Просмотр содержимого документа
«Предметно развивающая среда в группе ДОУ в соответствии ФГОС ДО»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 «СКАЗКА»
Статья
«Построение развивающей предметно – пространственной среды группы ДОО в
процессе реализации ФГОС ДО.»
Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящей главной целью формирования успешной личности. С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Одним из требований который выдвигает ФГОС ДО является требование к развивающей предметно – пространственной среде.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно – пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Исходя из этого в старшей группе «Светлячки» МБДОУ д/с № 8 «Сказка» был проведен целый ряд мероприятий, целью которых стала разработка модели предметно – пространственной развивающей среды, способствующей гармоничному развитию к саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия к требованиям ФГОС ДО.
Данная работа основывалась на принципах стандарта;
- полифункциональной
- трансформируемой
- содержательно – насыщенной
- вариативной
- доступной
- безопасной
Были учтены требования Стандарта;
- Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию.
- Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
- Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ.
Изучила нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно – методические и игровые материалы, современные научные разработки в области развивающей среды для детей дошкольников.
Проанализировала условия, которые должны быть созданы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Организовала заседание «круглого стола», на который пригласила инструктора по физической культуре Гурину М.Н., воспитателя Скорода М.В., помощника воспитателя Николаеву Ю.В., родительский комитет группы «Светлячки» Кукарину М. Н. и Воробьеву О.Г. Изучили особенность группового помещения. Выявили особенность зонирования в соответствии с возрастом воспитанников. Составили перечень необходимого оборудования в игровых центрах. Разработали план организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. Провела обучающий семинар для педагогов по теме: «Принципы построения развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ ». Организовала консультации для родителей на темы: «Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы», «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения».
В соответствии с этим педагоги и родители пришли к выводу видоизменить группу, дополнить ее различным материалом. Чтобы предметно – пространственная среда стала содержательно – насыщенной, мы оснастили ее средствами обучения и воспитания, сделали фланелеграф, магнитные доски, произвели ремонт машин, отреставрировали кукол, сшили и связали для них наряды. Приобрели кораблики, самолеты, набор медицинских принадлежностей, конструкторы различной сложности, мозаику. Сделали ландшафтный макет, на котором появились дорожные знаки, светофор, дома. Оформили познавательную «зону», «Патриотическое воспитание» и много другого разного и интересного.
Предполагается трансформируемость пространства, возможность изменять предметно – пространственную среду.
Для полифункциональности предметной среды используем ширму, маты, сделанные своими руками, детскую мебель.
Для вариативности развивающей предметно – пространственной среды организовали различные пространства для игры, конструирования, уединения, а так же оснастили разнообразными материалами (ткань, ленты), играми, игрушками, обеспечивающих свободный выбор детей.
Чтобы среда стала более доступной, совместно с родителями сделали развивающие стены: «Бизиборд», «Развивашка», «умняшка». Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Для безопасности предметно – пространственной среды проверили наличие травмаопасных зон: никаких острых углов, гвоздей, игл, закрепили шкафы.
Развитие ребенка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной содержательной деятельности организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Проделав огромную работу по оформлению группы, пространство изменилось, организовано в виде игровых зон (центров), оснащенных развивающими материалами (книга, игрушки, материалы для творчества и прочее). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков (центров) меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Ведущей педагогической идеей опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного материала. Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки етей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков конструкций.
При построении работы мы не должны забывать о возрастных психологических особенностях дошкольников, специфики семей и чувства меры, потребности избегать однообразия форм и методов, доступности информации. Для этого я использую разнообразные виды деятельности- традиционные и неформальные: выпуск памяток, папка- передвижка, индивидуальное консультирование, встречи со специалистами, практические семинары с воспитателями ДОО. В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания. Литература 1. Гайказова Р. Т. Кострикина Т.Д. Оформление детских дошкольных учреждений - М Просвещение, 1974.