"Рабочая программа по физическому развитию для подготовительной группы. "
"Рабочая программа по физическому развитию для подготовительной группы. "
Рабочая программа по физическому развитию для подготовительной группы детского сада. Предназначена для воспитателей дошкольных групп и инструкторов по физической культуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по физическому развитию для подготовительной группы. "»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
Рассмотрена на заседании кафедры_______________ ______________________
Протокол
от «___»____201__г. №__
Заведующий кафедрой
Паршина А.В.
Согласовано:
Куратор НМР
Андреева Е. В.
Утверждена приказом от «___»_____ 201__ г.
№ _____
Директор МБОУ СОШ № 70 ____________О. Р.Прокопенко
Рабочая программа
по
физическому развитию
( подготовительная группа)
воспитатели: Емельянова Е.И.
Паршина А.В.
Липецк-2016г.
Пояснительная записка
1.1. Нормативно – правовая база
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- «Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», основной образовательной программы МБОУ СОШ №70 (дошкольные группы), Устава МБОУ СОШ №70.
1.2 Содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
При выборе методик обучения предпочтение отдаётся развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сферы развития.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с ООП ДО МБОУ СОШ № 70 города Липецка.
Отличительная особенность программы в том, что она направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Программа эффективно реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.
Рабочая программа подготовительной группы МБОУ СОШ №70 г. Липецка обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению: познавательное развитие.
. Содержание образовательного процесса в подготовительной группе.
Цель рабочей программы:
Формирование у детей основ здорового образа жизни. В соответствии с рекомендациями Государственного совета РФ "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян" от 30. 01.2002г. приняты меры по совершенствованию физического воспитания детей дошкольного возраста, которые направлены на формирование двигательной культуры.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие и формирования культуры здоровья через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основами движения);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности физическом совершенствовании;
- развитие у детей способности к двигательному творчеству и импровизации (дополнительная задача ДОУ).
- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
1.3. Задачи образовательной деятельности
- Развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности
- Развивать и закреплять двигательные умения и знания правил в спортивных играх и спортивных упражнениях;
- Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;
- Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений;
- Развивать физические качества (силу, гибкость, выносливость), особенно - ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость- координацию движений.
- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Формировать представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту
- Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Развивать самостоятельность в применении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления о гигиенической культуре.
Образовательная область «Физическое развитие».
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Цель работы по образовательной области:
- гармоничное физическое развитие ребёнка;
- формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической
культурой;
- формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
Оздоровительные:
-охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма;
- всестороннее физическое совершенствование функций организма;
- повышение работоспособности и закаливание.
Образовательные:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные:
-формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
- разностороннее гармоничное развитие ребёнка.
Направления физического развития:
- приобретение детьми опыта в двигательной деятельности;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Оздоровительные задачи.
1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц. Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) - являются физические упражнения.
3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.
4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.
Образовательные задачи.
1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием.
2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями. В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности, что позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.
Воспитательные задачи.
1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей седьмого года жизни.
Ребенок на пороге школы (6-8 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Поведение ребёнка начинает регулироваться его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п .
Большую значимость для детей 6—8 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. К 6—8 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—8 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др.
Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6—8 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—8 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным. Оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—8 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возможность успешно совершать действия классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слов для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—8 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям , собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
1.5.Сведения о воспитанниках.
Контингент воспитанников:
Всего подготовительную группу «Звездочки» посещают 27 воспитанников.
Группа функционируют в режиме пятидневной рабочей недели с 12 – часовым пребыванием детей
(с 7.00 до 19.00 часов).
Сведения о семьях воспитанников:
27 детей воспитываются в полных семьях;
Многодетных - 0
Семей группы риска – нет.
1.6. Особенности осуществления образовательного процесса.
При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников (физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие).
В основу организации образовательного процесса положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В качестве адекватных форм работы с детьми дошкольного возраста используются: экспериментирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игра и т.д. В образовательный процесс внедряется проектная деятельность.
Образовательная деятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется фронтально, по подгруппам или индивидуально. Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей.
В связи с тем, что в дошкольных группах спортивный зал совмещён с музыкальным, работа по физическому развитию детей, при благоприятных погодных условиях, круглогодично осуществляется на спортивной площадке дошкольных групп. Образовательный процесс осуществляется по двум режимам в каждой возрастной группе, с учётом тёплого и холодного периода года.
В целях обеспечения выпускникам дошкольного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе в дошкольных группах соблюдаются следующие условия:
- выбор программ и технологий, методов и приёмов педагогической деятельности осуществляется на основе анализа уровня развития детей группы;
Методы физического развития.
Наглядный:
- наглядно – зрительные приёмы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
- наглядно – слуховые приёмы (музыка, песни);
-таутильно- мышечные приёмы (непосредственная помощь воспитателя).
Словесный:
- объяснения, пояснения, указания;
- подача команд, сигналов;
- вопросы к детям;
- образный сюжетный рассказ, беседа;
- словесная инструкция.
Практический:
- повторение упражнений без изменений и с изменениями;
- проведение упражнений в игровой форме;
- проведение упражнений в соревновательной форме.
- воспитатели и специалисты, работающие с детьми, ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в школах, посещают уроки, приглашают учителей начальных классов в дошкольные группы, проводят совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования.
- организация прогулок для детей младшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребёнку по физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому развитию;
- для родителей воспитанников организована система консультирования по основным направлениям развития ребёнка; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется с 7.00 до 8.30 и с 17.00 до 19.00.
1.7. Режим дня, структура ОД (расписание занятий, двигательный режим).
Холодное время года
Время
Режимные моменты
Деятельность детей и педагогов
07.00 – 08.40
Прием детей, осмотр, дежурство
Индивидуальная работа с детьми, игры
08.25 – 08.35
Утренняя гимнастика
Двигательная активность 10 мин
08.35 – 08.40
Гигиенические процедуры
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
08.40– 09.00
Завтрак
Воспитание культуры приема пищи.
09.00 – 09.30
09.40 – 10.10
10.20 – 10.50
НОД
По расписанию
(в перерывах – двигательная деятельность 10 минут
10.50 – 12.30
Подготовка к прогулке, прогулка.
Двигательная активность
Самостоятельная деятельность, игры.
12.30 – 12.40
Возвращение с прогулки, игры
12.40 – 13.10
Подготовка к обеду, обед
Воспитание культ.гиг. навыков, культуры еды
13.10 – 15.00
Дневной сон.
Подготовка ко сну, музыкотерапия
15.00 – 15.10
Подъем, воздушные процедуры.
Бодрящая гимнастика.
Воздушные процедуры, двигательная активность
15.10 – 15.30
Полдник
Воспитание культурно- гигиенических навыков
15.40 – 16.10
НОД, досуги.
Осуществление НОД в индивидуальной форме.
16.10 – 16.55
Самостоятельная деятельность детей.
Игры
16.55 – 17.15
Подготовка к ужину, ужин
Воспитание культ. гиг. Навыков
17.15 – 19.00
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
Игры, беседы с родителями.
Теплое время года
Деятельность детей и педагогов
Время
Прием детей на улице, игры, утренняя гимнастика на свежем воздухе, самостоятельная деятельность
Подготовка к завтраку, завтрак
Самостоятельная деятельность, игры, муз. занятия
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд, наблюдения), физкультурные занятия на свежем воздухе
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду
Обед
Подготовка ко сну, сон
Подъем, закаливающие процедуры, самостоятельная деятельность.
Подготовка к полднику, полдник
Игры, самостоятельная деятельность, чтение худ. литературы
Подготовка к ужину, ужин
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
07.00 – 08.40
08.30 - 09.00
09.00 - 09.50
09.50- 12.10
12.10 – 12.20
12.20 – 12.50
12.50– 15.00
15.00- 15.30
15.30 – 15.50
15.50 – 17.20
17.00 - 17.20
17.00 – 19.00
1.7 Формы организации образовательной деятельности:
Совместная деятельность в режимных моментах
Совместная деятельность с педагогом - ОД
Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность с семьей
Утренняя гимнастика
Подвижные игры
Физические упражнения
День здоровья
Спортивные упражнения
Двигательная ОД
«Школа мяча»
Физкультурные досуги
Физкультурные праздники
Подвижные игры
Спортивные игры
Секции
Самостоятельные подвижные игры
Самостоятельная двигательная активность
Физкультурные досуги
Физкультурные праздники
Консультативные встречи
Реализация проектов
1.8 Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОО
№
п/п
Мероприятия
Группа
Периодичность
Ответственный
Мониторинг
1.
Определение уровня физического раз-вития. Определение уровня физической подготовленности детей
Все
2 раза в год
(сентябрь и апрель)
Ст. мед сестра, инструктор по ФК, воспитатели групп
2.
Диспансеризация
старшая, подготовительная
1 раз в год
Ст. медсестра, специалисты детской поликлиники
Двигательная деятельность
1.
Утренняя гимнастика
все группы
Ежедневно
Воспитатели групп или инструктор по ФК
2.
НОД
двигательная
все группы
3 раза в неделю
инструктор по ФК, воспитатели групп
3.
День здоровья
все группы, кроме ясельной
1 раз в квартал
Воспитатели групп или инструктор по ФК, медсестра, муз. руководитель
4.
Подвижные игры
все группы
2-4 раза в день
Воспитатели групп
5.
Бодрящая гимнастика
все группы
ежедневно
Воспитатели групп
6.
Спортивные упражнения
все группы
1 раз в неделю
Воспитатели групп
7.
Спортивные игры
старшая, подготовительная группы
1-2 раза в неделю
Воспитатели групп
8.
«Школа мяча»
все группы
2 раза в неделю
Воспитатели групп
9.
Физкультурные досуги
все группы
1 раз в месяц
инструктор по ФК, муз. руководитель
10.
Физкультурные
праздники
все группы
2 раза в год
раза в неделю муз. руководитель
11.
секция
подготовительная
группа
2 раза в неделю
инструктор по ФК
Профилактические мероприятия
1.
Витаминотерапия
Все группы
2 раза в год
ст. медсестра
2.
Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания,
утренние фильтры, работа с родителями)
все группы
в неблагоприятные периоды
(осень – весна), возникновение инфекции
ст. медсестра,
воспитатели
3.
Организация 2 завтраков (Витаминизированный кисель)
все группы
летний оздоровительный период
ст. медсестра,
Нетрадиционные формы оздоровления
1.
музыкотерапия
все группы
Использование
музыкального сопровождения в режимных моментах, бодрящей гимнастики
При организации закаливания учитываются следующие требования:
- возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития, степени тренированности организма ребенка;
- позитивный эмоциональный настрой;
- использование в комплексе природных факторов и закаливающих процедур;
-соблюдение постепенности в увеличении силы воздействия различных факторов и непрерывность мероприятий;
- разные участки тела: различаться и чередоваться как по силе, так и длительности; соблюдение методики выбранного вида закаливания.
1.8.Организация предметно-пространственной среды.
При переходе ребенка в подготовительную группу начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с многообразными жанрами живописи и другими видами искусства.
Пространство группы желательно «разбиты» на небольшие полузамкнутые микро пространства (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек), поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Дети вместе с воспитателем по собственному замыслу несколько раз в год меняют пространственную организацию среды. Для этой цели также подойдут небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал или обычные картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой.
Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек лучше небольшой — для игр на столе. Допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно и длительно играют. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель. В группе должна находиться коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Желательно включить альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие материалы.
Необходимо место для разыгрывания сюжетов в режиссерской игре (его можно изготовить из большой картонной коробки, вырезав две поверхности наподобие сцены), набор игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого, бросовый материал и инструменты, а также некоторые схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.
В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций клас-сификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «4-й лишний», «Найди отличия».
Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.
Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»).
Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.
Важная задача — развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, конце слова. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности размещается 5-6 рамок (картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых журналов картинок. Пусть ребенок покопается в кипе, выберет несколько разных картинок и разложит их в рамки в определенной последовательности, придумает и расскажет сюжет по этим картинкам.
Изобразительная деятельность — одна из самых любимых для старших дошкольников. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник. Желательно иметь пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ. Можно крепить детские работы не только на стенках, но и подвешивать с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы.
Организация самостоятельной повседневной трудовой деятельности диктует необходимость создания творческих мастерских, позволяющих детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и др. материалами.
При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например, микроскоп. Если позволяют условия в детском саду, желательно для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств. А в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с материалами, шарами, подвесами, водой, природными материалами.
Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого в среду группы помещают конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов необходимо включить в среду группы разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Желательно книги расставить в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т.п.).
Следует помнить, что позвоночник ребенка 5-7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям. В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, необходимо продумать способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания). Воспитатель поддерживает попытки ребенка в правильной организации собственной деятельности, учит элементам разминки и релаксации с помощью специальных атрибутов.
У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделить учебную зону, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса: поставить толы рядами, повесить школьную доску. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде класса.
Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи ребенка важно фиксировать рисунками или пиктограммами.
Умение планировать очень пригодится ребенку и в школе, и в жизни. План фиксируется разными способами записывается воспитателем, обозначается знаками, картинками). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом. Это легко сделать с помощью скотча, или закрепив на стене кусок белых обоев (на которых и вести записи), по мере необходимости обои прокручивать до чистого места.
Необходимо развивать у ребенка представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Для этого есть разнообразные пути. Например; метки «Я расту» - это повод для обсуждения, кто выше, кто ниже, на сколько сантиметров вырос ребенок за месяц, за три месяца, кто растет быстрее, кто медленнее. Желательно каждый месяц обсуждать с детьми какую-либо тему, связанную с ребенком, его интересами. Например, «Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и не люблю», «Я умею, я хочу научиться...», «Мой любимый праздник», «Что мне в себе нравится и не нравится», «Мои друзья», «Моя мечта», «Как я провожу выходной день» и другие. Эти темы надо не только обговаривать, но и записывать, зарисовывать, делать фотообзоры. Можно привлечь к этому родителей, предлагая сделать семейную газету. Такие газеты вывешивают в группе, дети с удовольствием рассматривают их, сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими.
Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого можно внести в группу зеркала, краски для грима, парички из ниток, старых колготок, детали одежды взрослых людей. Например, такие как шляпа, галстук, длинная пышная юбка, солнечные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка.
Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются газеты о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте страны отмечается место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники (деревня, древнее поселение, Петровская ассамблея).
В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально-нравственных ориентации и чувств детей. В группе отводится место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это («+» — правильно, возможно, «-» так поступать нежелательно). Предлагаются игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например, «Конструктор эмоций». Для него нужна основа (подкладка) и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал лица, брови, глаза, нос, рот. Детали представлены в 4-5 вариантах. Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении. .
Объем образовательной нагрузки.
Календарный учебный график
Содержание
Группа
Старшего дошкольного возраста(с 6 до 7 лет)
Количество групп
1
Адаптационный период
-
Начало учебного года
01.09.2016
Окончание учебного года
31.05.2017
Период каникул
29.12.2016
09.01.2017
Продолжительность
учебного года (неделя), всего, в том числе:
36 недель
1 полугодие
16 недель
2 полугодие
20 недель
Продолжительность учебной недели
5 дней
Количество ОД в неделю
14
Длительность ОД
30 мин.
Максимальный перерыв между ОД
10 мин.
Объем недельной образовательной нагрузки (ОД)
(без учета дополнительных образовательных услуг):
7час.
1 половина дня
7 час.
2 половина дня
-
Летний оздоровительный период
с 01.06.2015 по 31.08.2015
Группа старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности
с 6х до 7х лет
Вид деятельности по физической активности
Количество в неделю
Количество в месяц
Количество в год
Подготовительная к школе группа
Утренняя гимнастика (ежедневно)
1ч
Занятия физической культурой (3раза в неделю)
1ч 30мин
Подвижные игры (ежедневно)
1ч 40мин
Самостоятельная двигательная активность детей (ежедневно)
1ч
Двигательная активность по закреплению ОВД под воспитателя (ежедневно)
2ч 30мин
День здоровья (1раз в неделю)
30мин
Познавательно-оздоровительная деятельность (1раз в неделю)
30мин
Развлечения, досуги, спортивные праздники (1раз в месяц)
-
30мин
Спортивная секция (1раз в неделю)
30мин
Перспективно - тематическое планирование
ОО «Физическое развитие»
Неделя
Тема
Задачи
Источник методической литературы
Сентябрь
1
Занятие №1
Упражнять детей в беге колонной по одному, в умении переходить с бега на ходьбу; в сохранении равновесия и правильной осанки при ходьбе по повышенной опоре. Развивать точность движений при переброске мяча.
Л.И.Пензулаева
«Физическая культура в детском саду» с.9
2
Занятие №4
Упражнять детей в равномерном беге с соблюдением дистанции; развивать координацию движений в прыжках с доставлением до предмета; повторить упражнения с мячом и лазанье под шнур, не задевая его.
С.11
3
Занятие №7
Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир – кубик или кегля); развивать ловкость в упражнении с мячом, координацию движений в задании на равновесие; повторить упражнение на переползание по гимнастической скамейке
С.15
4
Занятие №10
Упражнять в чередовании ходьбы и бега по сигналу воспитателя; в ползании по гимнастической скамейке на ладонях и коленях; в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке с выполнением заданий. Повторить прыжки через шнуры.
С.16
Октябрь
1
Занятие №13
Закреплять навыки ходьбы и бега между предметами; упражнять в сохранении равновесия на повышенной опоре и прыжках; развивать ловкость в упражнении с мячом.
С.20
2
Занятие №16
Упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения по сигналу; отрабатывать навык приземления на полусогнутые ноги в прыжках со скамейки; развивать координацию движений в упражнениях с мячом.
С.22
3
Занятие №19
Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен; повторить упражнения в ведении мяча; ползании; упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.
С.24
4
Занятие №22
Закреплять навык ходьбы со сменой темпа движения. Упражнять в беге врассыпную, в ползании на четвереньках с дополнительным заданием; повторить упражнение на равновесие при ходьбе по повышенной опоре.
С.26
Ноябрь
1
Занятие №25
Закреплять навык ходьбы и бега по кругу; упражнять в ходьбе по канату (или толстому шнуру); упражнять в энергичном отталкивании в прыжках через шнур; повторить эстафету с мячом.
С.29
2
Занятие №28
Упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения; прыжках через короткую скакалку; бросании мяча друг другу ползании по гимнастической скамейке на четвереньках с мешком.
С.32
3
Занятие №31
Упражнять в ходьбе и беге «змейкой» между предметами; повторить ведение мяча с продвижением вперед; упражнять в лазании под дугу, в равновесии.
С.34
4
Занятие №32
Продолжать упражнять в ходьбе и беге «змейкой» между предметами; метание мешочков в горизонтальную цель, упражнять в равновесии.
С.36
Декабрь
1
Занятие №1
Упражнять детей в ходьбе с различными положениями рук, в беге врассыпную; в сохранении равновесия при ходьбе в усложненной ситуации (боком, приставным шагом, с перешагиванием). Развивать ловкость в упражнениях с мячом.
С.40
2
Занятие №2
Продолжать упражнять в ходьбе с различным положением рук, в беге врассыпную; в сохранении равновесия при ходьбе в усложненной ситуации. Развивать ловкость в упражнениях с мячом.
С.41
3
Занятие №10
Повторить ходьбу и бег по кругу с поворотом в другую сторону; упражнять в ползании по скамейке «по-медвежьи»; повторить упражнение в прыжках и на равновесие.
С.47
4
Занятие №11
Продолжать совершенствовать ходьбу и бег по кругу с поворотом в другую сторону; упражнять в ползании по скамейке, повторить упражнение в прыжках и на равновесие.
С.48
Январь
1
Занятие №13
Повторить ходьбу и бег по кругу, ходьбу и бег врассыпную с остановкой по сигналу воспитателя; упражнения на равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры, прыжки на двух ногах через препятствие.
С.49
2
Занятие №16
Повторить ходьбу с выполнением заданий для рук; упражнять в прыжках в длину с места; развивать ловкость в упражнениях с мячом и ползании по скамейке.
С.52
3
Занятие №19
Упражнять в ходьбе и беге с дополнительным заданием (перешагивание через шнуры); развивать ловкость и глазомер в упражнениях с мячом; повторить лазанье под шнур.
С.54
4
Февраль
1
Занятие №25
Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре с выполнением дополнительного задания, закреплять навык энергичного отталкивания от пола в прыжках; повторить упражнения в бросании мяча, развивать ловкость и глазомер.
С.59
2
Занятие №28
Упражнять в ходьбе и беге с выполнением упражнений для рук; разучить прыжки с подскоком ( чередование подскоков с ноги на ногу); упражнять в переброске мяча; повторить лазание в обруч (или под дугу).
С.61
3
Занятие №31
Повторить ходьбу со сменой темпа движения; упражнять в попеременном подпрыгивании на левой и правой ноге 9по кругу), в метании мешочков, лазании на гимнастическую стенку; повторить упражнения на сохранение равновесия при ходьбе на повышенной опоре с выполнением дополнительного задания.
С.63
4
Занятие №34
Упражнять в ходьбе в колонне по одному с выполнением задания на внимание, в ползании на четвереньках между предметами; повторить упражнения на равновесие и прыжки.
С.65
Март
1
Занятие №1
Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами; в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре с дополнительным заданием; повторить задание в прыжках, эстафету с мячом.
С.72
2
Занятие №4
Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, беге врассыпную, повторить упражнения в прыжках, ползании; задания с мячом.
С.74
3
Занятие №7
Повторить ходьбу с выполнением заданий; упражнять в метании мешочков в горизонтальную цель; повторить упражнения в ползании и на сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре.
С.76
4
Занятие №10
Повторить ходьбу и бег с выполнением заданий; упражнять в лазании на гимнастическую стенку; повторить упражнения на равновесие и прыжки.
С.79
Апрель
1
Занятие №13
Повторить игровое упражнение в ходьбе и беге; упражнения на равновесие, в прыжках с мячом.
С.81
2
Занятие №16
Повторить упражнения в ходьбе и беге; упражнять детей в прыжках в длину с разбега, в перебрасывании мяча друг другу.
С.83
3
Занятие №19
Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, в построении в пары (колонна по два); в метании мешочков на дальность, в ползании, в равновесии.
С.84
4
Занятие №22
Повторить ходьбу и бег с выполнением заданий; упражнять в равновесии, в прыжках с мячом.
С.87
Май
1
Занятие №25
Повторить упражнения в ходьбе и беге; в равновесии при ходьбе по повышенной опоре; в прыжках с продвижением вперед на одной ноге; в бросании малого мяча о стенку.
С.88
2
Занятие №28
Упражнять детей в ходьбе и беге со сменой темпа движения, в прыжках в длину с места; повторить упражнения с мячом.
С.90
3
Занятие №31
Упражнять в ходьбе и беге в колонне по одному, по кругу; в ходьбе и беге врассыпную; в метании мешочков на дальность, в прыжках, в равновесии.
С.92
4
Занятие №34
Упражнять в ходьбе и беге с выполнением заданий по сигналу; повторить упражнения в ползании на гимнастическую стенку; упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре, в прыжках.
С.95
Планируемые результаты освоения детьми образовательной деятельности.
Физическое развитие.
Владеет соответствующими возрасту основными движениями. Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности. Проявляет интерес к участию в совместных в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий.
Проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Стремится соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
С удовольствием выполняет культурно – гигиенические навыки, положительно настроен на выполнение элементарных процессов самообслуживания, радуется своей самостоятельности и результату.
Физическое развитие
- дети умеют самостоятельно следить за своим здоровьем, соблюдают правила правильного питания;
- дети умеют полоскать рот и горло кипяченой водой комнатной температуры, водно-солевым раствором после приёма пищи.
Социальное партнерство с родителями.
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.
Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3.Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4.Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5.Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
6.Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
VI. Список литературы и материально-технического обеспечения.
Технологии и методические пособия
1.Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет / Л.И Пензулаева. - М., Просвещение, 1988.
2.Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет / Л.И Пензулаева. - М., Просвещение, 1988.
3.Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет / Л.И Пензулаева. - М., Просвещение, 1988.
4.Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э.Й. Адашкявичене - М., Просвещение, 1992.
5.Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет / Г.А. Прохорова. – М., Айрис-пресс, 2004.
6.Подвижные игры детей / И.М. Коротков. – М., Сов. Россия,2007.
7.Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина. – Владос,2005.
8.Физическая культура в дошкольном детстве / Н.В.
Полтавцева, Н.А. Гордова. – М., Просвещение, 2004.
9.Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет / К.К. Утробина. – М., ГНОМ и Д, 2005.
10.Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет / К.К. Утробина. – М., ГНОМ и Д., 2005.
11.Игры с элементами спорта / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. - М., ГНОМ и Д, 2004.
12.Необычные физкультурные занятия для дошкольников / Е.И. Подольская. – Волгоград, Учитель, 2010.
13.Игры детей мира / Т.И Линго. – Ярославль, «Академия развития», 2008.
14.Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 3-5 лет / Е.А. Каралашвили. - М., ТЦ Сфера, 2002
15.Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет / Е.А. Каралашвили. - М., ТЦ Сфера, 2002
16.Физкультурные упражнения, подвижные игры на свежем воздухе для детей логопедической группы (ОНР)./ Ю.А.Кирилова - СПб., Детство-пресс, 2005.
17.Спортивные праздники и развлечения для дошкольников / В.Я. Лысова. – М., АРКТИ, 2000.
18.Физкультурные праздники в детском саду. / Н.Н. Луконина. - М., Айрис- пресс, 2006.
19.Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев,
32. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. М.Ю. Картушина. М., ТЦ Сфера.
33. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми (младший, средний, старший возраст). Т.М. Бондаренко. Воронеж. 2012.
34.Батурина Е.Г. Сборник игр к «программе воспитания в детском
саду» М.: Просвещение 1974г.
35. Быкова А.И. «Обучение детей дошкольного возраста к основным
движениям» М.: Просвещение 1961 г.
36. С.Я. Лайзане. «Физическая культура для малышей.» М.:
«Просвещение» 1987 г.
37. В.Г. Фролов. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на
прогулке» М.: «Просвещение» 1986 г.
38. В.Г. Фролов. Г.П. Юрко . «Физкультурные занятия на воздухе с
детьми дошкольного возраста» М.: «Просвещение» 1983 г.
39. Т.М. Бондаренко «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-4 лет в ДОУ» Воронеж 2012г.
40. Т.М. Бондаренко «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 4-5 лет в ДОУ» Воронеж 2012г.
41. Т.М. Бондаренко «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 5-6 лет в ДОУ» Воронеж 2012г.
42. Т.М. Бондаренко «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 6-7лет в ДОУ» Воронеж 2012г.
Для физического развития имеется оборудование для физической активности детей – мини – стадионы, гимнастические лестницы, массажные коврики, тренажёры, атрибуты к подвижным и спортивным играм и другое.
Приложение № Перспективное планирование ОД по физической культуре с детьми 5-7 лет
Ходьба
Перестроение
Бег
ОРУ
Лазанье
Метание
Прыжки
Равновесие
Подвижные игры
Сентябрь
Ходьба в колонне, ходьба в клоне с остановкой по сигналу, ходьба между двумя линиями.
Перестроение в три колонны.
Бег в колонне, бег врассыпную, бег вколонне с остановкой по сигналу.
Без предметов, с флажками, с кубиками, с косичкой.
Ползание на четвереньках двумя колоннами, полезание под шнур, не касаясь руками пола, подлезание под дугу.
Прокатывание мяча друг другу стоя на коленях, сидя на пятках, подбрасывание вверх и ловля.
На двух ногах на месте, с поворотом на двух ногах, с продвижением вперёд, подпрыгивание на двух ногах до предмета, прыжки на двух ногах междду кеглями.
Ходьба и бег между предметами, ходьба на носках по доске, ходьба по доске перешагивая через препятствия.
«Найди себе пару», «Пробеги тихо», «Огуречик, огуречик…», «У медведя во бору».
Октябрь
Ходьба в колонне огибая предметы, ходьба врассыпную, ходьба в колонне перешагивая через предметы.
Перестроение в шеренгу, построение в круг.
Бег с перешагиванием через шнуры, бег в колонне по одному.
Без предметов, с обручами.
Подползание под шнур с мячом в руках.
Прокатывание мячей друг другу, прокатывание мяча между предметами, подбрасывание мяча вверх. «Перебрось и поймай», «Успей поймать».
«Вдоль дорожки», прыжки из обруча в обруч, прыжки на двух ногах через несколько линий.
Ходьба по гимнастической скамейке.
«Огуречик, огуречик… », «Цветные автомобили», «У медведя во бору».
Ноябрь
Ходьба с изменением направлена, ходьба между предметами, по кругу, взявшись за руки, ходьба с изменением направлена по сигналу.
Перестроение из шеренги в колонну.
Бег с изменением направления, бег между предметами, по кругу, взявшись за руки.
С гантелями, без предметов.
Ползание по гимнастической скамейке на ладонях и ступнях, на животе, подтягиваясь двумя руками.
Прокатывание мяча по дорожке, подбрасывание мяча вверх, ловля его. Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы. Прокатывание мяча в прямом направлении, бросание мяча о пол и ловля его двумя руками. Передача мяча.
На двух ногах с продвижением между кубиками, прыжки через шнуры. «Не задень», «Пингвины».
Ходьба по скамье с перешагиванием через кубики, по скамье с мешочком на голове, ходьба по доске с перешагиванием через предметы.
«Кот и мыши», «Самолёты», «Лиса в курятнике», «Догони пару», «Цветные автомобили».
Декабрь
Врассыпную, парами, в колонне, чётко выполняя поворты.
Построение в шеренгу, в пары, в три звена.
Бег врассыпную, по сигналу найти своё место, бег парами.
С флажками, с мячами, без предметов.
Ползание на четвереньках по скамейке, ползание в прямом направлении.
«Кто дальше бросит?». Прокатывание мяча между предметами, перебрасывание друг другу снизу, перебрасывание из-за головы, подбрасывание и ловля.
Прыжки через бруски со взмахом рук, прыжки со скамейки, через канат справа налево.
Ходьба по шнуру приставляя пятку одной ноги к носку другой. Ходьба по шнуру по кругу, ходьба с перешагиванием через набивные мячи, ходьба по канату.
«Лиса в курятнике», «Трамвай», «Зайцы и волк», «Кролики».
Январь
Ходьба в колонне со сменой ведущего, между предметами, перешагивая косички попеременно правой и левой ногой, ходьба между предметами.
Перестроение в три звена.
Бег врассыпную с нахождением своего места, между предметами, поставленными в один ряд.
С мячом, с мячом попарно, с гантелями, без предметов.
Ползание по скамейке на ладонях и ступнях, подлезание под шнур боком.
Перебрасывание мяча друг другу, отбивание мяча о пол одной рукой, ловля его двумя. Прокатывание обруча друг другу, перебрасывание мяча в шеренгах.
Прыжки на двух ногах со скамейки. Прыжки ноги вместе ноги врозь. Прыжки вдоль шнура, прыжки, перепрыгивая справа налево. Прыжки в высоту через бруски.
Ходьба между предметами высоко поднимая колени, по скамейке с приседанием, с с поворотом кругом, через рейки (высота 25см).
«Найди свою пару», «Лошадки», «Цветные автомобили», «Котята и щенята».
Февраль
Ходьба с заданием для рук, парами, высоко поднимая колени по кругу. Парами врассыпную. По кругу взявшись за руки, по сигналу изменить направлена.
Перестроение в три колонны, перестроение в колонну по три.
Без предметов с обручем, на стульях.
Бег парами, бег по кругу с выполнением задания, бег врассыпную с остановкой по сигналу.
Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками, на ладонях и коленях, с мешочком на спине.
Перебрасывание мешочков через шнур, мяча через шнур двумя руками, прокатываниемяча друг другу сидя, ногиврозь, прокатывание между кеглями, перебрасывание через шнур двумя руками из-за головы.
Прыжки в длину с места, перепрыгивание через6-8 шнуров
Ходьба по скамейке с мешочком на голове, по доске на носках, по доске, перешагивая через кубики, ходьба и бег по наклонной доске.
«Бездомный заяц», «Охотники и зайцы», «Перелёт птиц», «Ловишки».
Март
Ходьба с перешагиванием через бруски. Ходьба по кругу, взявшись за руки, по кругу с выполнением заданий. Врассыпную по доске, перешагивая через бруски.
Перестроение из колонны в круг, перестроение в три звена.
Врассыпную, бег по кругу, взявшись за руки.
Без предметов, с кеглями, со стульями.
Ползание по г/ск на ладонях и коленях. Лазанье по гимнастической стенке.
Метание в горизонтальную цель левой и правой рукой. Метание мешочков в вертикальную цель, отбивание мяча о пол. Метание мешочков в даль.
Перепрыгивание через препятствия на двух ногах. Прыжки через бруски, прыжки в длину с места. Прыжки из обруча в обруч на дух ногах, между предметами (3м).
Бег по наклонной доске, ходьба по скамейке боком приставными шагами, перешагивая через мяч. Ходьба по скамейке на середине присесть.
«Пробеги тихо», «Совушка сова», «Воробушки и автомобиль», «Птички и кошка».
Апрель
Ходьба парами, со сменой ведущего, в колонне с выполнением задания. Ходьба высоко поднимая колени, в полуприседе.
Перестроение в колонну по три.
Бег парами врассыпную, по сигналу остановиться.
Без предметов, с флажками, с кубиками.
Ползание по г/ск на ладонях ступнях. Лазанье по г/ст с переходом на соседний пролёт.
Прокатывание мяча вокруг кегли. Метание мешочков в горизонтальную цель.
Прыжки в длину с места , прыжки через шнуры. Прыжки через скакалку, прыжки между предметами, прыжки до кегли (3м).
Ходьба по наклонной доске боком с заданием. Ходьба по скамье на носках с заданием, с перешагиванием через набивной мяч.
«Котята и щенята», «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике».
Май
Ходьба в колонне, с заданием, между кеглями.
Перестроение в колонну по три.
Бег врассыпную, по сигналу найти своё место.
С кубиками, с косичкой.
Подлезание под дугу, не касаясь руками пола.
Метание на дальность правой и левой рукой. «Мяч через сетку». Метание мешочков в вертикальную цель
Перепрыгивание через канат боком, продвигаясь вперёд на двух ногах.