Актуальность данной программы заключается в том, что в ней спланирована последовательная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План - программа кружка "Умелые пальчики"»
ПРИНЯТО:
решением Педагогического совета
МКДОУ Майского детского сада
Протокол № от 201 г.
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МКДОУ
Майского детского сада
____________ /Е.В.Ермак/
Приказ № от « » ______201 г.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Краснозерского района Новосибирской области Майский детский сад
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК
«Умелые пальчики»
(для детей 3-5 лет)
Автор:Дандыбаева Светлана Гавидольановна,
воспитатель первой квалификационной категории
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………….……….стр. 2 (актуальность, цель, задачи, принципы, формы,
методы, режим занятий и ожидаемый результат)
2. Перспективно - тематический план ………………………………….стр.5
(период, тема, цель и форма подведения
итоговработы кружка)
3.Список литературы………………………………………………………..стр.11
1. Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности. План - программа кружковой деятельности «Умелые пальчики» направлен на всестороннее развитие ребенка, на развитие речи, осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму» работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Деятельность детей по интересам в кружке направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Методика реализации системы занятий кружковой деятельности позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Актуальность плана - программы кружковой деятельности «Умелые пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникацию с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов и речи служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой: моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Поэтому работа по развитию мелкой моторики: должна начаться, задолго до поступления ребёнка в школу.
Отличительная особенность кружковой деятельности в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь в кружке, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности .
Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики и движений пальцев рук, двигательных и познавательных способностей, речи детей дошкольного возрастачерез выполнение предметно- практических действий в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи: Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
-воспитывать и развивать художественный вкус;
-воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Содержание программы строится на следующих принципах: - Принцип системности - от простого к сложному, от частного к общему; - Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме - Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей. - Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности. - Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития. - Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему. Методики и режим занятий кружка.
Перспективный план работы кружка составлен с учетом методических пособий:
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
- Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.
А. Никитина. Поделки в детском саду.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 20 минут во второй половине дня. Всего 30 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае месяцах).
Форма работы – подгрупповая, не более 10 человек.
Методы, используемые в работе кружка:
- Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
- Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
- Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
- Игровые (различные дидактические игры)
Для развития моторики рук на занятиях детской деятельности детей по интересам используются следующие приемы:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
Каждое занятие состоит из трёхчастей: 1.Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием музыкального сопровождения. 2.Практическая часть – творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка и изготовление и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца. 3.Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы еще сделать, чему он сможет научит других детей или родственников (маму, брата, сестру). Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг.
Ресурсное обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимо наличие материалов и инструментов:
- цветная бумага, альбом, фломастеры, клей, карандаши;
- фигурки пальчикого театра и др.
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
- фонотека (классические произведения, детский репертуар).
Ожидаемые результаты :
1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2.Овладение разными видами ручной умелости.
3.Овладение приемами работы с разными инструментами.
4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
5. Развитие речи и коммуникативных способностей, формирование навыков работы в коллективе.
2. Перспективно -тематическое планирование
Время проведения
Тема занятия
Цель и задачи
сентябрь
Диагностика
Выявление ведущей руки
октябрь
Яблоко с червячком.
Цель: Формирование умения нанизывать бусины на проволоку.
Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность с помощью круглых предметов.
«Мишка из еловых шишек»
Цель: Формирование умения крепить чешуйки от шишек на пластилиновой основе.
Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев;
Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.
«Ёжики из семечек»
Цель: Совершенствование умений создавать силуэт ежа из пластилина.
Задачи: Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать иголочки из семечек ежику, добиваясь изображения.
«Цветок в технике квиллинг»
Цель: Обучение созданию цветка с помощью техники квиллинг.
Задачи: Развивать координацию движений пальцев рук. Познакомить с техникой квилинг. Учить скручивать полоски бумаги на карандаше.
ноябрь
«Подсолнух и божья коровка»
Цель: Совершенствование умений размазывать пластилин по картону, соединение лепестков с помощью пластилина к крышке.
Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев.
Учить наносить пластилин на основу.
«Осеннее дерево»
Цель: Формирование умений и знаний к выполнению работ с помощью технике рисования песком.
Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.
Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри песком.
«Осенний (или зимний) лес»
Цель: Формирование умений создания «Зимнего леса» с использованием нетрадиционного приема изображения.
Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости.
Продолжать развивать творческое мышление.
«Снеговик из ниток и воздушных шариков»
Цель: использование ниток и воздушных шаров в создании поделок.
Задачи: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Учить наматывать нить на воздушный шар при помощи клея. Совершенствовать зрительную память.
декабрь
«Ёлочные шары»
Цель: Использование ниток и тесьмы в создании елочных игрушек.
Задачи: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Учить наматывать нить на воздушный шар при помощи клея. Совершенствовать зрительную память.
«Снежинки в технике квиллинг»
Цель: Использование в техники квиллинг в создании снежинок.
Задачи: Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скручивать снежинки из полосок бумаги.
«Снежинка из спичек»
Це Цель: Использование конструирование снежинок из спичек.
Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев.
Учить конструировать из спичек снежинки, находить центр.
Соблюдать ритм при выкладывании фигур.
«Новогодние звёзды»
Цель: Совершенствование умения работать с картоном и парчовой фольгой.
Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев;
зрительно-двигательную координацию.
Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.
январь
«Веточка с сердечками — аппликация из бумаги»
Цель: Развитие навыков работы с бумагой и клеем, нанизывание «сердечек» на веточку.
Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в нарезании или отрыве бумаги и в приклеивании их на плотную бумагу.
«Мимоза»
Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации с поролоном.
Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать аппликационные умения и навыки, закреплять нарезания бумаги и нанизывать бусины на проволоку.
«Цветы из пластиковой бутылки»
Це Цель: Использование бросового материала в создании цветов.
Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.
Учить работать с бросовым материалом.
Февраль
«Коляска с малышом»
Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании аппликации.
Задачи: Развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук.
Закрепить назначение транспорта.
Продолжать учить складывать фигуры избумаги.
«Аистёнок»
Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании аппликации.
Задачи: Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики.
Учить работать с бумагой.
«Мышка игрушка из капсулы киндер-сюрприза»
Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.
Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.
Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно- моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами.
«Тигрёнок»
Цель: Совершенствование умений создания аппликации из шерстяных ниток.
Задачи: Упражнять в выкладывании фигур из ниточек.
Работать над развитием зрительно моторных функций.
Продолжать учить работать с ножницами.
Апрель
«Рыбки»
Цель: Совершенствование умения крепить семечки на пластилиновой основе.
Задачи: Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой.
«Золотая рыбка»
Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации по созданию «рыбки».
Задачи: Упражнять в работе с трафаретами.
Продолжать учить работать с пластилином.
«Неваляшки»
Цель: Формирование умения преобразования разных по величине полос в кольца. Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Закреплять навыки конструирования из бумаги. Формировать умение самостоятельно круги.
Развивать зрительное внимание, память. Активизировать речь детей. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность в работе.
«Автобус для зверей»
Цель: формирование умению составление изображение автобуса из готовых частей.
Задачи: Формировать навыки складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Закреплять умение наклеивать бумажные детали (окна, двери, колеса) на опорную линию.
Продолжать работать над развитием мелкой моторики.
Май
«Игрушки»
Цели: Формирование умений соединение точек по клеточкам в тетради.
Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки.
«Юные художники»
Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями.
Задачи: Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами.
Формы подведения итогов реализации плана - программы кружка:
- Анализ продуктов детской деятельности с последующим обобщением результатов, диагностика развития речи;
- Проведение выставок детских работ;
- Создание памятки по развитию мелкой моторики для родителей воспитанников.
3. Список литературы:
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
- Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.
А. Никитина. Поделки в детском саду.
- Журнал «Дошкольное воспитание».
- Интернет ресурсы.
- Хвостовцев А. Детки - непоседки. Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Новосибирск: Сиб. унив. изд – во, 2009.