Недостаточность знаний о предметном мире и его роли в жизни людей. Присутствует необходимость закрепить и углубить знания детей о посуде, материале из которого она изготовлена. Также актуально обратить внимание детей на различие в классификации посуды (чайная, столовая).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники проекта: дети группы « Семицветик», воспитатель группы, родители воспитанников.
Актуальность: Недостаточность знаний о предметном мире и его роли в жизни людей. Присутствует необходимость закрепить и углубить знания детей о посуде, материале из которого она изготовлена. Также актуально обратить внимание детей на различие в классификации посуды (чайная, столовая).
Цели: Повышение у детей запаса знаний и представлений, улучшение ориентировки в мире предметов, освоение способов действий с ними. Повышение у детей социального опыта, что влияет на развитие памяти, речи, ручной умелости.
Задачи:
- Формирование обобщенного понятия «посуда» и её назначение, выделение характерных признаков (форма, цвет, размер).
- Активизация словарного запаса.
- Воспитание бережного отношения к предметам рукотворного мира.
- Формирование навыков культурного поведения во время приёма пищи.
Предполагаемый результат:
- Развитие познавательного интереса, желания получить новые знания.
- Развитие мелкой моторики посредством выполнения творческих работ по проекту.
- Обогащение словарного запаса, развитие диалогической речи.
Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный.
2. Основной (образовательная и практическая деятельность).
3. Заключительный.
1 этап:
- Сбор информации по посуде (стихи, загадки, рисунки).
- Рассматривание предметов посуды, иллюстраций по теме.
- Загадывание загадок.(Приложение 1);
2 этап:
«Познавательное развитие»:
- Дидактическая игра «Один – много».(приложение 2);
- Дидактическая игра «Расставь чашки на блюдца» (цвет) .(пр.2)
- Дидактическая игра «Большие и маленькие тарелки» (пр.2) (размер).
- Дидактическая игра « Назови одним словом». (пр.2)
- Экскурсия на кухню в группе с целью посмотреть, кто, где и как моет посуду в детском саду. Узнать у няни о пользе чистой посуды для здоровья.
Закрепить знания детей о том, что чистая посуда полезна для нашего организма.
- Беседа «Правила поведения за столом». (пр.4)
Работа с родителями:
- Рассмотреть в домашних условиях посуду, различающуюся по назначению, размеру, форме. цвету.
3 этап:
- Выставка детских работ
- Оформление папок - передвижек с консультациями для родителей.
Приложение № 1:
Загадки о посуде:
Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит, Всем чай пить велит. Самовар
Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с древних пор. Называюсь я … Фарфор
Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» Чайник
Носит воду Хозяину в угоду; При нем живет, Пока не упадет. Чашка
Неприступная на вид, Подбоченившись стоит, А внутри-то, посмотри Угощение внутри! Сахарница
Я горячее храню, Я холодное храню, Я и печь, и холодильник Вам в походе заменю. Термос
Если я пуста бываю, Про себя не забываю, Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду. Ложка
Новая посуда, А вся в дырках. Решето
На головке пуговка, В носу решето, Одна рука, Да и та на спине. Чайник
Закипит — исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякае, стучит. -Эй, сними меня! — кричит. Чайник
Чистопородный Боярин дородный Всему народу Отпускает воду. Самовар
На огне ворчу-бурчу Потом чихаю И пар испускаю. Чайник
Она бывает глубока. Она бывает мелка. Однако, это не река. Тарелка
В земле я родился, В огне закалился. Горшок
Среди воды огонь пылает, Вода его не заливает. Самовар
Сделана для жидкости, а жидкость в ней не держится. Воронка
Чайника подружка Имеет два ушка, Варит кашу, суп для Юли. И зовут её… Кастрюлей
Всех кормлю с охотой я, А сама безротая. Ложка
На плите — кастрюль начальник. Толстый, длинноносый… Чайник
Как начнет Говорить-разговаривать, Надо чай Поскорее заваривать. Чайник
У него большой живот, А совсем не бегемот. Хобот-нос приподнял он, Но, однако же, не слон. И пыхтит он через нос На плите как паровоз. Чайник Хоть и задрал он кверху нос, Но это вовсе не всерьез. Ни перед кем он не гордится, Кто пить захочет – убедится. Чайник
По моей тарелке Лодочка плывёт. Лодочку с едою Отправляю в рот. Ложка
Каким инструментом можно щи хлебать? Ложка
Длиннохвостая лошадка Привезла нам каши сладкой. Ждет лошадка у ворот – Открывай пошире рот. Ложка
Кто такая? Каши зачерпнет И отправит в рот. Ложка
Если хорошо заточен, Все легко он режет очень – Хлеб, картошку, свеклу, мясо, Рыбу, яблоки и масло. Нож
Вся макушка в дырках мелких – Горечь-горькая в тарелках. Перечница
Среди ложек я полковник. И зовут меня… Половник
Новая посудина вся в дырах. Решето
Купили новенькое, такое кругленькое, качают в руках, а оно все в дырках. Сито
Скажите, как назвать ее: Все в дырках зубы у нее, Но свеклу, редьку, хрен, морковку Она перетирает ловко. Терка
Жесткая, дырявая, Колючая, корявая. Что ей на спину положат, Все она тотчас изгложет. Терка
Лежит Сивка — Исколота спинка. Терка
Он округлый, но не шар, Медный — не монета, В нём пылает алый жар, Им вода согрета. Чай готовить он мастак, Чайник вспомнил даром! Ведь зовут его в веках Люди… Самоваром!
У носатого у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит И как зеркало блестит. Самовар
Приложение № 2:
Дидактическая игра «Расставь чашки на блюдца»
- Подберите к каждому блюдцу чашку и ложечку с одинаковым узором.
Дидактическая игра «Назови одним словом».
Приложение № 3:
Сказка Три медведя
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла.
В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и её звали Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
В домике было две комнаты. Девочка вошла в первую комнату и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой - Михайлы Ивановича; другой поменьше - Настасьи Петровны, а третий, маленький, с красненькой подушечкой - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась - так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.
Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая - Михаилы Иваныча; другая средняя - Настасьи Петровны; третья - Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю - было слишком высоко; легла в маленькую - кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.
Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
- Кто хлебал в моей чашке?
Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
- Кто хлебал в моей чашке?
А Мишутка увидал свою пустую чашку и запищал тонким голосом:
- Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал?
Михаило Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моём стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую горницу.
- Кто ложился на мою постель и смял её? - заревел Михаило Иваныч страшным голосом.
- Кто ложился на мою постель и смял её? - зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
- Кто ложился на мою постель?
И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
- Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!
Он хотел ее укусить.
Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, девочка выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
Жихарка
Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает: — Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точеная, ручка золоченая, — это Жихаркина. Никому ее не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит: — Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точеная, ручка золоченая, — Жихаркина. Никому ее не отдам.
Только хотел её на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ.
Лиса идет!
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки.
«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать: — Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму. А Жихарка-то под печкой во весь голос: — Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам! — Вот ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.
Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату. — Садись, — говорит, — Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет.
— Не так сидишь, — говорит лиса. Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет. — Да не так, — лиса говорит. — А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею. — Экой ты недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают: — Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!..
Вдруг по лестнице — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит: — А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
Сказка Лиса и журавль .
Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Приложение № 4:
Правила поведения за столом для детей . Как правильно вести себя за столом
Некоторые молодые люди, очевидно, считая, что это выглядит оригинально, сидя за обеденным столом, локти ставят на стол, наваливаются грудью на стол, голову подпирают рукой, зевают, равнодушно при этом ковыряясь в тарелке. Другие, набив полный рот кусками мяса, откидываются на спинку стула и, заразительно смеясь, пытаются рассказать смешную историю. Пища может выпасть изо рта, в худшем случае — попасть в дыхательное горло. Приходится задыхающегося и раскрасневшегося человека стучать по спине у всех на виду, чтобы, не дай Бог, не задохнулся.
За обеденным столом сиди прямо, локти на стол не ставь (на столе могут находиться только кисти рук), при разговоре с соседом поворачивай голову, а не всё туловище. Рот не набивай. Когда жуёшь, старайся, чтоб соседи по столу этого не слышали: есть и пить нужно бесшумно, умеренно и спокойно.
Не сгибайся при еде низко над тарелкой. Не перебирай еду, а ешь все подряд. В общем блюде не копайся, выбирая лучший кусок, а бери тот, что ближе к тебе. Ни в коем случае не нюхай еду и не критикуй ее, так ты смертельно обидишь хозяйку. Отказываться от какого-либо блюда нужно без объяснения причины, а не объяснять, что оно тебе не нравится или вредно. Нельзя ковыряться в зубах после сытного обеда — это делают, когда находятся в одиночестве.
Со стороны гостей будет нетактично, если они будут критиковать подаваемое блюдо или закуску. Не следует также вспоминать, что когда-то, где-то подавали вкусное блюдо, необыкновенный торт или восхитительный напиток.
Не запивай кофе, чаем, водой непрожёванный кусок пищи. Не оставляй жирных следов на посуде. Про алкоголь: помни, пьяных никто не любит.
Если ты вдруг опрокинул стакан на одежду соседа, не впадай в длинные объяснения, почему это произошло, не вздыхай весь вечер по поводу своей неловкости. Не привлекай к данному инциденту внимание окружающих. Извинись перед соседом и передай ему солонку.
Если блюдо, которое ты хочешь попробовать, находится далеко, не тянись к нему через весь стол: попроси сидящего поблизости человека передать его тебе. Кстати, по законам этикета ты должен ухаживать за соседкой, которая сидит справа от тебя.
Некрасиво протягивать руку через соседа или придвигать к себе блюдо через весь стол.
Воспользовавшись общим блюдом, сахарницей, солонкой, тут же поставь их на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.
Еду с блюда нужно брать в соответствующем количестве, помня об остальных сидящих за столом. На тарелку следует класть столько, сколько можно съесть.
Встав из-за стола, не стоит сразу же спешить уйти; если тебя действительно ждут неотложные дела, предупреди о своём скором уходе заранее.
Темы застольных разговоров должны быть общими для всех. Один человек не должен говорить слишком долго. В любом разговоре необходимо придерживаться простых правил: о себе говорить скромно и немногословно; об отсутствующих или не говорить вовсе, или только хорошее; если нечего больше сказать, лучше замолчать.
Умение слушать так же важно, как и умение говорить. Нельзя засыпать собеседника вопросами, задавать следующий вопрос, не выслушав ответа на предыдущий. Свое несогласие с чем-то нужно выразить корректно, либо вовсе промолчать.
Застольная беседа должна представлять собой равноправный обмен мнениями без какого бы то ни было нажима на собеседника.
Не следует за столом играть приборами, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.
Подавая нож соседу по столу, протягивай его ручкой, а не острием. Ножи и вилки нужно держать за конец ручки, а не у самого лезвия ножа или развилки. Ни в коем случае нельзя брать нож в рот.
Приложение № 5:
Консультация для родителей "Культура поведения ребенка за столом"
Воспитание у детей культуры поведения за столом.
Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.
Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.
Уважаемые родители, обратите внимание на:
*как ест ребенок;
*каково его поведение за столом;
*умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками;
*знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.
Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше. Очень важно не упустить момент желания ребенка делать все самостоятельно! Своим стремлением помочь ему, сделать быстрее и аккуратнее вы оказываете ребенку медвежью услугу. Потому как неосвоенный в определенном возрасте навык создает потом трудности не только ребенку, но и вам.
Уже с раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового этикета:
на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;
за столом сидим с чистыми лицом и руками;
застолье проходит без крика и резких замечаний;
правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками;
Ребенок только взял в руку ложку и тянет ее ко рту, а мама уже ласково, спокойно и настойчиво должна приучать его держать ложку правильно.
обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.
Постепенно внушайте ребенку разумность этих правил и начинайте его этому обучать.
Конечно, детям нелегко соблюдать все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. Тогда в некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка, ведет к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила. Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Будьте терпеливы, хвалите и демонстрируйте уверенность в способностях ребенка - все это приведет к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.
Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки…И помните, что Вести себя ДОМА нужно ТАК ЖЕ, КАК И В ГОСТЯХ! Никогда не делайте скидку «ничего страшного, он же дома! Здесь же все свои!» Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешали (или не обращали внимания) есть торт руками и плеваться тем, что ему не нравится, а в гостях вдруг начали ругать!!!
Также как можно раньше посадите ребенка за общий стол. Пусть он сам подумает и объяснит, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом, что делать, если на тарелке лежат сыр и ветчина, а хочется еще съесть шпроты, почему благодарим за угощение, а не отзываемся о нем плохо, если оно нам не понравилось, и т.д. Приучая ребенка пользоваться бумажными и полотняными салфетками и столовыми приборами, нужно объяснить, что опытная хозяйка по расположению на столе салфетки или столовых приборов может определить желание гостя закончить или продолжить трапезу.
С 5-6-летнего возраста необходимо приучать пользоваться ножом и вилкой. Мы решили изменить возрастные критерии , начать приучать с 3-4 лет. Ребенок легко запоминает эти правила. Ему кажется, что, соблюдая их, он стал старше и умнее. Он сравнивает себя со взрослыми - так ли они ведут себя во время приема пищи. Надо поддерживать у него возникший интерес к правильному поведению за столом. Взрослых нередко мучает вопрос: что и как едят. Родители могут создать своему ребенку необходимые условия, чтобы он, став взрослым, редко задавал себе подобный вопрос. Для этого надо обучить его правильно есть разные блюда: овощи, фрукты, сладости и т.д.
Целесообразно убедить ребенка, что лучше есть за столом. Расскажите ему о пищеварении, микробах, чистых и грязных руках. Желательно называть и другие причины: можно случайно кого-нибудь испачкать, а значит, огорчить; жующий на улице человек выглядит некрасиво. Став старше, ребенок, возможно, не придаст значения таким аргументам, но в раннем детстве мы воспитаем у него привычку не есть на улице. Создайте особые условия для правильной и красивой еды. Например, в праздничном застолье старайтесь все делать правильно. Если ребенок за столом допустил оплошность, не следует его ругать, надо понять причину: у ребенка еще не закреплен навык, он волнуется, его еще не научили, слишком сложное для его возраста требование.
Только терпение и любовь родителей помогут ему освоить этикет, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.
Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.
В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы еды.
Знать предметы и действия связанные с выполнением гигиенических процессов при приеме пищи
Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших)
Знать стихи о приеме пищи, прослушать и рассмотреть детские книги и с соответствующим содержанием.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом), салфеткой, полоскать рот после еды
Сформировать положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды
Знать наизусть стихи, потешки связанные с выполнением культурно - гигиенических правил.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Подготовительная к школе группа (от до 7 лет)
Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.
Во время завтрака, обеда дети могут обратиться к воспитателю, младшему воспитателю с просьбой помочь разрезать пищу, дать добавку или, наоборот, сказать няне или дежурным детям, чтобы дали меньше. Могут посоветовать или напомнить товарищу взять корочку — «помогалочку» и не трогать пищу пальцами, как правильно держать ложку. Беседы иного содержания во время еды НЕДОПУСТИМЫ.
Организация питания в ДОУ
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для улучшения аппетита и закрепления культурных навыков ребёнка.
Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5—6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 —400 г). Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Столовые ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.
В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.
Дежурства вводятся во второй младшей группе в конце года. Перед ребёнком только одно условие: помочь няне накрыть на стол тем детям, которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела: «Сегодня Серёжа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя, на другой – Дима. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все будут помогать няне».
В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы, что и в младшем возрасте, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Во второй половине года, когда умения детей станут прочнее, можно увеличить объём их работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, поставленные на стол няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды: каждый ребёнок ставит свою тарелочку на другую, обращаясь с просьбой к другому приподнять ложку. Выходя из-за стола, он может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные тарелки.
Дежурства в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняется и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей. Например, после еды должны ли всё убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?
Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребёнка. Например, каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол.
За столом мы учим детей есть с боковой части ложки, не набирать полную ложку, не тянуть суп из ложки, не облизывать ее. Последнее правило особенно важно при еде вторых и третьих блюд. Не разрешаем детям дуть в ложку или в тарелку, объяснив им, что брызги могут попасть на скатерть или на соседа.
Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, учим отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим на справляются.
Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира.
Если детей не учить есть мясные, рыбные и другие блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу.
Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним.
Также учим детей пить молоко, чай, кофе или другие напитки с бутербродами, пирогом, печеньем небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом.