kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа родительского клуба "Молодая семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уустановления сотрудничества дет¬ского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания де¬тей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа родительского клуба "Молодая семья"»

Родительский клуб «Молодая семья»

Введение

Разработка оптимальных методов и форм развития самосо­знания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации активного взаимодействия с семьей. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов и психолога ДОУ можно эффектив­нее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Работа родительского клуба «Молодая семья» - это не про­сто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это универ­ситет педагогической информации, цель которого:

- создать систему психолого-медико-педагогического со­провождения родителей воспитанников на протяжении дошко­льного детства;

  • способствовать установлению сотрудничества детского са­да и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

  • помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на ос­нове знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей малыша;

- популяризировать деятельность дошкольного образова­тельного учреждения среди родительской общественности мик­рорайона и города.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

  • выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

  • оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении пропедевтических адаптационных мероприя­тий при переходе детей из дома в детский сад;

  • содействовать сплочению родительского коллектива с це­лью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Данные цели и задачи сформированы исходя из разработан­ного положения о работе клуба.

Цель клуба: установления сотрудничества дет­ского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания де­тей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.

Участниками Клуба являются: родители воспитанников, медсестра ДОУ, педагог-психолог, воспитатели.

Непосредственным руководителем Клуба является педа­гог-психолог ДОУ.

Основные направления деятельности клуба «Молодая
семья»:

  • Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.

  • Выявление и трансляция положительного опыта семей­ного воспитания.

  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

  • Популяризация деятельности ДОУ среди населения мик­рорайона.

Права и обязанности участников клуба «Молодая семья»:

Родители ~ члены Клуба имеют право:

  • на получение квалифицированной консультативной помо­щи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;

  • получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

  • высказывание собственного мнения и обмен опытом вос­питания детей;

  • давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;

  • участвовать в планировании работы Клуба.

ДОУ имеет право:

  • на выявление, изучение и распространение положительно­го опыта семейного воспитания;

  • внесение корректировки в план работы клуба «Молодая семья» в зависимости от возникающих проблем, запросов, акту­альности предыдущего заседания и др.

Организация деятельности клуба «Молодая семья»:

1. Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного обра­зовательного учреждения.

2. Работа Клуба планируется по результатам опроса роди­телей и рекомендациям педагога-психолога ДОУ.

  1. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных за­просов родителей, психологических особенностей данного воз­раста и остротой обсуждаемой проблемы.

  2. На итоговом заседании клуба «Молодая семья» обсуж­даются результаты работы, ее эффективность.

  3. Формы организации работы клуба «Молодая семья»:

    • круглый стол;

    • психологические тренинги;

    • практикумы;

    • решение педагогических ситуаций;

    • обсуждение и распространение опыта семейного воспита­ния.

5. Административная поддержка деятельности клуба «Молодая семья»:

5.1 Создание материально-технических условий для дея­тельности Клуба: выделение помещений, необходимых канце­лярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.

  1. Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки дея­тельности специалистов ДОУ по работе с родителями.

  2. Обеспечение запроса родителей на встречу со специали­стами ДОУ и смежными специалистами.

  3. Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.

Работа Клуба - это групповая работа с родителями, реа­лизующая несколько функций:

  • коммуникативную - функцию создания и сплочения роди­тельского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;

  • личностно ориентированную - направленную на самооп­ределение, актуализацию личной ответственности, снятие огра­ничений и раскрытие ресурсов родителей;

  • содержательную - направленную на решение проблем;

инструментальную - позволяющую выработать навыки
анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллектив­
ной творческой деятельности, овладеть навыками самооргани­зации и самоуправления;

умения слушать и взаимодействовать с другими участни­ками.

Условия работы Клуба

Для более успешной работы Клуба должны выпол­няться следующие условия:

  • при формировании группы необходимо учитывать интере­сы участников; теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушате­лей, что повысит учебную мотивацию каждого участника;

  • занятия должны проводиться в группах численностью от 10 до 20 человек;

  • желательно, чтобы занятия проводили одновременно два тренера;

  • желательно обеспечить всех участников раздаточным ма­териалом, необходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов;

  • занятия проводятся в кругу, стулья должны быть удобны­ми и соответствовать количеству участников (не допускается наличие в круге свободных стульев и больших промежутков между ними); стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом;

  • для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство;

  • также предполагается наличие мягкого, лучше поролоно­вого мяча (его можно заменить мягкой игрушкой); желательно наличие колокольчика для обозначения начала и окончания оп­ределенного вида работ;

  • для проведения некоторых упражнений (например, рису­ночных) необходим стол.

С целью выявления запроса участников и получения допол­нительной информации от них можно провести предваритель­ное анкетирование.

Данная программа состоит из десяти встреч, цель которых -дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста. Каждая встре­ча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели. На занятиях группа опирается на ряд общих правил в ор­ганизации работы Клуба:

  • предмет дискуссии - дети и способы взаимодействия с ни­ми родителей;

  • все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;

  • ведущий не является абсолютным авторитетом, единст­венным источником информации и суждений, которые обяза­тельно должны быть приняты всеми членами группы.



Разминка

Это этап занятия, на котором участники группы подготавли­ваются к психологической работе. Здесь используются упраж­нения на сокращение эмоциональной дистанции, тренировку понимания невербального поведения, на снятие напряжения и т. п.

На первом заседании Клуба это могут быть:

Игры в знакомства

Игра в имена. Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени, или на любую букву, или на все буквы. Например, имя Ольга - осле­пительная улыбка, легка на подъем, голубоглазая...

Моя социальная роль. Педагог называет свое имя и свою значимую социальную роль: «Я - педагог». Затем по по­рядку каждый родитель называет свою социальную роль.

Хобби. Каждый участник изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Участ­ники должны, используя только наглядное представление, найти партнера со сходными интересами. Далее идет презентация друг друга с определением точности совпадения.

Игры в пожелания

Пожелания. Каждый участник группы по кругу встает, произносит какую-либо фразу, посвященную всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового» и т. п. Вме­сто фразы участник может использовать любой приветственный жест.

Танцевальный. Под спокойную музыку участники в сво­бодном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику: «Как я рад вас видеть» или «Какой замечательный сегодня день» и прочее.

Комплимент. Участники по кругу берут за руки друг дру­га и говорят комплименты.

Некоторые из игровых упражнений выполняются на каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что спо­собствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благо­приятный психологический климат.

Также на данном этапе можно разработать и утвердить пра­вила Клуба. Сделать это лучше всего на первом занятии. Прави­ла вывешиваются на видном месте. Все участники Клуба при­держиваются установленных правил. Если правила по каким-то причинам не выполняются, группа может их пересмотреть и при необходимости изменить. В правилах, в частности, может предусматриваться следующее: быть пунктуальным, позитивно настроенным, не критиковать и не перебивать друг друга, говорить кратко и по существу вопроса, никого ни к чему не прину­ждать, соблюдать при необходимости конфиденциальность. Все эти правила могут быть отражены уже в положении Клуба.

Основная часть

Она состоит из нескольких этапов (по усмотрению тренера).

Теоретический этап, как правило, проводится в виде мини-лекции или консультации по данной проблеме. Лекция -это знакомая форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объем информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории; ее цель - сосредоточить внимание на во­просе, познакомить с новой информацией по проблеме и науч­ными подходами к ней.

Практический этап - отрабатываются конкретные на­выки взаимодействия с детьми в виде решения педагогических ситуаций, обмена мнениями, игр и т. д. Игры и игровые ситуа­ции помогут избежать монотонности занятия, являются пре­красной разминкой для любой категории слушателей. Игры по­могают родителям более непринужденно выполнять сложные задания. Приведу примеры таких игр.

«Стул для вопросов» (один из участников садится на стул в центре комнаты, остальные задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой тематикой, в случае задержки или неправильного ответа стул занимает тот, чей вопрос был последним).

«Из опыта воспитания» (участник по желанию может по­делиться с остальными способами решения данной проблемы исходя из собственного опыта воспитания детей).

«Пирамида знаний» (родители строят пирамиду своих зна­ний, приобретенных или расширенных на занятии, можно стро­ить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, по­лезных советов).

Диагностический этап - способствует собственному осознанию родителями своих проблем и включает разработку и проведение тестирования, опросников, различных методик и т. д.

Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, возможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и уста­новок в процессе сотрудничества с родителями можно исполь­зовать тесты. Во время работы, чтобы сохранить конфиденци­альность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто по­сторонний результатов теста не видит. Предполагается, что из­влекаемая из результатов теста информация станет предметом размышления и переживания, будет побуждать к самоанализу. Тест - это прежде всего инструмент диалога. Результаты могут привести к смене установок относительно собственных способ­ностей и возможностей и замене стратегий поведения. Также в виде тестов в начале и в конце занятия можно использовать ме­тодику самооценки по шкалам: самочувствие. Активность, на­строение и др.

Коррекционно-профилактический этап (блок) имеет непосредственно практико-ориентированную направлен­ность - аутотренинги, релаксации, упражнения на снятие психо­эмоционального напряжения и др.

Заключительная часть

Завершая занятие с родителями, целесообразно подвести итоги, в которых необходимо дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников, что было значимым для каждого из них, какие выводы для себя сделали. На завершающем этапе за­седания Клуба важно выяснить, изменилось ли понимание рас­сматриваемого вопроса. Каждый родитель должен решать для себя, что на занятии подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Как это можно сделать?

Во время проведения процедуры обратной связи (в програм­ме этот момент отмечен как «самооценка» или «рефлексия») в конце занятия можно использовать следующие приемы:

1. Письменная форма (каждый участник отвечает на
вопросы письменно):

  • Чем полезна именно для Вас данная встреча?

  • Ваши пожелания на следующее занятие и др.

2. Устная форма (продолжи фразу: «Работая с группой,
я понял, что...», или по кругу передается мяч, и участники по­очередно отвечают на вопросы тренера).

Возможны другие варианты по усмотрению ведущего.

«Рисунок дня». Родители выражают свое отношение к заня­тию с помощью соответствующего рисунка, поясняя при необ­ходимости его смысл.

«Чудесная сумка». Ведущий предлагает участникам Клуба ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений, навыков.

«Блиц-опрос». Каждый участник делает короткое сообщение о занятии в 2-3 предложениях.

На этом этапе можно использовать домашнее задание:

  • продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу;

  • проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной;

  • вести дневник своих ощущений.

Предполагаемый результат работы Клуба

В итоге работы Клуба у родителей формируются определен­ные модели поведения с ребенком, повышается уровень педаго­гических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудно­сти в воспитании детей; устанавливаются доверительные отно­шения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в мо­мент адаптации к ДОУ.





































Тематический план-программа заседаний клуба «Молодая семья»

п/п

Тематика заседаний

Форма проведения

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

5

1

«Родитель - это звучит гордо»

Беседа

Август

Старший вос­питатель

2

«Адаптируемся вместе»

Практикум

Сентябрь

Психолог, воспитатель группы

3

«Роль матери и отца в развитии ребенка раннего возраста»

Консультация

Октябрь

Психолог, воспитатель

4

«Правила жизни моего ребенка»

Тренинг

Ноябрь

Психолог, старший вос­питатель

5

«Секреты пси­хологического здоровья»

Тренинг

Декабрь

Психолог

6

«Что наша жизнь?.. Игра!»

Деловая игра

Январь

Воспитатели

7

«Детские страхи»

Практикум

Февраль

Психолог

8

«Воспитание культурно-гигиенических навыков»

Практикум

Март

Воспитатель

9

«В царстве уп­рямства и капри­зов» или «Кри­зис 3-летнего возраста»

Практикум

Апрель

Психолог,

воспитатель группы

10

Итоговое засе­дание (эффек­тивность дея­тельности, ана­лиз работы клуба, планиро­вание на сле­дующий год)

Круглый стол

Май

Старший вос­питатель, психолог, воспитатели, другие спе­циалисты



Примерный план одного из занятий.

Занятие 1. РОДИТЕЛЬ - ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО

Цели: познакомить родителей с их правами и обязанностя­ми по отношению к детям; дать характеристику основным ти­пам семейного воспитания; познакомить с приоритетными на­правлениями и перспективами развития семейной политики.

План:

  1. Обращение к родителям (информация о клубе, его целях, задачах, планах).

  1. Беседа «Характеристика типов семейного воспитания».

  1. Знакомство с нормативно-правовой базой семьи (Закон «Об образовании РФ», Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка).

  2. Встреча со специалистом городского (районного) Центра социальной помощи семье и детям по вопросам семейной поли­тики, проводимой в микрорайоне.

  1. Рефлексия.







10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа родительского клуба "Молодая семья"

Автор: Мельникова Анастасия Константиновна

Дата: 24.09.2017

Номер свидетельства: 429538

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Доклад: Взаимодействие семьи и школы на этапах перехода от начальной школы к средней"
    ["seo_title"] => string(81) "dokladvzaimodieistviiesiemiishkolynaetapakhpieriekhodaotnachalnoishkolyksriedniei"
    ["file_id"] => string(6) "293073"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455390051"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Утренник, посвященный 8 марта "
    ["seo_title"] => string(34) "utriennik-posviashchiennyi-8-marta"
    ["file_id"] => string(6) "134168"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416677593"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Профилактические занятия с обучающимися как система мер образовательного учреждения по предупреждению употребления ПАВ "
    ["seo_title"] => string(146) "profilaktichieskiie-zaniatiia-s-obuchaiushchimisia-kak-sistiema-mier-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia-po-priedupriezhdieniiu-upotrieblieniia-pav"
    ["file_id"] => string(6) "224882"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439235028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства