1.Самооопределение к деятельности. Организа-ционный момент Цель: проводится для снятия волнения, напряжения, придает чувство уверенности в себе и своих силах | Добрый день. Итак, друзья, внимание - Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок. - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок рисования проведу у вас я, а зовут меня Маргарита Викторовна. Я вижу, у вас сегодня хорошее и бодрое настроение, думаю мы с вами сегодня поработаем очень интенсивно и интересно. Давайте с вами проверим, готовы ли вы к уроку. У вас на столах должны лежать: краски, альбом, кисть, стаканчик с водой. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Дети готовят краски для использования. | Учитель начинает урок с «урока»– то есть с «оргмоментом » служит конкретное задание, которое направлено на актуализацию знаний: - личностные: самоопределение; - регулятивные : целеполагание; - коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализа-ция знаний обучающихся. Введение в тему. | На доске таблицы с пословицами: На горах покататься, в блинах поваляться. Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны. Маслёна не на век дается. На доске вы видите пословицы о празднике, который очень любили наши предки. Какой это праздник? Беседа с учащимися ,в ходе которой ребята рассказывают о том, что они знают о Масленице. Звучит песня «Ой, блины, блины, блины…» и открывается презентация.. Учитель. Масленица в России еще с давних времен является самым веселым, шумным народным праздником. Каждый день этой недели имеет собственное название, которое говорит о том, что в этот день надо делать. Слайд 2. Уч.: Масленица- старинный праздник проводов зимы. Его отмечают многие славянские народы. Русский народ свою масленицу величает «честная» (ударение на второй слог), то есть почетная. Праздновали Масленицу неделю, придавая каждому дню своё обрядовое значение. Слайд 3. Понедельник – Встреча. В первый день жарили пробные блины, так как в старину блины пекли только на масленицу, то нужно было хозяйке «набить руку», приловчиться. А какая поговорка дошла до нас с тех пор и что она означала? (ответы детей «Первый блин -комом») Пробные блины пекли размером с блюдце. Дети разносили их в те дома, откуда в воскресенье ждали гостей. Слайд 4. Вторник – Заигрыш. Неподалеку от селенья на «красной» горке из соломы сооружалось чучело зимы- Морены (от слова мор-смерть), возле него выкладывали мусор со двора, проводя при этом обряд очищения. Хоть и любили люди зиму, но пришла пора прощаться. Слайд 5 . Недалеко от Морены строили снежную крепость- дом зимы. Делились жители на две команды. Одна защищала дом зимы, а другая брала крепость. Городок необходимо было взять, во что бы то, не стало, иначе зима не уйдет. Но и защитники не спешили сдаваться- их в конце битвы пороли голиками(ветки без коры). Слайд 6. Среда – Лакомка. В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины- символ солнца. Слайд 7. Четверг – Разгул. В этот день ходили друг другу в гости, а днём проводили кулачные бои по возрасту от мала, до велика. Слайд 8. Пятница - Тещин вечерок. Первый год тёща ходила к зятю в дом на масленицу. Невестка первый раз пекла блины в новом доме, а свекровь наблюдала за ней. Если блины невестки нравились, то тёще полагался подарок, а если нет- могли и обругать! После года зять ходил к тёще. Слайд 9. Суббота - Золовкины посиделки. Собирались за один стоп все родные по старшинству- по левую руку у отца, по правую у матери. Слайд 10. Воскресение - Прощеный день или проводы зимы. Праздник начинался к полудню на красной горке. -Как вы думаете, почему ни с утра начинали гуляние? (Потому что зимнее солнце в обед самое теплое, людям нужна была защита бога Солнца.) Слайд 11,12 Клонился день к вечеру, солнце на заход- праздник на сход. Пришло время и Морену сжигать. Водили вокруг костра хоровод, да песни прощальные пели. После того, как костер потухнет, каждый брал себе горсть золы, которую клали везде: и в пищу и в корм животными в огород, потому что верили, что была в той золе сила солнца!
| Опора на знания детей. Повторение изученного материала. Осмысление праздника Масленица в нашей жизни. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности. |
5.Практическая направленность. Цель: усвоение новых знаний | Сегодня мы создадим коллективную работу «Масленица». Для этого разобьёмся на 3 группы: 1 ряд будет работать над композицией «Масленичные развлечения» 2 ряд – «Катания на тройках» 3 ряд – «Угощение на столах». Для создания более комфортной атмосферы во время работы показывается фрагмент мультфильма «Ишь ты, Масленица!» | | Формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, учитываются выделенные учителем ориентиры действия. Выделяют главное, анализируют. |