Просмотр содержимого документа
«Перспективный план "Птицы улетают"»
Тема.
« Птицы улетают»
1. Познакомить детей с зимующими, оседлыми и кочующими птицами, учить находить их сходства и различие.
2. Учиться составлять рассказ по мнемосхеме; 3. Познакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел; учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; 4.Познакомить со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова ау; закрепить умение делить слова на слоги; . 5.Формировать представление о правильном положении головы и туловища при ходьбе; упражнять в мягком приземлении на полусогнутые ноги на носки при подпрыгивании на месте на двух ногах; закреплять умение бросать большой мяч перед собой и ловить его, захватывая с боков.
Беседы: «Перелетные птицы», «Как помочь птицам», «Птицы наши -друзья », «Почему улетают птицы», «Хищные и зерноядные птицы» «Птицы нашего края», Берегите птиц»
Наблюдения », «За птицами», «За работой дворника», за отлетом птиц, за сезонными изменениями в природе, за птицами, прилетающими на участок, за внешним видом птиц, сравнение воробья и вороны.
Чтение: сказка А .Толстого «Сорока» ,Е .Благинина «Стрижи» В .Бианки «Птичий год- осень», «Синичкин календарь» «Прощальная песенка», сказка «Гуси- лебеди »,В .Гаршин «Лягушка путешественница», М. Горький « Воробьишко », В. Вересаев «Братишка», Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка", , ненецкая сказка «Кукушка», В .Бианки «Сова».
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири.
Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв - Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье Прилетел к нам гость весенний - Путешественник-скворец... Вот и песенке конец.
З .Александрова.
Артикуляционная гимнастика по теме «Улетающие птицы»
1.Упражнение на дыхание:
«Улетают птицы» - И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох;
2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.
2.Упражнения для язычка:
Упражнения для жевательных - артикуляционных мышц
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Упражнения для щек и губ
«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка
«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
«Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.
«Аист». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».
Пальчиковая гимнастика:
Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Сколько птиц
Сколько птиц в кормушке нашей
(сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек.
(сжимать и разжимать кулачки)
Совушка-сова
Ах, ты Совушка-сова,
(соединить подушечки пальцев друг с другом, чтобы образовался шар)
(соединить подушечки пальцев друг с другом, чтобы образовался шар)
В траву валился,
(покачать запястьями рук)
В яму покатился!
(опустить руки вниз и покрутить кистями рук).
Подвижные игры:
П/и «Птички и кошка»
Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.
Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом – «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» кошка отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.
П/и (русская народная) «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.
Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:
Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички».
После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
П/и (русская народная) «Пчелки и ласточка»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры: Играющие дети-«пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают):
Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.
Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».
М/п/и «Песенка стрекозы»
Цель: развивать координацию движений; упражнять в ритмичной, выразительной речи.
Ход игры: Дети становятся в круг, произносят хором слова, сопровождая их движениями:
Я летала, я летала, устали не знала.
(Плавно взмахивают руками.)
Села, посидела, опять полетела.
(Опускаются на одно колено.)
Я подруг себе нашла, весело нам было.
(Плавные взмахи руками.)
Хоровод кругом вела, солнышко светило.
Хороводные игры:
Жаворонок
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве:
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год!
По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей. По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик. Когда дети освоят игру, ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному ребенку. Игра повторяется с другими участниками.
Ворон
Дети стоят по кругу. «ворон» - в центре.
Ой, ребята, та-ра-ра.
На горе стоят гора.
(дети дробным шагом идут к центру)
А на той горе – дубок,
(так же отходят назад)
А на дубе воронок.
(ворон кружится, разведя руки в стороны)
Ворон в красных сапогах
В позолоченных серьгах,
Сидит ворон на дубу
(все танцуют, выставляя ногу на пятку)
Он играет во трубу.
(имитируют игру на дудке)
Труба точенная,
Позолоченная,
Труба ладная
песня складная
(хлопают в ладоши, пляшут)
С окончанием все закрывают глаза, «ворон» ходит по кругу. Пробегая за детьми он дотрагивается до одного ребенка, который начинает преследовать «ворона». Независимо был ли пойман «ворон», выбранный ребенок становится в круг и игра повторяется