Программа «Мои первые прописи» предполагает работу по новому пособию Н. Федосовой «Прописи будущего первоклассника», которое дополняет программу «От слова к букве».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мои первые прописи"»
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучение письму для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
На изучение курса отводится 30 ч (1 ч в неделю ).
Подготовка к обучению письму -процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного детализированного изображения.
Программа «Мои первые прописи» предполагает работу по пособию Н. Федосовой «Прописи будущего первоклассника», которое дополняет программу «От слова к букве». Она предназначена для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв, содержит тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией печатных и прописных букв русского алфавита развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Таким образом, программа «От слова к букве» и программа «Мои первые прописи» решают задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствуют их речь.
Цель программы: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе.
Задачи :
- Формирование представления об элементарных правилах письма, правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради.
- Формирование представления об основных элементах букв, конфигурации печатных и прописных букв, правилах штриховки, контуре предметов и его особенностях.
- Развитие мелкой моторики руки ребенка.
- Развитие слухового внимания, графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации (умения работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации).
- Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Учебно-методическое обеспечение:
Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [ Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н.А. Федосова]. - М. : Просвещение, 2016
Методические рекомендации к программе "Преемственность": пособие для педагогов / [ Н.А. Федосова, Т.В. Белова, В.А. Солнцева и др.; науч. рук. Н.А. Федосова]. - М. : Просвещение, 2015
Прописи будущего первоклассника: пособие для детей 5-7 лет / Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2017
Солнечные ступеньки. Подготовка к письму. Часть 2. Издательство: ВК Дакота, 2017
Содержание программы:
Пальчиковая гимнастика.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчит приобретение навыков письма. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз".
Формирование гигиенических правил письма.
Соблюдение гигиенических правил поможет преодолеть трудности технической стороны письма. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовка руки к письму. Графические упражнения. Штриховка.
Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой движения. Руки не должны быть скованными, напряженными. Подготовке руки к письму, развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями способствуют графические упражнения и штриховки.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх.
Письмо элементов букв, букв русского алфавита.
Овладение строчкой. Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала. Письмо букв.
Планируемые результаты:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Соблюдать элементарные гигиенические правила письма.
- Ориентироваться на странице тетради.
- Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.
- Выполнять различные виды штриховок.
- Отличать буквы от звуков.
- Различать заглавные и строчные буквы.
- Знать конфигурацию печатных и прописных букв. Отличать прописные буквы от печатных.
- Писать прописные и печатные буквы русского алфавита.
- Контролировать и оценивать свою деятельность.
Календарно-тематическое планирование курса «Мои первые прописи»
№
Тема занятия
Количество часов
Дата
Примечания
Знакомство с гласной буквой «О» и звуком [о]. Письмо овалов и полуовалов. Письмо букв О о.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.17
«Солнечные ступеньки» с.14
Знакомство с гласной буквой «А» и звуком [а]. Письмо элементов букв А, а. Письмо букв А, а.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.4
«Солнечные ступеньки» с.2
Знакомство с гласной буквой
«У» и звуком [у].
Письмо элементов букв У, у. Письмо букв У, у.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.22
«Солнечные ступеньки» с.3
Знакомство с гласной буквой «ы» и звуком [ы] Письмо элементов буквы ы. Письмо буквы ы.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.29
«Солнечные ступеньки» с.4
Знакомство с гласной буквой «И» и звуком [и]. Письмо элементов букв И, и. Письмо букв И, и.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.12
«Солнечные ступеньки» с.5
Знакомство с гласной буквой
«Э » и звуком [э]. Письмо элементов букв Э, э. Письмо букв Э,э.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.30
«Солнечные ступеньки» с.6
Знакомство с буквой «Я» и звуками, которые она обозначает.
Письмо элементов букв Я, я. Письмо букв Я,я
1
«Прописи будущего первоклассника» с.32
«Солнечные ступеньки» с.7
Знакомство с буквой «Ю» и зву-ками, которые она обозначает.
Письмо элементов букв Ю, ю. Письмо букв Ю,ю.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.31
«Солнечные ступеньки» с.8
Знакомство с буквой «Е» и зву-ками, которые она обозначает.
Письмо элементов букв Е, е. Письмо букв Е,е.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.9
«Солнечные ступеньки» с.9
Знакомство с буквой «Ё» и звуками, которые она обозначает.
Письмо элементов букв Ё, ё. Письмо букв Ё, ё.
1
«Солнечные ступеньки» с. 12, 32
Письмо элементов букв. Штриховка. Тренировочная работа.
1
«Солнечные ступеньки» с.10-11
Письмо элементов букв. Штриховка. Диагностическая работа.
1
«Солнечные ступеньки» с.17-18
Буква «Л» и согласные звуки [л] и [л′]. Письмо элементов букв Л, л. Письмо букв Л, л.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.14
«Солнечные ступеньки» с.19
Буква «М» и согласные звуки [м] и [м′]. Письмо элементов букв М, м. Письмо букв М, м.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.15
«Солнечные ступеньки» с.20
Буква «Н» и согласные звуки [н] и [н′]. Письмо элементов букв Н, н. Письмо букв Н, н.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.16
«Солнечные ступеньки» с.31
Буква «Р» и согласные звуки [р] и [р′]. Письмо элементов букв Р,р. Письмо букв Р,р.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.19
«Солнечные ступеньки» с. 30
Письмо элементов букв. Диагностическая работа.
1
«Солнечные ступеньки»
с. 15 -16
Буквы «В» и «Ф» Согласные звуки [в] и [в′],[ф] и [ф′]. Признаки парности. Письмо элементов букв. Письмо букв В, в, Ф, ф.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.6, 23
Буквы «З» и «С» Согласные звуки [з] и [з′],[с] и [с′]. Признаки парности. Письмо элементов букв. Письмо букв З, з, С, с.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.11, 20.
Буквы «Ж» и «Ш» .Всегда твердые согласные звуки [ж] и
[ ш] . Письмо элементов букв. Письмо букв Ж, ж, Ш, ш.
1
«Прописи будущего первоклассника»
с.10, 27
Буквы «Б» и «П» Согласные звуки [б] и [б′], [п] и [п′].
Письмо элементов букв. Письмо букв Б, б, П, п.
1
«Прописи будущего первоклассника»
с.5, 18
Буква «Д» и согласные звуки [д] и [д′]. Письмо элементов букв Д, д. Письмо букв Д,д.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.8
«Солнечные ступеньки» с.27
Буква «Т» и согласные звуки [т] и [т′]. Письмо элементов букв Т, т. Письмо букв Т, т.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.21
«Солнечные ступеньки» с.21
Буква «Г» и согласные звуки [г] и [г′]. Письмо элементов букв Г,г. Письмо букв Г,г.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.7
«Солнечные ступеньки» с.13
Буква «К» и согласные звуки [к] и [к′]. Письмо элементов букв К, к. Письмо букв К, к.
1
«Прописи будущего первоклассника» с.13
«Солнечные ступеньки» с.22
Буква «Х» и согласные звуки [х] и [х′]. Буква «Ц» . Звук [ц] – всегда твердый. Письмо элементов букв. Письмо букв Ц, ц, Х, х.
1
«Прописи будущего первоклассника»
с.24-25
Буквы «Щ, щ, Ч, ч, Й, й» Согласные звуки [ [щ′], [ч′], [й] . Письмо элементов букв . Письмо букв Щ, щ, Ч, ч, й.
1
«Прописи будущего первоклассника»
с.26, 28
ъ и ь знаки. Письмо элементов букв. Письмо букв ъ, ь.