kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по профилактике дезадаптации у дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе описана поэтапная работа с детьми в период адаптации в ДОУ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике дезадаптации у дошкольников.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» с. Черкасское

Вольского района Саратовской области





Принято «Утверждаю»

На педагогическом совете Заведующий МДОУ «Детский сад

№___от_________201 г.


__________________

« »_______________201 г.













Программа

по профилактике дезадаптации

«Психологическая безопасность детей раннего возраста»














Пояснительная записка


Возраст от 1 до 3 лет связан с быстрыми и качественными изменениями в развитии ребенка. Из существа, полностью зависимого от взрослого, он превращается в деятельную личность. С года до трех лет малыш осваивает речь, предметные действия, отражающие функциональное назначение предметов, делает первые попытки нарисовать и строить из кубиков. Малыш проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, стремится участвовать в совместной деятельности. У него появляются первые формы сюжетной игры.

Итак, малыш приходя в детский сад попадает в новые условия жизни, что само по себе для него нелегко, уже имеет ряд психологических проблем или достаточно быстро их приобретает. Поскольку родители не обеспечивают ему ощущение безопасности. Чувство доверия к миру. Причины таких проблем чаще всего связаны с ошибками в воспитании ребенка и общении с ним, которые, по мнению специалистов (В.Н. Петрунек, Л.Н. Таран), приводят к нарушениям эмоциональной сферы и поведения, появлению вредных привычек, детских нервных заболеваний.

Данный блок работы ориентирован на обеспечение психологической безопасности ребенка раннего возраста в образовательном процессе в период адаптации к ДОУ. Реализация предлагаемого блока позволит повысить уровень психологического здоровья ребенка раннего возраста и создать тем самым задел для благополучного развития в период дошкольного детства.

В данный контекст включается диагностическая деятельность, связанная с реализацией диагностического минимума для определения того, как идет общий ход психического развития ребенка в образовательном процессе, развивающе-профилактическая деятельность, ориентированная на решение психологических задач в образовательном процессе при освоении ребенком образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.


Введение.


Психолого-педагогическая поддержка ребенка в

период адаптации к ДОУ.

Адаптация-это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться. Изменения, происходящие в адаптационный период необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом.

Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. В новой обстановке такие дети забывают правила вежливости, не проявляют интереса к окружающему, стремятся находится рядом с близким взрослым или проявляют навязчивость в общении. Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступивших в детский сад, не формируются в соответствии навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.

В основу данного блока положен принцип развития и принцип концентричности.

Принцип развития предлагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том. Чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а том чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности.

Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка 2 года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте, а именно детьми 2 года жизни.

Работа строится по трем этапам:


Первый этап – развитие контактов со взрослым (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов).

Цель: формирование привязанности в воспитателю.

Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания. Стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.

Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.

Второй этап – освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде).

Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новой предметных условиях, подчинятся правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.

Третий этап – формирование контактов с ровесниками.

Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника – сострадание; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает широкое использование индивидуальных форм организации взаимодействия с ребенком, а также «скользящего» планирования деятельности воспитателя.

Технология психолого-педагогической

диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ.

Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в 3 этапа.

1-й этап. Первичная диагностика.

Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию. И сильные строны развития ребенка, его адаптационные возможности.( анкетирование родителей, наблюдение, беседа с родителями).(см. приложение).

2-й этап. Текущая диагностика.

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможности явления дезадаптации. Методы: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ (см. приложение: таблица «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям»).

3-й этап. Итоговая диагностика.

Цель: определить уровень адаптированности ( дезадаптации) ребенка в ДОУ. Метод: наблюдение ( за ребенком наблюдают в течении недели через 3 недели после посещения ДОУ. Затем составляется сводная таблица по уровням адаптации).



Учебно-тематическое планирование по направлению психологическая безопасность.





Группа: младшая группа

Проводятся адаптационные игры 1 раз в две недели.

Оснавная работа в данной группе – наблюдение за детьми в период адаптации и заполнение адаптационных карт детей.

Диагностика: при поступлении ребенка в ДОУ.

Литература: «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики»/ авт.-сост. Ю.А. Афонькина.


Наименование разделов и тем.

Всего

теоретические

практические

1.

Давайте поиграем (адаптационные игры)

20 мин.

-


2.

Адаптационные игры

20 мин.

-


3.

Игры

20 мин.

-


4.

Занятие «Наши игрушки»

20 мин.

-


5.

Игры

20 мин.

-


6.

Игры

20 мин.

-


7.

Игры

20 мин.

-


8.

Занятие «Матрешки-крошки»

20 мин.

-


9.

Адаптационные игры

20 мин.

-


10

Игры

20 мин.

-


11.

Игры

20 мин.

-


Диагностика

методика

Сроки выполнения.

1

Диагностика в период адаптации:

-первичная диагностика:

1. наблюдение

2. анкетирование родителей и беседа.

3. наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.

- заполнение адаптационных листов.

По мере поступления новых детей в ДОУ.

2.

Исследование понимания речи.

Тест-опросник родительского отношения. (А.Я Варга, В.В. Столин)

Изучение словаря детей: изучить активный словарный запас (С 2 лет).

В течении года.

Календарно-тематическое планирование по направлению психологическая безопасность в младшей группе.




дата

Тема занятия

Цель занятия.

Содержание занятия

Образовательная область

Предполагаемый результат.


1

Адаптационные игры.

Давай поиграем!

Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.

-приветствие.

-игра «Мой малыш»

-игра «Меленькая детка»

-игра «Баю-баю».


коммуникация

Снять эмоциональное напряжение.


2

Адаптационные игры.

Давай поиграем

Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.

-приветствие.

-игра «Догонялки-обнималки».

-игра «Наши пальчики».

-игра «Ку-ку».


Коммуникация.

Снять эмоциональное напряжение


3

Адаптационные игры.

Давай поиграем

Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение

-приветствие.

-игра «Ладушки».

-игра «Скачем на лошадке».

-игра «Топ-топ».

-игра «Пичужки».

коммуникация

Снять эмоциональное напряжение


4

«Наши игрушки»

Развивать речедвигательные, зрительно-слуховые координации; умение устанавливать связь слова, предметами образа.

-вводная часть.

-игра «Повтори как собачка».

-игра «Киска по двору гуляет»,

-«К нам пришла лисичка в гости».

-игра «Кто где живет».

-подведение итогов.

Коммуникация, познание.

Уметь принимать воображаемую ситуацию.


5

Адаптационные игры.

Давай поиграем

Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.


коммуникация

Снять эмоциональное напряжение


6

Адаптационные игры.

Давай поиграем

Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.


коммуникация

Снять эмоциональное напряжение


7

Адаптационные игры.

Давай поиграем

Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.


коммуникация

Снять эмоциональное напряжение


8

«Матрешки-крошки»

Развивать речевую активность, умение входить в воображаемую игровую ситуацию, способствовать развитию чувства сопереживания, желания помогать, действовать вместе.


коммуникация



9

Адаптационные игры.

Давай поиграем

Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.


коммуникация

Снять эмоциональное напряжение


10

Адаптационные игры.

Давай поиграем

Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.


коммуникация

Снять эмоциональное напряжение


11

Адаптационные игры.

Давай поиграем

Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.



Снять эмоциональное напряжение


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Программа по профилактике дезадаптации у дошкольников.

Автор: Майорова Людмила Михайловна

Дата: 08.06.2018

Номер свидетельства: 472714

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Дополнительная коррекционно-развивающая программа "Раз словечко, два словечко..." "
    ["seo_title"] => string(89) "dopolnitiel-naia-korriektsionno-razvivaiushchaia-proghramma-raz-sloviechko-dva-sloviechko"
    ["file_id"] => string(6) "189120"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426824787"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "План работы педагога-психолога на учебный год "
    ["seo_title"] => string(53) "plan-raboty-piedaghogha-psikhologha-na-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "118164"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413050297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства