Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Хочу всё знать"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад №3»»Чулпан»
Проект по взаимодействию с семьёй
в 1 разновозрасной группы «Капельки»
«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
Воспитатель:
Хусаинова Алия Ринатовна
Педагогический проект на тему «Хочу все знать!»
Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой.
Участники проекта: дети 1 разновозрастной группы «Капельки», родители, педагоги.
Срок реализации проекта: сентябрь - май
Актуальность: Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Цель проекта: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
1.Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы.
3.Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение».
4. Познакомить детей с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
5.Знакомить с разными способами исследования предметов, умению формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.
6.Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.
7. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов;
8.Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.
9. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.
Предполагаемый результат:
1.Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита, предметов.
2. Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется тень, солнечные зайчики.
3. Дети классифицируют камни по указанным признакам
4. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.
5. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.
6. У детей пополнился словарный запас.
7. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.
8. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.
9. Дети имеют представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).
10. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.
Подготовка к реализации проекта:
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2.Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.
3.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.
4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.
5. Создать коллекции камней, перьев, фонариков, магнитов.
6. Составить перспективный план проведения экспериментов.
Оснащение детской лаборатории
Основное оборудование и материалы
1. Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, пух.
7. Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки, плоское блюдо, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз.
8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и
Планирование работы с родителями по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольника» Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному сотрудничеству в ДОУ.
Сентябрь
Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей»
Октябрь
Беседа: «Оказание помощи в создании детской лаборатории».
Ноябрь
Консультация: «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».
Декабрь
Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Январь
День открытых дверей.
Февраль
Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности».
Март
Консультация: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»
Апрель
Мастер - класс: «Игры с водой и песком. Это интересно!»
Май
Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»
Приложение к проектной деятельности: Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей»
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания «Активный делатель» - источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.
Экспериментальная деятельность для детей является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Нельзя
Нужно
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Не следует молчать или делать вид, что Вам все равно в то время, когда Ваш ребенок погружен в экспериментальную деятельность.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формировать желание узнать новое.
Если у Вас возникает необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему Вы это делаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.
Консультация: «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».
Как в домашних условиях сделать мыльные пузыри: хитрости радужных пузырей
Само собой, основные «ингредиенты» для приготовления – сам раствор и палочки, через которые мы будем выпускать мыльные пузыри. Ниже будут приведены 5 самых распространенных рецептов их приготовления, но они не окончательны, вы можете кое-какие моменты подобрать под свои возможности и условия. Но для начала – некоторые рекомендации по созданию мыльных пузырей у себя дома.
1. Для создания лучше применять кипяченую воду, а самым оптимальным решением будет использование дистиллированной воды.
2. Конечный результат будет зависеть от общего числа примесей (парфюмерия и прочее), чем их будет меньше в мыле или другом средстве, тем лучше.
3. Чтобы приготовленный раствор был плотнее, а пузырьки – более качественные, рекомендуется использовать растворенный в теплой воде сахар или глицерин. При этом важно не переусердствовать с ними, так как избыток сахара или глицерина может помешать выдувать пузырьки.
4. Если раствор окажется недостаточно плотным, пузырьки также будут менее устойчивыми. Но есть и положительный момент – они легче выдуваются, что хорошо для детей.
5. Для достижения максимального конечного результата, многие люди рекомендуют выдержать раствор около 12–20 часов, прежде чем его использовать.
6. Перед тем начать выдувать пузырьки, желательно дождаться цельной пленки (на нее вы будете дуть) без лишних небольших пузырьков на краях, которые периодически могут возникнуть. В идеале было бы вообще убрать пену: для этого жидкость нужно настоять и охладить, это поможет максимально избавиться от пенных образований.
7. Выдувать пузыри при ветреной погоде и пыли в воздухе очень сложно, а вот если влажность воздуха повышена – это однозначно в плюс.
Как сделать пузырьки максимально крепкими
Для наилучшего укрепления смеси нужно смешать воду, глицерин и шампунь. Для этого будет достаточно двух столовых ложек глицерина и 100 мл воды. Такое маленькое количество никоим образом не помешает созданию отличных пузырьков, а наоборот, укрепит их, и после выдувания они еще длительное время не будут лопаться.
Используйте стандартную трубочку, которая есть в любом доме, к примеру, от коктейля. Затем обмакните ее раствор с мылом или шампунем и выдуйте пузырь. Существует отличный способ для проверки, все ли вы сделали верно. Для этого нужно обмакнуть палец в раствор и попытаться пробить пузырь. Если у вас получилось это сделать, значит, раствор еще не готов, и в него еще нужно добавить мыла.
Как в домашних условиях сделать мыльные пузыри: какие средства использовать
В некоторых секреты приготовления классных мыльных пузырей мы вас уже посвятили, теперь нужно ознакомиться с правильной техникой их выдувания. Собственно, для начала возьмите самую обычную тарелку и какой-нибудь цветочек или статуэтку либо любой другой небольшой предмет, также приготовьте лейку.
Для начала нужно налить немного раствора в тарелку и положить в серединку любой предмет, накрыть все это лейкой и попробовать выдуть пузырь. Так у вас получится прекрасная мыльная полусфера, в самом центре которой будет располагаться тот самый предмет. Признаться, зрелище завораживающее.
Чтобы создать пузырьки, можно использовать обычную шариковую ручку. Если у вас есть желание удивить своего малыша, попробуйте подготовить «тягучие» пузыри. Так делаются особо крупные пузыри.
Чтобы сделать раствор для таких «тягучих» пузырей, подготовьте следующие ингредиенты: моющее средство для посуды, вода, и одна столовая ложка сахара. О рецептах мы поговорим чуть позже, ведь эти и другие ингредиенты можно комбинировать в различных пропорциях в зависимости от желаемого конечного результата.
Детям на радость
Если в вашем доме всегда шумно и дети регулярно просят новых развлечений, можете устроить им небольшое состязание, кто быстрее и больше надует пузырь. Надувание мыльных пузырей уже многие годы радует детей и их родителей, но сделать их могут далеко не все. В принципе, раствор делается совсем несложно, и он совершенно не затратный, поэтому вы можете радовать своего малыша хоть ежедневно.
Как в домашних условиях сделать мыльные пузыри: рецепты
Для выдувания максимально крупных мыльных пузырей вам нужно будет подготовить специальное снаряжение. На наш взгляд, лучшим вариантом будет сооружение большого круга из крепкой проволоки. Таким образом, получится такое себе лассо, с помощью которого мы сможем его обмакнуть в ведро с раствором и раздуть большой мыльный пузырь.
В принципе, вы и сами можете подготовить нужно приспособление на свой вкус. Единственное, будьте осторожны с мыльными пузырями, ведь они могут запросто попасть вам в глаза. Если это случилось, немедленно промойте глаза водой. На самом деле есть большое количество приспособлений, с помощью которых можно создавать мыльные пузыри. Но даже с таким безобидным способом веселья нужно быть осторожным. Следите, чтобы пузырь не попал вам в глаза. Если это произошло, просто промойте его водой.
Итак, вот мы и подошли к главному, непосредственно к самим рецептам. Вы можете подобрать себе любой по вкусу.
Рецепт №1. Возьмите какое-либо моющее средство для посуды (к примеру, Fairy), глицерин (он продается во всех аптеках) и вода, желательно кипяченая. Моющее средство нужно для того, что придать нашим пузырькам яркости, а глицерин их сделает более крепкими.
Процесс изготовления: налить в посуду 200 г моющего средства, добавить в него 100 мл глицерина и разбавить это все в 600 мл воды. Полученную смесь нужно хорошо перемешать и вуаля!.. можно надувать!
Рецепт №2. Данный рецепт достаточно простой, нужно взять воду и моющее для посуды. Ингредиенты нужно подобрать в таком соотношении: 30 мл моющего на 100 мл воды. Потом просто смешать раствор – и все готово!
Рецепт №3. Этот рецепт является более сложным, чем первые 2, соответственно, и повозиться с ним придется немного больше.
Для его приготовления нужно: 300 мл глицерина, 50 г стирального порошка, 20 капель нашатырного спирта и 600 мл горячей воды. Налейте все составляющие в одну посуду, а еще лучше в банку и хорошо смешайте. Далее – важный момент! Полученную смесь оставляем и настаиваем на протяжении 48 часов, можно и больше. Затем процеживаем все через марлю и ставим в холодильник на 12 часов. Несмотря на временные затраты, результат вас приятно удивит – процесс завершен!
Рецепт №4. Этот рецепт является еще более сложным, чем предыдущий и все остальные, хотя, по правде говоря, пузыри не будут от этого лучше, они будут приблизительно одинакового качества. Чтобы его приготовить, вам нужно взять: хозяйственное мыло (1 шт.), горячая вода (400 мл), сахар (2 чайных ложечки).
Готовится он следующим образом: берете кусочек мыла и натираете его на крупной терке. Затем стружку с мыла залить горячей водой и поставить вариться на медленном огне и оставить раствориться, время от времени не забывая перемешивать. Полученный раствор нужно остудить и поставить в холодильник на 6–7 дней. Спустя неделю в смесь добавить сахар и перемешать. После растворения сахара мыльные пузыри готовы! Чтобы укрепить пузыри, рекомендуется также добавить пару капель глицерина.
Рецепт №5. Один из простейших вариантов. Для приготовления по этому рецепту потребуется только пена для ванны и кипяченая вода. Наиболее крепкие и визуально красивые пузыри могут получиться из пены «Маленькая фея» или других схожих по составу средств. Все что нужно сделать, это смешать пену для ванны и воду в соотношении 3 к 1 – и вперед, радовать детишек!
Ну и напоследок предлагаем вам перечень инструментов, которые могут служить для выдувания мыльных пузырей.
Трубочка для коктейля или шариковая ручка, из которой предварительно были изъяты стержень и колпачки. Однако если вы хотите выдувать крупные пузыри, то эти варианты однозначно не подойдут.
Для более крупных пузырей сделайте 4 небольших надреза по 3 см с одного из концов на трубочке для коктейля. Далее разверните надрезы в разные стороны, чтобы получилось, как на лепестках цветов.
Также неплохой вариант применения жесткой проволоки, один конец которой согнуть в виде петли с диаметром 4 см.
Однако если вы хотите получить максимально крупные пузыри, вам просто не обойтись без воронки, посредством которой можно выдувать пузыри до 25–30 см в диаметре. Однако не забывайте, что дуть в воронку нужно будет нескольку раз, предварительно затыкая при этом отверстие, в которое вы будете дуть, иначе ничего не получиться. Такая воронка также может быть сделана вручную из бумаги.
Надувание мыльных пузырей – очень интересная игра, и ваш ребенок, без сомнения, будет в полном восторге! Как вы видите, есть очень простые рецепты их приготовления, все, что для этого нужно – немного времени и некоторые простейшие ингредиенты. Приложите немного усилий, и вы увидите глаза счастливого ребенка – что еще нужно родителям для счастья?
Консультация: «Как помочь почемучке?»
Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге.
Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!
- Откуда берется снег?
- Почему в дырках ничего нет?
- Почему птица летает, а змея ползает?
- Откуда приходит дождь?
Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения детского экспериментирования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира, положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
В работе со старшими дошкольниками при экспериментировании важно использовать такие педагогические позиции, как:
- партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе»);
- передачи опыта («Люди обычно это делают так»);
- обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»).
Взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными, поэтому желательно, чтобы родители дома придерживались таких же педагогических позиций.
Экспериментирование на начальном этапе предполагает руководство взрослого. В результате анализа, дети выдвигают предположения о возможном течении явления и его причинах. В ходе рассуждения предположения могут быть как правильными, верными, так и ошибочными. Часто бывает так, что они противоречивы. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.
Часто дети затрудняются самостоятельно формулировать выводы, поэтому детей нужно побуждать к этому. Роль родителей в этом случае – заинтересовать и увлечь ребенка поиском, создать условия для самостоятельного решения проблемной ситуации, активизировать мышление, побуждать к возникновению вопросов и поиску ответов на них при общении с педагогом, родителями сверстниками. Далее дети сами проявляют инициативу и творческий подход к экспериментам.
Для экспериментирования необходимо использовать предметы и вещества, не опасные для жизни и здоровья детей.
Так, например, при уточнении понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; формирование представления о кислороде и углекислом газе; о значимости воздуха в жизни человека можно провести следующие эксперименты:
1. Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха. Вывод: воздух не «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером.
2. Опустить пустую бутылочку в таз с водой – из бутылочки выходят пузырьки. Вывод: пустая бутылка оказывается не пустая – в ней воздух. Когда бутылку опускают в таз с водой, то воздушные пузыри поднимаются к поверхности, потому что газ легче жидкости.
3. Объяснить, почему круг для плавания наполняют воздухом? Вывод: круг для плавания наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности моря или реки.
4. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Вывод: игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.
5. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.
Итак, главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. Поэтому как можно больше уделяйте внимания детскому экспериментированию.
Проведите следующие эксперименты:
“Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы) “Подводная лодка из яйца”. В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли). “Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются) “Чудесные спички”. Надломить спички по середине, капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться) “Подводная лодка из винограда”. Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать) “Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков). “ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием). “ Чем пахнет вода”. Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены). “Сравнить вязкость воды и варенья”. (Варенье более вязкое, чем вода) “Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено) “Испаряется ли вода?”. Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. (Вода в тарелке испарится, превратится в газ; при нагревании жидкость превратится в газ) “ Куда делись чернила? Превращение”. В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. ( Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя) “Делаем облако”. Наливаем в банку горячей воды 3см, на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.
Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
• Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. • Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. • Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. • Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. • Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предмета ми и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. • Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Мастер- класс: «Игры с водой и песком. Это интересно!»
Игра для ребенка — это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Современных родителей обычно интересуют два вопроса: как играть и во что? Начнем с естественных материалов. Вода буквально притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит наполнить мисочку или ведерко водой, как детские ручки словно сами собой погружаются в нее, а вскоре уже во все стороны летят брызги… Столь же неравнодушны малыши и к лужам. Песок — еще один любимый материал детворы. Собственно, все мы вышли из песочницы. Вспомните, как приятно, пропускать его шероховатые струи между пальчиками, разбрасывать, рыть ямки или насыпать холмики. Психологи утверждают, что такие игры с песком для любого ребенка очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Польза многократно возрастает, если у малыша нарушено моторное развитие, выявлены порезы или слабость мышечного тонуса. Гиперактивным детям такие игры с водой и песком помогают безболезненно и безопасно «сбросить» избыточное психомоторное возбуждение.
«Играть в песок»
Непременно покажите ребенку, как рисовать на песке (пальчиком или палочкой), как выкладывать узоры, используя камешки, ракушки, листья, цветы и т.д. Наш герой с завидным энтузиазмом примется мастерить несложные композиции: «Солнышко», «Садик», «Змейку».
Перечисленные элементы можно использовать, если вы захотите создать вместе с крохой «Песочный мир». Замок, окруженный стенами и башнями (для них подойдут обрезанные пластиковые бутылки). Рвы и откидные мосты, подземные ходы и сады вокруг — все это можно населить игрушечными человечками или просто шишками и желудями.
А если поиграть с песком и водой одновременно?! Например, закопать в песочницу тазик, налить в нее воды — вот вам прекрасное «озеро» для игр.
Еще вариант — завести дома песочницу (хотя на такое решится не каждый родитель). Но вот игры с водой легко организовать прямо в вашей ванной комнате. Это даже полезно, если ребенок плохо засыпает или боится воды.
Собрались искупать малыша перед сном? Посадите его в большую (взрослую) ванну с теплой водой, чтобы вода доходила до пояса, и дайте формочки, бутылочки, ситечко, воронку. Пустой флакон из под маминого шампуня легко превратится в «брызгалку» — достаточно проткнуть дырку в крышке горячей иглой. Половинки мыльницы станут быстроходными корабликами, в которых плавают желуди-человечки. И какой же малыш откажется от удовольствия брызгаться, переливать воду из бутылочек в коробочки и мисочки (кстати, это развивает глазомер и моторную координацию), а также устроить игры в ванне «бурю», а потом и спасать «утопающих»?!
«Плавает-тонет» — эта игра помогает детям с отставанием когнитивного развития (познание мира, основанное на личном опыте ребенка). В данном случае подвижная и веселая игра поможет малышу научиться различать классы материалов (дерево, камень, металл, пластмасса и т.д.).
Знание по крупицам. Помните, как Золушка перебирала крупу? Злая мачеха, не желая того, оказала падчерице хорошую услугу, ведь такие занятия полезны для развития тактильной чувствительности, концентрации внимания, мелкой моторики.
Памятка «Детское экспериментирование»
При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдаться определённые правила:
Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
Не сдерживать инициативу детей.
Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
Не спешить с вынесением оценочных суждений.
Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
Дети 3-4 года: 1. О материалах (песок, земля, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). 4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. Об эталоне «1 минута», «Время». 6. О предметном мире: (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования, мебель, растения, животные).
Дети 4-5 лет: 1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). 2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). 3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). 4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.). 5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма). 6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д
Выполнение проекта
Месяц
Темы игр - экспериментирований
Задача игры - экспериментирования
Сентябрь
1.Рисовальнички
2.Что-то в коробке.
3.Солнечный зайчик.
4.Кто живёт в воде.
1.Вызвать желание рисовать на мокром листе.
2.Познакомить со значением света и его источниками.
3.Познакомить с естественным источником света - солнцем.
4.Развивать познавательный интерес и воображение.
Октябрь
1.Пейте куклы вкусный сок.
2.Сказка о том, как радуга купалась
3.Тает льдинка
4. Времена года.
1.Закрепить знания детей об органах чувств, их назначении.
2.Познакомить детей с получением промежуточных при смешивании красок. 3.Познакомить с тем, что замерзает намхолоде и тает в тепле.
4. Выявить, свойства воды.
Ноябрь
1. Считалочка – купалочка
2. Как вода гулять отправилась
3. Пенный замок.
4. Почему кораблики не плывут.
1.Познакомить со свойствами воды.
2.Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
3. Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).
4. Обнаружить воздух,образовать ветер.
Декабрь
1. Рыбалка
2. Мыльные пузырьки.
3. Водопад.
4.Сказка о камешках.
1. Закрепить знания о свойствах воды - льёться, можно процедить через сачок.
2.Вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при поподании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.
3.Дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
4.На примере опыта показать, что предметы могуть быть лёгкими и тяжёлыми.
Январь
1. Кто разбудил котёнка.
2.Ветка на вазе.
3.Тени на стене.
4.Солнечные зайчики.
1. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
4.Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Февраль
1. Смешанные краски.
2. Рисование на мокром листе.
3.Тает льдинка.
4.Ледяные фигуры.
1. Развивать познавательный интерес.
2.Развивать чувство радости от процесса рисованияна мокром листе.
3. Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится 4.Выявить, что лед — твердое вещество, состоит из воды.
Март
1. Кто играет с ленточками.
2. Кто нагрел предметы?
3. Игры с магнитом.
4. Фокусы с магнитами.
1. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. 2. Показать значение солнечного света.
3. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
4. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитами.
Апрель
1.Игры с магнитом.
2. Игра «Достань камешек».
3.Игра «Тёплый – холодный».
4. «Игра «Что как плавает»
1. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
2. Закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.
4. Знакомство детей со свойствами различных материалов.
Май
1. Игра «Найди шарик»
2. Вода принимает форму.
3. «Песочная страна»
4. Можно ли менять форму камня и глины.
1.Закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой. 2. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. 3. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка
4.Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камень глины (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
Методическая литература
1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)