Месяц | Тема, источник | Задачи | Материал | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | Повторение потешек Сорока, сорока; Чики - чики - чкалочки; Курочка пеструшечка (хрестоматия) | Помочь понять и запомнить содержание потешки, учить применять ее в игре, внятно произносить слова. | Лошадка на палочке, фигурки домашних животных, птиц. | Игра «Курочка», чтение потешек. |
| Чтение русские народные сказки «Заюшкина избушка» с показом театра (книга и иллюстрациями) | Запомнить содержание сказки, героев сказки, учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам. | Варежковый театр | Рассматривание картинок к сказке. |
| Лепка «Зайка» | Создать у детей интерес к образу, учить лепить несложные предметы из нескольких частей. | Пластилин | Игра с зайкой, чтение потешек, рассматривание картинок. |
| Русская народная игра «Салки догонялки» (ознакомление детей с русским народным творчеством) | Учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движение соответственно этикету. | Маска кота | Игра «Кошки-мышки». |
| Настольная игра «Собери матрешек» (родничок) | Развивать у детей мышление, глазомер. | Игра № 1 | Рисование «Фартук для Матрешки». |
Октябрь | Заучивание потешки «Гуси вы гуси» (хрестоматия) | Учить выразительно, читать потешки. | Иллюстрации к потешке. | Игра «Гуси-Гуси». |
| Рассказывание сказки «Смоляной бычок» | Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. | Иллюстрация к сказке | Просмотр сказки по фильмоскопу. |
| Игра - занятие «Веселые музыканты» (ознакомление детей с русским народным творчеством) | Воспитывать любовь к музыке, развивать творческие проявления в музыкальной деятельности | Петрушка, зайка, собачка, медвежонок, кошка, муз.инструмент | Игры на шумовых инструментах. |
| Ознакомление с малыми фольклорными формами | Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, формировать представление о жанре загадки. | Чудесный мешочек, игрушки - зайка, мишка, белочка. | Рассматривание игрушек. |
| Занятие «У бабушки в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. | Игрушки домашних животных. | Чтение рассказов о домашних животных. |
Ноябрь | Инсценирование сказки «Теремок» | Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. | Маски героев. | Чтение сказки «Теремок». |
| Рассказывание сказки «Зимовье» | Воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки, учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацию голоса. | Книга «Зимовье» с иллюстрациями, куклы настольного театра. | Загадывание загадок о зиме, игра «Замени слово» |
| Развлечение «Андрейкин цирк» (Д/в 1-91) | | Персонажи кукольного театра | Игры с игрушками |
| Занятие «Рассматривание русской матрешки» (К. № 2) | Познакомить детей с русской народной игрушкой матрешкой. | Матрешки | Исполнение песенок, плясок. |
| Аппликация «Украсим матрешкам фартук» | Учить выкладывать на бумаге фигуры и наклеивать их, учить замечать яркость цветовых образов народной игрушки. | Силуэты матрешек | Рассматривание иллюстрации матрешек. |
Декабрь | «Веселая ярмарка» Знакомство с дымковской игрушкой. Знакомим детей с русским народным творчеством | Познакомить детей с изделиями декоративно прикладного искусства дымковской игрушки. | Дымковские игрушки | Рассматривание дымковских игрушек |
| Инсценирование русской народной сказки «Колобок» | Развивать интерес к театрально-игровой деятельности, используя при этом выразительные средства. | Картинки для фланелеграфа. | Рассказывание сказки «Колобок» |
| Рисование элементов дымковской росписи (народное искусство в воспитании детей) | Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. | Гуашь, бумага, образцы | Рассматривание дымковской росписи |
| Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой» | Воспитывать эмоционально образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев. | Книга с иллюстрациями | Инсценирование сказки |
| Ознакомление с малыми фольклорными формами | Продолжать знакомить детей с потешками. Учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку, отгадывать описательные загадки. Развивать речевую и двигательную активность. Воспитывать интерес к У.Н.Т. | Иллюстрации Ю. Васнецова к потешкам, ритмичная музыка, зеркальце. | Чтение с детьми потешек, русских народных сказок, пословиц, поговорок. |
Январь | Игра - занятие «У бабушки в деревне» (знакомим детей с русским народным творчеством) | Учить детей отгадывать простые загадки. | Игрушки соответствующие отгадкам | Детская игра «Отгадай и назови» |
| Изготовление театральных игрушек | | Ткань, бумага, клей | Рассматривание иллюстраций к сказкам |
| Игра «Наряди матрешку» | Развивать мышление, эстетический вкус | Игра «Родничок» №2 | Игры с матрешкой |
| Развлечение «Ярмарка» (д/в 6-90) | | | Разучивание потешек, песенок |
| Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, чистоговорки) | Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представление о жанре загадки; познакомить со скороговорками, их назначением, учить четко произносить их; придумывать небольшие истории по их сюжету; развивать артикуляционный аппарат; воспитывать внимательное отношение к родному языку. | Игрушки животных, мешочек для игры. | Предложить для домашнего чтения и заучивания разные загадки, а также чистоговорки и скороговорки для заучивания и тренировки артикуляционного аппарата. |
Февраль | Литературный калейдоскоп по русским народным сказкам | Закрепить знания детей о прочитанных произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, стихов, малых фольклорных форм. Чтение отрывков по желанию. | Иллюстрации к сказкам, произведениям. | Чтение сказок, рассматривание иллюстраций. |
| Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса» | Представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах обогатить речь сказочной лексике. | Книга с иллюстрациями для настольного театра. | Иллюстрированные загадки, загадывание загадок |
| Занятие «Идет Ваня в новой шапке да на дымовой лошадке» (Знакомство детей с русским народным творчеством) | Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. | Дымковская игрушка | Рассматривание дымковских игрушек, узоров, чтение стихов. |
| Игра «Салки - догонялки», «Огуречик» | Учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. | Бумага, гуашь | Чтение потешек, рассматривание картинок, игра. |
| Развлечение «Весела была беседа» | Познакомить детей с традицией русского народа - посиделки. - Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослого. Учить применять полученные навыки общения в игре | Бусы, платки, колокольчик на ленте, шарф из плотной ткани. | Загадывание загадок, игры с игрушками |
Март | Ознакомление с малыми фольклорными формами | Учить понимать содержание и значение пословицы, связывать ее значение с содержанием короткого рассказа | Картинки: жук, медведь, оса, коза. Бумага, карандаш. | Рисование по содержанию скороговорок, загадок |
| Рассказывание сказки «Жихарка» | Воспитывать эмоционально образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев | Книга с иллюстрациями | |
| Игра «Одень Машеньку» «Родник» Папка - передвижная для родителей «Устное народное творчество в воспитании дошкольников» (народное искусство в воспитании детей) | Развивать эстетический вкус воспитывать интерес к русскому костюму | Книга с иллюстрациями | Рассматривание картинок |
| Рассказывание сказки «Жихарка» | Воспитывать эмоционально образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев | Книга с иллюстрациями | |
Апрель | Рассказывание русской народной сказки «Гуси лебеди» | Учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки, с помощью моделирования развивая творческое моделирование | Книга «Гуси лебеди» с красочными иллюстрациями | Инсценирование сказки на фланелеграфе |
| Игра «Предметы народного быта» | Закрепить знания предметов народного быта, развивать память, внимание. | Игра № 4 | Рассматривание картинок |
| Инсценирование сказки «Лисичка со скалочкой» | Развивать интерес, к театральным играм деятельности используя при этом выразительные средства. | | Чтение сказки, рассматривание картинок |
| Рисование по потешке «Петушок золотой гребешок» | Развивать умение передавать в рисунке смысл потешки, характер ее героев. | Бумага, гуашь | Чтение потешек, рассматривание картинок |
| Русский народный хоровод. Игра. «Теремок» | Выполнять движения соответственно и выполнять в игре, развивать интерес, используя выразительные средства (мимику, жесты). | Маски зверят | Чтение сказки «Теремок» |
| Ознакомление с малыми фольклорными формами | Продолжать учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Развивать память, мышление. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Игрушки, чудесный мешочек | Загадывание и разучивание с детьми загадки описательного характера |
Май | Рисование по мотивам дымковской росписи «Украсим кукле платьице» | Продолжать знакомить с изделием декоративного прикладного искусства дымовой игрушки, учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора. | Силуэты, гуашь, образцы | Рассматривание дымковской росписи, чтение стихов |
| Игра «Одень Машеньку» «Родник» | Развивать эстетический вкус воспитывать интерес к русскому костюму | Игра № 4 | |
| Ознакомление с малыми фольклорными формами | Учить детей понимать содержание и значение пословицы, произносить чистоговорки, помочь заучить текст народной игры «Панас». Развивать интерес к народному творчеству. | Карточки к д/и; карточки к д/у (ока, коза, жук, медведь) | Разучить небольшую по объему чистоговорку. (жа-жа-жа, жу-жу-жу -едем в гости мы к ежу) |
| Игра «Одень Машеньку» «Родник» | Развивать эстетический вкус воспитывать интерес к русскому костюму | Игра № 4 | |
| Ознакомление с малыми фольклорными формами | Учить детей понимать содержание и значение пословицы, произносить чистоговорки, помочь заучить текст народной игры «Панас». Развивать интерес к народному творчеству. | Карточки к д/и; карточки к д/у (ока, коза, жук, медведь) | Разучить небольшую по объему чистоговорку. (жа-жа-жа, жу-жу-жу -едем в гости мы к ежу) |
Летний период | Рисование по потешке «Солнышко посвети» | Вызвать у детей желание, эмоциональный отклик к образу солнышка с помощью фольклорного материала. | Фломастеры, листы бумаги, иллюстрации | Наблюдение за солнцем, чтение стихов, потешек |
| Игра «Заинька» | Развивать слух, чувство ритма. | Игрушка зайца | Игры с лисой, зайцем. |
| Просмотр сказки «Кот, петух и лиса» (видеозапись) | Запомнить содержание сказки, отвечать на вопросы | Запись сказки, игрушки героев | Чтение сказки, игры в игрушки |
| Заучивание потешки «Дождик, дождик» | Помочь детям запомнить текст, развивать речь детей | Иллюстрации с дождем | Рисование карандашами, наблюдение за дождем |
| Повторение знакомых стихов, потешек, песенок | Учить четко, проговаривать слова, развивать речь детей. | Игрушки по потешкам, стихам | Рассматривание иллюстраций, игр с игрушками, с мячом |
| Развлечение «Игрушки» | Создать у детей радостное настроение. Пение песенок, рассказывание стихов. | Игрушки: медведь, заяц, лошадка, козлик. | Разучивание стихов об игрушках, игры в игрушки |