Рабочая программа по дисциплине "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"
Рабочая программа по дисциплине "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"
Рабочая программа учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованакак основа для создания программ для курсов повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»
рабочая программа
по учебной дисциплине
ОП 03. «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
по ОПОП для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Добрянка, 2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе типовой программы учебной дисциплины «возрастная анатомия, физиология и гигиена» по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» среднего профессионального образования
Организация-разработчик: ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Составитель: Катаева Елена Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории Добрянского гуманитарно-технологического техникума
Рассмотрено и одобрено на заседании П(Ц)К профессионального цикла
Протокол № __________ от «____» _____________________ 2019 г.
Согласовано методическим советом техникума
Протокол № __________ от «____» _____________________ 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации учебной дисциплины
15
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.1. Рабочая программа учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованакак основа для создания программ для курсов повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений.
1.2. Учебная дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе, при организации обучения и воспитания дошкольников;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и развития организма человека;
строение и функции систем органов здорового человека;
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
возрастные анатомические и физиологические особенности детей;
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
основы гигиены детей;
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
основы профилактики инфекционных заболеваний;
гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 3-10 ,ПК 1.1- 1.5, ПК 2.1 - 2.3, ПК 2.5 - 2.3, ПК 3.1 - 3.6
1.4. На освоение учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» рекомендуется учебная нагрузка обучающегося - 102 часа,
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
41
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
в том числе:
Презентации
Внеаудиторная самостоятельная работа: заполнение таблиц, составление глоссария, сообщения на занятиях.
И тоговая аттестация ЭКЗАМЕН
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена ____________________________________
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Рост и развитие организма.
Тема 1.1.
Пренатальный этап развития организма. Начальные стадии развития организма
Содержание учебного материала
2
1
Клетка – универсальная элементарная единица живой материи. Строение клеточных органелл. Половые клетки. Оплодотворение. Пренатальный этап развития организма. Герминальный, эмбриональный, фетальный периоды. Особенности. Плодный период развития. Рост и развития плода. Влияние неблагоприятных условий, генетических нарушений на рост и развитие эмбриона и плода.Строение яичника. Имплантация яйцеклетки. Формирование зародыша: дробление зиготы, бластомеры, морула, бластула, гаструла. Зародышевые листки: эктодерма, мезодерма, энтодерма.
2
2
Практическая работа № 1«Антропометрический метод изучения роста и развития», (НК, ДО)
2
Тема 1. 2.
Общая характеристика и классификация тканей организма.
Содержание учебного материала:
2
1
Ткани – система клеточных и неклеточных структур организма. Классификация тканей. Эпителиальные и соединительные ткани. Особенности строения, связанные с выполняемыми функциями. Узкоспециализированные ткани. Развитие тканей в процессе онтогенеза. Работа в тетради с использованием методических рекомендаций и раздаточных материалов.
2
2
Практическая работа № 2 «Общая характеристика и классификация тканей организма», (НК, ДО)
2
Тема 1.3. Закономерности роста и развития. Возрастная периодизация. Характеристика основных периодов роста и развития.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие роста и развития. Закономерности роста и развития. Критерии физического развития ребенка, антропометрические методы исследования процессов роста и развития. Возрастная периодизация.Влияние наследственности и среды на развитие ребенка.
1
2
Практическая работа № 3. Критические периоды в процессе развития. Развитие детей в различные периоды онтогенеза
2
Раздел II.
Система регуляции деятельности организма. Гигиена нервной системы.
Тема 2.1.
Строение и функции нервной ткани, нервных волокон и нервов. Процессы возбуждения и торможения в нервной ткани. Синапс.
Содержание учебного материала
1
1
Нейрон как основная структурная единица нервной системы, его электронно-микроскопическая структура. Дендриты и аксоны. Классификация нейронов по строению и функциям. Развитие нейрона. Миелинизация волокон. Усложнение структуры нейрона с возрастом. Нейроглия, ее значение. Процессы торможения и возбуждения в нейроне. Нервное волокно. Классификация по строению и функциям. Свойства нервных волокон. Нерв. Классификация по строению и функциям. Связь между нейронами. Синапсы, передача возбуждения в них. Возрастные особенности. Строение нервных волокон и нервов.
1
2
Практическая работа №4 Процессы возбуждения и торможения в нервной ткани. Синапс»,(НК,ДО).
2
Тема 2.2.
Обзор строения нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Содержание учебного материала
1
1
Определяющая роль нервной системы в морфологическом и физиологическом развитии организма и в осуществлении его взаимосвязи и взаимодействии с внешней средой. Общий план строения нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Развитие спинного мозга.
1
2
Практическая работа № 5 «Строение и функции рефлекторной дуги», (НК, ДО).
2
Самостоятельная работа по теме: Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Общая схема рефлекторной дуги, ее звенья. Двух и трех- нейронные дуги.
2
Тема 2.3.
Строение и функции головного мозга. Принципы координации функций в организме.
Содержание учебного материала
1
1
Функциональное значение различных отделов головного мозга. Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Локализации функций коры головного мозга. Взаимодействие коры и подкорковых структур. Свойства центральных синапсов: одностороннее проведение возбуждения задержки возбуждения, суммация, индукция, иррадиация, трансформация ритма.
Последействие, утомляемость, проторение. Торможение в центральной нервной системе, его виды и механизмы. Интегративная деятельность нервной системы – основа координации функций.
1
2
Практическая работа № 6 «Взаимосвязь строения и функций стволовой части мозга.
Взаимосвязь строения и функций больших полушарий», (НК).
2
Самостоятельная работа обучающихся по теме: Учение А.А.Ухтомского о . Работа над составлением глоссария, сообщение на занятии по вопросам темы (презентация).
4
Тема 2.4. Взаимосвязь строения и функций стволовой части мозга и больших полушарий.
Содержание учебного материала
2
1
1
Взаимосвязь строения и функций стволовой части мозга, отделы стволовой части. Их
Рефлекторная функция, роль промежуточного мозга, базальные ядра. Строение коры. Доли. Зоны. Волокна подкорковой области.
1
2
Практическая работа № 7. Анатомические и физиологические нервные центры.
Моторная и сенсорная речь.
2
Самостоятельная работа обучающихся по теме: Работа правого и левого полушария, лево- и правополушарные дети. Особенности обучения. Сообщение на занятии.
4
Тема 2.5
Строение и функции вегетативной нервной системы.
Содержание учебного материала
2
1
Вегетативная нервная система, ее строение и функции. Взаимосвязь симпатической и парасимпатической системы.
1
2
Практическая работа № 8 «Влияние вегетативной нервной системы на работу внутренних органов.», (НК, ДО).
2
Тема 2.6.
Высшая нервная
деятельность.
Врожденные и приобретенные формы поведения
Содержание учебного материала
1
1
Теория И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности в современной психофизиологии. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Врождённые формы поведения. Классификация безусловных и условных рефлексов. Условные рефлексы. Торможение рефлексов. Динамический стереотип, как основа привычек и навыков. Механизм его формирования.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся по теме: Безусловные рефлексы и инстинкты. Сообщение на занятии.
4
Тема 2.7.
Типологические особенности высшей нервной деятельности детей.
Содержание учебного материала
1
1
Свойства нервной системы. Типологические особенности высшей нервной деятельности детей. Зависимость формирования типологических особенностей от социальных факторов, процессов воспитания и обучения. Пластичность типов ВНД.
1
Самостоятельная работа обучающихся по теме: Нарушения деятельности нервной системы у детей, их профилактика. Сообщение на занятии.
4
Тема 2.8.
Психическая деятельность. Первая и вторая сигнальные системы Физиология утомления. Работоспособность
Содержание учебного материала
3
1
Асимметрия мозга. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах действительности. Становление в процессе развития ребёнка сенсорных и моторных механизмов речи. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Речь и её функции. Развитие речи у ребёнка. Память. Физиологические основы памяти. Виды памяти. Физиологические основы утомления и переутомления. Признаки, характеристика, особенности возникновения у детей. Динамический стереотип. Гигиена учебно-воспитательной работы. Значение режима дня. Периодичность физиологических функций и умственной работоспособности
1
2
Практическая работа № 9. Фазы работоспособности. Особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени.
2
Самостоятельная работа обучающихся по теме: Сон, его физиологические основы и гигиенические требования к его организации.
6
Тема 2.9. Строение и функции эндокринной системы у детей Влияние эндокринной системы на рост и развитие ребенка
Содержание учебного материала
2
1
Понятие об эндокринных железах (железы внутренней секреции) и гормонах. Взаимодействие нервной и гуморальной функции. Гипофиз. Его роль в регуляции роста и деятельности других желез. Щитовидная железа, ее внутрисекторная функция. Кретинизм, причины его развития, профилактика. Влияние околощитовидных желез на обмен фосфора и кальция. Надпочечники. Гормоны коркового и мозгового слоев, их влияние на организм. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Половые железы, влияние их на развитие, формирование вторичных половых признаков. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение. Отклонения от нормального хода полового развития.
2
Практическая работа № 10 «Влияние эндокринной системы на рост и развитие ребенка дошкольного возраста», ( ДО).
2
Раздел III.
Анализаторы. Гигиена органов чувств.
Тема 3.1.
Строение и общие свойства анализаторов. Строение и функции зрительного и слухового анализатора. Гигиена зрения и слуха.
Содержание учебного материала
2
1
Определение сенсорных систем, их классификация, значение. Отделы анализатора по Павлову. Характеристика отделов: рецепторный, проводниковый, корковый. Общие свойства рецепторных образований. Зрительная сенсорная система. Строение глаза. Строение сетчатки глаза. Двойственность зрения. Механизмы фоторецепции. Цветовое зрение. Светопреломляющий аппарат глаза. Аккомодация, острота зрения с возрастом. Строение отделов слухового анализатора. Орган слуха. Механизм восприятия звука.
2
2
Практическая работа № 11 «Обзор строения и функций зрительного и слухового анализатора», (ДО). «Гигиена зрения и слуха», (ДО).
2
Тема 3.2.
Строение и функции кожного анализатора. Терморегуляция.
Строение и функции вкусового и обонятельного анализатора
Содержание учебного материала
2
1
Строение кожного анализатора. Температурная, болевая, тактильная чувствительность у детей, их развитие в процессе онтогенеза. Значение и общий план строения обонятельной и вкусовой сенсорных систем. Особенности их функционирования у детей различного возраста.
2
2
Практическая работа № 12 «Строение и функции кожи. Возрастные особенности терморегуляции. Гигиена кожи», (НК, ДО).
2
Самостоятельная работа обучающихся по теме: Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Гигиенические требования к одежде и обуви. Сообщение на занятии (презентация).
4
Раздел IV.
Строение внутренних органов и их гигиена.
Тема 4.1.
Опорные ткани. Строение и функции скелетной
системы
Содержание учебного материала
1
1
Строение костной и хрящевой ткани. Химический состав. Свойства у детей. Развитие костной ткани в процессе онтогенеза. Строение опорно-двигательного аппарата и его значение..Строение костей. Их соединения. Суставы, строение скелета головы, туловища, конечностей. Рост и развитие костей Ядра окостенения. Возрастные особенности скелета черепа, туловища, конечностей.
1
3
Практическая работа № 13 «Строение и функции опорных тканей», (НК, ДО).
2
Тема 4.2.
Строение и функции мышечной системы
Содержание учебного материала
2
1
Строение скелетных мышц, их классификация. Основные группы мышц, их функциональное значение.
Мышечный тонус, его значение, происхождение, условия поддержания.
1
2
Практическая работа № 14. Динамическая и статическая работа мышц. Гиподинамия.
2
Самостоятельная работа обучающихся по теме: Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков и формирование правильной осанки. Работа над составлением глоссария, сообщение на занятии по вопросам темы (презентация).
4
Тема 4.3.
Строение и функции сердечно-сосудистой системы. Возрастные показатели работы сердечно-сосудистой системы.
Содержание учебного материала
2
1
Значение кровообращения. Система кровообращения. Функции сердца. Строение сердца. Движение крови по сосудам. Сосуды системы кровообращения. Движение крови по венам. Регуляция кровообращения Кровообращение в сосудах сердца. Кровоснабжение мозга. Экстрасистолия. Объемы крови, выбрасываемые сердцем. Электрокардиография. Пульсовая волна. Давление крови и его измерение. Тоны сердца. Возрастные особенности сердечной мышцы и показателей работы системы органов кровообращения.
2
2
Практическая работа № 15 «Возрастные показатели работы сердечно-сосудистой системы», (НК,ДО).
2
Тема 4.4.
Строение и функции крови. Особенности у детей. Строение и функции иммунной системы.
Содержание учебного материала
2
1
Значение и состав крови. Физико-химические свойства плазмы. Эритроциты, их количество и значени е.
Свойства эритроцитов. Гемоглобин, его строение и свойства. Лейкоциты, их количество, классифика ция,
морфологическая и функциональная характеристика. Тромбоциты и процессы свертывания крови.
Особенности крови у детей. Иммунные свойства крови. Понятие об иммунитете, антигенах и антителах. Фагоцитоз. Группы крови. Резус фактор. Аллергия и анафилаксия. Разрушение и образование форменных элементов крови.
1
2
Практическая работа № 16. «Строение и функции крови. Особенности у детей»
2
Практическая работа № 17. Календарь прививок. Сыворотки и вакцины.
2
Тема 4.5.
Строение и функции дыхательной системы. Возрастные показатели работы дыхательной системы.
Содержание учебного материала
4
1
Значение дыхания. Строение дыхательного аппарата. Механизм вдоха и выдоха. Строение легких, состав вдыхаемого, альвеолярного и атмосферного воздуха. Обмен газов между воздухом и кровью. Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Особенности дыхания детей. Гигиена дыхательной системы. Предельные величины минутного объема легких у детей. Жизненная емкость легких. Частота дыхания. Показатели внешнего дыхания у детей разного возраста. Влияние неправильной осанки на форму грудной клетки и глубину дыхательных движений.
1
2
Практическая работа № 18. Дыхательный объем. Минутный объем дыхания.
2
Практическая работа № 19. «Возрастные показатели работы системы органов дыхания», (НК, ДО).
1
Тема 4.6.
Строение и функции пищеварительной системы.
Содержание учебного материала
1
1
Значение и строение органов пищеварения. Значение трудов И.П.Павлова в создании учения о функциях органов пищеварения. Секреторная функция пищеварительных желез. Приспособление их функций к характеру и режиму питания. Пищеварение в ротовой полости, желудке, тонком и толстом кишечнике. Всасывание. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Возрастные особенности пищеварения.
1
2
Практическая работа № 20. «Обмен веществ у детей дошкольного возраста. Роль витаминов для роста и развития ребенка», ( ДО).
2
Тема 4.7
Строение, функции и гигиена мочевыделительной системы.
Содержание учебного материала
1
1
Строение и значение органов выделения. Состав мочи и механизм ее образования. Нервная и гуморальная регуляция мочеобразования. Изменение функций почек с возрастом. Суточное количество мочи у детей разного возраста. Изменение функций почечных канальцев с возрастом. Развитие регуляторных механизмов произвольного мочеиспускания.
1
2
Практическая работа № 21. Гигиена почек,мочевыделительных органов.
2
Самостоятельная работа обучающихся по теме: работа с тренировочными тестами по темам курса.
2
Итоговое занятие: ЭКЗАМЕН
Всего:
102
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется кабинет медико-биологических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: микроскопы, таблицы по темам курса, макеты, литература и дидактические материалы для выполнения практических работ, доска, экран.
Технические средства обучения: телевизор, видеоплеер, презентационные материалы по темам курса, электронный учебник «Человек и его здоровье», видеофильмы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1Антонова О.В.. Основы анатомии физиологии детей и подростков. М.: Академия. 2000.
2. Сапин М.Р. Брыксин З.Б. Анатомия и физиология детей и подростков. М.:Академия. 2005.
3. Сапин М.П., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). — М.: Академия, 2000.
Дополнительные источники:
1. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И. Основы медико-биологических знаний. — М.: Высшая школа, 2001.
2. Мартинчик А.Н. Физиология питания, санитария и гигиена. — М.: Мастерство. 2000.
3. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. — М.: Академия. 1999.
4. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.:Академия. 2000.
5. И.И. Соковня-Семенова. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. — М.: Академия. 1999.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДисциплиныКонтрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, заполнение таблиц, составление схем.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и развития организма человека;
строение и функции систем органов здорового человека;
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
основы гигиены детей и подростков;
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
основы профилактики инфекционных заболеваний;
гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.
Оценка результатов обучения по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по специальности по специальности 050144 «Дошкольное образование», осуществляется в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, заполнение таблиц, составление схем и др.