Просмотр содержимого документа
«Путешествие в сказку»
Тема занятия: Путешествие в сказку.
Задачи: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;
помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица);
учить объяснять значение слов;
продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными);
расширять словарь детей.
воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: разучивание речевой разминки, слов физминутки.
Оборудование: клубок, ширма, 4 ведра разной величины, «яблоня», картинки-схемы с героями заменителями, фланелеграф, корзина с яблоками, нарисованные ступеньки, картинки животных (волк, медведь, лиса, кот и заяц).
Ход занятия
I. Организационный момент: (неожиданно в группу вкатывается клубок). Обращаю внимание детей.
– Как вы думаете, какой он? (…, …, волшебный).
– Да, клубочек волшебный. Волшебство его увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубок и скажу ласковое слово, передам следующему и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово (дети говорят и передают клубок).
Вот клубок вернулся ко мне. Он стал больше от добрых слов. Клубку как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми в сказку.
II. Речевая разминка.
– Возьмитесь за руки и чётко повторяйте за мной волшебные слова:
«Ра-ра-ра – в сказку нам пора,
Ги-ги-ги – нам клубочек помоги.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно сказку начинать»
(отодвигается ширма, а за ней – «яблоня» и 4 разной величины ведра).
III. Основная часть.
– Вот мы и в сказке. Все эти предметы из русской народной сказки, с которой мы сегодня познакомимся, а называется она «У страха глаза велики».
1. Воспитатель читает сказку.
2. Беседа по сказке.
– Какую сказку я вам прочитала?
– Назовите главных героев сказки?
– Как их в сказке называют? Почему водоносы?
– С какими вёдрами они ходили?
– Как они воду носили домой?
– Что с ними случилось однажды?
– Кто на самом деле испугал водоносов?
– Кому что померещилось?
– Ребята, есть такая же пословица, как и название нашей сказки: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях так говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле).
3. Физминутка.
«Бабушка-старушка ведёрки взяла
И по воду пошла.
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка.
А за ними бегом
Курочка с ведром.
Воды набрали и
Домой зашагали» (дети имитируют движения).
4. Подготовка к пересказу сказки.
– Ребята, сказку, которую вы услышали, будем пересказывать. Чтобы легче было пересказывать, я предлагаю опираться на картинки с героями заменителями.
– Как вы думаете, что это за герои?
бабушка внучка курочка мышка заяц
Перед вами 3 картинки-схемы с героями заменителями. Чтобы использовать эти схемы при пересказе, расставим их в нужном порядке.
5. Повторное чтение сказки.
6. Пересказ сказки детьми с опорой на схемы (по 3 человека 2 раза).
7. Игра «Ступеньки».
– Каждому водоносу из сказки что-то почудилось. Перечислите, что именно и кому (медведúще, лиса, котúще, волк). Сейчас мы с этими словами поиграем в игру «Ступеньки».
– Поднимаемся по ступенькам вверх, а потом вниз и преобразовываем слова. На нижней ступеньке слово обозначает маленький предмет, а чем выше поднимаемся, тем предмет увеличивается, и вместе с ним преобразовывается обозначающее его слово (волчонок-волк-волчúще и т.д.).
8. Игра «Закончи предложение».
– А теперь поиграем в игру «Закончи предложение», а поможет нам яблочко из сказки. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете словами из сказки.
– У бабушки были большие вёдра, а у внучки – ….(поменьше).
– У мышки вёдра были с напёрсток, а у курочки – …(с огурчик).
– Внучка брала воду из колоды, а бабушка – …(из колодца).
– Мышка брала воду из поросячьего копытца, а курочка – …(из лужицы).
– Бабушка испугалась и на лавку упала, а внучка – …(за бабушку спряталась).
– Курочка на печку взлетела, а мышка – …(под печку схоронилась).
– Бабушке привиделся медведúще, а мышке – …(котúще).
IV. Подведение итогов.
– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:
«Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»
(ширма ставится на место).
– Понравилось вам путешествие по сказке? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?
Ребята, вы сегодня все молодцы. За хорошую работу на занятии бабушка-старушка с внучкой-хохотушкой вам передали угощение – корзину с яблоками.