Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Обучение письму»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Фокино»
Рабочая программа
по курсу
«Обучение письму»
(«Школа раннего развития»)
Разработчик:
Дубровская Ю.А.,
учитель начальных классов
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Работая по ним, дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Таким образом, программа решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др
Задачи подготовки к обучению письму:
готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев;
знакомить с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо;
знакомить с контуром предмета и его особенностями;
знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой;
моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Планируемые результаты:
Соблюдать элементарные гигиенические правила.
Ориентироваться на странице тетради.
Отличать буквы от звука.
Отличать заглавные и строчные буквы.
Отличать прописных букв от печатных.
Печатать буквы
Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.
Ориентироваться на странице тетради
Знать конфигурацию печатных букв.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Д.Денисова, Ю.Дорожин «Прописи для дошкольников. 5+» - М.: Мозаика – Синтез, 2011
2. Д.Денисова, Ю.Дорожин «Развитие речи у дошкольников. 5+» - М.: Мозаика – Синтез, 2011
3.Венгер Л.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.
4.Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно.
5.Карпенко М.Т. Сборник загадок.
6.Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой/ - М.: Баласс, Издательский Дом РАО
7.Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.
Материально-техническое обеспечение:
1.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
2.Репродукции картин и художественные фотографии.
3.Детские книги разных типов из круга детского чтения.
4.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
5.Экспозиционный экран
6.Мультимедийный проектор
7.Ноутбук
Форма контроля за результативностью освоения курса - анкетирование родителей обучающихся по вопросу удовлетворённости обучением.
Содержание курса
Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений.
Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения.
Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.).
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации.
Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки;
обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи.
Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации.
Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.
Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета,предшествующего изображению и следующего за ним.
Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений.
Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики,
артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Обучать правильному литературному произношению,
орфоэпическим нормам литературного языка.
Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Упражнять в дифференциации звуков на слух.
Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств.
Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах.
Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Регулярность курса
Курс «Обучение письму» проводится в соответствие с программой «Школы раннего развития» 1 раз в неделю, всего 35 занятий в год.
Планирование занятий
по курсу «Обучение письму»
1час в неделю (всего 35 занятий)
№ п/п
Тема
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту
Примечание
1.
Правила посадки. Расположение тетради при письме. Умение держать ручку. Раскрашивание узора «Петушок»
1
2.
Строка и междустрочное пространство. Письмо наклонных палочек и линий с закруглением внизу. Раскрашивание узора «Слон».
1
3.
Письмо наклонных палочек. Узор «Кит». Раскрашивание пространства около контура.
1
4.
Письмо прямых линий. Узор «Снеговик»
1
5.
Прямая наклонная линия. Узор «Мишка».
1
6.
Наклонная линия с закруглением внизу и вверху.
Конструирование букв А,а. Письмо печатной буквы Аа.
1
7.
Овал. Линия с закруглением внизу или вверху. Конструирование буквы О. Письмо печатной буквы Оо.
1
8.
Длинная линия с закруглением внизу. Конструирование буквы ы. Письмо печатной буквы
1
9.
Линия с закруглением внизу и петлей. Конструирование буквы У,у. Письмо печатной буквы Уу.
1
10.
Прямая линия с петлей внизу. Узор «Цветок». Конструирование букв Э,э.
Письмо печатной буквЭэ.
1
11.
Конструирование букв Я,я, Письмо печатной буквы Яя.
1
12.
Конструирование букв Ю,ю. Письмо печатной буквы Юю.
1
13.
Конструирование букв Е,е, Письмо печатной буквы Ее.
1
14.
Конструирование букв Ёё. Письмо печатной буквы Ёё.
1
15.
Конструирование буквы Л,л. Письмо печатной буквы Лл.
1
16.
Конструирование буквы М,м. Письмо печатной буквы Мм.
1
17.
Конструирование букв Н,н Р,р . Письмо печатных букв: Нн,Рр.
1
18.
Конструированиебукв Н,н Р,р . Письмо печатных букв:Нн,Рр.