Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по речевому развитию во второй младшей группе ДОУ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
Рассмотрена на заседании кафедры дошкольного образования
Протокол
от « ___ » ____20___ г. №
Заведующий кафедрой
_________/ Паршина А. В.
Согласовано:
Куратор НМР
_________/ Андреева Е.В.
Утверждена приказом от
« ___ » ___ 20___г.
№
Директор МБОУ СШ № 70
____________Прокопенко О.Р.
Рабочая программа
по
речевому развитию
( 2 младшая группа)
Воспитатели: Паршина А.В
Башкирова Т.А.
Липецк-2017г.
Пояснительная записка
1.1. Нормативно – правовая база
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- «Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», основной образовательной программы МБОУ СШ №70 (дошкольные группы), Устава МБОУ СШ №70.
1.2. Содержание образовательного процесса во второй младшей группе.
Содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
При выборе методик обучения предпочтение отдаётся развивающим методикам, способствующим формированию познавательной сферы развития.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с образовательной программой ОУ МБОУ СОШ №70. Отличительная особенность программы в том, что она направлена на развитие самостоятельности, познавательной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа второй младшей группы МБОУ СШ №70 г. Липецка обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению: речевое развитие.
1.3.Задачи образовательной деятельности
- Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
- Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
- Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
- Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
- Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
- Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.
- Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
- Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей четвёртого года жизни.
На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и не развернуты. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
1.5.Сведения о воспитанниках.
Контингент воспитанников:
Всего во второй младшей группе «Звездочки» 24 ребенка. Вторая младшая группа функционируют в режиме пятидневной рабочей недели с 12 – часовым пребыванием детей (с 7.00 до 19.00 часов).
Сведения о семьях воспитанников:
- 23 ребенка воспитываются в полных семьях;
- неполных семей -1;
- семей группы риска – нет.
1.6. Особенности осуществления образовательного процесса.
При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников (физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие).
В основу организации образовательного процесса положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В качестве адекватных форм работы с детьми дошкольного возраста используются: экспериментирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игра и т.д. В образовательный процесс внедряется проектная деятельность. Образовательная деятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется фронтально, по подгруппам или индивидуально. Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей.
Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей. В дошкольных группах спортивный зал совмещён с музыкальным поэтому работа по физическому развитию детей при благоприятных погодных условиях, круглогодично осуществляется на спортивной площадке.
Образовательный процесс осуществляется по двум режимам в каждой возрастной группе, с учётом тёплого и холодного периода года.
В целях обеспечения выпускникам дошкольного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе в дошкольных группах соблюдаются следующие условия:
- выбор программ и технологий, методов и приёмов педагогической деятельности осуществляется на основе уровня развития детей группы;
- воспитатели и специалисты, работающие с детьми 3-4 лет, ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в школах, посещают уроки, приглашают учителей начальных классов в дошкольные группы, проводят совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования.
- организация прогулок для детей младшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребёнку по физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому развитию;
- для родителей воспитанников организована система консультирования по основным направлениям развития ребёнка; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется с 7.00 до 8.30 и с 17.00 до 19.00.
1.7. Режим дня, структура ОД (расписание занятий, двигательный режим).
Организация режима пребывания детей во второй младшей группе (в холодное время года).
Время
Режимные моменты
Содержание
07.00 – 07.30
«Здравствуйте!»
Минутки игры. Индивидуальная работа с детьми.
Прием детей, осмотр.
Игровая деятельность.
07.30 – 08.00
Чтение потешек, встреча с природой.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы.
08.00 – 08.10
Минутки бодрости.
Утренняя гимнастика
08.10 – 08.20
«Моем с мылом чисто, чисто!»
Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков.
08.20 – 08.50
«Приятного аппетита!»
Завтрак: обучаем правильно пользоваться столовыми приборами, воспитание культуры еды.
08.50 – 09.10
«Наши любимые игры»
Игровая деятельность.
09.10 – 09.25
09.35 – 09.50
« Я познаю мир»
Непосредственно образовательная деятельность
09.50 – 11.50
«Гуляй, да присматривайся!»
Подготовка к прогулке. Прогулка.
11.50 – 12.00
Возвращение с прогулки.
Воспитание к.г.н.
Подготовка к обеду.
12.00 – 12.30
«Приятного аппетита!»
Обед. Обучаем правильно держать столовые приборы воспитание культуры еды.
12.30 – 15.00
«Тихо, тихо сон идет...»
Подготовка ко сну, дневной сон.
15.00 – 15.10
«Просыпаемся...
Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна.
15.10 – 15.30
«Приятного аппетита!»
Подготовка к полднику. Полдник.
15.30– 16.30
«Играй, не зевай!»
Игры, досуги. Самостоятельная деятельность.
16.30 – 17.00
«Приятного аппетита!»
Подготовка к ужину. Ужин.
17.15 – 19.00
«Гуляй, да играй!
Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход домой.
Теплое время года
Прием детей на улице, игры, утренняя гимнастика на свежем воздухе, самостоятельная деятельность
Подготовка к завтраку, завтрак
Самостоятельная деятельность, игры, муз.занятия
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд, наблюдения), физкультурные занятия на свежем воздухе
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду
Обед
Подготовка ко сну, сон
Подъем, закаливающие мероприятия
Подготовка к полднику, полдник
Игры, самостоятельная деятельность, чтение художественной литературы (на прогулке)
Подготовка к ужину, ужин
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
07.00 – 08.30
08.30 - 09.00
09.00 - 09.35
09.35- 11.45
11.45 – 12.00
12.00 – 12.30
12.30 – 15.00
15.00- 15.20
15.20 – 15.40
15.40 – 16.40
16.40 - 17.00
17.00 - 19.00
1.8. Организация предметно-пространственной среды.
Модель построения предметно-пространственной среды включает три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени. К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.
Пространственная организация.
Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели- трансформера, использования пространствообразующих материалов
Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов.
Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле.
Зона обучения должна быть хорошо освещена, в ней размещаются столы. Расположение столов не должно копировать школьный подход . Они располагаются по-разному: по кругу, буквой «П», «Т» т.е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мертвую комбинацию» различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
Изменение во времени.
В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:
времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);
освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).
Особенности организации предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда младшей группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Необходимо гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.
II. Объем образовательной нагрузки.
Календарный учебный график
Содержание
Группа
младшего дошкольного
возраста (с 3 до 4 лет)
Количество групп
1
Адаптационный
период
01.09.2017-
15.09.2018
Начало учебного года
18.09.2017
Окончание учебного года
31.05.2018
Период каникул
31.12.2017
12.01.2018
Продолжительность
учебного года (неделя), всего, в том числе:
35 недель
1 полугодие
15 недель
2 полугодие
20 недель
Продолжительность учебной недели
5 дней
Количество ОД в неделю
10
Длительность ОД
15 мин.
Максимальный перерыв между ОД
10 мин.
Объем недельной образовательной нагрузки (ОД)
(без учета дополнительных образовательных услуг):
2ч. 30 мин
1 половина дня
2 часа 30 мин
2 половина дня
-
Летний оздоровительный период
с 01.06.2017 по 31.08.2018
Учебный план группы дошкольного возраста общеразвивающей направленности
с 3х до 4х лет
Образовательная деятельность
Длительность образовательной деятельности
Количество образовательной деятельности в неделю
Коммуникация
15 мин
1
Формирование элементарных математических представлений
15 мин
1
Формирование целостной картины мира
15 мин
1
Физическая культура
15 мин
3
Музыка
15 мин
2
Художественное творчество (рисование/лепка)
15 мин
1
Конструирование/аппликация
15 мин
1
Объем недельной образовательной нагрузки (ОД)(без учета дополнительных образовательных услуг):
2 ч 30 мин
10
Итого
2 ч 30 мин
10
Планирование работы с детьми в группе.
Комплексное - тематическое планирование с итоговыми мероприятиями.
Тема
Подтема
Варианты итогового мероприятия
Взаимодействие с родителями
Сентябрь
3 неделя
«Наша группа»
1.Знакомство с группой
2.Вот какая наша группа.
3.Во что мы играем.
4.Моё любимое занятие.
5.Наша прогулка
«Где живёт Царица Знаний»
развлечение
Консультация для родителей
«Адаптация детей в
детском саду»
Сентябрь
4 неделя
«Наши игрушки»
1.Мои любимые игрушки
2.Во что мы играем.
3.Мой весёлый мяч.
4.Народные игрушки.
5.Игры и забавы.
Выставка любимых игрушек.
Консультация для родителей
«Игрушки наших детей»
Октябрь
1 неделя
«Осень золотая»
1.Что нам осень принесёт.
2.Осень,осень в гости просим.
3.Осень золотая.
4.Листопад.
5..Птицы осенью.
«Осень, осень в гости просим»
праздник
Помощь в организации развлечения.
Октябрь
2 неделя
1 неделя
«Фрукты»
1.Золотая пора
2.Фрукты в саду.
3.Яблоки на столе.
4.Сладкие и круглые.
5.Витамины.
Выставка «Подарки осени»
Рекомендации для родителей
«Витамины осенью»
Октябрь
3 неделя
«Овощи»
1.Витамины на столе.
2.Огурцы и помидоры.
3.Вершки и корешки.
4.Здоровое питание.
5.На огороде.
Развлечение
«Осенние подарки»
Помощь в организации развлечения.
Октябрь
4 неделя
«Мои друзья».
1.Мы –дружные ребята.
2.Мои друзья.
3.Нам всем очень хорошо.
4.Чем мы занимаемся в детском саду.
5.Мальчики и девочки
Игра «День рождения Мишутки»
Помощь в изготовлении атрибутов для игры
Ноябрь
1 неделя
Семь цветов радуги.
1. Путешествие в красную и желтую страну.
2. Путешествие в зелёную и голубую страну.
3. Путешествие в фиолетовую страну.
4.Путешествие оранжевую и синюю страну.
5. Семеро цветных братцев.
Развлечение
«Радужные краски»
Принять участие в музыкальном развлечении.
Ноябрь
2 неделя
«Дикие животные»
1.Кто живёт в лесу?
2.Жизнь диких зверей.
3.Чем они питаются.
4.Кого надо бояться.
5. Кто где живёт?
Игра-инсценировка «Волк и зайцы»
Принять участие в изготовлении атрибутов к игре.
Ноябрь
3 неделя
«Домашние животные
1.Наша ферма.
2.Кто даёт молоко?
3.Кто пасётся на лугу.
4.Кто как кричит?
5.Кто чей детёныш?
День матери
чаепитие
Принять участие в празднике и в чаепитии
Ноябрь
4 неделя
«Птицы».
1.Птицы нашего двора.
2.Чем они питаются.
3. Перелётные птицы.
4. Зимующие птицы.
5.Поможем птицам зимой.
Изготовление и вывешивание птичьих столовых.
Помощь в изготовлении
Кормушек для птиц.
Ноябрь
5 неделя
«Мой дом».
Моя улица.
Чем я люблю заниматься дома.
Как вести себя дома и в гостях.
Правила на всю жизнь.
5.День матери.
Выставка «Мои любимые игрушки».
Сюжетно-ролевая игра
«Семья»
Тематический вечер: «День матери»
Консультация для родителей
«Режим дня ребенка в выходные дни »
Помощь в подготовке тематического вечера: «День матери»
Декабрь
1 неделя
«Домашние обитатели»
1.Домашние животные в доме.
2.Наши верные друзья.
3.Птицы и рыбки у нас в доме.
4.Любимый котёнок.
5.Наша забота.
Выставка рисунков « Любимый питомец»
Консультация для родителей
« Дети и домашние животные».
Декабрь
2 неделя.
«Транспорт»
1.Мы едем, едем, едем,..
2.Высоко летим, далеко глядим.
3.Плыл по морю кораблик.
4.Кто нас перевозит.
5.Осторожно, дорога! (ОБЖ, ПДД)
Сюжетно-ролевая игра
«Едем, плывём, летим...»
Помочь в приобретение атрибутов к игре.
Декабрь
3 неделя
«Новый год на пороге».
1.Зимой и летом одним цветом.
2.Что принесла с собой зима.
3. Готовимся к встрече Нового года.
4. Новогодняя сказка.
5.Снег идёт.
Организация выставки
«Зимняя сказка»
Праздник
«Ёлочка, ёлочка зелёная иголочка»
Участие в празднике и в организации выставки.
Декабрь
4 неделя
«Дорожная безопасность»
1.Правила дорожного движения.
2.Как вести себя на дороге.
3.Виды транспорта.
4.Понятие «улица», «тротуар», «дорога».
5.Труд водителя.
Развлечение ПДД.
Принять участие в изготовлении атрибутов к игре.
Январь
2 неделя
«Труд повара»
1.Кто нас кормит?
2. Как мы кормили Хрюшу и Степашку.
3. Встречаем гостей.
4.Из чего мы кушаем.
5.Красивая посуда.
Игра – инсценировка
«Медвежонок у нас в гостях».
Помощь в изготовлении атрибутов к игре.
Январь
3 неделя
«Зима»
1.Зима – Белоснежная.
2. Чудесные снежинки.
3.Вот она – Зима какая!
4. Как котёнок радуется зиме.
5.Снег кружится, белая вся улица.
Зимние олимпийские игры
Принять участие в спортивном празднике.
Январь
4 неделя
«У кого какие шубки?»
1.У кого какие шубки?
2. Зачем людям одежда нужна?
3. Как спасаются звери от стужи зимой.
4. Кто сменил шубки?
5. Как зайка от лисы спрятался.
Создание стенгазеты
«Животные зимой».
Помощь в изготовлении
стенгазеты.
Февраль
1 неделя
«Труд врача»
1.Труд врача
2. Экскурсия в кабинет врача.
3.Если ты заболел…
4. Будь здоров!
5. Витамины.
Сюжетно-ролевая игра
«Больница»
Помощь в изготовлении атрибутов к игре.
Февраль
2 неделя
«Здоровье»
1.Таблетки растут на ветки.
2.Таблетки растут на грядке.
3.Наши куклы- врачи.
4.Лечим зайку.
5.Будем здоровы.
Инсценировка сказки
«Айболит»
Консультация для родителей
«Закаливание детей».
Февраль
3 неделя
«Труд помощника воспитателя»
Вот какая наша няня.
Чистота-залог здоровья!
Труд помощника воспитателя.
Помогаем няне.
Встречаем гостей
Сюжетно-ролевая игра
«Детский сад»
Консультация для родителей
«Гигиенические навыки»
Февраль
4 неделя
« Мой папа».
1.Мой папа.
2.Профессия моего папы.
3.Защитники нашей страны.
4.Кто прославил наш город.
5.Будущие солдаты.
Музыкальный – праздник
«Наши защитники»
.
Участие в празднике.
Март
1 неделя
« Мама»
1.Мамочка моя любимая.
2.Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.
3.Вместе с мамой хорошо.
4. Мама улыбается.
5. Бабушка милая, бабушка любимая.
Музыкальный праздник
«Мамин праздник».
Участие в празднике
Март
2 неделя
«Наши добрые дела»
1.Наши добрые дела.
2.От чего портится настроение.
3.Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.
4.Будем улыбаться.
5.Какого цвета радость.
Игра – ситуация «Каждой вещи свое место»
Консультация на тему
«Здоровый образ жизни»
Март
3 неделя
«Семья»
1.Моя семья.
2.Взрослые и дети.
3.Рассказ о семье.
4. Мамы и папы.
5.Семейное древо.
Сюжетно-ролевая игра
« Семья»
Изготовление семейного древа.
Март
4 неделя
«Гости».
1.Наши верные друзья.
2. Мы пригласили гостей.
3. Готовим угощение.
4. Кукла Маша у нас в гостях.
5.Едем в гости к бабушке.
Игра-ситуация
« Маша у нас в гостях»
Помощь в изготовление атрибутов к игре.
Апрель
1 неделя
«Квартира».
1.Моя квартира.
2.Мебель.
3.Большая стирка.
4.Мамины помощники.
5.Квартира куклы Маши.
Встречаем весну
праздник
Помощь в изготовление атрибутов к празднику
Апрель
2 неделя
«Город»
1.Дом в котором мы живём.
2.Наш город.
3.Липецк –наш город.
4.Строим новый дом.
5.Наш красивый город.
Выставка рисунков
«Дом в котором я живу»
Помощь в оформлении выставки.
Апрель
3 неделя
« Пожарная безопасность»
1.Пожарная безопасность.
2. Осторожно спички!
3. Хрюша попал в беду.
4.Пожарная машина.
5. Осторожно пожар!
Сюжетно-ролевая игра
«Пожарные»
Изготовление атрибутов к игре.
Апрель
4 неделя
«Магазин»
1.Идем в магазин.
2.Покупаем продукты.
3.Что можно купить в магазине.
4.Овощи и фрукты.
5.Шоколадки.
Сюжетно-ролевая игра
«Магазин»
Изготовление атрибутов к игре.
Апрель
5 неделя
«Мое чудесное тело»
1.Наши ручки и ножки.
2.Мои глаза, уши, нос.
3.В гости к Зубной Щётке.
4.Мальчики и девочки.
5. Вредные и полезные продукты.
Спортивное развлечение
«Путешествие в страну здоровья»
Консультация для родителей
«Закаливание детей дома»
Май
1 неделя
Весна
1. Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
2.Растения на нашем участке.
3.Труд людей весной.
4.Мы помощники.
5.Весна - красна.
«Великой Победе посвящается»
Участие в празднике
Май
2 неделя
Водичка-водичка.
. 1. Что такое вода, знакомство с капелькой.
2.Капелька в гостях у огромной тучки.
3.Зачем нужна вода?
4.Кто живёт в воде?
5.Чудо водичка.
Игра-эксперимент
«Капелька-путешественница»
Консультация для родителей
«Значение игр
экспериментов для младших дошкольников»
Май
3 неделя
«Труд взрослых»
1.Профессии взрослых.
2.Труд дворника.
3.Работа воспитателя.
4.Мамы разные нужны.
5. Кем я буду.
Сюжетно-ролевая игра
«Профессии».
Изготовление атрибутов к игре.
Май
4 неделя
«Цветы»
1.Цветы
2.Ухаживаем за цветами.
3.Сажаем цветы.
4.Ах.чудесная лейка!
5.Поливаем цветы.
Развлечение
«Лето красное пришло!»
Совместная посадка цветов.
Содержание ОО «Речевое развитие».
Владение речью как средством общения и культуры. Освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием (выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить). Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников; Использование средств интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Использование элементов объяснительной речи при сговоре на игру, при разрешении конфликтов; Освоение и использование вариативных формы приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра), обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста), благодарностью (спасибо; большое спасибо), обидой, жалобой. Обращение к сверстнику по имени, к взрослому – по имени и отчеству. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Использование в речи полных, распространенных простых предложений с однородными членами и сложноподчиненных предложений для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей; использование суффиксов и приставок при словообразовании; правильное использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания; использование детьми вопросов поискового характера (Почему? Зачем? Для чего?); составление описательных рассказов из 5—6 предложений о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта; использование элементарных форм объяснительной речи. Развитие речевого творчества: сочинение повествовательных рассказов по игрушкам, картинам; составление описательных загадок об игрушках, объектах природы. Обогащение активного словаря. Освоение и использование в речи: названий предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина); названий живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.);слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и др.);слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы — растут, размножаются, развиваются; посуда — это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи, и т. д.); слов извинения, участия, эмоционального сочувствия. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Освоение произношения наиболее трудных — свистящих и шипящих звуков; четкое воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова; освоение умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи; представления о том, что слова состоят и звуков, могут быть длинными и короткими; сравнение слов по протяженности; освоение начальных умений звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по представлению). Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Проявление интереса к слушанию литературных произведений. Самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений, воспроизведение текста по иллюстрациям
Художественная литература.
Задачи образовательной деятельности.
- Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, ,небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).
- Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
- Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента.
- Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
- Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации.
Содержание образовательной деятельности.
Расширение читательских интересов детей к литературе. Получение удовольствия от общения с книгой, стремление к повторной встрече с ней.
Восприятие литературного текста. Освоение умений внимательно слушать и слышать литературное произведение, сочувствовать и сопереживать героям произведения, представлять в воображении героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, вычленять поступки героев и давать им элементарную оценку, объяснять явные мотивы поступков, с помощью педагога понимать общее настроение произведения. Представление о значении использования в художественном тексте некоторых средств языковой выразительности и интонационной выразительности рассказчика для выражения отношения к героям и событиям.
Творческая деятельность на основе литературного текста.
Проявление желания запоминать поэтические тексты, пересказывать знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы с опорой на иллюстрации и без них другим детям и взрослым, игрушкам. Освоение разных способов выражения своего отношения к литературному произведению, его героям: в рассказе, рисунке, аппликации, лепке; при пересказе и чтении наизусть текста; в разных видах театрализованной деятельности.
ОО «Речевое развитие»
Вид деятельности: коммуникация.
Месяц (Сентябрь)
№ П\п
Число
Тема
Задачи ОД
Источник методической литературы
1
Пересказ сказки Курочка Ряба»
Учить детей пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого. Развивать умение ориентироваться на признаки объекта. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «а», учить чётко артикулировать этот звук в звукосочетаниях, словах; развивать речевое дыхание.
Подвести к составлению короткого описательного рассказа об игрушке. Учить правильно называть предметы, их отдельные части, качества. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «у», учить долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком. Научить определять наличие звука «у» в словах.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.18
Месяц (Октябрь)
3
Описание игрушек- котенка, жеребенка, мышонка.
Учить составлять совместно с воспитателем небольшой рассказ об игрушке. Учить образовывать наименования детенышей животных; объяснить значение слов, образованных с помощью суффикса «-онок». Учить различать слова с противоположным значением (большой - маленький). Уточнить и закрепить правильное произношение звука «и», учить регулировать высоту голоса.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.20
4
Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом»
Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы по картине и составлять совместно с воспитателем совместный рассказ. Учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов. Закрепить правильное произношение пройденных звуков, изолированных и в словах. Учить различать звуки на слух, произносить слова, фразы четко и громко; развивать речевой выдох.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.23
5
Описание внешнего вида куклы Оли.
Учить рассматривать предметы, сформировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ. Учить определять цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «о».
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.25
6
Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем.
Учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ. Учить правильно называть игрушки, их качества(цвет, величина), формировать умение использовать слова с противоположным значением, согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «э», обратить внимание на слова с этим звуком.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.29
Месяц (Ноябрь)
7
Составление рассказа об игрушках- котенке, зайчонке.
Учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы. Учить образовывать уменьшительно- ласкательные названия детенышей животных. Уточнить и закрепить правильное призношение «ы», учить правильно произносить «ы» в словах.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.31
8
Описание игрушек- козлика, ослика, парохода.
Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке. Показать образование формы повелительного наклонения глаголов, познакомить с антонимами. Закрепить правильное произношение звуков,,, учить четко произносить их в словах и различать на слух.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.35
9
Пересказ сказки «Репка»
Учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка». Учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре названия детенышей животных. Закреплять правильное произношение звука «м».
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.38
10
Описание предметов одежды куклы Оли.
Учить составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением. Учить правильно называть предметы одежды, действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет. Закрепить правильное произношение звука «п»,обратить внимание на наличие звука в словах.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.40
Месяц (Декабрь)
11
Составление описательного рассказа об игрушках- кошке, мишке и мышке.
Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ. Закреплять в речи названия известных им животных; учить использовать слова, обозначающие качества, действия. Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков «м», «б» , «п» в словах и фразах, учить различению на слух звукоподражаний; учить выражать просьбу вежливо, регулировать силу голоса.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.45.
12
Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»
Учить отвечать на вопросы по содержанию картинки, составлять рассказ вместе с воспитателем. Закреплять в активном словаре названия предметов одежды; учить использовать слова с противоположным значением. Закреплять произношение звука «т», учить произносить звукосочетания в различном темпе, с различной громкостью.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.47
13
Описание кукол Даши и Димы.
Учить составлять рассказ по вопросам воспитателя. Учить правильно называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы по величине, используя прилагательные; согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять произношение звука «д».
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.49
14
Проведение игры «Что в мешке у Буратино?»
Учить правильно употреблять в речи названия качеств предметов (величина, цвет); отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказ. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе. Закреплять правильное произношение звуков.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.52
Месяц (Январь)
15
Составление описательного рассказа о животных по картинкам.
Учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из двух-трех предложений. Закреплять в речи названия знакомых животных, игрушек, их качеств. Закреплять правильное произношение звуков, учить говорить с разной силой голоса. Обратить внимание детей на вопросительную интонацию.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.55
16
Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок»
Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки «Цыпленок» К. Чуковского по вопросам. Закреплять произношение звуков, учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы с этими звуками.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.57
17
Составление рассказ по картине «Троллейбус и игрушки»
Учить составлять рассказ по картине, ориентируясь на образец, предложенный воспитателем. Учить правильно называть предметы, изображенные на картине, давать описания игрушек, называя их цвет. Закреплять правильное произношение звуков.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.59
Месяц (Февраль)
18
Составление описательного рассказа об игрушках - пароходе, лисе, петухе.
Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках. Активизировать употребление прилагательных, закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять правильное произношение звуков, обращать внимание на наличие этого звука в словах.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.61.
19
Проведение игры «У Кати день рождения»
Учить составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушках. Учить пользоваться словами, обозначающими качества, действия, промежуточные признаки. Обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу. Закреплять правильное произношение звуков. Учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.63
20
Составление описательного рассказа об игрушках- лисенке, медвежонке.
Учить по вопросам составлять описание игрушки, объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов, учить сравнивать различных животных, выделяя противоположные признаки. Закрепить правильное произношение слов со звуком «й».
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.66
21
Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.
Учить составлять рассказ с помощью воспитателя. Учить правильно называть предметы одежды, отдельные качества предметов. Закреплять правильное произношение звуков, учить плавно, протяжно, на одном выдохе произносить этот звук.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.69.
Месяц (Март)
22
Описание овощей и фруктов.
Учить составлять описание предметов. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе. Активизировать в речи прилагательные. Закреплять правильное произношение звуков, учить произносить звук длительно, на одном выдохе.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.72
23
Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде.
Учить составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно. Учить использовать в речи слова с противоположным значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять правильное произношение звуков, Учить слушать звуки в словах, выделять их голосом, регулировать силу голоса.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.74
24
Пересказ сказки «Козлята и волк»
Учить пересказывать сказку «Козлята и волк» вместе с воспитателем. Приучать отчетливо и правильно произносить звук «с» изолированно и в словах.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.77
25
Описание предметов посуды.
Учить составлять совместно со взрослым короткий рассказ. Учить называть отдельные предметы посуды, формировать представления об их функции, знакомить с производными словами. Закреплять правильное произношение звуков, учить определять на слух наличие и отсутствие определенного звука в словах.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.78
Месяц (Апрель)
26
Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов.
Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ. Учить называть отдельные предметы мебели, упражнять в понимании и употребление пространственных предлогов. Учить правильному употреблению формы родительного падежа существительных. Закреплять правильное произношение звуков, четко произносить слова и фразы с различной громкостью.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.81
27
Составление рассказа на тему из личного опыта.
Учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ на тему из личного опыта детей. Активизировать в речи прилагательные и глаголы. Закреплять правильное произношение звуков, слышать и выделять звук в словах, произносить фразы с различной громкостью.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.83
28
Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».
Учить отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет; составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине. Активизировать в речи прилагательные и глаголы. Закреплять правильное произношение звуков.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.85
29
Составление рассказа по картине «Куры».
Учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ по картине. Учить правильно называть изображенное на картине, обогащать речь прилагательными, глаголами. Закреплять правильное произношение звуков.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.87
30
Составление описательного рассказа по картинкам о животных.
Учить составлять короткие рассказы по картинке. Закрепить умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных- названия детенышей. Учить отчетливо произносить звуки, выделять эти звуки в словах.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.90
Месяц (Май)
31
Составление описания по предметной картине.
Учить составлять короткие рассказы по картинке. Учить четко и ясно произносить звуки, выделять в словах. Учить регулировать темп речи.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с.91
32
Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка- рябушечка»
Познакомить детей с русской народной песенкой . Продолжать учить рассматривать сюжетную картину рассказывать о том, что на ней изображено.
Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течении года; запомнить новое стихотворение.
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» с.79
34
Чтение русской народной сказки «Бычок-черный бочок, белые копытца». Литературная викторина.
Познакомить с русской народной сказки «Бычок-черный бочок, белые копытца». Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали.
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» с.76
Вид деятельности: знакомство с художественной литературой.
Месяц (Сентябрь)
№ п/п
Число
Тема
Источник методической литературы
1
«Маша и медведь» русская народная сказка
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова 160
2
«Ёж» А. Н. Толстой
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.175
Месяц (Октябрь)
3
Сказка « Теремок»
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.145
4
«Муха- Цокотуха»
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.176
5
«Однажды утром» М.Пляцковский
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.196
6
«Девочка- рёвушка» А. Барто
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.299
Месяц (Ноябрь)
7
«Ветерок заболел» Г. Балл
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.213
8
« Кто сказал мяу?»
В. Сутеев
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.203
9
«Чьи башмачки» Н. Павлова
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.209
10
«Девочка- чумазая» А. Барто
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.301
11
«Кот и петух» русская народная сказка
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.377
Месяц ( Декабрь)
12
«Под грибом» В. Сутеев
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.197
13
«Осень» К. Д. Бальмонт
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.222
14
«Вспомни сказку» В. Степанов
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.419
15
«Пальцы» А. М. Ремезов
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.426
Месяц (Январь)
16
«Ветер и солнце» К. Д. Ушинский
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.427
17
«Кому что нравится» М. Пляцковский
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.291
18
«Колосок» украинская сказка
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.410
Месяц (Февраль)
19
«Три медведя» русская народная сказка
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.422
20
«У солнышка в гостях»
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.414
21
«Тихая сказка» С. Я. Маршак
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.428
22
«Яблоко» В. Сутеев
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.433
Месяц ( Март)
23
«Упрямые козы» узбекская сказка
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.402
24
«Кораблик» В. Сутеев
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.432
25
«Воробей» А. Н. Толстой
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.437
26
«Хорошо спрятанная котлета»
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.445
27
«Соломинка, уголек и боб» Б. Гримм
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.458
Месяц «Апрель»
28
«Капель» З. Александрова
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.475
29
« Умная птичка»
М. Зощенко
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.551
30
«Где спит рыбка»
И. Токмакова
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.557
31
«Как Маша стала большой» Е. Пермяк
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.619
Месяц ( Май)
32
«Маша-растеряша»
Л. Воронкова
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.621
33
«Как Миша хотел Машу перехитрить» Е. Пермяк
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.626
34
«Кто колечко найдет»
С. Маршак
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.603
35
«Жадина» Э. Мошковская
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова с.517
IV. Итоги освоения содержания образовательной области «Речевое развитие».
Результаты образовательной деятельности.
Достижения ребенка («Что нас радует»)
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и
родителей
- С удовольствием вступает в речевое
общение со знакомыми взрослыми:
понимает обращенную к нему речь,
отвечает на вопросы, используя простые
распространенные предложения;
- проявляет речевую активность в
общении со сверстником; здоровается и
прощается с воспитателем и детьми,
благодарит за обед, выражает просьбу;
- по вопросам составляет по картинке
рассказ из 3-4 простых предложений;
- называет предметы и объекты
ближайшего окружения;
- речь эмоциональна, сопровождается
правильным речевым дыханием;
- узнает содержание прослушанных
произведений по иллюстрациям,
эмоционально откликается на него;
- совместно со взрослым пересказывает
знакомые сказки, читает короткие стихи
- Не реагирует на обращение ко всем
детям в группе и понимает речь
обращенную только к нему;
- на вопросы отвечает отдельным
словом, затрудняется в оформлении
мысли в предложение. В речи многие
слова заменяет жестами, использует
автономную речь (язык нянь);
- отказывается от пересказа, не знает
наизусть ни одного стихотворения;
- не проявляет инициативы в общении
со взрослыми и сверстниками;
не использует элементарные формы
вежливого речевого общения
- быстро отвлекается при слушании
литературного текста, слабо запоминает
его содержание;
V. Социальное партнерство с родителями.
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.
Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3.Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4.Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5.Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
6.Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
VI. Список литературы и материально-технического обеспечения.
автор
название
издательство
Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н.
Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство».
«Детство-Пресс» 2013.
Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова.
Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство».
«Детство-Пресс» 2010.
Гербова В.В
«Развитие речи в детском саду».
МОЗАИКА-СИНТЕЗ
Москва-2015
Ушакова О. С.
«Развитие речи детей 3-5 лет»
Творческий центр «Сфера»
С.Д.Томилова
«Полная хрестоматия для дошкольников» С.Д.Томилова