•Русская масленица всегда славилась блинами, особенно их количеством. «Блин не клин – живот не расколет», «Блины брюха не портят», - памятуя об этих поговорках, обычно съедали огромное количество блинов. Чаще всего масленичные блины пеклись из гречневой муки, реже - из пшеничной. Первый испеченный блин никогда не съедали, а клали на слуховое окно – «для родителей». Иногда его отдавали нищим и странникам – чтобы они помянули всех усопших.
•
•Чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков» и «куликов».
•
•Каждый день масленичной недели имел свое название:
Понедельник — «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длин нее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях — чем выше, тем лучше.
•
•Вторник — «заигрыш», в этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.
•
•
Среда — «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины.
•Четверг — «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день — оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
•
•Пятница — «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.
•Суббота — «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение — бесчисленные блины.
•Воскресенье — «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.
•
•Так проходила масленая неделя. Народ старался отпраздновать ее как можно веселее, сытнее, богаче. Считалось, что тогда и весь предстоящий год будет благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу, высоко подпрыгивая, чтобы лен и конопля росли высокими. Вся крещеная Русь с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые почти без изменений повторялись из года в год. Существовало поверье, что не потешаться в широкую Масленицу — значит "жить в горькой беде и жизнь худо кончить".
•
•В последние дни масленицы все внимание было обращено уже на куклу из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, подпоясывали, обували в лапти, усаживали в большие сани, за которыми шествовали ряженые. В воскресенье чучело Масленицы (как образ Мары-Марены) сжигали на пригорке возле деревни – с шутками и выкриками. Искали высокое место для того, чтобы земной огонь как можно быстрее смешался с огнем небесным и наступило долгожданное весеннее пробуждение природы. Как правило, над чучелом глумились и осыпали его бранью: тем самым прогоняли злое, враждебное человеку начало – зиму, олицетворяющую смерть. Ругань – тоже своеобразный оберег, защита от нечистой силы.
• Поговорки про масленицу
•Не житье, а Масленица.
•Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
•Масленица семь дней гуляет.
•Масленица объедуха, деньгами приберуха.
•Это Масленица идет, блин да мед несет.
•Без блинов -не Масленица.
•Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
•
•Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!
В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее "по-бабски" - в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после - сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.
•
Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы «хороня Масленицу».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация: " Широкая Масленица"»
МАСЛЕНИЦА
Воспитатель:
Масленица по народным поверьям — самый веселый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно. Масленица, как правило — это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был — помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы.
В некоторых местах России, например о подобающей людям встрече и нужном проведении Масленицы заботились заранее еще с субботы предшествующей недели, в которую начинали праздновать «малую Масленку». Это происходило следующим образом: ребята небольшими группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: «Нет», того били этими лаптями.
В воскресенье перед Масленицей по традиции тех времен наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Т. к. в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, поэтому называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».
Русская масленица всегда славилась блинами, особенно их количеством. «Блин не клин – живот не расколет», «Блины брюха не портят», - памятуя об этих поговорках, обычно съедали огромное количество блинов. Чаще всего масленичные блины пеклись из гречневой муки, реже - из пшеничной. Первый испеченный блин никогда не съедали, а клали на слуховое окно – «для родителей». Иногда его отдавали нищим и странникам – чтобы они помянули всех усопших.
Чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков» и «куликов».
Каждый день масленичной недели имел свое название:
Понедельник — «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длин нее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях — чем выше, тем лучше.
Вторник — «заигрыш», в этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.
Среда — «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины.
Четверг — «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день — оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
Пятница — «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.
Суббота — «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение — бесчисленные блины.
Воскресенье — «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу .
Так проходила масленая неделя. Народ старался отпраздновать ее как можно веселее, сытнее, богаче. Считалось, что тогда и весь предстоящий год будет благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу, высоко подпрыгивая, чтобы лен и конопля росли высокими. Вся крещеная Русь с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые почти без изменений повторялись из года в год. Существовало поверье, что не потешаться в широкую Масленицу — значит "жить в горькой беде и жизнь худо кончить".
В последние дни масленицы все внимание было обращено уже на куклу из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, подпоясывали, обували в лапти, усаживали в большие сани, за которыми шествовали ряженые. В воскресенье чучело Масленицы (как образ Мары-Марены) сжигали на п ригорке возле деревни – с шутками и выкриками. Искали высокое место для того, чтобы земной огонь как можно быстрее смешался с огнем небесным и наступило долгожданное весеннее пробуждение природы. Как правило, над чучелом глумились и осыпали его бранью: тем самым прогоняли злое, враждебное человеку начало – зиму, олицетворяющую смерть. Ругань – тоже своеобразный оберег, защита от нечистой силы.
Не житье, а Масленица.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Без блинов -не Масленица.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
Поговорки про масленицу
Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее "по-бабски" - в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после - сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.
Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы «хороня Масленицу».