kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине оп.03 «возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планы  занятий являются составной частью рабочей программы по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена,  разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 44.02.01 Дошкольное образование. Автор предлагает 10 практических работ и предполагаемые ответы на задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине оп.03 «возрастная анатомия, физиология и гигиена»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»

























МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ОП.03 «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»


по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах













г. Добрянка, 2021


Рассмотрено

на заседании П(Ц)К Дисциплин профессионального цикла


ОДОБРЕНО методическим

советом ГБПОУ ДГТТ им. П.И. Сюзева

«__» ______________ 2021 г.

Протокол № __ от «__» ________ 2021.


Председатель П(Ц)К Дисциплин профессионального цикла


Заместитель директора

_________________ Е.И. Катаева

________________ Е.А. Шевырина



Заведующий структурным подразделением

________________ М.К. Рябкова



Составитель: Катаева Е.И., преподаватель высшей категории ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»



Рецензенты:

Внешние:


































СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………….

П/Р №1.Изучение уровней организации организма и его регуляция………...

П/Р №2. Закономерности роста и развития организма человека…………….

П/Р №3. Изучение рефлекторной деятельности мозга………………………..

П/Р №4. Нервная система……………………………………………………….

П/Р №5. Эндокринология: влияния эндокринных желез на развитие……….

П/Р №6. Анализ возрастных особенностей сенсорных систем и составление рекомендаций по гигиене слуха и зрения……………………….

П/Р №7. Дыхательная система: составление основных вопросов и ответов по процессу дыхания……………………………………….................................

П/Р №8. Изучение сердечно- сосудистой системы……………………………

П/Р №9. Сравнение детских инфекций…………………………………………

П/Р №10. Эпидемиология и инфекционные заболевания…..............................


4

6

9

12

15

21


23


25

27

33

34





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планы занятий являются составной частью рабочей программы по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 44.02.01 Дошкольное образование. Автор предлагает 10 практических работ и предполагаемые ответы на задания.

В планах практических занятий для каждой работы:

  • сформулированы цели с учётом ОК и ПК в рамках УД;

  • представлен перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД;

  • перечислены требования, предъявляемые к обучающимся;

  • указаны необходимые информационные материалы и оборудование;

  • предложены варианты практических заданий разных видов, направленных на формирование профессиональных умений, с эталонами (ответами и образцами выполнения заданий);

  • подготовлены инструкции (алгоритмы, правила, указания) по выполнению работы;

  • разработаны критерии и нормы оценки работы, оценочные листы.


При организации практического занятия учитываются уровни усвоения материала, указанные в рабочей программе УД:

1. Ознакомительный уровень - узнавание ранее изученных объектов и свойств.

2. Репродуктивный уровень - выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством.

3. Продуктивный уровень - планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

Все планируемые образовательные результаты соотносятся с указанными уровнями. Проверка сформированности каждого из результатов осуществляется с помощью специально разработанных заданий.

Содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.) выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.

Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на формирование общих и профессиональных компетенций.

Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся – их теоретической готовности к выполнению задания.

Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Формы организации обучающихся практических занятиях: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Критерии оценки выполнения практических работ:

- правильность и полнота выполнения задания;

- правильность устных ответов.

Оценка «5» (отлично):

- задание выполнено правильно в полном объёме (допустима 1 ошибка), даны правильные ответы на вопросы.

Оценка «4» (хорошо):

- задание выполнено в полном объёме, допущено не более двух ошибок, даны правильные ответы на вопросы.

- задание выполнено в полном объёме, допущена одна ошибка в ответах на вопросы.

- задание выполнено в полном объёме, допущено 1 ошибка в задании, одна в ответах на вопросы.

Оценка «3» (удовлетворительно):

- задание выполнено в неполном объёме (70-80%),

- задание выполнено в полном объёме, допущено не более 3 ошибок , в том числе не более 1 ошибки в ответах на вопросы.

Работа возвращается на доработку:

- задание выполнено в объёме менее 70 %, допущено более 3 ошибок.






































Практическое занятие №1

Тема: Изучение уровней организации организма и его регуляция

Цели работы:

  • закрепить представление обучающихся об уровнях организации организма и регуляции

  • формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося

  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения

  • Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД


№ п/п


Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)



Образовательные результаты



Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности



Формируемые

умения

1.

Уровни организации организма и его регуляция

основные понятия : клетка, ткань, орган, системы, регуляция, гомеостаз; функции

определять расположение и строение


Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

  1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
    2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.

Ресурсы Рунета:

http://anatomy.ucoz.ru

http://anatom-samsmu.narod.ru

Оборудование:

Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Желаем успехов в Вашем продвижении по индивидуальному образовательному маршруту!



БЛАНК ОТЧЁТА О ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №1


Специальность:

ОП.03 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА


Группа:

ФИО обучающегося ___________________________________________________________________

Дата выполнения работы ______________________________________________________________

Вариант № _______________________________________________


Задания к практической работе

Задание №1. Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, ).

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов - 14.

1.

Клетка

а

Часть организма, имеющая определённую форму, строение, выполняющая определённую функцию

2.

Организм

б

Совокупность клеток и межклеточного вещества, выполняющих определённую функцию


3.

Орган

в

Целостная , саморегулирующая система, состоящая из клеток, тканей и систем.

4.

Ткань

г

Основная структурно- функциональная единица всего живого

5.

Саморегуляция

д

Регуляторная деятельность при помощи нервных импульсов

6.

Нервная регуляция

е

Регуляция при помощи циркулирующих в жидкостях внутренней среды биологически активных веществ

7.

Гуморальная регуляция

ж

Регуляция по поддержанию определённого состава внутренней среды


Баллы ______________________


Задание 2. Изучите и проанализируйте виды тканей. Результаты анализа занесите в таблицу 1.

Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках 2, 3 учебной таблицы оценивается 1 баллом; каждый правильный и полный ответ в колонках 4, 5 оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов45.


п/п

Вид ткани

Функции

Разновидности

Характерные особенности

1

2

3

4

5

1.

Эпителиальная



1

2

3

1

2

1

2.

Соединительная




1.

2.

3.

1.

2

3

1.

3.

Мышечная




1.

2

1

2

3

1

2

3

4.

Нервная




1


1

2

3

Баллы ______________________

Задание №3. Проанализируйте текст, найдите ошибки: ( подчеркните ошибку)

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов - 6.

Текст для нахождения ошибок.

Благодаря дыхательной функции кровь переносит углекислый газ от легких к органам и тканям и кислород от периферических тканей в легкие. Выделительная функция осуществляет транспорт продуктов обмена (мочевой кислоты, билирубина и др.) к органам выделения (почки, кишечник, кожа и др.) с целью последующего их использования как веществ, вредных для организма. Питательная функция основана на перемещении питательных веществ (глюкозы, аминокислот и др.), образовавшихся в результате пищеварения, к органам и тканям. Терморегуляторная функция осуществляется путем переноса тепла внутрь из глубоколежащих органов к сосудам кожи, а также путем равномерного распределения тепла в организме в результате высокой теплоемкости и теплопроводности крови.

Баллы ______________________


Задание №4. Проставьте обозначения.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов - 30.






Баллы ______________________

Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:


Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

85-95

90-100

5

отлично

75-84

80-89

4

хорошо

69-74

70-79

3

удовлетворительно

менее 69

менее 70

2

неудовлетворительно


Оценочный лист (заполняется преподавателем)


ФИО обучающегося


задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

14 баллов



Задание №2

45 баллов


Задание №3

6 баллов


Задание №4

30 баллов


ИТОГО:

95 баллов


Дата проверки ________________________________



Практическое занятие №2

Тема: Закономерности роста и развития организма человека.

Цели работы:

  • закрепить представление обучающихся об этапах роста и развития, закономерностях и возрастных периодах

  • формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося

  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

  1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
    2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.


Ресурсы Рунета:

http://anatomy.ucoz.ru

http://anatom-samsmu.narod.ru


Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Желаем успехов в Вашем продвижении по индивидуальному образовательному маршруту!


БЛАНК ОТЧЁТА О ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №2


Специальность:

ОП.03 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА


Группа:

ФИО обучающегося ___________________________________________________________________

Дата выполнения работы ______________________________________________________________

Вариант № __________________________________________________________________________


Задания к работе

Задание №1. Заполните схему индивидуального развития. Запишите ответы в соответствующую ячейку.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов - 15.

Онтогенез





1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.


Баллы ______________________

Задание 2. Заполните таблицу.

Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках 1учебной таблицы оценивается 1 баллом; каждый правильный и полный ответ в колонках2 оценивается 4 баллами.

Максимальное количество баллов15.

Название зародышевого листа

1

Что из него образуется

2







Баллы ______________________

Задание 3. Дать характеристику подросткового периода.

Максимальное количество баллов3.

Подростковый период -

Баллы ______________________


Задание 4. В чем разница понятий «рост»и «развитие»?

Максимальное количество баллов2.

Рост-

Развитие-

Баллы ______________________

Задание 5. Заполните таблицу.

Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках 1учебной таблицы оценивается 1 баллом; каждый правильный и полный ответ в колонках2 оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов15.

Закономерности

1

Примеры

2











Баллы ______________________


Задание 6. Проанализируйте текст, найдите ошибки ( подчеркните ошибку)

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов - 6.

Текст для нахождения ошибок.

А) К концу 2 недели внутриутробного развития сформированы зачатки всех тканей.

Б) К концу 1 месяца завершается закладка всех органов.

В) длина роста с 8 до 10 лет увеличивается в 1,5 раза, а масса на 3-6 кг.

Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:

Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

56-50

90-100

5

отлично

44-49

80-89

4

хорошо

43-39

70-79

3

удовлетворительно

менее 39

менее 70

2

неудовлетворительно


ФИО обучающегося


задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

15 баллов







Задание №2

15 баллов


Задание №3

3 балла


Задание №4

Задание №5

Задание №6

2балла

15 баллов

6 баллов


ИТОГО:

56 баллов


Дата проверки ________________________________



Практическое занятие №3

Тема: Изучение рефлекторной деятельности мозга

Цели работы:

Общие:

  • развивать интерес к изучению рефлекторной деятельности мозга

Частные:

  • закрепить представление обучающихся о рефлекторной деятельности мозга

  • формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося

  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения

Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД


№ п/п


Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)



Образовательные результаты


Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности


Формируемые

профессиональные умения

1.

Физиология нервной системы:

рефлекс как основная форма нервной деятельности: понятие рефлекса, рефлекторная дуга, условные и безусловные рефлексы

возрастные анатомо-физиологические особенности детей

определять особенности строение и функционирования


Рекомендуемые информационные материалы:

1.Учебники и учебные пособия: Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.

Указания к работе:

1.Проанализируйте содержание практического задания.

2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Задания

Задание №1. Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, ).

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов - 14.

1.

Рефлекс

а

Путь передачи нервного импульса

2.

Безусловный рефлекс

б

Воспринимает воздействия, образует импульс и приносит его в ЦНС

3.

Условный рефлекс

в

Врожденный видовой рефлекс, обеспечивает выживание на ранних этапах жизни

4.

Рефлекторная дуга

г

Проводит импульс от чувствительного нейрона

5.

Чувствительный нейрон

д

Ответная реакция организма на воздействия внешней среды

6.

Вставочный нейрон

е

Приобретенный индивидуальный, может угасать

7.

Двигательный нейрон

ж

Выносит нервный импульс из ЦНС к рабочему органу


Баллы ______________________

Задание 2. Изучите и проанализируйте виды нейронов, участвующих в осуществлении рефлекса. Результаты анализа занесите в таблицу .

Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонке 3 учебной таблицы оценивается 2 баллами; каждый правильный ответ в колонке 4 оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов9.

п/п

Вид нейрона

Функции

Расположение

1

2

3

4

1.




2.




3.




Баллы ______________________

Задание №3. Проанализируйте текст, найдите ошибки:

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов - 10.

Условные рефлексы индивидуальные приспособительные реакции организма, которые быстро формируются под многократным влиянием раздражителей. Они присутствуют у новорожденных, могут вырабатываться и осуществляться без участия коры полушарий большого мозга. Условные рефлексы человека постоянные, они могут исчезнуть, если условный раздражитель не подкреплен безусловным.

Безусловные рефлексы это врожденные, наследственные, постоянно передаваемые реакции, которые свойственны только человеку. Основными безусловными рефлексами являются сосательные, пищевые, защитные и половые.

Задание №4. Проставьте обозначения.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов16.

Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:

Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

45-49

90-100

5

отлично

40-44

80-89

4

хорошо

35-39

70-79

3

удовлетворительно

менее 35

менее 70

2

неудовлетворительно


Оценочный лист (заполняется преподавателем)

ФИО обучающегося


задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

14 баллов



Задание №2

9 баллов


Задание №3

10 баллов


Задание №4

16 баллов


ИТОГО:

49 баллов


Дата проверки ________________________________

Практическое занятие №4

Тема: Нервная система

Цели работы:

Общие:

  • проверить знания студентов по теме « Нервная система»

Частные:

  • закрепить представление обучающихся о строении, значении разных отделов нервной системы

  • обобщить особенности функционирования нервной системы

  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения

Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД


№ п/п


Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)



Образовательные результаты



Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности


Формируемые

профессиональные умения

1.

Общий план строения и значение нервной системы: значение, структура, нервные центры, нейрон, основные свойства и функции нервной системы: раздражимость, возбудимость, синапсы

- закрепить основные понятия и определения

- умение найти правильное определение

- умение выделить основные свойства

2.

Рефлекс как основная форма нервной деятельности: понятие рефлекса, рефлекторная дуга

- закрепить представление о рефлекторной деятельности мозга

- умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия

3.

Условные и безусловные рефлексы: отличия условных рефлексов от безусловных, биологическое значение условных рефлексов, условия и механизм образования условного рефлекса, торможение, динамический стереотип.

- закрепить знания отличительных признаков рефлексов и особенностях их проявлений

- умение заполнять таблицы

- умение классифицировать понятия и признаки

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

  1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
    2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.

Указания к работе:

1.Проанализируйте содержание тестового задания.

2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3.Выполните задания контрольной работы своего варианта с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Задание. Выполните задания теста по вариантам .

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается от 1 до 8 баллов.

Максимальное количество баллов - 50.

1 вариант.

1.Раздражимость- это:

А) способность под влиянием факторов внутренней и внешней среды переходить из состояния покоя в состояние активности

Б) способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением

2.Где расположен медиатор( химическое вещество)

А) синаптическая щель

Б) клеточные мембраны

В) синаптические пузырьки

3.Для образования условного рефлекса необходимо

А) условный раздражитель, безусловный раздражитель, повторение

Б) условный раздражитель, доминанта

Б) доминанта

4.Что не относится к рефлекторной дуге

А) рецептор

Б) раздражитель

В) вставочный нейрон

Г) чувствительный нейрон

5.При длительном стоянии мы постоянно перемещаем тяжесть тела то на правую , то на левую ногу. Это перемещение находится под контролем какого отдела мозга

А) средний мозг

Б) продолговатый мозг

В) промежуточный мозг

6.Обиженный ребенок плачет, его заставляют читать, он продолжает плакать. Какое явление нервной системы проявляется у плачущего ребенка

А) динамический стереотип

Б) доминанта

7.Что относится к нейрону

А) доминанта, аксон, дендрит

Б) аксон, дендрит, нервный центр

В) аксон, дендрит, тело клетки, ядро

8.Обратная связь- это:

А) вторичная импульсация, направленная на исправление допущенных ошибок

Б) реакция на действие раздражителей

9.В ЦНС расположены

А) чувствительный и вставочный нейроны

Б) вставочный и двигательный нейроны

В) чувствительный и двигательный нейроны

10.Заполнить таблицу по сравнению рефлексов

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.


11.Возбудимость- это:

А) способность под влиянием факторов внутренней и внешней среды переходить из состояния покоя в состояние активности

Б) способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением

12.Условный рефлекс- это:

А) нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования на внешнюю среду

Б) нервный механизм, обеспечивающий выживание на ранних этапах жизни

13.Какие рефлексы регулируют центры продолговатого мозга

А) ориентировка, координация движений

Б) слюноотделение, кашель, чихание

В) слюноотделение, ориентировка

14.Где расположен вставочный нейрон

А) между чувствительным и двигательным нейронами

Б) между двигательным и эфферентным нейронами

В) между рецептором и чувствительным нейроном

15.При закрытых глазах здоровый человек легко указательным пальцем дотронется до кончика носа. Какой отдел мозга это контролирует

А) средний мозг

Б) мозжечок

В) продолговатый мозг

16.Ребенок сделал ошибку при письме. Посмотрел учебник и исправил ошибку. Какой принцип работы нервной системы проявился

А) обратная связь

Б) доминанта

17.Что относится к рефлекторной дуге

А) рецептор, раздражитель, двигательный нейрон

Б) раздражитель, вставочный нейрон, чувствительный нейрон

В) вставочный нейрон, чувствительный нейрон

18.Какой из отделов головного мозга является продолжением спинного мозга

А) мозжечок

Б) продолговатый мозг

В) промежуточный мозг

19.Для образования условного рефлекса необходимо

А) условный раздражитель, безусловный раздражитель, повторение

Б) условный раздражитель, доминанта

Б) доминанта

20.Заполнить таблицу по видам нейронов рефлекторной дуги

Название нейрона

Расположение нейрона

1.

1.

2.

2.

3.

3.


2 вариант.

1.Нервное волокно- это:

А) нервное окончание, покрытое оболочкой

Б) аксон, покрытый оболочкой

2.Какие области коры больших полушарий регулируют ориентацию в пространстве и конструктивную деятельность

А) сенсорные

Б) моторные

В) ассоциативные

3 .Какой из отделов головного мозга является продолжением спинного мозга

А) мозжечок

Б) продолговатый мозг

В) промежуточный мозг

4. В ЦНС расположены

А) чувствительный и вставочный нейроны

Б) вставочный и двигательный нейроны

В) чувствительный и двигательный нейроны

5.У больного ребенка нарушена координация движений, движения его резки, отрывисты, при ходьбе он шатается. Какой отдел мозга у него поврежден

А) средний мозг

Б) мозжечок

В) продолговатый мозг

6.Ребенок привык готовить уроки за столом, где постоянно разбросаны учебные принадлежности. Какое явление нервной системы проявляется

А) динамический стереотип

Б) доминанта

В) обратная связь

7.Что входит в строение синапса

А) синаптическая щель, медиатор, нервное волокно

Б) пресинаптисеский отдел, медиатор, нервное волокно

В) пресинаптический и постсинаптические отделы, пузырьки с медиатором

8.Какие области коры больших полушарий регулируют речь, абстрактное мышление

А) сенсорные

Б) моторные

В) ассоциативные

9.Какие рефлексы регулируют центры продолговатого мозга

А) ориентировка, координация движений

Б) слюноотделение, кашель, чихание

В) слюноотделение, ориентировка

10.Заполнить таблицу по торможению условных рефлексов


Виды торможения

Особенности проявления

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.


11.Нервный центр- это:

А) сложное функциональное объединение нейронов, расположенных в ЦНС, регулирующих функции

Б) сложная структурная и функциональная единица нервной системы

12.Высшей нервной деятельностью является

А) совокупность сложных форм деятельности коры и подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие организма с внешней средой

Б) нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования на внешнюю среду

13. Какие области коры больших полушарий регулируют речь, абстрактное мышление

А) сенсорные

Б) моторные

В) ассоциативные

14. Обратная связь- это:

А) вторичная импульсация, направленная на исправление допущенных ошибок

Б) реакция на действие раздражителей

15.Произошло повреждение продолговатого мозга. Что произойдёт с пострадавшим

А) нарушится координация движений

Б) дыхание станет учащенным, повысится внутричерепное давление

В) дыхание и сердцебиение прекратится

16.Ребенок ищет линейку в новом пенале и не находит (в новый пенал линейка не помещается). Какой рефлекс проявляется

А) Безусловный рефлекс

Б) условный рефлекс

В) ориентировочный рефлекс

17.Что необходимо для образования условного рефлекса

А) условный раздражитель, безусловный раздражитель

Б) условный раздражитель, безусловный раздражитель, сочетание этих раздражителей

18.Что относится к рефлекторной дуге

А) рецептор, вставочный нейрон, чувствительный нейрон, раздражитель

Б) раздражитель, рецептор

В) вставочный нейрон, чувствительный нейрон, рецептор

19. Где не может быть расположен вставочный нейрон

А) между чувствительным и двигательным нейронами

Б) между рецептором и чувствительным нейроном

20. Заполнить таблицу по типам ВНД

Тип ВНД по Гиппократу

Тип ВНД по Павлову

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.


Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:

Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

45-50

90-100

5

отлично

40-44

80-89

4

хорошо

35-39

70-79

3

удовлетворительно

менее 35

менее 70

2

неудовлетворительно


Оценочный лист (заполняется преподавателем)


ФИО обучающегося


задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание

50баллов



ИТОГО:

50 баллов


Дата проверки ________________________________

Практическое занятие №5

Тема: Эндокринология: влияния эндокринных желез на развитие

Цели работы:

Общие:

  • развивать интерес к изучению влияния деятельности эндокринных желез на развитие ребёнка


Частные:

  • закрепить представление обучающихся о функционировании эндокринных желез и влиянии гормонов на развитие ребёнка

  • формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося

  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения


Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД


№ п/п


Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)



Образовательные результаты



Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности



Формируемые

профессиональные умения

1.

Возрастная эндокринология: железы внутренней секреции, гормоны

возрастные анатомо-физиологические особенности детей,

влияние гормонов на созревание и развитие ребенка

- умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия

- умение выделять особенности

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.

Ресурсы Рунета:

http://anatomy.ucoz.ru

http://anatom-samsmu.narod.

Указания к работе:

1.Проанализируйте содержание практического задания.

2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Задание №1. Установите соответствие между гормоном и его действием. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, ).

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов - 14.

1.

Соматотропин

а

Регуляция функций щитовидной железы

2.

Тиротропин

б

Обеспечивает рост, умственное и физическое развитие

3.

Вазопрессин

в

Регулирует обменные процессы

4.

Тироксин

г

Регулирует обмен углеводов

5.

Инсулин

д

Стимулирует обмен веществ, влияет на сосуды

6.

Адреналин

е

Регулирует метаболизм кальция и фосфора

7.

Паратгормон

ж

Реабсорбция воды в почках


Баллы ______________________

Задание 2. Изучите и проанализируйте особенности желез и гормонов.. Результаты анализа занесите в таблицу .Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках 3, 4 учебной таблицы оценивается 1 баллом; каждый правильный и полный ответ в колонке 5 оценивается 2 баллами. Максимальное количество баллов58.

п/п

Эндокринная железа

Выделяемые гормоны

Их действия

Отклонения ( болезни)

1

2

3

4

5

1.

Гипофиз

1

2

3


1.

2

3


1

2

3

4

5

2.

Щитовидная

1.

1.

1

2

3

4

3.

Паращитовидные

1.

1.

1

2

4.

Надпочечники

1.

1

1.

2

3

5.

Эндокринная часть поджелудочной

1

1.

1.

2

6.

Эндокринная часть половых желез

1.

1.

1.

2

7.

Эпифиз

1.

1.

1.

2


Баллы ______________________

Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:

Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

68-72

90-100

5

отлично

61-67

80-89

4

хорошо

57-60

70-79

3

удовлетворительно

менее 57

менее 70

2

неудовлетворительно

Оценочный лист (заполняется преподавателем)


ФИО обучающегося


задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

14 баллов



Задание №2

58 баллов


ИТОГО:

72 балла


Дата проверки ___________________________


ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №6

Тема: Анализ возрастных особенностей сенсорных систем и составление рекомендаций по гигиене слуха и зрения

Цели работы:

Общие:

  • развивать интерес обучающихся к изучению особенностей анализаторов организации организма

Частные:

  • закрепить представление обучающихся о возрастных особенностях анализаторских

( сенсорных) систем и их гигиене

  • формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося

  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения

Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД


№ п/п


Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)



Образовательные результаты



Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности



Формируемые

профессиональные умения

1.

Сенсорные системы: возрастные особенности строения глаза, аккомодация , нарушения зрения; возрастные особенности органа слуха, гигиена систем


возрастные анатомо-физиологические особенности детей,

основы гигиены детей, гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- умение классифицировать

- умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия



Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.

Ресурсы Рунета:

http://anatomy.ucoz.ru

http://anatom-samsmu.narod.ru

Указания к работе:

1.Проанализируйте содержание практического задания.

2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Задания

Задание №1. Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, ).

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов - 12.

1.

Аккомодация

а

Повышение преломляющей силы глаза

2.

Близорукость

б

Полная цветовая слепота

3.

Дальнозоркость

в

Изменение преломляющей силы глаза

4.

Ахромазия

г

Понижение преломляющей силы глаза

5.

Дальтонизм

д

Приспособление к изменениям яркости освещения

6.

Адаптация

е

Нарушение цветового зрения


Баллы ______________________

Задание 2. Изучите и проанализируйте возрастные особенности органа слуха и зрения. Результаты анализа занесите в таблицу .

Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках учебной таблицы оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов18.

п/п

Часть органа

Особенности

У взрослого человека

При рождении

1

2

3

4

5

1.

Хрусталик




2.

Роговица




3.

Радужка




4.

Барабанная перепонка




5.

Слуховая труба




6.

Слуховые косточки




Баллы ______________________

Задание №3. Проанализируйте информационные материалы и составьте рекомендации по гигиене слуха и зрения.( 15 рекомендаций)

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 3 баллами.

Максимальное количество баллов - 45.

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14


15




Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:

Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

70-75

90-100

5

отлично

65-69

80-89

4

хорошо

59-64

70-79

3

удовлетворительно

менее 59

менее 70

2

неудовлетворительно

Оценочный лист (заполняется преподавателем

ФИО обучающегося


задания

количество баллов

Набранное количество

Процент результативности

Отметка,

подпись препод

Задание №1

12 баллов



Задание №2

18 баллов


Задание №3

45 баллов


ИТОГО:

75 баллов


Дата проверки ________________________________


ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №7

Тема: Дыхательная система: составление основных вопросов и ответов по процессу дыхания

Цели работы:

Общие:

  • развивать интерес обучающихся к изучению особенности процесса дыхания


Частные:

  • закрепить представление обучающихся о процессе дыхания

  • формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося

  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения


Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД


№ п/п


Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)



Образовательные результаты



Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности



Формируемые

профессиональные умения

1.

Дыхательная система: возрастные особенности строения и функции органов дыхания, регуляция дыхания и её возрастные особенности

возрастные анатомо-физиологические особенности детей,

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека

- умение выделять основное содержание

- уметь правильно сформулировать вопрос и правильно на него ответить

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.

Ресурсы Рунета:

http://anatomy.ucoz.ru

http://anatom-samsmu.narod.ru


Указания к работе:

1.Проанализируйте содержание практического задания.

2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.


Задания

Задание №1. Проанализируйте свои знания и составьте 13 основных вопросов с ответами.

Критерии оценки: каждый правильный вопрос оценивается 2 баллами, за каждый правильный ответ – 1 балл.Максимальное количество баллов39.

1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.



10.



11.



12.



13.




Баллы ______________________

Задание №2. Проанализируйте текст, найдите ошибки.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом..

Максимальное количество баллов6.

В легких кровь из артериальной превращается в венозную, богатую СО2. и бедную О2. Венозная кровь поступает в ткани, где в результате беспрерывно проходящих процессов используется О2 и образуется СО2. В тканях напряжение О2 близко к нулю, а напряжение СО2 около 60 мм рт. ст. В результате разности давления СО; из ткани диффундирует в кровь, а О2 — в ткани. Кровь становится артериальной и по венам поступает в легкие, где цикл обмена газов повторяется вновь.




Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:

Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

41-45

90-100

5

отлично

36-40

80-89

4

хорошо

30-35

70-79

3

удовлетворительно

менее 30

менее 70

2

неудовлетворительно

Оценочный лист (заполняется преподавателем)


ФИО обучающегося


задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

39 баллов



Задание №2

6 баллов


ИТОГО:

45 баллов



Дата проверки ________________________________



ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №8

Тема: Изучение сердечно- сосудистой системы

Цели работы:

Общие:

  • закрепить знания обучающихся

Частные:

  • закрепить представление обучающихся о сердечно- сосудистой системе и особенностях крови

  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения

Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД


№ п/п


Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)



Образовательные результаты



Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности



Формируемые

умения

1.

Сердечно-сосудистая система и кровь.

- основные понятия : состав крови, система кровообращения, сердечный цикл

-определять роль и значение

- умение заполнять таблицы

- умение классифицировать понятия и признаки

- умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

  1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
    2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.


Ресурсы Рунета:

http://anatomy.ucoz.ru

http://anatom-samsmu.narod.ru


Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.


Задания

Вариант 1.

Задание №1. Выбрать правильный ответ.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов16.

1. Кровь – это:

А) раствор органических веществ

Б) раствор неорганических веществ

В) раствор неорганических и органических веществ

Г) жидкая соединительная ткань

2. Средняя продолжительность жизни эритроцита:

А) несколько часов

Б) до 10 дней

В) до месяца

Г) до 4 месяцев

3. В норме в 1 мл крови содержится эритроцитов :

А) 4-5 тыс.

Б) 40-50 тыс.

В) 400-500 тыс.

Г) 4-5 млн.

4. Клетки крови, способные выполнять функцию за пределами кровеносного русла:

А) эритроциты и тромбоциты

Б) тромбоциты и лейкоциты

В) лейкоциты и эритроциты

Г) эритроциты

Д) лейкоциты

5. Форменные элементы крови, участвующие в переносе углекислого газа:

А) эритроциты и лейкоциты

Б) тромбоциты и эритроциты

В) тромбоциты и лейкоциты

Г) лейкоциты

Д) другое решение

6. Карбоксигемоглобин вещество, образующееся при взаимодействии гемоглобина с:

А) углекислый газ

Б) кислород

В) угарный газ

7. В состав молекулы гемоглобина входит:

А) железо

Б) магний

В) медь

8. Больше половины крови находится в:

А) сердце и артерии

Б) сердце и капилляры

В) артерии

Г) капилляры и артерии

Д) вены

Баллы ______________________


Задание №2. Выбрать правильный ответ.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов16.

1.В начале легочного ствола расположен клапан:

А) одностворчатый

Б) двустворчатый

В) полулунный

Г) все верно

2. Кровь в правое предсердие поступает по венам, это кровь:

А) венозная

Б) артериальная

В) смешанная

3.Сердечный цикл включает:

А) сокращение предсердий и общая пауза перед сокращением желудочков

Б) пауза перед сокращением желудочков и сокращение желудочков

В) сокращение предсердий и желудочков

Г) сокращение предсердий и желудочков, общая пауза

4.Артерия, по которой течет венозная кровь:

А) почечная

Б) печеночная

В) бедренная

Г) легочная

5. Наиболее быстрый ток крови в:

А) капиллярах

Б) полых венах

В) аорте

6. Артерии- это сосуды, по которым течет кровь:

А) артериальная

Б) венозная

В) смешанная

Г) артериальная, венозная

7. Кровь выносится из правого и левого желудочков по сосудам, их кол-во:

А) 1и1

Б) 2и2

В) 3и3

Г) 2и3

Д) 3и2

8. Причина нарушения сердечной деятельности у детей:

А) ангина

Б) грипп

В) глисты

Г) хронический насморк

Д) все верно

Баллы ______________________


Задание 3. Заполнить таблицу

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов9.

Фаза сердечного цикла

Продолжительность

Движение крови

1



2.



3.




Задание №4Ответить на вопросы

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов - 8.

Вопрос1. Какую роль выполняют лейкоциты в участке воспаления?

Вопрос 2. Большой круг кровообращения начинается в --------------------, а заканчивается в --------------------------

Вопрос 3. Масса сердца взрослого человека , а при рождении ---- ---------------

Вопрос 4. Частота сердечных сокращений у детей до года , а у взрослого ).


Баллы ______________________

Вариант 2.

Задание №1. Выбрать правильный ответ.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов16.

1.Кровь относят к тканям:

А ) мышечным

Б) покровным

В) соединительным

Г) другое решение

2. Средняя продолжительность пребывания тромбоцитов в кровотоке:

А) 1-4 дня

Б) 5-11 дней

В) 14-20 дней

Г) 22-30 дней

3. В норме в 1мл. крови находится лейкоцитов:

А) 4-9млн

Б) 40-90 млн

В) 49-90 млн

Г) 400-900 тыс

Д) 4-9 тыс

4. Перенос углекислого газа в крови осуществляется:

А) эритроцитами и лейкоцитами

Б) лейкоцитами и тромбоцитами

В) тромбоцитами

Г) плазмой и эритроцитами

5. Эритроциты содержат:

А) красящее вещество

Б) многочисленные митохондрии

В) белок фибрин

6. Кровь из венозной превращается в артериальную в :

А) предсердиях

Б) желудочках

В) капиллярах большого круга

Г) капиллярах малого круга

Д) капиллярах большого и малого кругов

7. Клетки крови являются носителями веществ, обеспечивающих свертывание:

А) эритроциты и тромбоциты

Б) тромбоциты и лейкоциты

В) лейкоциты и эритроциты

Г) тромбоциты

Д) лейкоциты

8. Органы- депо крови:

А) сердце и легкие

Б) легкие и почки

В) почки, печень, селезенка

Г) сердце, печень, легкие

Д) легкие, кожа, селезенка, печень

Баллы ______________________


Задание №2. Выбрать правильный ответ.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов16.

1.В сердце между предсердиями и желудочками находится клапан:

А) одностворчатый

Б) двустворчатый

В) трехстворчатый

2. В начале аорты расположен клапан:

А) одностворчатый

Б) двустворчатый

В) трехстворчатый

Г) полулунный

3. Кровь, поступающая по венам в левое предсердие:

А) венозная

Б) артериальная

В) смешанная

4. Вена, по которой течет артериальная кровь:

А) верхняя полая

Б) нижняя полая

В) печеночная

Г) легочная

5. Наиболее высокое кровяное давление в :

А) артерияхБ) капиллярахВ) венах

6. Наименьшая скорость крови в :А) артерияхБ) капиллярахВ) венах

7. Продолжительность фаз сердечного цикла:А) 0,9Б) 0,5В) 0,8

8. Автоматизм сердца :

А) способность сердца замедлять свою работу при раздражении одних нервов и усиливать- при раздражении других

Б) способность усиливать свою деятельность под действием адреналина

В) способность ритмически сокращаться без внешних раздражителей

Баллы ______________________

Задание 3. Заполнить таблицу

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов9.

Фаза сердечного цикла

Состояние предсердий

Состояние желудочков

1



2.


Сокращаются

3




Задание №4. Ответить на вопросы

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов - 8.

1.Какие клетки крови могут выходить из кровеносных сосудов и для чего?

  1. Малый круг кровообращения начинается в , а заканчивается в… ).

  2. Форма сердца у взрослого человека имеет форму ), а у новорожденного

  3. Норма кровяного давление у взрослого человека ), а у подростка

Баллы ______________________


Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:

Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

45-55

90-100

5

отлично

40-44

80-89

4

хорошо

35-39

70-79

3

удовлетворительно

менее 35

менее 70

2

неудовлетворительно


ФИО обучающегося


№ задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

16 баллов



Задание №2

16 баллов


Задание №3

9 баллов


Задание №4

8 баллов


ИТОГО:

55 баллов



Дата проверки ________________________________



ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №9

Тема: Сравнение детских инфекций

Цели работы:

  • закрепить представление обучающихся о профилактике, признаках инфекций

  • формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося

  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения


Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

В.В.Голубев, С.В.Голубев. Основы педиатрии и гигиены, учебное пособие.,М- Академия, 1998г.

Оборудование:

Указания к работе:

1.Проанализируйте содержание практического задания.

2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Желаем успехов в Вашем продвижении по индивидуальному образовательному маршруту!


Задания

Задание №1. Установите соответствие между понятием и его признаком. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, ).

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов - 14.


1.

Скарлатина

а

Поражение желез

2.

Корь

б

Сыпь становится пузырьковой с жидкостью

3.

Краснуха

в

Боль в горле, язык малиновый

4.

Коклюш

г

Сыпь мелкая ,невыступающая на поверхности кожи

5.

Ветряная оспа

д

Кашель частый с невысокой температурой

6.

Эпидемический паротит

е

Мелкая белесая сыпь на слизистых щек

7.

Туберкулёз

ж

Кашель приступообразный с отеком лица


Баллы ______________________


Задание 2. Изучите и проанализируйте отличительные особенности болезней. Результаты анализа занесите в таблицу .

Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонке 3 -1 балл, а в 4и 5 оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов67.

п/п

Название болезни

Инкубационный период

Основные признаки

Профилактика

1

2

3

4

5

1.

Скарлатина


1

2

1

2

3

2.

Корь


1

2

1

2

3

3.

Краснуха


1

2


1

4.

Коклюш


1

2

1

2

5.

Ветряная оспа




1

2

1

2

6.

Эпидемический паротит




1

2

1

2

3

7.

Туберкулёз



1

2

1

2

Баллы ______________________


Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:


Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

74-81

90-100

5

отлично

66-73

80-89

4

хорошо

58-65

70-79

3

удовлетворительно

менее 58

менее 70

2

неудовлетворительно


Оценочный лист (заполняется преподавателем)


ФИО обучающегося


задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

14 баллов



Задание №2

67 баллов


ИТОГО:

81 балл




Дата проверки ________________________________



Практическое занятие №10

Тема: Эпидемиология и инфекционные заболевания.


Цели работы:

Общие:

  • проверить знания обучающихся

Частные:

  • закрепить представление обучающихся об инфекционных заболеваниях

  • формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося

  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения


Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД


№ п/п


Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)



Образовательные результаты



Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности



Формируемые

профессиональные умения

1.

Инфекционные заболевания: понятие болезни, возбудители болезней

- основные понятия: болезнь, стадии. возбудители


- умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия


2.

Воздушно- капельные инфекции: ОРВИ, туберкулёз, детские болезни: скарлатина, краснуха, корь, дифтерия, ветряная оспа, эпидпаротит

- основные признаки ОРВИ


- умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия

- по основным признакам определить вид ОРВИ

3.

Кишечные инфекции: дизентерия, сальмонеллез, полиомиелит

основные признаки кишечных инфекций


- умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия

- по основным признакам определить вид кишечной инфекции

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

В.В.Голубев, С.В.Голубев. Основы педиатрии и гигиены, учебное пособие.,М- Академия, 1998г.

Оборудование:

Указания к работе:

1.Проанализируйте содержание практических заданий.

2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3.На основе своих представлений актуализируйте знания по теме.

4.Выполните задания с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Задания

Вариант 1.

Задание №1. Ответить на вопросы .

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается баллами.

Максимальное количество баллов - 19.

П/п

Вопросы

Б

Ответы


1


2

1.

Дайте определение инфекционного процесса.

1


2.

Назовите основные формы инфекцион­ного процесса.

2

1.

2.

3.

Какие заболевания относятся к инфекционным?

1


4.

Что такое носительство инфекции?

1


5.

Перечислите основные параметры, характеризующие инфекционную болезнь.

8

1

2

3

4

5

6

7

8


6.

Кто может быть источником инфекции (заражения?)

2

1

2

7.

Назовите четыре системы органов, куда первично может попадать инфекция.

4

1

2

3

Баллы ______________________

Задание №2. Ответить на вопросы.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается баллами.

Максимальное количество баллов - 18

№№

П/п

Вопросы

Б

Ответы


1


2

1.

Дайте определение дизентерии

1


2.

Назовите возбудителя дизентерии.

1


3.

Путь заражения.

1


4.

Назовите источник заражения при дизентерии.

2

1

2

5.

Перечислите основные звенья дизентерии.

6

1

2

3

4

5

6

6.

Поражение каких отделов кишечника наиболее типично для дизентерии?

2

1

2

7.

Перечислите отличительные особенности дизентерии у детей.

5

1

2

3

4

5

Баллы ______________________


Задание №3. Ответить на вопросы ..

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается баллами.

Максимальное количество баллов - 16

№№

П/п

Вопросы

Б

Ответы

1.

Дайте определение кори.

1


3.

Укажите источник заражения при кори.

1


4.

Каков путь заражения?

1


5.

Назовите типичную локализацию местных изменений при кори.

4

1

2

3

4

6.

Перечислите основные моменты в развитии кори.

5

1

2

3

4

5

7.

Назовите наиболее частые осложнения кори, связанные с присоединениями вторичной инфекции.

2

1

2

8.

Укажите причины смерти при кори.

2

1

2

Баллы ______________________


Задание №4. Ответить на вопросы ..

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается баллами.

Максимальное количество баллов - 8

№№

П/п

Вопросы

Б

Ответы

1


2

1.

Дайте определение острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ).

1


2.

Какие ОРВИ имеют наибольшее значение в настоящее время?

4

1

2

3

4.

3.

Назовите наиболее характерные проявления при ОРВИ.

3

1

2

3

Баллы ______________________

Вариант 2.

Задание №1. Ответить на вопросы ..

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается баллами.

Максимальное количество баллов - 19

№№

П/п

Вопросы

Б

Ответы

1.

Перечислите внешние факторы передачи инфекции.

6

1

2

3

4

5

6

2.

Назовите механизмы передачи инфекции.

5

1

2

3

4

5

3.

Назовите четыре системы органов, куда первично может попадать инфекция.

4

1

2

3

4

4.

Какие периоды в течении инфекционной болезни принято выделять?

4

1

2

3

4

Баллы ______________________


Задание №2. Ответить на вопросы ..

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается баллами.

Максимальное количество баллов - 15

№№

П/п

Вопросы

Б

Ответы

1.

Дайте определение дифтерии.

1


2.

Назовите возбудителя дифтерии.

1


3.

Кто является источником заражения?

2

1

2

4.

Как происходит заражение?

2

1

2

5.

На какие системы организма преимущественно оказывает действие экзотоксин дифтерийной палочки?

3

1

2

3

6.

Назовите типичную локализацию местных изменений при дифтерии.

3

1

2

3

7.

Укажите основные формы дифтерии.

3

1

2

3

Баллы ______________________


Задание №3. Ответить на вопросы ..

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается баллами.

Максимальное количество баллов - 16

№№

П/п

Вопросы

Б

Ответы

1.

Дайте определение полиомиелита.

1


2.

Кто является источником заражения?

2

1

2

3.

Как происходит заражение?

2

1

2

4.

Перечислите основные моменты развития полиомиелита.

4

1

2

3

4

5.

Какие стадии заболевания выделяют при полиомиелите?

4

1

2

3

4

6.

Перечислите наиболее частые осложнения полиомиелита.

2

1

2

7.

Назовите причины смерти при полиомиелите.

1


Баллы ______________________


Задание №4. Ответить на вопросы ..

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается баллами.

Максимальное количество баллов - 11

№№

П/п

Вопросы

Б

Ответы

1.

Назовите возбудителя гриппа.

1


2.

Перечислите клинико-морфо­логические формы гриппа.

3

1

2

3

3.

Назовите морфологические проявления легкой формы гриппа.

1


4.

Укажите разновидности тяжелой формы гриппа.

2

1

2

5.

Назовите наиболее частые причины смерти при гриппе.

4

1

2

3

4

Баллы ______________________


Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:


Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

54-61

90-100

5

отлично

48-53

80-89

4

хорошо

42-47

70-79

3

удовлетворительно

менее 42

менее 70

2

неудовлетворительно


Оценочный лист (заполняется преподавателем)


Вариант 1


ФИО обучающегося


задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

19 баллов



Задание №2

18баллов


Задание №3

16 баллов


Задание №4

8 баллов


ИТОГО:

61 балл


Дата проверки ________________________________

Вариант 2

ФИО обучающегося


задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

19 баллов



Задание №2

15 баллов


Задание №3

16 баллов


Задание №4

11 баллов


ИТОГО:

61 балл




Дата проверки ________________________________








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основные источники (ОИ):


№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ОИ 1

Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. Учреждений сред. проф. Образования

Сапин М.Р.

М.: «Академия», 2019. – 384 с.



Дополнительные источники (ДИ):


№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ДИ 1

Анатомия и физиология детского организма

Леонтьева Н.Н., Маринова К.В.

М.: «Просвещение», 2018.

ДИ 2

Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие для пед.института

Хрипкова А.Г., Антронова М.В., Фарбер Д.А.

М.: «Просвещение», 2018.


Интернет-ресурсы (И-Р):


И-Р 1

Анатомия – Википедия http://www. ru.wikipedia.org

И-Р 2

Анатомия - Большая советская энциклопедия http://www.enc - dic. com

И-Р 3

Возрастная анатомия и физиология http:// www.alleng.ru d/bio 250.htm









2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Елена Ивановна Катаева

Дата: 17.11.2021

Номер свидетельства: 591676


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства