Просмотр содержимого документа
«Программа "Сенсорное развитие детей от 2 до 3 лет"»
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение города Нижневартовска
Детский Сад № 83 «Жемчужина»
ПРОГРАММА
«Сенсорное развитие детей от 2 до 3 лет»
Составитель:
воспитатель
Мазалова Оксана Ивановна
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2
2.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4
3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5
4.
КАЛЕНДАРНРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
12
5.
ЛИТЕРАТУРА
24
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы.
Программа по сенсорному развитию детей от 2 до 3 лет
Основания для разработки программы.
Федеральный закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 4 ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 30, с ч.1 ст. 91, ч. 1 ст. 101;
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
Постановлением администрации города Нижневартовска от 03.02. 2014г. № 157 «Об утверждении Положения о формировании, рассмотрении и установлении тарифов на услуги и работы, предоставляемые и выполняемые муниципальными автономными учреждениями муниципальными предприятиями города Нижневартовска»;
Уставом МАДОУ г. Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина»;
Заказчики программы.
Педагогический совет, родители, (законные представители)
Исполнитель программы.
Участники образовательного процесса
Целевая группа.
Дети дошкольного возраста от 2 до 3 лет
Составители программы
Воспитатель Мазалова Оксана Ивановна
Цель программы.
Обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшегоумственного развития.
Задачи программы.
Создание условий для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.;
Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами;
Умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
Ожидаемые результаты.
Привитие культуры общения между собой, в паре, в танце, с окружающими
Ребенок чувствует и ощущает музыкальный ритм;
Сформирована потребность к творческому самовыражению;
Овладение детьми приемами, связками движений в танцевальных композициях;
Развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей;
Повышение работоспособности и двигательной активности.
Срок реализации программы.
год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций «Программы воспитания и обучения детей», а также включает разработки зарубежных и российских авторов.
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 2 до 3 лет.
Т. к. наиболее интенсивное сенсорное развитие происходит на втором году жизни. От двух до трех лет заканчивается формирование сенсорных способностей, постепенно закладываются сенсорные эталоны (термин А.В. Запорожца).
Продолжительность реализации программы - 1 год.
Основная цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшегоумственного развития.
Задачи рабочей программы
Создание условий для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (
Умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные принципы программы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Научности –заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов, например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).
Формы и режим проведения занятий
Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
На восприятие формы;
На целенаправленное развитие восприятия цвета;
На восприятие качеств величины;
На количество предметов;
На развитие речи, мышления;
На развитие первоначальных представлений о природе;
Дары Фребеля;
Игры Монтессори.
Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач.
Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей младшего дошкольного возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.
I. Задания на выполнение предметных действий.
1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.
Целью обучения является: фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.
2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.
Цель обучения: выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.
Элементарные продуктивные действия.
1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.
Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.
2. Рисование красками.
Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.
По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.
3.Тактильно-двигательное восприятие
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. Tactilis) — осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
лепка из глины, пластилина, теста;
аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
собирание пазлов;
сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира. Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Использование различных дидактических тренажеров, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.
«Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.
По аналогии можно изготовить «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.
Игровые тактильные панно «Морское дно» и «Веселые человечки» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.
«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.
«Колючий» коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажёра, массажного валика для ног и др.
По возможности я использую и естественные условия природной среды: игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
Перечислю основные из них:
ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);
определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности. Использование дидактических игр в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Игры на развитие тактильных ощущений
1. «Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
2. «Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
3. «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
4. «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
5. «Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
6. «Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
7. «Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
8. «Найди ящичек»
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом,шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.
Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
9. «Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы
1. «Найти предмет указанной формы»
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
2. «Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
3. «Коврик»
Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
4. «Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, жёлудь).
5. «Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например, три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Варианты:
— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.
6. «Составь целое из частей»
Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.6.
Варианты:
— составить конструкцию по памяти, по описанию;
— составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).
7. «Определи правильно»
Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)
Дидактические игры и упражнения на закреплениепонятия величины
1. «Сравни предметы по высоте»
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
2. «Палочки в ряд»
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
Варианты:
— детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.
3. «Самая длинная, самая короткая»
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например, «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
4.«Пирамидки»
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
5.«Матрешки»
Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.
6.«Разноцветные кружки»
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
Варианты:
— собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.
7.«Разложи по размеру»
Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Варианты:
— дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
8.«Расставь по порядку»
Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
9.«В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
10.«Дальше — ближе»
По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
Дидактические игры и упражненияна закрепление цвета
1.«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
2.«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.
Варианты:
— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
3.«Собери гирлянду»
Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
4.«Сплети коврик из цветных полосок»
Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
5.«Сложи радугу»
Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
6.«Неразлучные цвета»
Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
7.«Какие цвета использованы?»
Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.
Варианты:
— детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками
8.«Уточним цвет предмета»
Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ от 2 до 3 лет
Тема
Программное содержание
Материал
1.
2 г. – 2 г. 6 мес.
Матрешка
Продолжать учить детей сопоставлять предметы по величине, учить совмещать узор, ориентироваться на слова большая, маленькая, меньше, еще меньше, большая, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд.
4-х местная матрешка (3 – раскрываются, 1 – нет)
Пирамидка
Учить сопоставлять колечки по величине, ориентироваться на слова большое,маленькое, больше, меньше, такое, нетакое. Обогащать зрительно – осязательный опыт детей.
Пирамидка из 5 колец.
Разложи фишки в
миски
соответствующего цвета.
Учить соотносить предметы по цвету, понимать слова цвет, такой, не такой, разные.
Миски и фишки
соответствующего
цвета (красный,
желтый, синий).
Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме на 2 группы при выборе из 4-х.
Учить детей обращать внимание на
форму предмета, устанавливать
тождества и различия формы
однородных предметов. Учить
понимать слова форма,
такой, не такой, разные.
Большие картонные
круг, квадрат, овал,
прямоугольник, по 2 3
круга, квадрата,
овала, прямоугольника
меньшего размера на
каждого ребенка.
Игра «Найди
такой же листик»
Учить детей находить по образцу листики заданной формы, развивать внимание, обогащать знания детей о природе.
Природный материал:
листики разной формы
(можно бумажные
листики).
2.
Матрешки
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая,маленькая,меньше, еще меньше, больше, ещебольше,открой, закрой,поставь в ряд.
4-хместная матрешка (3
раскрываются, 1 - нет) –
в разобранном виде.
Пирамидка
Продолжать учить детей выполнять простые действия с предметами, снимать и нанизывать кольца. Обратить внимание детей на то, что кольца пирамидки разные по величине. Обогащать зрительно – осязательный опыт детей.
Коническая пирамидка из 5 колец в разобранном виде.
Аппликация без наклеивания «Неваляшка».
Учить соотносить геометрические фигуры к изображению.
Неваляшка - большой и
маленький круги.
Разложи фишки в миски
соответствующего
цвета.
Продолжать учить детей соотносить
предметы по цвету, понимать
слова цвет, такой, не такой,
разные.
Миски и фишки соответствующего цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
Игра «Что ты попробовал? Скажи и покажи» (вкус, обоняние)
Развивать у детей ощущение вкуса и
запаха.
Огурец, помидор, морковка.
3.
Матрешки
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия: большая, меньше, ещеменьше, самая маленькая, больше, ещебольше, самая большая, открой, закрой,поставь в ряд. Воспитывать аккуратность, умение делать красивый узор на фартучке матрешки.
4 раскрывающиеся матрешки.
Пирамидка
(кольца
Цилиндрической
формы).
Учить разбирать и собирать пирамидку. Обратить внимание детей на кольца – могут быть и такой формы). Обогащать зрительно
– осязательный опыт детей.
Пирамидка из 5 колец цилиндрической формы убывающих по величине.
Нанизывание бус разной формы
Учить чередовать предметы по форме, воспитывать желание делать приятное для других (кукол, собачек)
5 круглых и 5 квадратных бусин на каждого ребенка
Игра «Помоги мишке найти свой домик»
Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету (красный, желтый, синий). Закреплять цвет, понятия такой, не такой, разные.
Мишки или зайки, домики или полянки трех цветов: красные, желтые, синие (по 3-5 шт. каждого цвета на ребенка).
«Найди такой же» (Игры с листиками)
Учить детей находить по образцу листики заданной величины, развивать внимание, обогащать знания детей о природе.
Листики разной
величины (природный
материал или из
картона).
4.
Матрешки
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая,
маленькая, меньше, еще меньше, больше, больше, открой, закрой, поставь в ряд.
4 раскрывающиеся матрешки в разобранном виде.
Пирамидка.
Продолжать учить детей выполнять простые действия с предметами, снимать и нанизывать кольца. Обратить внимание детей на то, что кольца у пирамидки разные по величине. Обогащать зрительно – осязательный опыт детей.
Пирамидка из 5 колец
цилиндрической формы в
разобранном виде.
Аппликация без наклеивания «Елочка».
Учить соотносить геометрические фигуры к
изображению.
Елочка - 3 треугольника
Разрезные картинки
Учить составлять по принципу целое, часть.
Разрезные картинки из 2 частей со сложным разрезом
Игра «Чудесный мешочек».
Учить различать и группировать предметы по цвету.
Игрушечный персонаж — зайка, мешочек из плотной красивой ткани, затягивающийся на горловине. Положите в мешочек мелкие предметы двух или трех цветов, по 3—4 штуки каждого цвета. На столе разложите 3 листа картона (цвета картона должны совпадать с цветами фигурок).
5.
Матрешки.
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия: большая, меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая, открой, закрой, поставь в ряд, рядом. Воспитывать аккуратность, умение делать красивый узор на фартучке матрешки.
5-местная матрешка (4
раскрываются, 1- нет).
Пирамидка
Продолжать учить разбирать и собирать пирамидку. Обогащать зрительно - осязательный опыт детей.
Пирамидка из 6 колец
убывающих по величине.
Размещение
вкладышей 2-х
заданных форм
при выборе из 4-х.
Учить детей выбирать предметы 2-х заданных форм из 4-х возможных, закреплять умение соотносить предметы по форме.
Карточки со следующими
сочетаниями форм: круг
квадрат; круг
треугольник, квадрат
овал, овал прямоугольник.
Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету на 2 группы при выборе из 3-х.
Продолжать учить детей соотносить
предметы по цвету (красный, желтый,
зеленый), выбирая предметы нужного
цвета. Закреплять цвет, понятия такой,
не такой,разные.
Фишки по 5 шт. красного,
желтого, и зеленого
цвета, коробочки
красного и желтого
цветов.
Разрезные картинки.
Учить составлять по принципу целое, часть.
Разрезные картинки из 2
4 частей.
6.
Матрешки
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая, маленькая, меньше, еще меньше, больше, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд. Учить подбирать части предметов по величине.
5-местная матрешка
разобранном виде.
Пирамидка
Продолжать учить разбирать и собирать пирамидку. Обогащать зрительно - осязательный опыт детей.
Пирамидка из 6 колец убывающих по величине – в разобранном виде.
Игра «Поход за фруктами в магазин».
Закрепить названия фруктов. Показать, где и как растут фрукты. Закреплять знания детей о природе.
Муляжи фруктов и предметные картинки с их изображением
Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята».
Обратить внимание детей на то, что цвет может быть использован для обозначения предметов.
Коробочки с мозаикой (1 элемент белого цвета, 6 элементов желтого цвета), панель с отверстиями для размещения элементов.
Играем с крупой
Обогащать чувственный опыт детей, развивать тактильные ощущения.
Миска с крупой (гречка, пшено, чечевица, фасоль), 2-3 мелкие игрушки, пластмассовые стаканчики, клеенка (постелите ее на тот случай, если крупа просыплется).
7.
Пирамидка
Продолжать учить разбирать и собирать пирамидку. Обогащать зрительно - осязательный опыт детей.
Пирамидка из 7 колец
убывающих по величине.
Матрешки
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая, маленькая, меньше, еще меньше, больше, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд. Учить подбирать части предметов по величине.
6-местная матрешка
(раскрываются, 1 – нет).
Игра «Украшаем шапочку».
Учить группировать однородные предметы более близкие по форме.
Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету, закреплять слова цвет, такой, не такой, разные.
По 5 фишек красного,
желтого и синего цветов,
миски соответствующих
цветов.
8.
Пирамидка.
Продолжать учить разбирать и собирать пирамидку. Обогащать зрительно - осязательный опыт детей.
Пирамидка из 7 колец
убывающих по величине –
в разобранном виде.
Матрешки
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая, маленькая, меньше, еще меньше, больше, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд. Учить подбирать части предметов по величине.
6-местная матрешка (5 раскрываются, 1 – нет) в разобранном виде.
Игра «Чудесный мешочек».
Продолжать учить детей на ощупь находить предметы, дать понятие цилиндр.
Чудесный мешочек с 5 формами: шарик, кубик, кирпичик, призма, цилиндр.
Разрезные картинки
Продолжать учить составлять целое из частей.
Разрезные картинки из 3-х частей (диагональный разрез).
Пересыпание.
Учить пересыпать крупу или песок из емкости с носиком.
Баночка, емкость с носиком, песок или крупа.
9.
Матрешки.
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая, маленькая, меньше, еще меньше, больше, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд. Учить подбирать части предметов по величине.
6-местная матрешка
(все раскрываются).
Пирамидка.
Продолжать учить разбирать и собирать пирамидку. Обогащать зрительно - осязательный опыт детей.
Пирамидка из 8 колец
убывающих по величине.
Раскладывание предметов резко различных по форме на 3 группы.
Учить детей группировать предметы по форме, выбирая из 3-х заданных форм.
По 5 квадратов, кругов, треугольников на каждого ребенка
Игра «Один – много».
Формировать количественное представление, учить различать понятия один – много.
Грибки (мячи, матрешки,
куклы): 1 большой, много
– маленьких.
Игра «Найди такой же».
Обогащать чувственный опыт детей.
2 кусочка меха, 2 кусочка
кожи, 2 кусочка картона и
пр.
10.
Матрешки
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая, маленькая, меньше, еще меньше, больше, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд. Учить подбирать части предметов по величине.
6-местная матрешка в разобранном виде
Пирамидка
Продолжать учить разбирать и собирать пирамидку. Обогащать зрительно - осязательный опыт детей.
Пирамидка из 8 колец
убывающих по величине –
в разобранном виде.
Раскладывание предметов по форме на 3 группы при выборе из 4-х.
Продолжать учить детей группировать предметы по форме, выбирая из 4-х заданных.
По 5 кругов, квадратов,
треугольников,
прямоугольников на
каждого ребенка.
Выкладывание из
мозаики «Домики
и елочки».
Обратить внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
10 элементов белой
мозаики, 10 - зеленой. Для
усложнения: 2 синих, 3
зеленых, 3 красных.
Игра «Громко или
тихо?»
Развитие слухового внимания.
Предметы домашнего
обихода.
11.
Лото «Цветные фоны».
Учить различать предметы по цвету.
Большие карточки,
разделенные на 6-8
разноцветных ячеек,
маленькие цветные
карточки по величине
окошек.
Игра «Украшаем
сумочку для
обезьянки».
Продолжать учить группировать предметы по величине.
Игрушка –
обезьянка, вырезанное из
картона основание
сумочки (прямоугольник
18х13 см), по 2 больших и
2 маленьких круга
(квадрата, треугольника,
прямоугольника)
Игра «Чудесный мешочек».
Продолжать учить ориентироваться в форме предметов на ощупь.
Мешочек, маленькие
предметы – шар, кубик,
колечко, чашечка,
блюдечко и пр.
Кубики с картинками
Учить собирать целое из частей, формировать мыслительные операции.
Воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными.
12.
Лото «Разноцветная
посуда».
Учить различать предметы по цвету.
Большие карточки, разделенные на 6-8 ячеек с изображением цветной посуды, маленькие цветные карточки по величине окошек.
Игра «Угадай, какой
фрукт у тебя на
ладошке».
Развивать чувственный опыт, учить узнавать предмет на ощупь.
Продолжать учить ориентироваться в величине предметов.
Вкладыши из 5 предметов
Игра «Почтовый ящик».
Продолжать учить соотносить форму предмета к форме отверстия.
Куб с отверстиями и соответствующие им формы.
Пересыпание.
Продолжать учить выполнять действия с предметами.
2 баночки (одна из них с
сухим песком), воронка.
1.
2 г. 6 мес. – 3 г.
Матрешки.
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия: большая, меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая, открой, закрой, поставь в ряд.
5 раскрывающихся матрешек.
Пирамидка.
Продолжать учить детей снимать и нанизывать кольца на стержень. Обратить внимание детей на то, что кольца у пирамидки разные по величине. Обогащать зрительно-осязательный опыт детей (провести рукой вдоль поверхности пирамидки сверху вниз: пирамидка книзу расширяется – собрана правильно, все колечки на месте).
Коническая пирамидка из
8 колец, убывающих по
величине.
Игра «Чудесный мешочек».
Познакомить детей с цилиндром. Закреплять понятия кубик, кирпичик, шарик, конусу призма.
Мешочек с
геометрическими телами:
шарик, кубик, кирпичик,
призма, конус, цилиндр.
Нанизывание бус разного цвета
Учить детей чередовать бусы по цвету, называть красный и белый цвета.
Деревянные или глиняные
бусинки двух цветов –
белые и красные, шнурок.
Игра «Найди такой же листик».
Учить детей находить по образцу листики заданной формы, развивать внимание, обогащать знания детей о природе.
Природный материал: листики разной формы.
2.
Пирамидка.
Продолжать учить детей снимать и
нанизывать кольца на стержень,
обращая внимание на величину.
Коническая пирамидка из
8 колец в разобранном
виде.
«Красивые узоры».
Учить детей соотносить предметы по величине, учитывать величину в своих действиях, развивать внимание. Учить и действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо, закреплять знания слов большой, маленький, больше, меньше. Учить ритмичному чередованию величин
Большие и маленькие
круги (квадраты, овалы),
чистые полоски бумаги.
Нанизывание бус разной формы
Учить детей чередовать предметы по форме.
По 5 круглых и
квадратных бусин,
шнурки для нанизывания.
Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята».
Обратить внимание детей на то, что цвет может быть использован для обозначения предметов.
Коробочки с мозаикой (1 элемент белого цвета, 6 элементов желтого цвета), панель с отверстиями для размещения элементов.
Игра «Что ты попробовал?
Скажи и покажи».
Развивать у детей ощущение вкуса и запаха.
Яблоко, морковь, огурец, помидор, капуста
3.
Матрешки.
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия: большая, меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая, открой, закрой, поставь в ряд.
5 раскрывающихся
матрешек в разобранном
виде.
Пирамидка из 8 колец.
Продолжать учить детей снимать и нанизывать кольца на стержень. Обратить внимание детей на то, что кольца у пирамидки разные по величине. Обогащать зрительно-осязательный опыт детей (провести рукой вдоль поверхности пирамидки сверху вниз: пирамидка книзу расширяется – собрана правильно, все колечки на месте. Воспитывать аккуратность.
Коническая пирамидка из 8 колец, убывающих по величине, в разобранном виде
Игра «Чудесный мешочек».
Закреплять понятия кубик, кирпичик, шарик, конус, призма, цилиндр. Находить предметы на ощупь.
Мешочек с геометрическими телами: шарик, кубик, кирпичик, призма, конус, цилиндр
Раскладывание фишек красного, желтого и синего цвета в мисочки
соответствующего цвета.
Учить детей соотносить предметы по цвету, называть цвета.
Фишки и мисочки трех цветов - красные, желтые и синие (по 5 шт. каждого цвета).
«Найди такой же» (Игры с листиками).
по цвету
по форме
по величине
Продолжать учить детей находить листики по образцу, развивать внимание, обогащать представления детей о природе.
Разные по форме, цвету и величине листики (природный материал или из цветного картона).
4.
Матрешки.
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия: большая, меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая, открой, закрой, поставь в ряд.
6-местная матрешка (5 –
раскрываются, 1 – нет).
Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из 4-х.
Учить детей выбирать объекты 2-х заданных форм из 4-х возможных. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме.
Карточки со следующими сочетаниями форм: круг - квадрат, круг –
Учить детей сцеплять детали цепочки, развивать мелкую моторику. Закреплять умение группировать предметы по цвету.
По 5 звеньев цепочки красного и белого цвета на каждого ребенка.
Игра «Пересыпь песочек ложечкой».
Учить четко по инструкции выполнять алгоритм пересыпания: зачерпнуть - зафиксировать - перенести - высыпать. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение.
Поднос, 2 баночки: одна с
песком или крупой, другая
- пустая, ложечка.
Игра «Назови, что ты попробовал».
Развивать вкусовые ощущения.
Морковь, свекла, капуста порезанные кусочками.
5.
Матрешки.
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине. Учить детей совмещать узор. Закреплять понятия: большая, меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая, открой, закрой, поставь в ряд.
6 - местная матрешка (5
раскрываются, одна - нет)
– в разобранном виде.
Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме на 4 группы.
Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме.
Учить детей сцеплять детали цепочки, развивать мелкую моторику. Закреплять умение чередовать предметы по цвету.
По 5 звеньев цепочки
желтого и зеленого цвета
на каждого ребенка.
Игра «Перелей водичку»
Учить детей выливать воду из кружечки с носиком в баночку. Воспитывать аккуратность.
Кружечка с носиком,
наполненная водой до
метки, пустая баночка,
разнос, тряпочка.
Разрезные картинки
Учить самостоятельно складывать картинку, развивать мышление.
Разрезные картинки из 3-х частей (диагональный разрез).
Пирамидка.
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, подбирать кольца по величине и нанизывать их на столбик. Обратить внимание, что кольца разной формы (на что похожи колечки?). Обогащать зрительно - осязательный опыт детей (провести пальчиком по собранной пирамидке).
Пирамидка из 6 колец,
убывающих по величине
(колечки разной формы).
Чудесный мешочек.
Учить детей на ощупь находить предметы заданной формы и называть их.
Геометрические
тела: кубик, шарик,
кирпичик, призма,
цилиндр, конус.
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки».
Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Учить детей анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели, учить использовать метод проб при решении практической задачи.
Тазик с водой, черпачок, вилка, ложка, палочка с колечком. Разноцветные шарики.
Разрезные картинки.
Развивать мышление, продолжать учить собирать целое из частей.
Разрезные картинки из 4-х
частей с диагональным
разрезом.
7.
Матрешка.
Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине, совмещать узор, ставить матрешек в ряд.
Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету.
По 5 фишек красного, желтого, синего, зеленого цветов и мисочки такого же цвета.
Игра «Кто ловкий?».
Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Шарики D - 3 см -3 шт., ложка, 2 коробки.
Разрезные картинки.
Продолжать учить детей собирать целое из частей.
Разрезные картинки из 4-х частей.
12.
Пирамидка.
Продолжать учить детей подбирать
кольца нужной величины,
закреплять понятия: больше,
меньше, еще больше, еще меньше,
самое большое, самое маленькое.
Пирамидка из 7 колец в
разобранном виде.
Игра «Сделай картинку».
Учить детей видеть форму в предмете, соотносить форму, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужное с помощью проб и примерки.
2 полукруга (мяч), кубик и треугольник (дом), большой и маленький круги (неваляшка), прямоугольник и 2 маленьких круга (вагончик).
Выкладывание из мозаики
на тему «Гуси с гусятами»
Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов трех заданных цветов из пяти предложенных
Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждой коробке десять элементов желтой, десять белой, пять красной, пять синей, пять зеленой мозаики.
Нанизывание бус разной
формы.
Учить детей чередовать предметы по форме...
По 8 бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета, шнурок с жесткими концами
Пересыпание.
Научить пользоваться ложкой пересыпая крупу из одной емкости в другую (зачерпнуть, зафиксировать, перенести, высыпать).
2 баночки (одна из них с крупой), ложечка.
5. ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.:«Просвещение», 1983.
2. Баландина JL А., Гаврилова В.Г. «Диагностика в детском саду», Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
3. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: «Творческий центр»,2001.
7. Егоренков JI. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», М.,2001.
8. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №2-2005,тема номера «В гармонии с природой».
9. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №3-2007, тема номера «Экологическое воспитание». Ю.Зверева О. JL, Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ», М.: «Айрис-пресс»,2006.
10. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего воспитателя, №5-2008.
11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьёй», М.:«Творческий центр: Сфера»,2004.
12. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».
13. Н.Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников», СпБ.: «Детство-Пресс», 1999.
14. Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики», «0бруч» №2-2006.
15. Носова С. А., Непомнящая Р. П. «Логика и математика для дошкольников», СпБ.: «Акцидент»,1997.
16. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М.,1983.
17. Сольцева О.Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском Саду» №3-2007.
18. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981.
19. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.
20. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.
21. Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду.