Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность»
Проектная деятельность как инструмент разрешения конфликтных ситуаций среди детей дошкольного возраста
Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликтные явления проявлялись повседневно. Если длительно время конфликты не исследовались наукой, то со временем изменялось отношение к ним. Пришло понимание того, что конфликты являются вечным спутником нашей жизни, и их необходимо изучать, необходимо находить наиболее эффективные методы их разрешения в той или иной организации.
Следует отметить, что сфера взаимоотношений детей в семье и в детском коллективе представляет для них основной источник напряжений, конфликтов, психологических проблем и трудностей, поэтому очень важно для сохранения психического здоровья дошкольника, успешного его развития, создать необходимые комфортные социально-психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эмоциональное благополучие.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности.
И если само понятие конфликта достаточно хорошо изучено, то проектная деятельность в ДОУ только начинает внедряться. И немного найдется литературы, посвященной разрешению конфликтов дошкольников средствами проектной деятельности.
Конфликт между детьми – это, прежде всего следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры, которая является своего рода проверкой способности детей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. И важнейшая задача педагога – научить детей не доводить свои взаимоотношения до конфликта. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.
В детском саду у дошкольников можно наблюдать два типа конфликтов: внутренние и внешние. Внешние конфликты возникают при общении или совместной деятельности, имеют временный характер, зачастую разрешаются самими детьми. Такие конфликты часто полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций и выступают регулятором полноценных отношений детей.
Внутренние конфликты возникают в условиях ведущей игровой деятельности, имеют затяжной характер и для их урегулирования необходима помощь взрослых. Это отрицательные конфликты, они замедляют становление полноценных, гармоничных отношений и всестороннее формирование личности.
На саму причину конфликтов в детском саду существенно влияет возрастной критерий. Так, например, в 2-3 года, малыши ссорятся из-за игрушек, обиды и ссоры возникают из-за недостаточно развитого навыка общения. В 4-5 лет игры усложняются: дети решают, во что играть, кого включить в игру, а кого исключить, распределяют роли. Конфликт может возникнуть, если ребенок эмоционально не связан с партнером по игре. В этом возрасте «игровые» конфликты уже часто разрешаются без вмешательства взрослых. А в возрасте 5-6 лет дети конфликтуют по поводу сюжета игры и ее правил.
В педагогической практике можно выделить три основные стратегии по разрешению конфликтов: стратегия игнорирования, стратегия подавления и наказания, стратегия сотрудничества.
Последняя самая сложная и самая эффективная стратегия, состоит в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к конфликту, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения. Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения .
Работать над разрешением конфликтов необходимо, не смотря на то, что это достаточно трудоемко. Но правильнее и легче конфликты в детском коллективе предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, отчуждение ребенка от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них – основа социализации ребенка в будущем. Помочь дошкольнику правильно вести себя в ссорах и спорах – первая задача педагога.
Одним из способов предотвращения конфликтов между детьми, а так же в детско-родительских отношениях, является проектная деятельность. Она является одним из методов развивающего обучения и направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Необходимо понимать, что проектная деятельность в дошкольном учреждении - это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей. Она позволяет объединить всех, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить себя и почувствовать себя нужным.
Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями.
Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм.
Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными.
Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.
Действительно, существуют различные классификации, типизации проектов. Киселева Л.В. в своем пособии «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» выделяет четыре типа проектов в ДОУ:
Исследовательски-творческий - дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).
Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.
Информационный (практико-ориентированный) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы).
Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
Но независимо от классификации каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.
Работа в группе должна строиться на трех принципах: свобода, самостоятельность, совместная работа. Вместе с тем, эти «три принципа» хороши в том случае, если чем-то объединены, как например, темой, содержанием [6].
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.
В процессе чего и происходит формирование чувства ответственности, которое помогает в разрешении конфликтов.
Таким образом, проблема конфликтов занимает весомое место в отношениях детей с окружающими. И детский сад не является исключением. Здесь дети проходят социализацию, налаживают общение, учатся преодолевать трудности, разрешать конфликтные ситуации - а это необходимая составляющая гармоничного развития ребенка,
Как было уже подмечено, конфликтные ситуации лучше предотвращать, и одним из мощных средств в данном вопросе является проектная деятельность. Благоприятные условия для сотрудничества детей между собой, а также с взрослыми позволяют сделать проект успешным, показывая, насколько активными заинтересованными могут быть дошкольники и их родители.
С особым энтузиазмом проходит презентация детьми собственных результатов, и, довольно активно, ребята участвуют в рефлексии, отвечая на вопросы: что было сложным в реализации проекта? как им удавалось преодолеть эти трудности и достичь прекрасного результата? кто помогал им в этом?
Приятно осознавать, что воспитанники, между которыми нередко вспыхивали конфликты, трудятся сообща, помогая друг другу. И это прекрасный показатель того, что проектная деятельность, как инструмент разрешения конфликтных ситуаций, непросто инновационный метод образования, но и прогрессивный способ воспитания дружелюбного и отзывчивого человека.
Проектная деятельность как инструмент разрешения конфликтных ситуаций среди детей дошкольного возраста