Просмотр содержимого документа
««Путешествие в мир музыкальных инструментов»»
Конспект НОД
«Путешествие в мир музыкальных инструментов»
(старший возраст детей)
Цель: формирование у детей основы музыкальной культуры.
Задачи:
- развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств;
- активизация интереса детей к различным видам инструментов;
- развитие фантазии;
- закреплять знания детей о музыкальных инструментах, с помощью музыкального, поэтического, театрального искусства;
- развивать общительность и коммуникабельность.
Познакомить с понятием: инструменты струнные, духовые, ударные и клавишные. Познакомить с понятием гостиная.
Предварительная работа. Знакомство с музыкальными инструментами, прослушивание пьес П. И. Чайковского, игра на ложках, металлафонах, ксилофонах, шумовых инструментах. Пение цепочкой распевок, инсценировка песен.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель. Ребята, я пригласила вас в музыкальный зал, который сегодня мы назовём - музыкальной гостиной. Почему я назвала наш зал гостиной, объясню вам позже, ну а так как у нас гостиная музыкальная, то и говорить мы будем о музыке и об инструментах, на которых исполняют музыку.
Скажите, кто сочиняет музыку? (Ответ детей.) Правильно, композитор. Обратите внимание, в нашей музыкальной гостиной на стене висят портреты композиторов, вы их знаете? (Чайковский, Филиппенко, Попатенко, Красев.)
Ребята, кто из этих композиторов является детским композитором, т. е. писал для детей музыку? (Ответы детей).
Ребята, какие музыкальные инструменты вы знаете?
(ответы детей)
Хорошо. Теперь посмотрите на этот стол, какие музыкальные инструменты вы здесь видите?
(ответы детей)
Молодцы, какие музыкальные инструменты есть у вас дома?
(ответы детей)
Ребята, а вы знаете, что инструменты делятся на струнные, духовые, ударные и клавишные. (разбираем, почему инструменты делятся на такие группы, называют какие знают инструменты).
Давайте-ка посмотрим на картинки и найдём эти музыкальные инструменты (дети рассматривают и называют изображённые на картинках инструменты).
Посмотрите, какой у меня есть кубик, на нём изображены инструменты. Мы поиграем с вами в такую игру: вы бросаете по очереди кубик, какой инструмент вам выпадает, вы представляете, что на нём играете и показываете как это вы делаете, но сначала вы называете к какой группе инструментов он относится.
(Игра с кубиком)
Ребята, а если эти инструменты будут играть все вместе, коллективом? Как мы этот коллектив назовём? (Оркестр.) Молодцы.
Прощу занять свои места за столом. Мы послушаем сейчас музыку изобразительного характера – это значит музыка нам рассказывает о чём-нибудь или о ком-нибудь. Будьте внимательны, вы должны ни только пофантазировать о чём рассказывает вам музыка, но и услышать какие инструменты звучат в оркестре.
(Звучит музыка П. И. Чайковского отрывок из «Пиковой дамы»).
(Ответы детей на вопрос о чём эта музыка и какие инструменты они услышали)
(На столе лежат ложки)
А как вы думаете, ложки это музыкальные инструменты или нет?
(ответы детей). Конечно музыкальный инструмент, и мы сейчас попробуем сыграть на них ритмический рисунок распевочки «Скок скок поскок». (далее каждый придумывает любой ритмический рисунок приветствия.)
Ребята, я думаю, пришло время сказать вам почему я назвала наш зал гостиной. А вы знаете, какое помещение или какую комнату называют гостиной? (ответы детей). Гостиной называют комнату в которой принимают гостей. И сегодня в нашем зале мы принимаем гостя.
Знакомьтесь: Светлана Михайловна – преподаватель музыкальной школы. Она может играть на многих инструментах, но сегодня она познакомит вас с музыкальным инструментом – домра.
(Небольшой рассказ о домре Светланы Михайловны и исполнение инструментальной пьесы).
(Благодарим гостя)
Ребята, загадки вы умеете отгадывать? Ну, тогда слушайте
1 Струн дано мне очень мало
Но пока что мне хватало.
Струны ты мои задень
И услышишь: длень, длень,длень.
Ну-ка, кто я, угадай-ка?
Озорная (балалайка)
2 Только кнопочки затронешь,
Нежно разведёшь меха….
Сразу в музыке утонешь,
Унесёт тебя река. (баян, гармонь)
3 Не рояль и не гармошка,
Растяни меха немножко,
Сбоку клавиши нажми
Звук получишь: до, ре, ми.
И в походе нужен он.
Боевой (аккордеон)
Молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Музыкальный театр»
(Дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.
Каждый участник игры представляет свой инструмент.
Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают инструмент, подходящий по звучанию каждому герою сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.
Например: Карабас – Барабас – бубен и звуки половинной ноты.
Буратино – ксилофон – четвертная, две восьмых.
Мальвина – колокольчик.
Пьеро - треугольник
Артемон - трещётки пауза, четвертная ит. д.
Ну, и закончим мы нашу встречу весёлым оркестром, исполнив русскую народную мелодию светит месяц в импровизации.