо печатных букв: Нн,Рр.

1




19.

Конструирование букв В,в ; Ф,ф . Письмо печатных букв: В,в ; Ф,ф .

1




20.

Конструированиебукв :З,з;С,с. Письмо печатных букв: З,з ; С,с.

1




21.

Конструирование букв : Ж,ж ; Ш,ш . Письмо печатных буквЖ,ж; Ш,ш

1




22.

Конструирование букв : Б,б ; П,п. Письмо печатных букв: Б,б ; П,п.

1




23.

Конструирование букв : Д,д, ; Т,т . Письмо печатных букв: Д,д, ; Т,т .

1




24.

Конструирование букв : Г,г, ; К,к. Письмо печатных букв: Г,г, ; К,к.

1




25.

Конструирование букв : Х,х. Письмо печатной буквы Хх.

1




26.

Конструирование букв: Щщ, Чч, Письмо печатных букв Щщ, Чч

1




27.

Конструирование букв6 ь,ъ. Письмо печатных букв ъ,ь

1




28.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Написание наклонных линий.

1




29.

Эмоции человека. Рассказ-объяснение своих эмоций.

1




30.

Переносное значение слов. Учимся писать буквы.

1




31.

«Дружные» слова. Подбор рифмы к слову.

1




32.

Моя Родина. Написание горизонтальных и вертикальных линий.

1




33.

Сигналы светофора. Рисование узоров на основе круга.

1




34.

Профессии людей. Рисование узоров на основе круга.

1




35.

Диагностическое занятие

1






Итого


35








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по курсу «Обучение письму»

Автор: Дубровская Юлия Андреевна

Дата: 08.12.2018

Номер свидетельства: 489610

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса «Основы проектной и исследовательской деятельности»  1 класс "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-kursa-osnovy-proiektnoi-i-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "145793"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418996581"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Адаптированная   рабочая   программа курса  «Литературное чтение»   для 1- 4  специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VII вида "
    ["seo_title"] => string(151) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-kursa-litieraturnoie-chtieniie-dlia-1-4-spietsial-nykh-korriektsionnykh-obshchieobrazovatiel-nykh-klassov-vii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "242766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445532099"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Рабочая программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием»/“EnjoyEnglish” для  2-4 классов общеобразовательных учреждений "
    ["seo_title"] => string(153) "rabochaia-proghramma-kursa-anghliiskogho-iazyka-k-umk-anghliiskii-s-udovol-stviiem-enjoyenglish-dlia-2-4-klassov-obshchieobrazovatiel-nykh-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "132121"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416294161"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс для тувинских школ по учебнику Г.М.Селиверстовой "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-dlia-tuvinskikh-shkol-po-uchiebniku-g-m-sielivierstovoi"
    ["file_id"] => string(6) "118344"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413116619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства