Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Социальный проект: «Я имею право».
Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Социальный проект: «Я имею право».
Данный проект направлен на разработку и апробирование дидактической игры "Я имею право", как основного инструментария педагогического мониторинга туровня правового воспитания дошкольников старшего возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В современном мире ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. С рождения человек имеет права и обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Чем раньше дети осознают эти истины, тем успешнее они адаптируются в обществе. Правовому просвещению детей необходимо уделять внимание с дошкольного возраста.
К сожалению, в программах дошкольного воспитания, этому вопросу отводится мало времени, отсутствуют мониторинги уровня правовой грамотности детей. Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы в теории дошкольной педагогики, востребованность грамотной правовой личности определили тему данного проекта.
Основная идея проекта – совершенствование системы управления дошкольной образовательной организацией путем внедрения мониторинга уровня правовой грамотности дошкольников посредством создания дидактической игры для детей от 5 до 7 лет «Я имею право».
В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию дошкольников. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка — формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению. На современном этапе, в условиях гуманизации и демократизации системы образования, нашему обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями, поэтому реализация задач правового воспитания в образовательном процессе ДОО является актуальной.
Исследуя вопрос правового воспитания детей дошкольного возраста, мы определили необходимость отслеживания уровня их правовой воспитанности. При этом столкнулись с проблемой отсутствия целостной технологии педагогического мониторинга, ориентированного на процесс правового воспитания.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), ведущая форма деятельности детей - игра (п. 2.7. ФГОС ДО), было принято решение разработать дидактическую игру «Я имею право», которая станет эффективным инструментом мониторинга уровня правовой грамотности дошкольников.
Цель проекта: разработать и внедрить в педагогический процесс ДОО педагогический мониторинг уровня правового воспитания старших дошкольников.
Задачи:
- создать творческую группу по разработке и реализации мониторинга уровня правовой грамотности дошкольников;
- изучить проблему правового воспитания дошкольников в педагогической теории и практике, ознакомиться с опытом коллег по данной теме;
- разработать и апробировать дидактическую игру «Я имею право», как основной инструментарий педагогического мониторинга уровня правового воспитания дошкольников;
- установить критерии и показатели оценки уровня сформированности правовой воспитанности дошкольников;
- определить уровни сформированности правовой воспитанности применительно к детям старшего дошкольного возраста.
Для создания оптимальных условий работы было разработано Положение о мониторинге, на основании которого проводится мониторинг, включающий в себя педагогическое наблюдение, анкетирование педагогов и родителей воспитанников, дидактическую игру «Я имею право».
Цель анкетирования:
- педагогов проводится: определение уровня их компетенции в вопросе правового воспитания дошкольников, а также изучение характера трудностей, с которыми сталкиваются педагогические кадры в данной области воспитания.
- родительской общественности: определение отношения родителей к правовому статусу своего ребенка и уровня понимания родителями значимости изучаемой проблемы.
Мониторинг посредством игры «Я имею право» поможет выявить уровень знаний в области правовой грамотности дошкольников. Одним из главных критериев наглядного пособия для дошкольников является его привлекательность: красочность и иллюстрирование, поэтому для создания игры «Я имею право» использовалась программа Adobe Photoshop. Создавались эскизы игровых карточек с развивающими заданиями, ориентированными на развитие правовой грамотности дошкольника.
Правила игры «Я имею право»: могут играть дети с 5 до 7 лет. Игрок может быть как один, так и несколько.
Игра включает в себя 60 карточек и книгу-панораму. Из 60 карточек: 10 – круглой формы с изображением «права», представленного в Конвенции о правах ребенка, они являются главными, центральными; 50 - овальной формы, с изображением ситуации, относящейся к тому или иному праву. К книге прилагаются 3д-объекты.
Игру начинают с одной круглой карточки, а из овальных подбирают подходящие и присоединяют так, чтобы они логически дополняли главную карточку. Количество подходящих овальных карточек к центральной может быть как 3-4, так и 7-9. Количество центральных карточек-заданий может увеличиваться постепенно.
Книга-панорама имеет непросто плоские страницы, а настоящий маленький мир, который дети сами заполняют персонажами, буквально выскакивающими со страниц. В этой книге ребята сами создают истории, повествующие о правах ребенка.
К игре разработаны методические рекомендации с информацией о содержании, структуре, принципах организации игры с дошкольниками.
Благодаря мониторингу мы сможем оценить качество образования в ДОО с разных точек зрения – педагога группы, его коллег (внутренней творческой группы ДОО), родителей, воспитанников.
Сроки реализации проекта: 01.09.2020-30.05.2021г.
Механизм реализации проекта
Этапы
Основные направления деятельности по реализации системы мониторинга
Выполнение участниками процессами управленческих решений и ответственность за их реализацию
Подготовительный
1.Анализ имеющихся данных, условий и факторов, влияющих на качество образовательного процесса по правовому воспитанию.
2. Постановка целей и определение объекта.
3. Изучение документов, литературы.
4. Создание творческой группы педагогов.
5. Разработка инструментария мониторинга
6. Выявление основных критериев мониторинга, для объективной оценки.
7. Разработка механизма внедрения мониторинга по качеству правового воспитания дошкольников.
8. Разработка системы статистической обработки данных мониторинга качества правового воспитания.
Старший воспитатель-анализ и оценка результатов. Решения по улучшению качества образования.
Старший воспитатель.
Старший воспитатель.
Педагогический совет ДОО.
Творческая группа педагогов - разработка анкет, дидактической игры «Я имею право».
Старший воспитатель-описание критериев и выполнение условий обеспечения мониторинга.
Творческая группа педагогов -составление плана основных направлений деятельности по внедрению мониторинга. Управленческие решения по организации механизма мониторинга.
Творческая группа-описание методик и форм. Подготовка методических рекомендаций.
Организационный
Подготовка к проведению мониторинга
Творческая группа - методические рекомендации, семинары, совещания, консультации по внедрению мониторинга. Распределение обязанностей между членами творческой группы.
Диагностический
1. Проведение диагностики качества обучения воспитанников правовой грамотности.
Творческая группа, воспитатели - проведение диагностики.
Управленческие решения по организации деятельности, направленные на улучшение качества образования в области правовоспитания.
Аналитический
Подготовка аналитических материалов в рамках мониторинга качества правового воспитания.
Систематизация, обработка и анализ полученной информации, сопоставление результатов, формулирование выводов
Итоговый
1. Корректировка и прогнозирование результатов.
2. Создание банка данных по результатам мониторинга.
Творческая группа-составление прогнозов.
Разработка предложений и рекомендаций для принятия управленческого решения по организации деятельности, направленной на улучшение качества образования в области правового воспитания. Определение сроков выполнения рекомендаций.
Старший воспитатель-банк данных на базе методического кабинета ДОО.
При создании модели мониторинга использовали следующие принципы: последовательности, непрерывности, преемственности, воспитательной целесообразности, диференцированности.
Каждый из определенных компонентов характеризуется критериями и показателями оценки наличия у детей уровня правовой воспитанности. Согласно критериям и показателям мониторинга нами были определены следующие уровни правового воспитания детей дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.
Учет и использование при мониторинговой оценке данных по каждому критерию позволит получить полную характеристику уровня правовой воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
По итогам реализации проекта на данный момент, в качестве продукта готовы методические рекомендации по внедрению игры «Я имею право» в образовательный процесс, анкеты для педагогов и родителей.
Оценка эффективности реализации проекта
Основной целью при реализации проекта является достижение показателей современного качества дошкольного образования в правовой грамотности воспитанников 5-7 лет, а также устойчивое функционирование мониторинга в ДОО посредством дидактической игры «Я имею право», анкетирования педагогов и родителей.
Трансляции опыта
Тиражирование опыта:
- на сайте ДОО;
- посредством выступлений с презентацией опыта работы на районных методических объединениях, мастер-классах, семинарах, круглых столах;
- тиражирование в образовательном пространстве города посредством выступлений с презентацией опыта работы на городских методических объединениях, мастер-классах, семинарах;
- участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Внедрение мониторинга в образовательную программу ДОО.
Устойчивость проекта
Возможные негативные последствия:
- низкая мотивация педагогов - стажистов, ввиду отсутствия желания принимать участие в инновационной деятельности.
Коррекция негативных последствий:
- применение материальных и моральных стимулов.
Бюджет проекта
Бюджет проекта предусматривает затраты на типографские услуги, связанные с изготовлением дидактической игры и книги-панорамы. Данный вопрос решен путем сотрудничества со спонсором РК «Позитив», который безвозмездно окажет услуги ДОО по изготовлению игры и книги-панорамы.
Всеобщая декларация прав человека //Права ребенка. Основные международные документы. — М., 1992. 24с.
Выготский Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. 432с.
Давыдов Д.П. Критерии отбора содержания правового воспитания (дошкольников) Сов педагогика. 1981. № 8 С. 29-32.
Марковичева Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования //Стандарты и мониторинг в образовании, 2000, №2. С.11-15.
Организация и эффективность правового воспитания, /под ред. Д.А. Керимова, A.B. Мицкевича, А.Я. Сухарева и др. М.: Мысль, 1983.285 с.
Орлов A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании //Педагогика, 1996, № 3. С. 9-15.
Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб, Типография М. Меркушева, 1910. Т. 2, С. 479-981.
Попов В.Г., Голубков В.П. Мониторинг развития региональной системы образования //Стандарты и мониторинг, 2000, № 2. С. 30-33.
Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (Методология и методика). — М.: Высш. шк., 1990. 175с.
Федотова C.B. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека: Дисс. . канд. пед. наук. М., 2000. 170с.
Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1.- Москва, 2000. 200с