Значимость написания рабочей программы состоит в помощи детям с нарушениями речевого развития освоения основной образовательной программы, а ее цель – полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в детском саду. Готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.Коррекционно-педагогический процесс в группе комбинированного вида, где находятся дети с ОНР, организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуальными особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылок интеллектуального развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34 «Звездочка» С. Новый Егорлык Сальского Района
Принято:
Педагогическим советом
Протокол № ________от ______
Утверждаю:____________
Заведующий МБДОУ №34
________Савенко И.Г.
Приказ №______от________
Рабочая программа
учителя-логопеда
для работы с детьми с 5-7 лет
Составила: Егорова О.Н
учитель-логопед
Содержание:
1.РАЗДЕЛ – ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи реализации программы 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 4
1.2. Планируемые результаты освоения программы 5
1.3. Психолого-педагогическая характеристика особенностей
развития детей 6
2. РАЗДЕЛ - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Цели и задачи образовательной деятельности 10
2.2. Планирование образовательной деятельности 11
2.3. Работа учителя-логопеда с родителями
(или лицами, их заменяющими).
2.4 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 5-7 лет ) 17
3. РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Материально-техническое обеспечение программы 26
3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения коррекционного логопедического процесса. 28
Литература 31
1.РАЗДЕЛ – ЦЕЛЕВОЙ
1.1.Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.), Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.), приказа №1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения», Устава, Образовательной программы МБДОУ № 34 «Звездочка» с.Новый Егорлык,«Программы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой.
Содержание рабочей программы реализуется в условиях 10,5 часового пребывания детей в ДОУ и предполагает реализацию основной части 60% и формируемой 40% и реализуется во всех видах деятельности по образовательным областям (направлениям):
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое;
- физическое.
Значимость написания рабочей программы состоит в помощи детям с нарушениями речевого развития освоения основной образовательной программы, а ее цель – полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в детском саду. Готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Коррекционно-педагогический процесс в группе комбинированного вида, где находятся дети с ОНР, организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуальными особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылок интеллектуального развития.
Комплексность педагогического воздействия направлена:
На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.
На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.
Цели и задачи реализации программы
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в комбинированных группах для детей 5-7 лет с ОНР, способствующей усвоению общеобразовательной программы, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Программа коррекционной работы направлена на реализацию задач:
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными речевыми нарушениями.
Определение особых образовательных потребностей детей с речевыми нарушениями.
Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы у ребенка с ОНР в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы в соответствии с индивидуальными планами.
Оценка результатов помощи детям с ОНР и определение степени их речевой готовности к обучению.
Создание условий, способствующих освоению детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями с учетом индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Оказание консультативной и методической помощи родителям детей с речевыми нарушениями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Принципы и подходы к формированию программы
Содержание программы коррекционной работы определяют принципы:
Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой в интересах ребенка.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к ее решению.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с речевыми нарушениями защищать права и интересы детей.
Принцип природосообразности – один из основных принципов, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с речевыми нарушениями и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений речи детей.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к ее решению.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания и воспитателей.
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения детьми программы осуществляется на основе целевых ориентиров ФГОС и основной программы, реализуемой в группах комбинированного вида
Социально-коммуникативное развитие: ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Познавательное развитие: ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
Художественно-эстетическое развитие: сформированы элементарные представления о видах искусства (словесный, художественный, музыкальный); ребенок способен сопереживать персонажам художественных произведений.
Физическое развитие: у ребенка развита общая и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Речевое развитие: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строит речевое высказывание в ситуации общения, может выделять звуки в словах.
В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны
научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- вести простой диалог;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употреблять адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, местоимения, наречия);
Речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:
- свободно составлять рассказы, пересказы;
- владеть навыками творческого рассказывания;
- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения;
- понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории;
- овладеть навыками словообразования разных частей речи;
- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
- фонетическое восприятие;
- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- графо-моторные навыки;
Психолого-педагогическая характеристика особенностей
развития детей с ОНР
В 2019-2020 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами:
- -Общее недоразвитие речи третьего уровня речевого развития – 19 челеловек;
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Свободное общение детей крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.
В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.
Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.
На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.
Среди лексических ошибок выделяются следующие:
а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат -«часы», донышко-«чайник»);
б) подмена названий профессий названиями действия (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет» и т.п.);
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способа действия.
Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.
Фонетическое оформление речи у детей с третьим уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты смягчения и озвончения). Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р.Е. 1968) необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают их некоторые элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.
У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.
Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.)
Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
2.РАЗДЕЛ – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Цели и задачи образовательной деятельности.
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей.
Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС
Задачи обучения, воспитания и развития, в соответствии с реализуемой программой
Социально-коммуникативное:
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развитие социального и эмоционального интеллекта
- Обеспечение ребенку полноценного включения в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
- Формировать мотивацию, значимое, заинтересованное отношение к школьному обучению
Познавательное развитие:
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, объектов окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
- Формировать полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
- Развивать творческие способности в инсценировках, театрализованных играх.
- Учить самостоятельно передавать в движении образы животных.
Физическое развитие:
- развитие общей и мелкой моторики обеих рук.
- развивать речь посредством движения;
- формировать желание улучшить свои личные качества.
Речевое развитие.
Коррекционными задачами предусмотрено создание оптимальных условий, способствующих преодолению речевых нарушений, которые могут препятствовать нормальному развитию ребенка и предотвращению вторичных проявлений, вызванных первичным речевым дефектом.
Содержание коррекционного обучения, основу которого составляет развитие всех компонентов речевой деятельности, определяется следующими задачами:
Развитие у детей понимания обращенной к ним речи взрослого.
Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики).
Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков, навыков звукопроизношения, слоговой структуры слова).
Развитие фонетического восприятия и на его основе языковых способностей детей.
Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
Формирование грамматического строя речи (устранение аграмматизма).
Развитие навыков связной речи (обучение рассказыванию).
Развитие и коррекция психических процессов.
Развитие коммуникативности и успешности в общении.
Конечной целью коррекционного обучения для детей с ОНР является развитие связной описательно-повествовательной речи, которой ребенок самостоятельно без обучения овладеть не может.
2.2. Планирование образовательной деятельности.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с речевыми нарушениями строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Организация деятельности логопеда определяется поставленными задачами рабочей программы.
Январь , как правило, отводится всеми специалистами для углубленной диагностики, сбора анамнеза, индивидуальных занятий с детьми, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения плана работы, заполнение речевых карт, оформление документации. Обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Логопедические занятия проводятся с 15 сентября.
Данная программа разработана для реализации в условиях групп комбинированного вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несет индивидуальная и подгрупповая форма обучения.
Основная цель индивидуальных занятий – в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звукаи автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, в словах несложной слоговой структуры.
Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 мин., частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыка коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции нарушения.
Для подгрупповых занятий объединяются дети с одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. На подгрупповые занятия берется 5-6 детей, по 20 мин для старшей группы и 25 мин для подготовительной группы.
Учебный год длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль
III период — март, апрель, май
Перспективный план
Сентябрь
Тема
Цель
Количество занятий
Источник
Развитие общих речевых навыков
Артикуляционная гимнастика
Развитие мелкой моторики
Цель: вызывание длительного выдоха в игре
Цель: выработка определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков
Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением
8
Научите меня говорить правильно
Развитие фонематических представлений
Цель: : учить различать обычную и шёпотную речь
8
(1, с. 6) (1, с. 8) (1, с. 10)
(1, с. 7)
Развитие психических процессов
Цель: развитие зрительного внимания
Цель: развитие слухового внимания
определение источника звука
8
(1, с. 6)
(1, с. 7)
(1, с. 10)
(1,с.11)
Развитие лексики и грамматического строя
Цель: актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме
Цель: учить практическому применению падежей и согласованиям существительного с другими частями речи
Цель: упражнять в конструировании предложений из данных слов
Цель: учить находить и исправлять ошибки
8
(1, с. 6-7)
(1, с. 7, Словарь, А и Б)
(1, с. 10)
(1, с. 11)
Развитие связной речи
Цель: развивать навыки речи-доказательства
Цель: учить вдумываться в смысл слов, активизировать процессы словообразования
Цель: учить искать общие черты и отличия и описывать их
Цель: совершенствовать навык рассматривания картины и составления по ней развёрнутого описательного рассказа
8
(1, с. 8)
(1, с. 9)
(1, с. 11)
Октябрь
Тема
Цель
Количество занятий
Источник
Развитие общих речевых навыков
Артикуляционная гимнастика
Развитие мелкой моторики
Цель: : развитие речевого дыхания
Цель: выработка определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков
Цель: нормализация тонуса мышц кисти, координация речи с движением
8
Научите меня говорить правильно
Развитие фонематических представлений
Цель: закрепить умение выделять первый звук в слове и придумывать слова с ним
8
(1, с. 12) (1, с. 14) (1, с. 15)
(1, с. 16)
Развитие психических процессов
Цель: развитие умения выделять звук в ряду других
Цель: развитие умения выделять звук в ряду других
8
(1, с. 12)
(1, с. 14)
(1, с. 15)
(1, с. 16)
Развитие лексики и грамматического строя
Цель: актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме
Цель: учить подбирать прилагательные к существительному, образовывать словосочетания
Цель: учить распространять предложения, используя творительный падеж существительных
8
(1, с. 12)
(1, с. 14)
(1, с. 15)
(1, с. 16)
Развитие связной речи
Цель: упражнять в умении описывать предмет, называя самые характерные признаки
Цель: учить искать общие черты и отличия и описывать их
Цель: развивать речевой слух, упражнять в умении описывать предмет, называя самые характерные признаки
8
(1, с. 15)
(1, с. 16)
(1, с. 17)
Ноябрь
Тема
Цель
Количество занятий
Источник
Развитие общих речевых навыков
Артикуляционная гимнастика
Развитие мелкой моторики
Цель: развитие силы голоса Выполнение статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков).
Цель:вырабатывать подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.
Показ и разучивание «упражнений-пальцеходов
Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением
8
Научите меня говорить правильно
Развитие фонематических представлений
Цель: учить различать обычную и шёпотную речь
8
(1, с. 39) (1, с. 40) (1, с. 41)
(1, с. 42), (1, с. 44)
Развитие психических процессов
Цель: развитие зрительного внимания
Цель: развитие слухового внимания
определение источника звука
8
(1, с. 40)
(1, с. 41)
(1, с. 42)
(1,с.44)
Развитие лексики и грамматического строя
Цель: актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме
Цель: учить практическому применению падежей и согласованиям существительного с другими частями речи
Цель: упражнять в конструировании предложений из данных слов
Цель: учить находить и исправлять ошибки
8
(1, с. 6-7)
(1, с. 7, Словарь, А и Б)
(1, с. 10)
(1, с. 11)
Развитие связной речи
Цель: развивать навыки речи-доказательства
Цель: учить вдумываться в смысл слов, активизировать процессы словообразования
Цель: учить искать общие черты и отличия и описывать их
Цель: совершенствовать навык рассматривания картины и составления по ней развёрнутого описательного рассказа
8
(1, с. 40)
(1, с. 41)
(1, с. 44)
Декабрь
Тема
Цель
Количество занятий
Источник
Развитие общих речевых навыков
Артикуляционная гимнастика
Развитие мелкой моторики
Цель: развитие силы голоса
Цель: закрепление полноценных движений и переключаемости
Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением
8
Научите меня говорить правильно
Развитие фонематических представлений
Цель: развитие умения выделять заданный звук в слове
Цель: развитие умения выделять заданный звук в слове
8
(1, с. 6) (1, с. 8) (1, с. 10)
(1, с. 7)
Развитие психических процессов
Цель: развитие зрительного внимания
Цель: развитие слухового внимания
определение источника звука
8
(1, с. 6)
(1, с. 7)
(1, с. 10)
(1,с.11)
Развитие лексики и грамматического строя
Цель: актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме
Цель: образование форм творительного падежа, включение слов с ними в предложения, обогащение экспрессивной речи
Цель: учить образованию форм множественного числа, закрепление лексики по теме
Цель: актуализировать и включать в речь глагольный словарь
8
(1, с. 6-7)
(1, с. 7, Словарь, А и Б)
(1, с. 10)
(1, с. 11)
Развитие связной речи
Цель: развивать навыки речи-доказательства
Цель: учить вдумываться в смысл слов, активизировать процессы словообразования
Цель: учить искать общие черты и отличия и описывать их
Цель: совершенствовать навык рассматривания картины и составления по ней развёрнутого описательного рассказа
8
(1, с. 8)
(1, с. 9)
(1, с. 11)
Январь
Тема
Цель
Количество занятий
Источник
Развитие общих речевых навыков
Артикуляционная гимнастика
Развитие мелкой моторики
Цель: вызывание длительного выдоха в игре
Цель: выработка определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков
Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением
8
Научите меня говорить правильно
Развитие фонематических представлений
Цель: : учить различать обычную и шёпотную речь
8
(1, с. 6) (1, с. 8) (1, с. 10)
(1, с. 7)
Развитие психических процессов
Цель: развитие зрительного внимания
Цель: развитие слухового внимания
определение источника звука
8
(1, с. 6)
(1, с. 7)
(1, с. 10)
(1,с.11)
Развитие лексики и грамматического строя
Цель: актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме
Цель: учить практическому применению падежей и согласованиям существительного с другими частями речи
Цель: упражнять в конструировании предложений из данных слов
Цель: учить находить и исправлять ошибки
8
(1, с. 6-7)
(1, с. 7, Словарь, А и Б)
(1, с. 10)
(1, с. 11)
Развитие связной речи
Цель: развивать навыки речи-доказательства
Цель: учить вдумываться в смысл слов, активизировать процессы словообразования
Цель: учить искать общие черты и отличия и описывать их
Цель: совершенствовать навык рассматривания картины и составления по ней развёрнутого описательного рассказа
Цель: закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляционных органов
Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением
8
Научите меня говорить правильно
(2, с. 58)
Развитие фонематических представлений
Цель: развитие фонематического слуха, закрепление умения проводить звуковой анализ слов
8
(1, с. 192)
(1, с. 193)
(1, с. 195)
Развитие психических процессов
Цель: развитие зрительного внимания
Цель: развитие слухового внимания
1
(1, с, 196)
(1, с. 194)
(1,с. 201)
(1, с. 202
Развитие лексики и грамматического строя
Цель: актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме
Цель: практическое употребление предлогов и включение их в предложения по теме
Цель: учить внимательно слушать вопрос и правильно на него отвечать
8
(1, с. 197)
(1, с. 203)
Развитие связной речи
Цель: учить вдумываться в смысл слов; запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах
Цель: совершенствовать навык рассматривания картины и составления развёрнутого рассказа
Цель: учить составлению описательного рассказа с использованием плана-модели
Цель: развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное
8
(1, с. 199)
(1, с. 199—200)
Подготовка к обучению грамоте
Цель: знакомство с буквой, соотнесение образа буквы со звуком (звуками)
Цель: продолжить формирование образа буквы Цель: упражнять в умении придумывать слова с ней в начале, в середине и в конце слов
8
(3, с. 62)
(3, с. 63)
(3, с. 64)
(3, с. 65)
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
Мониторинг
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
-определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
-качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления коррекции недостатков речи у детей;
Мониторинг деятельности учителя-логопеда реализуется по следующим направлениям:
1 направление: работа со всеми воспитанниками. В рамках службы сопровождения ДОУ. Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)
2 направление:
работа с детьми с целью выявления динамики речевого развития, обследуются дети которые получают логопедическую помощь. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии логопатов.
Мониторинг речевого развития зачисленных детей, проводится учителем-логопедом в первые две недели сентября и две последние недели мая.
Цель обследования:
Выявить детей, имеющих нарушения речи.
Представить детей на ПМПк, с учетом выявленных нарушений.
Провести качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие компоненты речевого развития:
Фонематическое восприятие
Артикуляционная моторика
Звукопроизношение
Сформированность звуко-слоговой структуры
Навыки языкового анализа
Грамматический строй речи
Навыки словообразования
Понимание логико-грамматических конструкций
Связная речь
Используемая методика:иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста Иншаковой О.Б., диагностический материал М.Л.Барановой.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей-логопатов применяется следующая система мониторинга:
Приёмы диагностического изучения:
Сбор анамнестических данных
Беседы с родителями
Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментов, в игре
Беседа с детьми
Беседа с воспитателями
Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту.
2.3. Работа учителя-логопеда с родителями
(или лицами, их заменяющими).
Учитель-логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.Эти рекомендации родители получают в устной форме на консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
Задания подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития.
Родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном опыте. Опора на знания, которые были сформированы ранее, становятся одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
В свою очередь, работа с детьми строится на систематизации полученных ранее знаний, что создает предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса.
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
создание единого коррекционно-образовательного пространства;
оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
повышение уровня подготовки специалистов;
пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.
Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.
Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Учитель-логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Формы и средства организации
образовательной деятельности специалистами ДОУ.
Воспитатель:
Фронтальные, индивидуальные занятия по развитию речи с применением
дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
1.Воспириятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.)
2.Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).
3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.
Развитие фонематических представлений
1.Учить различать неречевые и речевые звуке по силе, высоте и тембру.
2.Учить выделению гласных на фоне других гласных и согласных.
3.Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки.
4.Упражнять в выделении начальных ударных гласных звуков А, У, И в слогах и словах (Аня, ухо и т.п.)
1.Сиситематизация знаний о грибах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить с осенними месяцами. Закрепить знания о названии деревьев.
2.Уточнить понятие «овощи», «фрукты» расширить представления о труде взрослых в огородах, садах, полях осенью. Закрепить знания названий основных цветов и их оттенков.
3.Систематиировать представления детей о многообразии перелетных и зимующих птиц.
4.Закреплять и расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах, их поведении осенью.
5.Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.
6.Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных.Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.
7.Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны.
8.Сформировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда.
9.Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.
10.Развивать понимание и умение объяснять значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словобразовательные процессы.
Развитие грамматического строя речи
1.Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды. Домашние заготовки», «Осень. Деревья. Осенняя одежда», «Дикие животные», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»).
2.Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).
употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание значений и начать формировать у детей умения употреблять сложные предлоги из-под, из-за.
4.Уточнять понимание значений глаголов с различными приставками (о, под, при, под) и начать образовывать приставочные глаголы, а также закреплять их в речи.
5.Совершенствовать умение согласовывать числительные два, пять с существительными (по указанным темам).
6.Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
Обучение связной речи
1.Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
2.Продолжать обучать составлять предложения по картинке (серии), учить распространять предложения второстепенными членами предложения.
3.Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
4.Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
5.Совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух.
6.Совершенствовать навык составления рассказов по картине ( по картинкам, по серии картинок).
7.Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
8.Учить устанавливать причинно – следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.
Развитие пространственных, временных представлений
1.Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, под, за.
2.Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова сверху, внизу, слева, справа.
3.Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова месяц, неделя.
4.Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (за, вы, пере, ото, у).
5.Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
2.Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
3.Развивать мимическую мускулатуру.
Развитие моторных функций
1. Развитие четких координированных движений артикуляционного аппарата;
2.Развитие ощущений от движений органов артикуляции;
3.Выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
4.Развитие общей моторики и координации речи с движением;
5. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
6.Развитие мимической мускулатуры лица;
7.Проведение самомассажа лица и шеи.
Формирование фонетико-фонематических процессов
Задачи:
Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
Знакомство со звуками: Т, Ть, К, Кь, Э, Г, Гь, Ль, Ы; упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слов; определение местоположения звука в словах;
Упражнение в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;
Знакомство с понятиями «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»;
Закрепление знаний детей о предложении, знакомство с графической схемой предложения;
Формирование умения анализировать обратные слоги типа АН и прямые типа НА, НИ с выкладыванием схемы;
Закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки; дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости: К-Кь, Г-К;
Развитие умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы.
Звукопроизношение
1. Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков.
2.Формировать правильное произношение звуков у вновь поступивших детей.
Работа над слоговой структурой слова
1.Проговаривать слова доступного речевого класса.
2.Постепенно увеличивать сложность классов.
Развитие фонематических представлений
1.Закрепить умение подбирать слова на заданный звук.
2. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.
3.Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа дом, кот.
Лексика
Лексические темы
Январь 1 неделя - «Человек. Части тела».
2 неделя - «Транспорт».
3 неделя - «Транспорт. Правила дорожного движения».
Февраль 1 неделя - «Материалы и инструменты».
2 неделя - «Профессии. Строительство».
3 неделя - «Защитники Отечества».
4 неделя - «Времена года. Календарь. Весна».
Март1 неделя – «Мамин день. Семья ».
2 неделя - «Ранние признаки весны. Первоцветы».
3 неделя – «Электроприборы. Ателье».
4 неделя – «Весна в природе».
4.Ввести в активный словарь сущ., прил. и глаголы по изучаемым лексическим темам.
5.Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.
Развитие грамматического строя речи
1.Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. (по теме «Возвращение птиц. Насекомые».
2.Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (по темам: « Мамин день. Семья». «Город. Адрес».
3.Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
4.Совершенствовать умение образовывать сравнительные степени прилагательных (по теме «Возвращение птиц. Насекомые»).
5.Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных (по темам: «Возвращение птиц. Насекомые»,
6.Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи сущ. в ед.ч. и мн.ч.( по темам: «Человек», «Части тела», «Транспорт», «Профессии», «Строительство», «Защитники Отечества», «Времена года. Календарь. Весна».
7.Познакомить детей со способами словообразования( по теме «Материалы и инструменты»).
8. Продолжать работу по обучению согласовыванию имён прилагательных с именами существительными ( по всем лексическим темам).
9.Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных (по лексическим темам «Человек. Части тела»).
10.Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с приставами; глаголы, обозначающие трудовые действия. (по всем темам).
11.Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
Обучение связной речи
1.Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете с использованием коллективно составленного плана, по картинке.
2.Учить детей составлять рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.
3.Учить детей пониманию и толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц и загадок.
4. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
Развитие пространственных, временных представлений
1. Учить детей отражать пространственное положение предметов в речи. Уточнить пространственные отношения, выраженные сложными предлогами из-за, из-под и т.п.
2. Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные левее, правее, выше,ниже.
3. Закреплять представление о последовательности дней недели, месяцев года. Закрепить в речи названия дней недели и месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми.
4. Ввести в речь слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, длиннее, короче.
5.Упражнять в употреблении различных предложно - падежных конструкций.
6.Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (за-, вы-, пере-, от-, уехал).
К концу П периода:
-Должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки основных звуков и характеристики звуков П периода обучения, с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно способствовать развитию речевой функции в целом;
-Должны быть развиты: нижнедиафрагмальный тип дыхания и целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять силу голоса;
Должны быть выработаны навыки характеристики звуков П периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно-вибрационного; определение места звуков в словах (начало, середина и конец слова) и звукового анализа обратных и прямых слогов; дифференциация некоторых звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости; слогового анализа трехсложных, двухсложных и односложных слов; закрепление понятия «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «слог», «слово», «предложение»; графическое изображение слоговых схем и схем предложений;
Словарный запас по лексическим темам П периода должен соответствовать норме;
Должны быть выработаны умения по лексическим темам П периода: правильно употреблять существительные в ед. и мн. Ч. В именительном и родительном падежах; образовывать притяжательные прилагательные по теме «Дикие животные» и приставочные глаголы движения; употреблять в речи простые предлоги: на, с, в, из, под, над, за, от, по; подбирать синонимы и антонимы;
Должны быть выработаны: навыки составлять простые распространенные предложения, составлять описательные рассказы по лексическим темам П
периода; умение пересказывать небольшие рассказы и сказки.
IIпериод
( апрель, май)
Развитие общих речевых навыков
1.Развивать правильное голосоведение.
2.Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.
3.Продолжать развивать интонационную выразительность речи. Формировать полноценные интонации, работать над выразительностью речи. Учить осознанно использовать различные интонационные структуры предложений в экспрессивной речи.
4. Развивать и поощрять речевое творчество детей.
5. Совершенствовать чёткость дикции.
6. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.
Артикуляционная гимнастика
По необходимости (для детей пропустивших этот этап и для детей с тяжелыми формами дизартрии).
Звукопроизношение
1.Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей.
1.Упражнять в подборе слов на заданный звук, в различении гласных и согласных, в выделении звука из слова.
2.Закрепить умения проводить полный звуковой анализ слов кот, дом, сон.
Лексика
Лексические темы
Апрель 1 неделя – «Труд людей весной».
2 неделя - «Космос».
3 неделя - «Возвращение птиц. Насекомые».
4 неделя – «Посуда. Продукты питания».
Май 1 неделя - «Животные жарких стран».
2 неделя - «Город. Адрес».
1.Обобщить представления о характерных явлениях в живой и не живой природе.
2.Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах и огородах весной, с ролью техники в сельскохозяйственных работах.
3.Сформировать представления о космосе, о его освоении людьми.
4.Углубить и расширить знания о родном городе, о его отличительных чертах и достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за родной город.
5.Ввести в активный словарь существительные, прилагательные, глаголы по лексическим темам.
6. Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной.
7.Обобщить знания детей о жизни перелётных птиц поздней весной (строительство гнёзд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых).
8.Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину.
9.Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значение слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.
Развитие грамматического строя речи
5.Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных (по темам: «Возвращение птиц. Насекомые», «Животные жарких стран»), согласование прилагательных и числительных с существительными( по всем темам).
Обучение связной речи
1.Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картинке и по серии картинок, рассказа из личного опыта.
2.Развивать творческие способности детей в творческой речевой деятельности.
3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описание природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
4.Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.
5.Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
6.Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.
7.Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи. Стимулировать собственные высказывания детей.
8.Учить понимать свои переживания и чувства других людей и рассказывать об этом.
Развитие пространственных, временных представлений
1.Закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев, об отношениях во времени (неделя-месяц, месяц-год).
2. Практиковать детей в отражении пространственного положения предметов в речи.
3.Закреплять представления о времени, ввести в активный словарь слова раньше, позже, вчера, завтра, старше, младше.
4.Упражнять в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
5.Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения.
6. Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова раньше, позже, вчера, завтра, старше, младше.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Вопросами взаимосвязи детского сада с семьейв последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
Мы пытаемся привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии. Это позволяет объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.
Методические рекомендации подскажут родителям, в какое время лучше заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
Задания подобраны в соответствии с изучаемыми лексическими темами и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. Так, для детей старшей группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
3 РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1.Материально-техническое обеспечение программы
Необходимым условием реализации программы является наличие в логопедическом кабинете следующего оборудования:
Настенное зеркало
Столы для детей – 2 штуки
Стулья детские – 6 штуки
Стол для логопеда
Один стул для взрослого
Магнитная доска
Шкафы и полка для методической работы
Стенды для наглядности
Чистое полотенце
Коробки и папки
Разрезной алфавит
Карточки
Организация предметно-развивающей среды.
В кабинете логопеда создается такая среда для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.
Необходимо учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
В оформлении логопедического кабинета специалисты необходимо использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение нежно-голубой и нежно-зеленой гамме – именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию. В помещениях должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.
В логопедическом кабинете при организации развивающей среды для старшей группы нужно создать и наполнить необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков должны содержать по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей).
Последний год пребывания дошкольника в детском саду – очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивационная готовность к школьному обучению, проявляются потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы.
В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В этой возрастной группе в кабинете логопеда должно быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательным в оборудовании кабинета становятся настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука, кубики с буквами, слоговые таблицы. Делая акцент на развитие связной речи, логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В центре развития связной речи в кабинете логопеда постоянно должны находиться две-три серии картинок и две-три сюжетных картин.
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса.
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
Оснащение помещения логопедического пункта должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Пособия логопедического пункта
1.Для обследования и развития слуха:
набор звучащих предметов (погремушка, бубен, дудочка, барабан, свисток и др.);
2.Для обследования и развития интеллекта:
игра «Четвертый лишний»:
наборы карточек с изображением 4 предметов;
-пирамидки из 4 — 8 колец;
набор матрешек и кубиков разной величины и цвета;
счетный материал в пределах 20 (наборы мелких предметов: елочек, грибочков, шишек, счетных палочек);
игра «Сравни и отличи»: наборы картинок типа «девочка — кукла»; - игра «Бывает - не бывает»: сюжетные картинки разной сложности с нелепыми ситуациями.
3.Для обследования и развития фонематических процессов: - раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений (семафоры, разноцветные флажки, паровозики для определения места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты, прямо-
угольники разных цветов и т. п.)
«Что услышал, что увидел»: картинки-слова, близкие по звуковому составу: рак—лак— мак — бак;дом—ком — лом — сом;
4.Для развития словаря:
Настольно-печатные игры для обогащения словаря ребенка. - «Большие и маленькие» — набор картинок, игрушек, изображающих животных и их детенышей;
«Что забыл нарисовать художник?» — набор картинок, изображающих предметы и части предметов;
«Скатерть-самобранка» — предметные картинки с изображением различных продуктов питания;
«Чудесный мешочек» — набор мелких предметов, игрушек для закрепления лексики, собранных в яркий матерчатый мешочек;
«Скажи наоборот» — набор картинок, к которым подбираются антонимы; - «Вкусный сок» — набор картинок, изображающих различные фрукты, картинка с изображением стакана с соком;
«На воде, в воздухе, на суше» — картинки с изображением транспорта; «Наша семья» — изображение членов семьи, выполняющих различные действия: бабушка вяжет, мама варит обед и т.п.;
«Кто как передвигается?» — набор картинок с изображением птиц, животных, насекомых;
«Кто как голос подает?» — набор картинок с изображением птиц, животных; «Кто что делает?» — набор картинок с изображением людей разных профессий.
5. Для развития грамматического строя речи:
«Что кому нужно?» — наборы картинок,изображающих людей разных профессий и орудия их труда(употребление существительных в дательном падеже);«Волшебный сундучок» -картинки с изображением одного, двух, пяти различных предметов (согласование существительных с числительными 1,
«Чем питается?» — наборы картинок с изображением животных, птиц и их корма (употребление существительных в творительном падеже);
«Кто чем защищается?» — картинки, изображающие животных, птиц и части тела (употребление существительных в творительном падеже);
«Кто у кого?» — картинки с изображением животных, птиц и их детенышей (употребление существительных в родительном падеже, составление сложносочиненных предложений).
6. Для развития связной речи:
Папки по темам: детский сад, семья, овощи, фрукты, ягоды, профессии, школа, транспорт, мебель, продукты питания, наш край, посуда, деревья и кустарники, домашние животные, дикие животные, перелетные птицы, зимующие птицы, насекомые, цветы садовые, цветы первоцветы, дом, одежда, обувь;
7.Для формирования правильного произношения:
набор звуков-символов; серии предметных картинок для постановки звуков; - профили артикуляции
звуков;
картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты).
8.Для развития дыхания и голоса:
дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, вертушки, пластмассовые стаканчики с теннисными шариками и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).
9. Для развития мелкой моторики:
массажные мячики разных цветов и размеров;
«пальчиковые бассейны» с различными наполнителями;
игрушки-шнуровки,
плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печати;
пирамидки;
-пособие «Зашнуруй ботинок» — ботинок со шнуровкой;
пособие «Собери бусы» — набор больших деревянных бус с отверстиями для шнура;
набор шнурков разного цвета.
10.Для обучения грамоте:
игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе;- разрезной алфавит,
буквари.
Литература
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – Нищева Н.В.СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
Автоматизация свистящих (с,сь,з,зь,ц),шипящих (ш,ж,ч,щ),сонорных (р,рь,л,ль) звуков у детей .В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.
Игротека речевых игр. С.В. Леонова
Справочник логопеда. М.А. Поволяева
Логопедия. Ж.М. Флерова, 2000г.
«Букварь» Н.С.Жукова Москва ЭКСМО, 2007г.
«Научите меня говорить правильно» О.И.Крупенчук. СПб Издательский дом «Литера», 2003г.
«Уроки чистописания и грамотности» Н.С.Жукова. Москва ЭКСМО, 2011г.
Речевая гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Говорим правильно и красиво. Е. Косинова.
Настольная книга педагога - дефектолога. Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Киселеко, И.А. Могилева, И.Г. Соловьева.
Преодоление задержки речевого развития у детей. О.В. Шемякина.
Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звуко-произношения. В.В. Коноваленко,С.В. Коноваленко.
Логопедические игры 4-6 л. Скворцова.
Логопедические игры «Звуки на все руки». Л.Я. Годосина, О.Г. Ивановская.