Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений. Технология: программа 1-4 класс. Н.М. Конышева в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Мои умелые пальчики"»
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений. Технология: программа 1-4 класс. Н.М. Конышева в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».
Направления развития личности:
общекультурное
Модели реализации внеурочной деятельности
модель дополнительного образования
Указание времени, места и форм организации программы
Программа рассчитана на учащихся начальной школы на дополнительные занятия на 4 года в рамках внеклассной работы. Занятия проходят один раз в неделю из расчёта 33 (34) часа в год.
По категории обучающихся занятия в кружке относятся к продвинутому образованию, с направлением модернизации – альтернативным, по подходу к ребёнку – являются свободным воспитанием.
Специфика программы заключается в том, что освоение этой дисциплины, художественно-эстетическое и трудовое воспитание обучающихся происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления изделий, ориентированными в основном на лепку игрушек.
Формы организации внеурочной деятельности
Кружок.
Формы учёта для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
Итоги занятий могут быть подведены в форме итоговой выставки мастеров народных промыслов и ремёсел.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также с помощью различных кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания личности как носителя национальных культурных традиций.
Важное место среди видов изобразительного искусства принадлежит декоративно-прикладному искусству, которое органично сочетает в себе такие дисциплины, как изобразительное искусство и труд.
Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых.
Одним из наиболее распространённых технологических приёмов в изготовлении керамических изделий является лепка.
Лепка как вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, совершенствует глазомер и тренирует способность к тонкой ручной работе.
Актуальность проблемы
Актуальность проблемы выявляется в современных условиях формирования и развития личности ребенка. В наше время компьютеризации и использования сотовых телефонов дети мало уделяют времени на творчество и практическую деятельность. Работая с пластилином, создавая игрушку, ребёнок не только развлекается и играет, он творчески самовыражается, приобретает реальные жизненные навыки, учится таким вечным понятиям, как красота и доброта.
Цель и задачи программы
Цель:
дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.
Задачи:
учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
ознакомление обучающихся с основными промыслами и традициями искусства керамики народов России и других стран;
развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в декоративно-прикладном и народном искусстве; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; обучение детей разнообразным художественным техникам в работе с пластилином: лепка изделий из одного куска, лепка при помощи пласта и др., роспись изделия акварелью, гуашью, роспись по объёмному изделию и плоскому и т.д.
обучение правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемые в опыте мастеров.
Системно-деятельностный подход
Ведущими подходами при изучении курса являются деятельностный и проблемный.
Деятельностный подход предполагает: восприятие, проживание, освоение, осмысление культурных ценностей окружающего мира, развитие творческого потенциала.
Проблемный подход: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Метапредметные связи программы внеурочной деятельности
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, изобразительным искусством, музыкой, литературой, историей и с математикой.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Планируемые результаты освоения программы
Главными результатами обучения и воспитания в программе внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Регулятивные УУД
целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
Предметные результаты программы внеурочной деятельности
Сформированность первоначальных представлений о роли декоративно-прикладного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; уметь применять материалы и инструменты в практической деятельности; иметь навыки ручной лепки и декорирования различными способами.
Программа предполагает освоение учащимися следующих знаний, умений, навыков:
Формирование представлений о лепке.
Умение организовывать рабочее место, применять специальные инструменты и приспособления.
Знание правил безопасности работы с глиной, инструментами.
Овладение разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий.
Умение использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Умение обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Ознакомление с местным народным промыслом Ульяновской игрушкой, а также узнать о других ведущих промыслах России.
Умение трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
Умение анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; развитие художественного вкуса через анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – занятия художественным творчеством, приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту;
Второй уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных выставках, конкурсах в школе.
Третий уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при изготовлении подарков ветеранам труда, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий для детского сада и т.д., участие в художественных акциях в окружающем школу социуме.
Основные направления содержания программы
Содержание процесса внеурочной деятельности
Содержание и структура программы построены с учётом соблюдения принципа интеграции изучения основ изобразительного искусства, художественного конструирования, орнаментики, истории народных традиций и промыслов, материаловедения, технологических приёмов лепки из глины с формированием у детей основ целостной эстетической культуры в процессе творческого труда. При этом используется принцип: «Главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы». Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в лепке пластилином.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности декоративно-прикладного искусства.
Методические рекомендации
1класс
Задания первого года обучения знакомят с пластическим материалом – пластилином. Освоение основных приёмов лепки. Даются понятия о построение объёмного предмета в пространстве. Происходит знакомство с произведениями народных мастеров из глины и лепка игрушек по мотивам народных образцов.
2 класс
Во втором классе программа предлагает закрепление умений и навыков в лепке из пластилина. Использование основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.). Учащиеся углубляют знания о декоративно-прикладном искусстве. Работа с пластикой плоской формы, изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры. Знакомятся с хлудневской, ярославской и др. игрушками.
3 класс
В третьем классе учащиеся продолжают знакомство с народной игрушкой из глины. Совершенствуют приёмы лепки сложной фигуры из целого куска пластилина. Знакомятся с приёмами торжокских, абашевских, филимоновских, дымковских и др. мастеров, а также продолжают лепку игрушек по технологии Ульяновской мастерицы Асафьевой Н.А.
4 класс
На четвёртом году обучения продолжается работа над созданием детской народной игрушки.
Совершенствуется умение стилизации, проявление фантазии над темой русских народных сказок.
Учебно-тематический план
1 класс
№
Темы
Количество часов
п/п
Всего
Теор.
Практ.
Правила работы с пластилином. Исходная форма – шар.
1
0,5
0,5
Исходная форма - цилиндр
1
0,5
0,5
Исходная форма - конус
1
0,5
0,5
Доработка исходных форм. Тема: «Урожай»
1
0,5
0,5
Тема: «Урожай». Изделие: «Фрукты»
1
1
Тема: «Большой праздник». Изделие: «Торт»
1
0,5
0,5
Тема: «Большой праздник». Изделие: «Пирог»
1
1
Тема: «Дары леса». Изделие: «Подосиновик»
1
0,5
0,5
Тема: «Дары леса». Изделие: «Лисичка»
1
1
Дерево
2
1
1
Мухоморчик
2
2
Медведь
3
1
2
Лепка и роспись змейки
3
1
2
Чернышенская игрушка. Кукушечка.
3
1
2
Медальон «Цветок»
3
1
2
Зверюшки зодиака Надежды Асафьевой
3
1
2
17.
Избушка
3
1
2
18.
Подведение итогов, выставка-просмотр
2
2
Итого
33
10
23
2 класс
№
Темы
Количество часов
п/п
Всего
Теор.
Практ.
Вводная беседа. Т. Б.
1
1
Курская игрушка
2
1
1
Композиция «Лес»
2
2
Глиняная игрушка из Вельска
2
1
1
Хлудневская игрушка
2
1
1
Орнамент в полосе. Торт.
2
2
Плешковская игрушка
2
1
1
Лепка пряничных животных. Кот.
2
2
Глиняная игрушка Ольги Шиян.
2
1
1
Колокольчик «Тигрёнок»
2
2
Дымковская игрушка
2
1
1
Подковка
2
2
Зверюшки зодиака Надежды Асафьевой
2
1
1
Звуковая игрушка. Птичка.
2
1
Лепка листика (берёза, дуб, клён, на свой выбор)
2
2
Ярославская игрушка
2
1
1
17.
Чернышенская игрушка. Конёк.
2
1
1
18.
Калининские игрушки
1
0,5
0,5
Итого:
34
11,5
22,5
3 класс
№
Темы
Количество часов
п/п
Всего
Теор.
Практ.
Вводное занятие. Т. Б.
1
1
Скопинская игрушка
2
1
1
Балхарская игрушка
2
1
1
Гжельская керамика
2
1
1
Таволгская игрушка
2
1
1
Филимоновская игрушка
2
1
1
Сердечки-веночки
2
2
Абашевские свистульки
2
1
1
Тарелочка
2
2
Каргопольская игрушка
2
1
1
Фантазийное дерево
2
2
Дымковская игрушка
2
1
1
Собачки
2
2
Симбирская - Ульяновская игрушка
2
1
1
Конаковские (Калининские) игрушки
2
1
1
Поросята
2
2
17.
Торжокские игрушки
2
1
1
18.
Подведение итогов, выставка-просмотр
1
1
Итого:
34
12
22
4 класс
№
Темы
Количество часов
п/п
Всего
Теор.
Практ
1.
Вводное занятие. Т. Б.
1
1
2.
Мелкая пластика. Фауна в керамике.
2
1
1
3
Народная игрушка Пагана.
2
1
1
4.
Анималистический жанр. Лепка зверей и птиц.
2
1
1
5.
Керамические сувениры
2
1
1
6.
Филимоновская игрушка
2
1
1
7.
Дымковская игрушка
2
1
1
8.
Каргопольская игрушка
2
1
1
9.
Шкатулочка
2
1
1
10.
Забавная «кошачья» чашка для кофе и тарелочка
2
1
1
11.
Лепка украшений. Бусы. Кулон.
2
1
1
12.
Коробочка «Сердечко»
2
1
1
13.
Фантазии в глине на тему русских народных сказок (Репка и др.)
2
1
1
14.
Симбирская – Ульяновская игрушка
2
1
1
15.
Лепка и роспись змейки
2
2
16.
Зверюшки зодиака Надежды Асафьевой
2
2
17.
Панно «Море»
2
2
18.
Подведение итогов, выставка-просмотр.
1
1
Итого:
34
14
20
1 класс
Тема 1.Вводная беседа. Т. Б.Материалы инструменты.
Ознакомление с оборудованием скульптурной мастерской и рабочими материалами. Беседа о пластилине, его свойствах, инструменты необходимые для лепки, элементы техники безопасности.
Основные приёмы лепки: плас.
Тема 2. Исходная форма – цилиндр.
Выявление способностей и уровня подготовки учащихся к лепке из пластилина .
Практическая работа: лепка и роспись пенька.
Тема 3.Исходная форма – конус.
Организация объемной формы. Понятие симметрии. Развитие пространственного мышления. Развитие наблюдательности, чувство объема, пропорции.
Практическая работа: Лепка конуса.
Тема 4.Доработка исходных форм. Тема: «Урожай».
Освоение приема лепки из целого куска пластилина. Понятие о построении объемного предмета в пространстве.
Практическая работа: лепка и роспись яблока.
Тема 5.Тема: «Урожай». Изделие: «Фрукты».
Лепка с натуры. Приёмы наблюдения натуры, привитие интереса к занятиям по лепке. Способы лепки из целого куска.
Практическая работа: лепка и роспись груши.
Тема 6.Тема: «Большой праздник». Изделие: «Торт».
Понятие о построение объёмного предмета в пространстве.
Лепка из одного куска. Умение соблюдать пропорции при лепке. Навыки работы акварелью, гуашью.
Практическая работа: лепка и роспись пирога.
Тема 8.Тема: «Дары леса». Изделие: «Подосиновик».
Лепка из целого куска. Умение соблюдать пропорции при лепке . Навыки работы акварелью, гуашью.
Практическая работа: лепка и роспись подосиновика.
Тема 9.Тема: «Дары леса». Изделие: «Лисичка».
Комбинированный способ лепки. Стилизация животного. Навыки работы акварелью, гуашью.
Практическая работа: лепка и роспись лисы.
Тема 10.Дерево.
Особенности игрушки. Отличия от других. Воспитание чувства цвета.
Практическая работа: лепка и роспись дерева.
Тема 11.Мухоморчик.
Приёмы лепки из целого куска. Навыки работы акварелью, гуашью.
Практическая работа: лепка и роспись мухоморчика.
Тема 12.Медведь.
Лепка из целого куска. Значение узора в декоративном искусстве.
Практическая работа: лепка и роспись медведя.
Тема 13.Лепка и роспись змейки
Лепка из целого куска. Простая роспись пятнами, полосками, близость к родной природе.
Практическая работа: лепка и роспись змейки.
Тема 14.Чернышенская игрушка. Кукушечка.
Древняя русская игрушка. Новые приёмы лепки (скатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, заглаживание). Пластическая выразительность формы. Приёмы стилизации. Особенность образа в декоративном искусстве.
Практическая работа: лепка и роспись птицы: кукушечки.
Тема15.Медальон «Цветок»
Приём «пласт». Лепка из целого пласта и скручивание в розочку.
Практическая работа: лепка и роспись розочки.
Тема 16.Зверюшки зодиака Надежды Асафьевой.
Знакомство с мастером глиняной игрушки из Ульяновска. Круг зверей. Своеобразие лепки формы. Стилизация. Приёмы от геометрических форм (шар, конус и др.). Роспись абстрактными пятнами.
Практическая работа: лепка и роспись ёжика, змейки.
Тема 17. Избушка.
Использование способов лепки из пласта. Использовать навыки работы с красками по выбору: акварель, гуашь.
Практическая работа: лепка и роспись избушки.
Тема 18.Подведение итогов, выставка-просмотр.
Итоговая, годовая выставка детских работ.
2 класс
Тема 1.Вводная беседа. Т. Б.
Беседа о задачах обучения во втором классе. Организация работы.
Лепка основы в виде пласта. Цилиндрическая форма пенька – доминанта композиции. Добавление мелких элементов в виде животного: ёжик, змейка и др. Декоративная роспись.
Практическая работа:лепка и роспись композиции «Лес».
Тема 4. Глиняная игрушка из Вельска.
Традиции изготовления керамической посуды и игрушки. Потомственные мастера сомовского гончарного промысла: П. И. Житнухин и А. И. Житнухин. Птица, конек, сказочный зверь, трехглавый конь с всадником и др. Роспись фигурок цветными глазурями зеленых, охристо-коричневых тонов. Изменение своего цвета после обжига в печи: огненно-красный, фиолетово-голубой, палевый.
Практическая работа:лепка и роспись игрушки по мотивам вельских мастеров.
Тема 5.Хлудневская игрушка.
История хлудневского промысла. Древо жизни. Основное назначение его - оберег. Наполнение дерева в различных комбинациях птицами, животными, людьми. Хлудневская барыня - в карманах у неё птицы, да зверушки, в руках детки, да свистки, на плечах и голове тоже по птушке, а в юбке спрятаны глиняные шарики, Громотушка.
Практическая работа:лепка и роспись барыни.
Тема 6.Орнамент в полосе. Торт.
Использование нового способа лепки. Налепы. Украшение орнаментом.
Практическая работа:лепка и роспись торта.
Тема 7.Плешковская игрушка.
Красота формы (патриархальная, самобытная, простая и монументальная), изысканность силуэта, праздничность и незатейливость росписи.
Практическая работа: лепка и роспись изнаменитого плешковского петушка.
Тема 8.Лепка пряничных животных. Кот.
Рельеф. Налепы. Стилизация животного.
Практическая работа: лепка и роспись пряничного животного( кота)..
Тема 9. Глиняная игрушка Ольги Шиян.
Знакомство с анималистическими игрушками Ольги Шиян. Отличия от образцов Опошни начала века. Яркий и самобытный стиль. Изящная соразмерность деталей, целостность объема и глубокая образность. Приёмы лепки из целого куска: скатывание, раскатывание, оттягивание, вдавливание, заглаживание. Технологические приёмы гравировки в качестве основного декора.
Практическая работа: лепка и роспись игрушки (животные) по мотивам мастера Ольги Шиян.
Тема 10. Колокольчик «Тигрёнок».
Приёмы лепки из целого куска: скатывание, раскатывание, оттягивание, вдавливание, заглаживание. Полосатость в росписи.
Практическая работа: лепка и роспись колокольчика в образе тигрёнка.
Тема 11.Дымковская игрушка.
Анализ главных отличительных элементов формы и орнамента. Технологические приёмы и техника лепки. Повторение законов орнаментики. Технологические приёмы и техника декорирования. Золотая отделка.
Практическая работа:лепка и роспись барыни, (нянюшки, водоноски).
Тема 12.Подковка.
Лепка из целого куска. Изгиб. Заглаживание. Орнаментика.
Практическая работа:лепка и роспись подковки.
Тема 13.Зверюшки зодиака Надежды Асафьевой.
Круг зверей. Продолжается знакомство с «миниатюрками» Асафьевой. Технология лепки животных.
Практическая работа:лепка и роспись животных (бычок, барашек, обезьяна и др.).
Тема 14.Звуковая игрушка. Птичка.
Проанализировать древность звуковой игрушки. Рязанские курганы конца XI – начала XII века и найденные детские свистульки-петушки. Знакомство с устройством свистка. Тонкости отличия свистков друг от друга.
Практическая работа:лепка и роспись птички-свистульки.
Тема 15. Лепка листика (берёза, дуб, клён, на свой выбор).
Анализ формы листика с натуры. Выбор способа лепки.
Практическая работа:лепка и роспись листика дерева.
Тема 16.Ярославская игрушка.
Архаичность формы. Веретенообразные массивные туловища, две крохотные передние ножки, длинные изогнутые шеи коней и птиц. Глиняная формочка и оттиснутые в ней фигурки всадников. Простота росписи: полоски, точки.
Практическая работа:лепка и роспись птицы или коня.
Тема 17.Чернышенская игрушка. Конёк.
Знакомство с народным промыслом: Чернышенская игрушка. Лепка из одного куска. Связь игрушки с обрядовостью. Праздничность, близость к родной природе в росписи.
Практическая работа:лепка и роспись чернышенской игрушки конька.
Тема 18.Калининские игрушки.
Знакомство с Калининской игрушкой. Истоки и современное развитие промысла. Птички, петушки и другие игрушки-свистульки. Рельефное украшение в виде маленьких чешуек. Присутствие белого цвета в росписи в сочетании с темно-синим, бордовым, фиолетовым, коричневым.
Практическая работа:лепка и роспись птицы. Подведение итогов за год.
3 класс
Тема 1.Вводное занятие. Техника безопасности.
Беседа о задачах обучения в третьем классе. Организация работы. Подготовка глины к работе.
Тема 2.Скопинская игрушка.
Знакомство с народными промыслами России. Керамика Скопина: краткий исторический обзор развития скопинского промысла. Своеобразие форм и декора керамики Скопина. Связь производства игрушек и фигурных сосудов.
Знакомство с технологией задымленности в обжиге глины. Лаконичность лепки. Строгость расцветки.
Практическая работа: лепка и роспись игрушки.
Тема 4.Гжельская керамика.
Имитация керамики Гжели (мелкая пластика): традиционные формы и тематика; знакомство с технологическими приёмами гжельских мастеров мелкой пластики; подготовка эскизов.
Практическая работа: лепка и декорирование по эскизам.
Тема 5.Таволгская игрушка.
Технология приготовления глины: пропускание между двумя вращающимися железными валами. Последовательность работы над игрушкой: лепка, сушка, обжиг, глазуровка.
Практическая работа: лепка петушка.
Тема 6.Филимоновская игрушка.
Продолжение знакомства с древней русской игрушкой. Создание игрушки (импровизация формы) в соответствии с традициями промысла. Продолжение знакомства с традициями росписи глиняной игрушки. Нарядная декоративность игрушек.
Практическая работа: лепка и роспись барыни, кавалера и др.
Тема 7.Сердечки-веночки.
Лепка из пласта. Декорирование налепами. Скручивание. Простота в росписи.
Практическая работа: лепка и роспись сердечек.
Тема 8.Абашевские свистульки.
Сказочность существ «неведомой породы» мастера Зоткина. Сложные приёмы лепки и украшений. Необычность росписи: в один цвет яркими эмалевыми красками. Серебрение или раззолочение животных.
Практическая работа: лепка и роспись необычных и сказочных животных в стиле абашевских игрушек.
Тема 9.Тарелочка.
Технология выполнения формы. Шар. Лепёшка. Декорирование пальцами. Украшение налепами (розочки).
Практическая работа: лепка и роспись тарелочки.
Тема 10.Каргопольская игрушка.
Продолжение знакомства с творчеством народных мастеров. Технология выполнения игрушки. Древние мотивы в росписи.
Практическая работа: лепка и роспись животного: конь, двуглавый конь, мужичок-сеятель и др.
Тема 11.Фантазийное дерево.
Пластическая выразительность формы. Способы лепки «по частям». Применение фантазии (шоколадное дерево, дерево-монстр и др.). Навыки работы с акварелью, гуашью.
Практическая работа: лепка и роспись фантазийного дерева.
Декорирование игрушки. Повторение законов орнаментики.
Практическая работа: лепка и роспись игрушек (конь, баран, козёл).
Тема 13. Собачки.
Скульптурный способ лепки. Передача позы, пластики. Характерная окраска для породы. Пятнистость далматинца и т.д.
Практическая работа: лепка и роспись собачки.
Тема 14. Симбирская - Ульяновская игрушка.
Продолжение знакомства с рукотворными игрушками Надежды Асафьевой. Лепка игрушек из геометрических фигур: шар, цилиндр, конус. Завитки в налепах. Композиция «случайных» пятен в росписи.
Практическая работа: лепка и роспись животных (мышка, удавчик, свинка, большой баран и др.).
Тема 15.Конаковские (Калининские) игрушки.
Появление Конаковского народного промысла. Процесс изготовления керамических изделий. Художественное оформление конаковских изделий: разделка кистью или пером от руки.
Практическая работа: лепка и роспись тигрёнка, кошечки, собачки, слонёнка и др.
Тема 16.Поросята.
Продолжение знакомства с технологическим процессом лепки.
Особенность в росписи.
Практическая работа: лепка и роспись поросят.
Тема 17.Торжокские игрушки.
Продолжение знакомства с технологическим процессом лепки, налепами – чешуйки, оборки.
Особенность в росписи рельефных украшений в виде маленьких чешуек красным, синим, белым и др.
Практическая работа: лепка и роспись жар-птицы, царь-рыбы и др
Тема 18.Подведение итогов, выставка, просмотр.
Подготовка работ к выставке.
Практическая работа: подготовка работ к выставке.
4 класс
Тема 1.Вводное занятие. Т. Б.
Ознакомление с задачами лепки в четвертом классе.
Тема 2.Мелкая пластика. Фауна в керамике.
Лепим обитателей подводного мира: анализ многообразия форм обитателей подводного мира морей. Беседы о композиции и художественном выражении замысла. Художественное конструирование; подбор вида и техники исполнения.
Практическая работа: разработка эскизов, лепка и декорирование по эскизам.
Тема 3.Народная игрушка Пагана.
Знакомство с пластикой игрушки Пагана. Лаконичность и сглаженность объемов, геометризованность форм. Сюжеты миниатюр: эпизоды из джатак. Светские сюжеты. Своеобразие росписи.
Практическая работа:лепка и роспись короля Чанзитты верхом на белом коне. Фигурки мужчин и женщин с домашними животными, сосудами и другими предметами в руках.
Тема 4.Анималистический жанр. Лепка зверей и птиц.
Художники-анималисты. Анализ формы зверей и птиц. Общее и разница.
Практическая работа: лепка из куска глины. Организация цельного гармоничного, законченного изделия. Внимание на деталировку, декоративность изделия. Тщательное заглаживание изделия. Роспись.
Тема 5.Керамические сувениры.
Лепка сувениров: анализ многообразия форм и назначения сувениров. Эстетика и назначение. Художественное конструирование, подбор вида и техники исполнения изделия.
Практическая работа: лепка и роспись сувениров.
Тема 6.Филимоновская игрушка.
Продолжение знакомства с древней русской игрушкой. Создание игрушки в стиле филимоновской игрушки в соответствии с традициями промысла (лепка многофигурных композиций: доярка, танцующие пары, всадник и др.). Закрепление умений и навыков в лепке. Продолжение знакомства с традициями росписи глиняной игрушки. Единство формы и декора игрушки. Композиция и ритм цветовых пятен и элементов в многофигурных композициях.
Практическая работа:лепка и роспись многофигурной композиции.
Тема 7.Дымковская игрушка.
Пластическая выразительность формы в ходе самостоятельной творческой работы.Передача основных пропорций. Монолитность, цельность композиции. Своеобразная роспись, строго геометрический узор, отделка золотом.
Практическая работа: лепка и роспись многофигурных, двухфигурных и т. д. композиций: танцующие пары, катание, всадник на коне и др. Закрепление умений и навыков в лепке.
Тема 8.Каргопольская игрушка.
Продолжать знакомство с творчеством народных мастеров. Закрепление умений и навыков в лепке. Древние мотивы в росписи.
Практическая работа: лепка и роспись всадника на коне, всадника на петухе, мужичка-сеятеля и др.
Тема 9.Шкатулочка.
Четырёхугольная шкатулочка из пластин. Аккуратность лепки, самостоятельность, оригинальность. Чувство меры в оформлении и соответствие оформления назначению изделия.
Практическая работа:лепка и роспись шкатулочки.
Тема 10.Забавная «Кошачья» чашка для кофе и тарелочка.
Способ из целого куска. Фантазия при росписи.
Практическая работа:лепка и роспись чашки и тарелочки.
Тема 11.Лепка украшения. Бусы, кулон.
Лепка сувениров: анализ многообразия форм и назначения сувениров. Эстетика и назначение. Художественное конструирование, подбор вида и техники исполнения изделия.
Практическая работа: лепка и роспись украшений.
Тема 12.Коробочка «Сердечко»
Лепка из пласта. Аккуратность. Заглаживание. Вариативность росписи.
Практическая работа: лепка и роспись коробочки «Сердечко».
Тема 13.Фантазии в глине на тему русских народных сказок (творческая работа).
Мелкая пластика (керамическая игрушка). Повторение пройденного. Фантазии в глине на тему русских народных сказок (творческая работа): беседы об истории русской народной игрушки, о многообразии форм мелкой пластики различных традиционных школ, об образности и выразительности народного творчества. Анализ образцов русской народной игрушки – традиции и гармония материалов, формы и росписи. Эстетика и назначение. Обогащение умений в создании пространственной композиции.
Практическая работа: подготовка эскизов, лепка и декорирование игрушек.
Тема 14.Симбирская – Ульяновская игрушка.
Чувашская, мордовская, русская, татарская игрушка. Орнаменты и узоры народов Поволжья. Самобытность мордовских игрушек из глины. Лепка из комка. Яркая роспись. Русская игрушка. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Традиция в росписи русской игрушки. Условность языка орнамента. Своеобразие чувашского и татарского орнаментов в росписи. Подготовка игрушек к выставкам и конкурсам.
Практическая работа: лепка и роспись игрушек в стиле народов Поволжья.
Тема 15.Лепка и роспись змейки.
Умение обобщать, стилизовать животные и растительные формы. Приём лепки из целого куска. Приёмы росписи гуашью. Использование приёма «тычок».
Практическая работа: лепка и роспись змейки.
Тема 16.Зверюшки зодиака Надежды Асафьевой.
Круг зверей. Продолжается знакомство с «миниатюрками» Асафьевой. Технология лепки животных.
Практическая работа:лепка и роспись животных (большой бычок или большой барашек).
Тема 17.Панно «Море».
Знакомство с композицией. Формы рыб. Украшение налепами, росписью.
Практическая работа:лепка и роспись рыб и оформление в панно.
Тема 18.Подведение итогов, выставка, просмотр.
Подготовка работ к выставке.
Практическая работа: подготовка работ к выставке.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
Темы
Количество
Тип, форма
Планируемые результаты
Дата проведения
часов
проведения
Освоение предметных знаний и умений
Метапредметные
УУД
Личностные
УУД
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Правила работы с пластилином.Исходная форма – шар
1
Изучение нового материала
Узнают о лепке. Сумеют организовывать рабочее место, применять специальные инструменты и приспособления. Узнают правила безопасности работы с пластилином, инструментами.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Ставят цели и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Смыслообразование,т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
2
Исходная форма - цилиндр
1
Комбинированный
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний.
Ставят и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера(П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Прогнозируют– предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р).
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Формулируют проблему, самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Ставят цели и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Смыслообразование,т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
4
Доработка исходных форм. Тема: «Урожай»
1
Изучение нового материала
Узнают о лепке из пластилина объёмных предметов.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Управляют поведением партнера – контролируют, корректируют и оценивают его действия (К)
Прогнозируют-предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р)
Проводят анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки
5
Тема: «Урожай». Изделие: «Фрукты»
1
Изучение нового материала
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Осуществляют поиск необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Прогнозируют – предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р)
Приобретают умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности
6
Тема: «Большой праздник». Изделие: «Торт»
1
Изучение нового материала
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Структурируют знания (П). Расширяют навыки общения, создают поиск и оценку альтернативных способов разрешении конфликта (К)
Оценивают – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения (Р)
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Выдвигают гипотезы и их обоснование (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
Развивают эстетические чувства к красоте окружающего мира
8
Тема: «Дары леса». Изделие: «Подосиновик»
1
Комбинированный
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят коррекцию – вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р)
Проводят анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки
9
Тема: «Дары леса». Изделие: «Лисичка»
1
Комбинированный
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К) Структурируют знания (П). Планируют – определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий (Р)
Ощущают чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности
10
Дерево
2
Комбинированный
Сумеют трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решения и его реализацию(К). Проводят саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий (Р)
Смыслообразование,т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
11
Мухоморчик
2
Комбинированный
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Проводят рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Ставят цель и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
(П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят коррекцию – вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р)
Развивают свою нравственно-этическую ориентацию, в том числе и оценивание усваиваемого содержания
13
Лепка и роспись змейки
3
Изучение нового материала
Сумеют трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
Синтезируют – составляют целое из частей, в том числе самостоятельно достраивают с восполнением недостающих компонентов (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Планируют – определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий (Р)
Развивают умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности
14
Чернышенская игрушка. Кукушечка.
3
Изучение нового материала
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К). Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
Развивают эстетические чувства к красоте окружающего мира
15
Медальон «Цветок»
3
Комбинированный
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Проводят рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности (П). Ставят цель и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Ознакомятся с местным народным промыслом Ульяновской игрушкой, а также узнать о других ведущих промыслах России.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Оценивают – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения (Р)
Развивают свою нравственно-этическую ориентацию, в том числе и оценивание усваиваемого содержания
17.
Избушка
3
Изучение нового материала
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Проводят саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий (Р)
Ощущают чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности
18.
Подведение итогов, выставка-просмотр
2
Комбинированный
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Систематизируют знания (П) Управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий (К)
Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
Узнают о лепке . Сумеют организовывать рабочее место, применять специальные инструменты и приспособления. Узнают правила безопасности работы с глиной, инструментами.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Ставят цели и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Смыслообразование,т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
2
Курская игрушка
2
Комбинированный
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний.
Ставят и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Прогнозируют– предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р).
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Формулируют проблему, самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Ставят цели и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Смыслообразование,т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
4
Глиняная игрушка из Вельска
2
Изучение нового материала
Узнают о лепке из глины объёмных предметов.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Управляют поведением партнера – контролируют, корректируют и оценивают его действия (К)
Прогнозируют – предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р)
Проводят анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки
5
Хлудневская игрушка
2
Изучение нового материала
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Осуществляют поиск необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Прогнозируют – предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р)
Приобретают умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности
6
Орнамент в полосе. Торт.
2
Изучение нового материала
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Структурируют знания (П).
Расширяют навыки общения, создают поиск и оценку альтернативных способов разрешении конфликта (К)
Оценивают – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения (Р)
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Выдвигают гипотезы и их обоснование (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
Развивают эстетические чувства к красоте окружающего мира
8
Лепка пряничных животных. Кот.
2
Комбинированный
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят коррекцию – вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р)
Проводят анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки
9
Глиняная игрушка Ольги Шиян.
2
Комбинированный
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К) Структурируют знания (П). Планируют – определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий (Р)
Ощущают чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности
10
Колокольчик «Тигрёнок»
2
Комбинированный
Сумеют трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решения и его реализацию(К). Проводят саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий (Р)
Смыслообразование,т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
11
Дымковская игрушка
2
Комбинированный
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Проводят рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Ставят цель и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
(П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят коррекцию – вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р)
Развивают свою нравственно-этическую ориентацию, в том числе и оценивание усваиваемого содержания
13
Зверюшки зодиака Надежды Асафьевой
2
Изучение нового материала
Сумеют трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
Синтезируют – составляют целое из частей, в том числе самостоятельно достраивают с восполнением недостающих компонентов (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Планируют – определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий (Р)
Развивают умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности
14
Звуковая игрушка. Птичка..
2
Изучение нового материала
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К). Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
Развивают эстетические чувства к красоте окружающего мира
15
Лепка листика (берёза, дуб, клён, на свой выбор)
2
Комбинированный
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Проводят рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности (П). Ставят цель и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Ознакомятся с местным народным промыслом Ульяновской игрушкой, а также узнать о других ведущих промыслах России.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Оценивают – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения (Р)
Развивают свою нравственно-этическую ориентацию, в том числе и оценивание усваиваемого содержания
17.
Чернышенская игрушка. Конёк.
2
Изучение нового материала
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Проводят саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий (Р)
Ощущают чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Систематизируют знания (П) Управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий (К)
Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
Узнают о лепке . Сумеют организовывать рабочее место, применять специальные инструменты и приспособления. Узнают правила безопасности работы с глиной, инструментами.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Ставят цели и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Смыслообразование,т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
2
Скопинская игрушка
2
Изучение нового материала
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний.
Ставят и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Прогнозируют– предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р).
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Формулируют проблему, самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Ставят цели и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Смыслообразование,т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
4
Гжельская керамика
2
Изучение нового материала
Узнают о лепке из глины объёмных предметов.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Управляют поведением партнера – контролируют, корректируют и оценивают его действия (К)
Прогнозируют – предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р)
Проводят анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки
5
Таволгская игрушка
2
Изучение нового материала
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Осуществляют поиск необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Прогнозируют – предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р)
Приобретают умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности
6
Филимоновская игрушка
2
Изучение нового материала
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Структурируют знания (П).
Расширяют навыки общения, создают поиск и оценку альтернативных способов разрешении конфликта (К)
Оценивают – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения (Р)
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Выдвигают гипотезы и их обоснование (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
Развивают эстетические чувства к красоте окружающего мира
8
Абашевские свистульки
2
Комбинированный
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят коррекцию – вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р)
Проводят анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки
9
Тарелочка
2
Комбинированный
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К) Структурируют знания (П). Планируют – определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий (Р)
Ощущают чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности
10
Каргопольская игрушка
2
Комбинированный
Сумеют трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решения и его реализацию(К). Проводят саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий (Р)
Смыслообразование,т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
11
Фантазийное дерево
2
Комбинированный
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Проводят рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Ставят цель и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
(П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят коррекцию – вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р)
Развивают свою нравственно-этическую ориентацию, в том числе и оценивание усваиваемого содержания
13
Собачки
2
Изучение нового материала
Сумеют трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
Синтезируют – составляют целое из частей, в том числе самостоятельно достраивают с восполнением недостающих компонентов (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Планируют – определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий (Р)
Развивают умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности
14
Симбирская - Ульяновская игрушка
2
Изучение нового материала
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К). Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
Развивают эстетические чувства к красоте окружающего мира
15
Конаковские (Калининские) игрушки
2
Комбинированный
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Проводят рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности (П). Ставят цель и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Ознакомятся с местным народным промыслом Ульяновской игрушкой, а также узнать о других ведущих промыслах России.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Оценивают – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения (Р)
Развивают свою нравственно-этическую ориентацию, в том числе и оценивание усваиваемого содержания
17.
Торжокские игрушки
2
Изучение нового материала
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Проводят саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий (Р)
Ощущают чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности
18.
Подведение итогов, выставка-просмотр
1
Комбинированный
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Систематизируют знания (П) Управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий (К)
Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
Узнают о лепке. Сумеют организовывать рабочее место, применять специальные инструменты и приспособления. Узнают правила безопасности работы с глиной, инструментами.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Ставят цели и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Смыслообразование,т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
2
Мелкая пластика. Фауна в керамике.
2
Комбинированный
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний.
Ставят и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера(П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Прогнозируют– предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р).
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Формулируют проблему, самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Ставят цели и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Смыслообразование,т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
4
Анималистический жанр. Лепка зверей и птиц.
2
Изучение нового материала
Узнают о лепке из глины объёмных предметов.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Управляют поведением партнера – контролируют, корректируют и оценивают его действия (К)
Прогнозируют – предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р)
Проводят анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки
5
Керамические сувениры
2
Изучение нового материала
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Осуществляют поиск необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Прогнозируют – предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р)
Приобретают умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности
6
Филимоновская игрушка.
2
Изучение нового материала
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Структурируют знания (П). Расширяют навыки общения, создают поиск и оценку альтернативных способов разрешении конфликта (К)
Оценивают – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения (Р)
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Выдвигают гипотезы и их обоснование (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
Развивают эстетические чувства к красоте окружающего мира
8
Каргопольская игрушка
2
Комбинированный
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят коррекцию – вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р)
Проводят анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки
9
Шкатулочка
2
Комбинированный
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К) Структурируют знания (П). Планируют – определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий (Р)
Ощущают чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности
10
Забавная «кошачья» чашка для кофе и тарелочка
2
Комбинированный
Сумеют трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решения и его реализацию(К). Проводят саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий (Р)
Смыслообразование,т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
11
Лепка украшений. Бусы. Кулон.
2
Комбинированный
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Проводят рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Ставят цель и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
(П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят коррекцию – вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р)
Развивают свою нравственно-этическую ориентацию, в том числе и оценивание усваиваемого содержания
13
Фантазии в глине на тему русских народных сказок (Репка и др.)
2
Изучение нового материала
Сумеют трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
Синтезируют – составляют целое из частей, в том числе самостоятельно достраивают с восполнением недостающих компонентов (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Планируют – определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий (Р)
Развивают умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности
14
Симбирская – Ульяновская игрушка.
2
Изучение нового материала
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К). Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
Развивают эстетические чувства к красоте окружающего мира
15
Лепка и роспись змейки
2
Комбинированный
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Проводят рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности (П). Ставят цель и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Ознакомятся с местным народным промыслом Ульяновской игрушкой, а также узнать о других ведущих промыслах России.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Оценивают – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения (Р)
Развивают свою нравственно-этическую ориентацию, в том числе и оценивание усваиваемого содержания
17.
Панно «Море»
2
Изучение нового материала
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Проводят саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий (Р)
Ощущают чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности
18.
Подведение итогов, выставка-просмотр
1
Комбинированный
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Систематизируют знания (П) Управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий (К)
Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2010.
3.Программы общеобразовательных учреждений. Технология: программа 1-4 классы. Поурочно – тематическое планирование: 1-4 классы/ Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
4.Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова/Сост.Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров»,2011.
5.Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителя. Из опыта работы. М: Просвещение,1985.