Просмотр содержимого документа
«Проект в средней группе "В гости буквам"»
Паспорт проекта в старшей логопедической группе «Цветик – Семицветик»
Воспитатели: Зубковская Е.П., Жигулова Е.В.
Тема: «Что мы знаем об осени?».
Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта:дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта:краткосрочный (c 2.10 17г. – 31.10.17г.).
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.
Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Цель проекта: Создание условий для совершенствования у детей представления об осени, ее характерных особенностях.
Задачи проекта:
Задачи:
Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
Расширить и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
Способствовать развитию памяти, восприятия;
Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:Праздник «Если б Осень потерялась!».
Ожидаемый результат:
-Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
-Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
- Сближение педагогов и детей, создание атмосферы общности интересов и партнерских отношений.
Проект включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (с 2. 10. 2017г. по 6.10.2017г.):
Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.
Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.
Разработка циклов ООД.
Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.
2. Содержание проекта (основной этап деятельностный) (с 9.10. 2017г. по 25.10. 2017 г.):
Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:
Познавательное развитие
ООД «Прогулка в осенний лес» (Приложение № 1).
Цель: Создание условий для расширение у детей представления о многообразии и пользе осенних даров природы.
Рассматривание и обследование: муляжей и трафаретов овощей,
фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Беседы:
«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья?».
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);
-за красотой и богатством осенних красок;
-за цветником;
-за перелетными птицами;
-за насекомыми;
-за деревьями, растущими на территории детского сада.
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада»;
«Ищем приметы осени».
Цель: Создание условий для развитие у детей умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»;
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»;
«Почему я люблю (не люблю) осень?».
Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
Речевое развитие
ООД «Осень и её краски» (Приложение № 2).
Цель: Создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.
Творческое рассказывание детей по темам:
«Мы гуляли на участке»;
«Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок.
Цель: Создание условий для развитие у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
Словесные игры:
«Опиши словами осень!»;
«Осень в лесу»;
«Вспомни – назови»;
«Один – много»;
«Будь внимательным»;
«Осенние деревья»;
«Подбери действие».
Цель: Создание условий для развитие у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи.
Чтение художественной литературы:
Рассказы:
Катаев В. «Мухомор»; «Грибы».
Лопатина А. «Грибная аптека;
Пришвин М. «Листопад», «Осенние листочки»;
Скребицкий М. «Четыре художника», «Осень», «Белка готовится к зиме»;
Соколов – Микитов Г.И. «Листопадничек»;
Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»;
Сладков И. «По грибы»,
Ушинский К. «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;
Шим Э. «Храбрый опенок».
Сказки:
Афанасьева М. «Красивые грибы»;
Белых С. «Спор деревьев»;
Скребцова М. «Разговорчивая берёзка».
Стихи:
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»;
К. Бальмонт «Осень»;
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…».
Пословицы, поговорки, приметы об осени (Приложение №7).
Цель: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе.
Социально-коммуникативное развитие
ООД «Осенние заботы животных и птиц» (Приложение №3).
Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой.
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин семян», «Семья собирается на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Прогулка в осенний лес».
Дидактические игры:
«Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»,
«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы».
Цель: Создание условий для развитие интереса у детей к экологическим играм.
Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом».
Настольно – печатные игры: «Времена года».
Художественно -эстетическое развитие
ООД (Рисование)«Ветка рябины» (Приложение № 4).
Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке характерные черты ветки рябины.
ООД (Лепка) «Фрукты на тарелке» (Приложение № 5).
Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний о фруктах, развитие умения передавать более точную форму фруктов и вазы.
ООД (Аппликация) «Овощи» (Приложение № 6).
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Овощи».
Рассматривание: картины Левитана «Золотая осень», иллюстраций на тему «Осень в лесу»
Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику.
Слушание музыкальных произведений:
П.И.Чайковский «Октябрь»;
Пьеса Р. Бойко «Осенний пейзаж»
Пение:
«Веселый огород»;
«Осень золотая» сл.и муз. Л. Старченко;
«Осень, осень, осень».
Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку».
Музыкальные игры: «Ёжик», народная игра «Тара-тара-тара-ра…».
Цель: Создание условий для формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения об осени.
Физическое развитие
Беседы:
«Как одеваться осенью?»;
«Если хочешь быть здоров».
Цель: Создание условий для развитие у детей начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!»;
«Бывает-не бывает»;
«Хитрая лиса»;
«Перелёт птиц»
Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи».
Цель: Создание условий для формирование у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.
Физкультминутки:
«Клён»; «Листопад»; «Грибы»
Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Есть у каждого свой дом», «Компот», «Мы капусту рубим…», «Птицы».
Цель: Создание условий для развитие у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев.
Трудовое воспитание
Сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков для гербария), уборка опавшей листвы,
подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвою.
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»;
«В мире животных»;
«Почему перелетные птицы покидают нас осенью?»
Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться , добиваться результата труда общими усилиями.
Работа с родителями:
Консультация «Профилактика гриппа в осенний период» (Приложение №8);
Изготовление поделок из природного материала и овощей «Волшебный сундучок» (Приложение № 9).
3. Заключительный этап (с 26. 10. 2017 г. по 31. 10. 2017г.):
- анализ результатов проекта;
- проведение праздника: «Если б Осень потерялась» (Приложение № 10).
Приложение
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей 5–6 лет.
Тема: «Прогулка в осенний лес»
Цель: Создание условия для формирование у детей обобщенного представления о лесе, культуру общения с природой.
Задачи:
1. Систематизировать представления детей о грибах и деревьях;
2. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
3. Прививать любовь к родной природе;
4. Развивать навыки проведения простых опытов, а так же культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать;
5. Воспитывать познавательный интерес к растительному миру.
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: плакат «Деревья», картинки - «Грибы съедобные и несъедобные»; аудиозапись «Звуки леса»; губка, блюдце, емкость с «грязной» водой; корзина из картона, нарезанные нитки, клей.
1. Организационный момент.
В.: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, чтобы узнать, куда мы с вами пойдем вы должны отгадать загадку.
Загадка.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
– Чудеса увидишь в нем.
В.: - Куда мы сегодня пойдем? (В лес).
- А вы знаете как нужно вести себя в лесу?
2. Основная часть:
Стихотворение «Лесные правила»
- Вы знаете лесные правила? Давайте их повторим.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, Т
опать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
В.: - Прогуляемся по тропинкам леса?
Упражнение «Приятный запах» ( Развитие длительного плавного выдоха)
В.: - Чувствуете, какой здесь чистый воздух?
Давайте подышим. (Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх, на выдохе произносим «Ах»).
В.:- Посмотрите глазками влево - вправо, кто так щебечет? (Аудиозапись «Звуки леса»)
Игровое упражнение «Отгадай загадку».
В.: - Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете самых главных обитателей леса.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Пальчиковая гимнастика «Дерево».
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета (Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх, шевелить кистями и пальцами).
В.: - Посмотрите, сколько деревьев в нашем лесу.
- А какие деревья вы знаете? (береза, осина, дуб, ель, сосна и т. д.)
- Деревья в лесу служат домом, укрытием, пищей.
- А что растет в лесу под деревьями? (Мох, грибы, ягоды).
Беседа о грибах.
В.: - Грибы в моем лесу растут с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага.
- Какие грибы вы знаете? (Боровик, подберезовик, подосиновик и т. д.)
- Правильно, это съедобные грибы.
В каком виде вы любите есть грибы? (Грибной суп, соленые, жареные и т. д.)
- А еще в лесу есть ядовитые грибы. Назовите их (Мухомор, поганки).
- Можно ли их собирать в корзинку? (Нет).
- Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат лекарством для лесных обитателей – зайцев, лосей и украшают лес.
- Кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет? (Осторожно срезать ножиком, не топтать несъедобные и т. д.).
- Знаете ли вы, как долго живет гриб? (гриб живет 3-4 дня, а грибница долго – иногда больше 10 лет.).
- А что такое грибница? (Грибница – это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба).
3. Итог деятельности: - Какие правила мы должны соблюдать в лесу?
Приложение
Пословицы и поговорки об осени:
Батюшка-сентябрь не любит баловать.
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
В ноябре снег надует — хлеба прибудет.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
В сентябре синица просит осень в гости.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши!
День прозевал — урожай потерял.
Октябрь — месяц близкой пороши.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Октябрь плачет холодными слезами.
Октябрь развезет — ноябрь подберет.
Октябрьский гром — зима бесснежная.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.
Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.
Осень — перемен восемь.
Осень велика, зима долга.
Осень идет и за собою дождь ведет.
Осень прикажет, весна свое скажет.
Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.