Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине оп.03 «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине оп.03 «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Планы занятий являются составной частью рабочей программы по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 44.02.01 Дошкольное образование. Автор предлагает 10 практических работ и предполагаемые ответы на задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине оп.03 «возрастная анатомия, физиология и гигиена»»
П/Р №9. Сравнение детских инфекций…………………………………………
П/Р №10.Эпидемиология и инфекционные заболевания…..............................
4
6
9
12
15
21
23
25
27
33
34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планы занятий являются составной частью рабочей программы по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 44.02.01 Дошкольное образование. Автор предлагает 10 практических работ и предполагаемые ответы на задания.
В планах практических занятий для каждой работы:
сформулированы цели с учётом ОК и ПК в рамках УД;
представлен перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД;
перечислены требования, предъявляемые к обучающимся;
указаны необходимые информационные материалы и оборудование;
предложены варианты практических заданий разных видов, направленных на формирование профессиональных умений, с эталонами (ответами и образцами выполнения заданий);
подготовлены инструкции (алгоритмы, правила, указания) по выполнению работы;
разработаны критерии и нормы оценки работы, оценочные листы.
При организации практического занятия учитываются уровни усвоения материала, указанные в рабочей программе УД:
1. Ознакомительный уровень - узнавание ранее изученных объектов и свойств.
2. Репродуктивный уровень - выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством.
3. Продуктивный уровень - планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
Все планируемые образовательные результаты соотносятся с указанными уровнями. Проверка сформированности каждого из результатов осуществляется с помощью специально разработанных заданий.
Содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.) выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.
Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на формирование общих и профессиональных компетенций.
Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся – их теоретической готовности к выполнению задания.
Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Формы организации обучающихся практических занятиях: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Критерии оценки выполнения практических работ:
- правильность и полнота выполнения задания;
- правильность устных ответов.
Оценка «5» (отлично):
- задание выполнено правильно в полном объёме (допустима 1 ошибка), даны правильные ответы на вопросы.
Оценка «4» (хорошо):
- задание выполнено в полном объёме, допущено не более двух ошибок, даны правильные ответы на вопросы.
- задание выполнено в полном объёме, допущена одна ошибка в ответах на вопросы.
- задание выполнено в полном объёме, допущено 1 ошибка в задании, одна в ответах на вопросы.
Оценка «3» (удовлетворительно):
- задание выполнено в неполном объёме (70-80%),
- задание выполнено в полном объёме, допущено не более 3 ошибок , в том числе не более 1 ошибки в ответах на вопросы.
Работа возвращается на доработку:
- задание выполнено в объёме менее 70 %, допущено более 3 ошибок.
Практическое занятие №1
Тема: Изучение уровней организации организма и его регуляция
Цели работы:
закрепить представление обучающихся об уровнях организации организма и регуляции
формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п
Наименование учебных элементов
(дидактических единиц)
Образовательные результаты
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности
Формируемые
умения
1.
Уровни организации организма и его регуляция
основные понятия : клетка, ткань, орган, системы, регуляция, гомеостаз; функции
определять расположение и строение
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с. 2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
Дата выполнения работы ______________________________________________________________
Вариант № _______________________________________________
Задания к практической работе
Задание №1.Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а).
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 14.
1.
Клетка
а
Часть организма, имеющая определённую форму, строение, выполняющая определённую функцию
2.
Организм
б
Совокупность клеток и межклеточного вещества, выполняющих определённую функцию
3.
Орган
в
Целостная , саморегулирующая система, состоящая из клеток, тканей и систем.
4.
Ткань
г
Основная структурно- функциональная единица всего живого
5.
Саморегуляция
д
Регуляторная деятельность при помощи нервных импульсов
6.
Нервная регуляция
е
Регуляция при помощи циркулирующих в жидкостях внутренней среды биологически активных веществ
7.
Гуморальная регуляция
ж
Регуляция по поддержанию определённого состава внутренней среды
Баллы ______________________
Задание 2. Изучите и проанализируйте виды тканей. Результаты анализа занесите в таблицу 1.
Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках 2, 3 учебной таблицы оценивается 1 баллом; каждый правильный и полный ответ в колонках 4, 5 оценивается 2 баллами.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 6.
Текст для нахождения ошибок.
Благодаря дыхательной функции кровь переносит углекислый газ от легких к органам и тканям и кислород от периферических тканей в легкие. Выделительная функция осуществляет транспорт продуктов обмена (мочевой кислоты, билирубина и др.) к органам выделения (почки, кишечник, кожа и др.) с целью последующего их использования как веществ, вредных для организма. Питательная функция основана на перемещении питательных веществ (глюкозы, аминокислот и др.), образовавшихся в результате пищеварения, к органам и тканям. Терморегуляторная функция осуществляется путем переноса тепла внутрь из глубоколежащих органов к сосудам кожи, а также путем равномерного распределения тепла в организме в результате высокой теплоемкости и теплопроводности крови.
Баллы ______________________
Задание №4. Проставьте обозначения.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 30.
Баллы ______________________
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка
Качественная оценка
Баллы
Процентные показатели
Отметка
Вербальный аналог
85-95
90-100
5
отлично
75-84
80-89
4
хорошо
69-74
70-79
3
удовлетворительно
менее 69
менее 70
2
неудовлетворительно
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося
№ задания
Максимальное количество баллов
Набранное количество баллов
Процент результативности выполнения задания
Отметка,
подпись преподавателя
Задание №1
14 баллов
Задание №2
45 баллов
Задание №3
6 баллов
Задание №4
30 баллов
ИТОГО:
95 баллов
Дата проверки ________________________________
Практическое занятие №2
Тема: Закономерности роста и развития организма человека.
Цели работы:
закрепить представление обучающихся об этапах роста и развития, закономерностях и возрастных периодах
формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с. 2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
Дата выполнения работы ______________________________________________________________
Вариант № __________________________________________________________________________
Задания к работе
Задание №1.Заполните схему индивидуального развития. Запишите ответы в соответствующую ячейку.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов - 15.
Онтогенез
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Баллы ______________________
Задание 2. Заполните таблицу.
Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках 1учебной таблицы оценивается 1 баллом; каждый правильный и полный ответ в колонках2 оценивается 4 баллами.
Максимальное количество баллов – 15.
Название зародышевого листа
1
Что из него образуется
2
Баллы ______________________
Задание 3. Дать характеристику подросткового периода.
Максимальное количество баллов – 3.
Подростковый период -
Баллы ______________________
Задание 4. В чем разница понятий «рост»и «развитие»?
Максимальное количество баллов – 2.
Рост-
Развитие-
Баллы ______________________
Задание 5. Заполните таблицу.
Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках 1учебной таблицы оценивается 1 баллом; каждый правильный и полный ответ в колонках2 оценивается 2 баллами.
1.Проанализируйте содержание практического задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания
Задание №1.Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а).
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 14.
1.
Рефлекс
а
Путь передачи нервного импульса
2.
Безусловный рефлекс
б
Воспринимает воздействия, образует импульс и приносит его в ЦНС
3.
Условный рефлекс
в
Врожденный видовой рефлекс, обеспечивает выживание на ранних этапах жизни
4.
Рефлекторная дуга
г
Проводит импульс от чувствительного нейрона
5.
Чувствительный нейрон
д
Ответная реакция организма на воздействия внешней среды
6.
Вставочный нейрон
е
Приобретенный индивидуальный, может угасать
7.
Двигательный нейрон
ж
Выносит нервный импульс из ЦНС к рабочему органу
Баллы ______________________
Задание 2. Изучите и проанализируйте виды нейронов, участвующих в осуществлении рефлекса. Результаты анализа занесите в таблицу .
Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонке 3 учебной таблицы оценивается 2 баллами; каждый правильный ответ в колонке 4 оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 9.
№ п/п
Вид нейрона
Функции
Расположение
1
2
3
4
1.
2.
3.
Баллы ______________________
Задание №3.Проанализируйте текст, найдите ошибки:
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 10.
Условные рефлексы — индивидуальные приспособительные реакции организма, которые быстро формируются под многократным влиянием раздражителей. Они присутствуют у новорожденных, могут вырабатываться и осуществляться без участия коры полушарий большого мозга. Условные рефлексы человека постоянные, они могут исчезнуть, если условный раздражитель не подкреплен безусловным.
Безусловные рефлексы — это врожденные, наследственные, постоянно передаваемые реакции, которые свойственны только человеку. Основными безусловными рефлексами являются сосательные, пищевые, защитные и половые.
Задание №4. Проставьте обозначения.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов – 16.
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка
Качественная оценка
Баллы
Процентные показатели
Отметка
Вербальный аналог
45-49
90-100
5
отлично
40-44
80-89
4
хорошо
35-39
70-79
3
удовлетворительно
менее 35
менее 70
2
неудовлетворительно
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося
№ задания
Максимальное количество баллов
Набранное количество баллов
Процент результативности выполнения задания
Отметка,
подпись преподавателя
Задание №1
14 баллов
Задание №2
9 баллов
Задание №3
10 баллов
Задание №4
16 баллов
ИТОГО:
49 баллов
Дата проверки ________________________________
Практическое занятие №4
Тема: Нервная система
Цели работы:
Общие:
проверить знания студентов по теме « Нервная система»
Частные:
закрепить представление обучающихся о строении, значении разных отделов нервной системы
обобщить особенности функционирования нервной системы
совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п
Наименование учебных элементов
(дидактических единиц)
Образовательные результаты
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности
Формируемые
профессиональные умения
1.
Общий план строения и значение нервной системы: значение, структура, нервные центры, нейрон, основные свойства и функции нервной системы: раздражимость, возбудимость, синапсы
- закрепить основные понятия и определения
- умение найти правильное определение
- умение выделить основные свойства
2.
Рефлекс как основная форма нервной деятельности: понятие рефлекса, рефлекторная дуга
- закрепить представление о рефлекторной деятельности мозга
- умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия
3.
Условные и безусловные рефлексы: отличия условных рефлексов от безусловных, биологическое значение условных рефлексов, условия и механизм образования условного рефлекса, торможение, динамический стереотип.
- закрепить знания отличительных признаков рефлексов и особенностях их проявлений
- умение заполнять таблицы
- умение классифицировать понятия и признаки
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с. 2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
5.При длительном стоянии мы постоянно перемещаем тяжесть тела то на правую , то на левую ногу. Это перемещение находится под контролем какого отдела мозга
А) средний мозг
Б) продолговатый мозг
В) промежуточный мозг
6.Обиженный ребенок плачет, его заставляют читать, он продолжает плакать. Какое явление нервной системы проявляется у плачущего ребенка
А) динамический стереотип
Б) доминанта
7.Что относится к нейрону
А) доминанта, аксон, дендрит
Б) аксон, дендрит, нервный центр
В) аксон, дендрит, тело клетки, ядро
8.Обратная связь- это:
А) вторичная импульсация, направленная на исправление допущенных ошибок
Б) реакция на действие раздражителей
9.В ЦНС расположены
А) чувствительный и вставочный нейроны
Б) вставочный и двигательный нейроны
В) чувствительный и двигательный нейроны
10.Заполнить таблицу по сравнению рефлексов
Безусловные рефлексы
Условные рефлексы
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
11.Возбудимость- это:
А) способность под влиянием факторов внутренней и внешней среды переходить из состояния покоя в состояние активности
Б) способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением
12.Условный рефлекс- это:
А) нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования на внешнюю среду
Б) нервный механизм, обеспечивающий выживание на ранних этапах жизни
1.Проанализируйте содержание практического задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задание №1.Установите соответствие между гормоном и его действием. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а).
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 14.
1.
Соматотропин
а
Регуляция функций щитовидной железы
2.
Тиротропин
б
Обеспечивает рост, умственное и физическое развитие
3.
Вазопрессин
в
Регулирует обменные процессы
4.
Тироксин
г
Регулирует обмен углеводов
5.
Инсулин
д
Стимулирует обмен веществ, влияет на сосуды
6.
Адреналин
е
Регулирует метаболизм кальция и фосфора
7.
Паратгормон
ж
Реабсорбция воды в почках
Баллы ______________________
Задание 2. Изучите и проанализируйте особенности желез и гормонов.. Результаты анализа занесите в таблицу .Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках 3, 4 учебной таблицы оценивается 1 баллом; каждый правильный и полный ответ в колонке 5 оценивается 2 баллами. Максимальное количество баллов – 58.
№ п/п
Эндокринная железа
Выделяемые гормоны
Их действия
Отклонения ( болезни)
1
2
3
4
5
1.
Гипофиз
1
2
3
1.
2
3
1
2
3
4
5
2.
Щитовидная
1.
1.
1
2
3
4
3.
Паращитовидные
1.
1.
1
2
4.
Надпочечники
1.
1
1.
2
3
5.
Эндокринная часть поджелудочной
1
1.
1.
2
6.
Эндокринная часть половых желез
1.
1.
1.
2
7.
Эпифиз
1.
1.
1.
2
Баллы ______________________
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка
Качественная оценка
Баллы
Процентные показатели
Отметка
Вербальный аналог
68-72
90-100
5
отлично
61-67
80-89
4
хорошо
57-60
70-79
3
удовлетворительно
менее 57
менее 70
2
неудовлетворительно
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося
№ задания
Максимальное количество баллов
Набранное количество баллов
Процент результативности выполнения задания
Отметка,
подпись преподавателя
Задание №1
14 баллов
Задание №2
58 баллов
ИТОГО:
72 балла
Дата проверки ___________________________
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №6
Тема: Анализ возрастных особенностей сенсорных систем и составление рекомендаций по гигиене слуха и зрения
Цели работы:
Общие:
развивать интерес обучающихся к изучению особенностей анализаторов организации организма
Частные:
закрепить представление обучающихся о возрастных особенностях анализаторских
( сенсорных) систем и их гигиене
формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п
Наименование учебных элементов
(дидактических единиц)
Образовательные результаты
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности
Формируемые
профессиональные умения
1.
Сенсорные системы: возрастные особенности строения глаза, аккомодация , нарушения зрения; возрастные особенности органа слуха, гигиена систем
возрастные анатомо-физиологические особенности детей,
основы гигиены детей, гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- умение классифицировать
- умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с. 2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
1.Проанализируйте содержание практического задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания
Задание №1.Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а).
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 12.
1.
Аккомодация
а
Повышение преломляющей силы глаза
2.
Близорукость
б
Полная цветовая слепота
3.
Дальнозоркость
в
Изменение преломляющей силы глаза
4.
Ахромазия
г
Понижение преломляющей силы глаза
5.
Дальтонизм
д
Приспособление к изменениям яркости освещения
6.
Адаптация
е
Нарушение цветового зрения
Баллы ______________________
Задание 2. Изучите и проанализируйте возрастные особенности органа слуха и зрения. Результаты анализа занесите в таблицу .
Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках учебной таблицы оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 18.
№ п/п
Часть органа
Особенности
У взрослого человека
При рождении
1
2
3
4
5
1.
Хрусталик
2.
Роговица
3.
Радужка
4.
Барабанная перепонка
5.
Слуховая труба
6.
Слуховые косточки
Баллы ______________________
Задание №3.Проанализируйте информационные материалы и составьте рекомендации по гигиене слуха и зрения.( 15 рекомендаций)
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 3 баллами.
Максимальное количество баллов - 45.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14
15
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка
Качественная оценка
Баллы
Процентные показатели
Отметка
Вербальный аналог
70-75
90-100
5
отлично
65-69
80-89
4
хорошо
59-64
70-79
3
удовлетворительно
менее 59
менее 70
2
неудовлетворительно
Оценочный лист (заполняется преподавателем
ФИО обучающегося
№ задания
количество баллов
Набранное количество
Процент результативности
Отметка,
подпись препод
Задание №1
12 баллов
Задание №2
18 баллов
Задание №3
45 баллов
ИТОГО:
75 баллов
Дата проверки ________________________________
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №7
Тема: Дыхательная система: составление основных вопросов и ответов по процессу дыхания
Цели работы:
Общие:
развивать интерес обучающихся к изучению особенности процесса дыхания
Частные:
закрепить представление обучающихся о процессе дыхания
формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п
Наименование учебных элементов
(дидактических единиц)
Образовательные результаты
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности
Формируемые
профессиональные умения
1.
Дыхательная система: возрастные особенности строения и функции органов дыхания, регуляция дыхания и её возрастные особенности
возрастные анатомо-физиологические особенности детей,
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека
- умение выделять основное содержание
- уметь правильно сформулировать вопрос и правильно на него ответить
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с. 2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
1.Проанализируйте содержание практического задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания
Задание №1.Проанализируйте свои знания и составьте 13 основных вопросов с ответами.
Критерии оценки: каждый правильный вопрос оценивается 2 баллами, за каждый правильный ответ – 1 балл.Максимальное количество баллов – 39.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Баллы ______________________
Задание №2.Проанализируйте текст, найдите ошибки.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом..
Максимальное количество баллов – 6.
В легких кровь из артериальной превращается в венозную, богатую СО2. и бедную О2. Венозная кровь поступает в ткани, где в результате беспрерывно проходящих процессов используется О2 и образуется СО2. В тканях напряжение О2 близко к нулю, а напряжение СО2 около 60 мм рт. ст. В результате разности давления СО; из ткани диффундирует в кровь, а О2 — в ткани. Кровь становится артериальной и по венам поступает в легкие, где цикл обмена газов повторяется вновь.
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка
Качественная оценка
Баллы
Процентные показатели
Отметка
Вербальный аналог
41-45
90-100
5
отлично
36-40
80-89
4
хорошо
30-35
70-79
3
удовлетворительно
менее 30
менее 70
2
неудовлетворительно
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося
№ задания
Максимальное количество баллов
Набранное количество баллов
Процент результативности выполнения задания
Отметка,
подпись преподавателя
Задание №1
39 баллов
Задание №2
6 баллов
ИТОГО:
45 баллов
Дата проверки ________________________________
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №8
Тема: Изучение сердечно- сосудистой системы
Цели работы:
Общие:
закрепить знания обучающихся
Частные:
закрепить представление обучающихся о сердечно- сосудистой системе и особенностях крови
совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п
Наименование учебных элементов
(дидактических единиц)
Образовательные результаты
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности
Формируемые
умения
1.
Сердечно-сосудистая система и кровь.
- основные понятия : состав крови, система кровообращения, сердечный цикл
-определять роль и значение
- умение заполнять таблицы
- умение классифицировать понятия и признаки
- умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с. 2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
А) способность сердца замедлять свою работу при раздражении одних нервов и усиливать- при раздражении других
Б) способность усиливать свою деятельность под действием адреналина
В) способность ритмически сокращаться без внешних раздражителей
Баллы ______________________
Задание 3. Заполнить таблицу
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов – 9.
Фаза сердечного цикла
Состояние предсердий
Состояние желудочков
1
2.
Сокращаются
3
Задание №4. Ответить на вопросы
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 8.
1.Какие клетки крови могут выходить из кровеносных сосудов и для чего?
Малый круг кровообращения начинается в , а заканчивается в… ).
Форма сердца у взрослого человека имеет форму ), а у новорожденного
Норма кровяного давление у взрослого человека ), а у подростка
Баллы ______________________
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка
Качественная оценка
Баллы
Процентные показатели
Отметка
Вербальный аналог
45-55
90-100
5
отлично
40-44
80-89
4
хорошо
35-39
70-79
3
удовлетворительно
менее 35
менее 70
2
неудовлетворительно
ФИО обучающегося
№ задания
Максимальное количество баллов
Набранное количество баллов
Процент результативности выполнения задания
Отметка,
подпись преподавателя
Задание №1
16 баллов
Задание №2
16 баллов
Задание №3
9 баллов
Задание №4
8 баллов
ИТОГО:
55 баллов
Дата проверки ________________________________
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №9
Тема: Сравнение детских инфекций
Цели работы:
закрепить представление обучающихся о профилактике, признаках инфекций
формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
В.В.Голубев, С.В.Голубев. Основы педиатрии и гигиены, учебное пособие.,М- Академия, 1998г.
Оборудование:
Указания к работе:
1.Проанализируйте содержание практического задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Желаем успехов в Вашем продвижении по индивидуальному образовательному маршруту!
Задания
Задание №1.Установите соответствие между понятием и его признаком. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а).
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 14.
1.
Скарлатина
а
Поражение желез
2.
Корь
б
Сыпь становится пузырьковой с жидкостью
3.
Краснуха
в
Боль в горле, язык малиновый
4.
Коклюш
г
Сыпь мелкая ,невыступающая на поверхности кожи
5.
Ветряная оспа
д
Кашель частый с невысокой температурой
6.
Эпидемический паротит
е
Мелкая белесая сыпь на слизистых щек
7.
Туберкулёз
ж
Кашель приступообразный с отеком лица
Баллы ______________________
Задание 2. Изучите и проанализируйте отличительные особенности болезней. Результаты анализа занесите в таблицу .
Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонке 3 -1 балл, а в 4и 5 оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов – 67.
№ п/п
Название болезни
Инкубационный период
Основные признаки
Профилактика
1
2
3
4
5
1.
Скарлатина
1
2
1
2
3
2.
Корь
1
2
1
2
3
3.
Краснуха
1
2
1
4.
Коклюш
1
2
1
2
5.
Ветряная оспа
1
2
1
2
6.
Эпидемический паротит
1
2
1
2
3
7.
Туберкулёз
1
2
1
2
Баллы ______________________
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка
Качественная оценка
Баллы
Процентные показатели
Отметка
Вербальный аналог
74-81
90-100
5
отлично
66-73
80-89
4
хорошо
58-65
70-79
3
удовлетворительно
менее 58
менее 70
2
неудовлетворительно
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося
№ задания
Максимальное количество баллов
Набранное количество баллов
Процент результативности выполнения задания
Отметка,
подпись преподавателя
Задание №1
14 баллов
Задание №2
67 баллов
ИТОГО:
81 балл
Дата проверки ________________________________
Практическое занятие №10
Тема: Эпидемиология и инфекционные заболевания.
Цели работы:
Общие:
проверить знания обучающихся
Частные:
закрепить представление обучающихся об инфекционных заболеваниях
формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п
Наименование учебных элементов
(дидактических единиц)
Образовательные результаты
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности
Формируемые
профессиональные умения
1.
Инфекционные заболевания: понятие болезни, возбудители болезней
- основные понятия: болезнь, стадии. возбудители
- умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия