kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу «Обучение письму»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для школы раннего развития. Направлена на становление письменных навыков дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Обучение письму»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Фокино»















Рабочая программа

по курсу

«Обучение письму»

(«Школа раннего развития»)

















Разработчик:

Дубровская Ю.А.,

учитель начальных классов







2017-2018 учебный год


Пояснительная записка

Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Работая по ним, дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.

 Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
      Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
     При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
      Таким образом, программа решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
      Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
      Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
      Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.

Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др

Задачи подготовки к обучению письму:

  • готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев;

  • знакомить с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо;

  • знакомить с контуром предмета и его особенностями;

  • знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой;

  • моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.




Планируемые результаты:

Соблюдать элементарные гигиенические правила.

Ориентироваться на странице тетради.

Отличать буквы от звука.

Отличать заглавные и строчные буквы.

Отличать прописных букв от печатных.

Печатать буквы

Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.

Ориентироваться на странице тетради

Знать конфигурацию печатных букв.











Учебно-методическое обеспечение:

1. Д.Денисова, Ю.Дорожин «Прописи для дошкольников. 5+» - М.: Мозаика – Синтез, 2011

2. Д.Денисова, Ю.Дорожин «Развитие речи у дошкольников. 5+» - М.: Мозаика – Синтез, 2011

3.Венгер Л.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.

4.Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно.

5.Карпенко М.Т. Сборник загадок.

6.Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой/ - М.: Баласс, Издательский Дом РАО

7.Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.


Материально-техническое обеспечение:

1.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.

2.Репродукции картин и художественные фотографии.

3.Детские книги разных типов из круга детского чтения.

4.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

5.Экспозиционный экран

6.Мультимедийный проектор

7.Ноутбук

Форма контроля за результативностью освоения курса - анкетирование родителей обучающихся по вопросу удовлетворённости обучением.







Содержание курса

Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений.

Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения.

Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.).

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации.

Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.

Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки;

обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи.

Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации.

Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.

Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета,предшествующего изображению и следующего за ним.

Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений.

Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики,

артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Обучать правильному литературному произношению,

орфоэпическим нормам литературного языка.

Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Упражнять в дифференциации звуков на слух.

Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств.

Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах.

Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.





Регулярность курса

Курс «Обучение письму» проводится в соответствие с программой «Школы раннего развития» 1 раз в неделю, всего 35 занятий в год.






Планирование занятий

по курсу «Обучение письму»

1час в неделю (всего 35 занятий)


п/п

Тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1.

Правила посадки. Расположение тетради при письме. Умение держать ручку. Раскрашивание узора «Петушок»


1




2.

Строка и междустрочное пространство. Письмо наклонных палочек и линий с закруглением внизу. Раскрашивание узора «Слон».

1




3.

Письмо наклонных палочек. Узор «Кит». Раскрашивание пространства около контура.

1




4.

Письмо прямых линий. Узор «Снеговик»

1




5.

Прямая наклонная линия. Узор «Мишка».

1




6.

Наклонная линия с закруглением внизу и вверху.

Конструирование букв А,а. Письмо печатной буквы Аа.


1




7.

Овал. Линия с закруглением внизу или вверху. Конструирование буквы О. Письмо печатной буквы Оо.

1




8.

Длинная линия с закруглением внизу. Конструирование буквы ы. Письмо печатной буквы

1




9.

Линия с закруглением внизу и петлей. Конструирование буквы У,у. Письмо печатной буквы Уу.


1




10.

Прямая линия с петлей внизу. Узор «Цветок». Конструирование букв Э,э.

Письмо печатной буквЭэ.


1




11.

Конструирование букв Я,я, Письмо печатной буквы Яя.

1




12.

Конструирование букв Ю,ю. Письмо печатной буквы Юю.

1




13.

Конструирование букв Е,е, Письмо печатной буквы Ее.

1




14.

Конструирование букв Ёё. Письмо печатной буквы Ёё.

1




15.

Конструирование буквы  Л,л. Письмо печатной буквы Лл.

1




16.

Конструирование буквы М,м. Письмо печатной буквы Мм.

1




17.

Конструирование букв Н,н Р,р . Письмо печатных букв: Нн,Рр.

1




18.

Конструированиебукв Н,н Р,р . Письмо печатных букв: Нн,Рр.

1




19.

Конструирование букв В,в ; Ф,ф . Письмо печатных букв: В,в ; Ф,ф .

1




20.

Конструированиебукв :З,з;С,с. Письмо печатных букв: З,з ; С,с.

1




21.

Конструирование букв : Ж,ж ; Ш,ш . Письмо печатных буквЖ,ж; Ш,ш

1




22.

Конструирование букв : Б,б ; П,п. Письмо печатных букв: Б,б ; П,п.

1




23.

Конструирование букв : Д,д, ; Т,т . Письмо печатных букв: Д,д, ; Т,т .

1




24.

Конструирование букв : Г,г, ; К,к. Письмо печатных букв: Г,г, ; К,к.

1




25.

Конструирование букв : Х,х. Письмо печатной буквы Хх.

1




26.

Конструирование букв: Щщ, Чч, Письмо печатных букв Щщ, Чч

1




27.

Конструирование букв6 ь,ъ. Письмо печатных букв ъ,ь

1




28.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Написание наклонных линий.

1




29.

Эмоции человека. Рассказ-объяснение своих эмоций.

1




30.

Переносное значение слов. Учимся писать буквы.

1




31.

«Дружные» слова. Подбор рифмы к слову.

1




32.

Моя Родина. Написание горизонтальных и вертикальных линий.

1




33.

Сигналы светофора. Рисование узоров на основе круга.

1




34.

Профессии людей. Рисование узоров на основе круга.

1




35.

Диагностическое занятие

1






Итого


35








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по курсу «Обучение письму»

Автор: Дубровская Юлия Андреевна

Дата: 08.12.2018

Номер свидетельства: 489610

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса «Основы проектной и исследовательской деятельности»  1 класс "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-kursa-osnovy-proiektnoi-i-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "145793"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418996581"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Адаптированная   рабочая   программа курса  «Литературное чтение»   для 1- 4  специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VII вида "
    ["seo_title"] => string(151) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-kursa-litieraturnoie-chtieniie-dlia-1-4-spietsial-nykh-korriektsionnykh-obshchieobrazovatiel-nykh-klassov-vii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "242766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445532099"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Рабочая программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием»/“EnjoyEnglish” для  2-4 классов общеобразовательных учреждений "
    ["seo_title"] => string(153) "rabochaia-proghramma-kursa-anghliiskogho-iazyka-k-umk-anghliiskii-s-udovol-stviiem-enjoyenglish-dlia-2-4-klassov-obshchieobrazovatiel-nykh-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "132121"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416294161"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс для тувинских школ по учебнику Г.М.Селиверстовой "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-dlia-tuvinskikh-shkol-po-uchiebniku-g-m-sielivierstovoi"
    ["file_id"] => string(6) "118344"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413116619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства