Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике дезадаптации у дошкольников.»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок» с. Черкасское
Вольского района Саратовской области
Принято «Утверждаю»
На педагогическом совете Заведующий МДОУ «Детский сад
№___от_________201 г.
__________________
« »_______________201 г.
Программа
по профилактике дезадаптации
«Психологическая безопасность детей раннего возраста»
Пояснительная записка
Возраст от 1 до 3 лет связан с быстрыми и качественными изменениями в развитии ребенка. Из существа, полностью зависимого от взрослого, он превращается в деятельную личность. С года до трех лет малыш осваивает речь, предметные действия, отражающие функциональное назначение предметов, делает первые попытки нарисовать и строить из кубиков. Малыш проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, стремится участвовать в совместной деятельности. У него появляются первые формы сюжетной игры.
Итак, малыш приходя в детский сад попадает в новые условия жизни, что само по себе для него нелегко, уже имеет ряд психологических проблем или достаточно быстро их приобретает. Поскольку родители не обеспечивают ему ощущение безопасности. Чувство доверия к миру. Причины таких проблем чаще всего связаны с ошибками в воспитании ребенка и общении с ним, которые, по мнению специалистов (В.Н. Петрунек, Л.Н. Таран), приводят к нарушениям эмоциональной сферы и поведения, появлению вредных привычек, детских нервных заболеваний.
Данный блок работы ориентирован на обеспечение психологической безопасности ребенка раннего возраста в образовательном процессе в период адаптации к ДОУ. Реализация предлагаемого блока позволит повысить уровень психологического здоровья ребенка раннего возраста и создать тем самым задел для благополучного развития в период дошкольного детства.
В данный контекст включается диагностическая деятельность, связанная с реализацией диагностического минимума для определения того, как идет общий ход психического развития ребенка в образовательном процессе, развивающе-профилактическая деятельность, ориентированная на решение психологических задач в образовательном процессе при освоении ребенком образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Введение.
Психолого-педагогическая поддержка ребенка в
период адаптации к ДОУ.
Адаптация-это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться. Изменения, происходящие в адаптационный период необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом.
Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. В новой обстановке такие дети забывают правила вежливости, не проявляют интереса к окружающему, стремятся находится рядом с близким взрослым или проявляют навязчивость в общении. Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступивших в детский сад, не формируются в соответствии навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.
В основу данного блока положен принцип развития и принцип концентричности.
Принцип развития предлагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том. Чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а том чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности.
Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка 2 года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте, а именно детьми 2 года жизни.
Работа строится по трем этапам:
Первый этап – развитие контактов со взрослым (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов).
Цель: формирование привязанности в воспитателю.
Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания. Стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.
Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.
Второй этап – освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде).
Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новой предметных условиях, подчинятся правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.
Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.
Третий этап – формирование контактов с ровесниками.
Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника – сострадание; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.
Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает широкое использование индивидуальных форм организации взаимодействия с ребенком, а также «скользящего» планирования деятельности воспитателя.
Технология психолого-педагогической
диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ.
Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в 3 этапа.
1-й этап. Первичная диагностика.
Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию. И сильные строны развития ребенка, его адаптационные возможности.( анкетирование родителей, наблюдение, беседа с родителями).(см. приложение).
2-й этап. Текущая диагностика.
Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможности явления дезадаптации. Методы: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ (см. приложение: таблица «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям»).
3-й этап. Итоговая диагностика.
Цель: определить уровень адаптированности ( дезадаптации) ребенка в ДОУ. Метод: наблюдение ( за ребенком наблюдают в течении недели через 3 недели после посещения ДОУ. Затем составляется сводная таблица по уровням адаптации).
Учебно-тематическое планирование по направлению психологическая безопасность.
Группа: младшая группа
Проводятся адаптационные игры 1 раз в две недели.
Оснавная работа в данной группе – наблюдение за детьми в период адаптации и заполнение адаптационных карт детей.
Диагностика: при поступлении ребенка в ДОУ.
Литература: «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики»/ авт.-сост. Ю.А. Афонькина.
№
Наименование разделов и тем.
Всего
теоретические
практические
1.
Давайте поиграем (адаптационные игры)
20 мин.
-
2.
Адаптационные игры
20 мин.
-
3.
Игры
20 мин.
-
4.
Занятие «Наши игрушки»
20 мин.
-
5.
Игры
20 мин.
-
6.
Игры
20 мин.
-
7.
Игры
20 мин.
-
8.
Занятие «Матрешки-крошки»
20 мин.
-
9.
Адаптационные игры
20 мин.
-
10
Игры
20 мин.
-
11.
Игры
20 мин.
-
Диагностика
№
методика
Сроки выполнения.
1
Диагностика в период адаптации:
-первичная диагностика:
1. наблюдение
2. анкетирование родителей и беседа.
3. наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.
Изучение словаря детей: изучить активный словарный запас (С 2 лет).
В течении года.
Календарно-тематическое планирование по направлению психологическая безопасность в младшей группе.
дата
№
Тема занятия
Цель занятия.
Содержание занятия
Образовательная область
Предполагаемый результат.
1
Адаптационные игры.
Давай поиграем!
Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
-приветствие.
-игра «Мой малыш»
-игра «Меленькая детка»
-игра «Баю-баю».
коммуникация
Снять эмоциональное напряжение.
2
Адаптационные игры.
Давай поиграем
Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
-приветствие.
-игра «Догонялки-обнималки».
-игра «Наши пальчики».
-игра «Ку-ку».
Коммуникация.
Снять эмоциональное напряжение
3
Адаптационные игры.
Давай поиграем
Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение
-приветствие.
-игра «Ладушки».
-игра «Скачем на лошадке».
-игра «Топ-топ».
-игра «Пичужки».
коммуникация
Снять эмоциональное напряжение
4
«Наши игрушки»
Развивать речедвигательные, зрительно-слуховые координации; умение устанавливать связь слова, предметами образа.
-вводная часть.
-игра «Повтори как собачка».
-игра «Киска по двору гуляет»,
-«К нам пришла лисичка в гости».
-игра «Кто где живет».
-подведение итогов.
Коммуникация, познание.
Уметь принимать воображаемую ситуацию.
5
Адаптационные игры.
Давай поиграем
Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
коммуникация
Снять эмоциональное напряжение
6
Адаптационные игры.
Давай поиграем
Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
коммуникация
Снять эмоциональное напряжение
7
Адаптационные игры.
Давай поиграем
Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
коммуникация
Снять эмоциональное напряжение
8
«Матрешки-крошки»
Развивать речевую активность, умение входить в воображаемую игровую ситуацию, способствовать развитию чувства сопереживания, желания помогать, действовать вместе.
коммуникация
9
Адаптационные игры.
Давай поиграем
Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
коммуникация
Снять эмоциональное напряжение
10
Адаптационные игры.
Давай поиграем
Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
коммуникация
Снять эмоциональное напряжение
11
Адаптационные игры.
Давай поиграем
Устанавливать тактильный контакт с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.