П Р О Е К Т «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»
П Р О Е К Т «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»
Достичь высокогокачества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей,создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии новой системы взаимодействия ДОУ и семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«П Р О Е К Т «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»»
П Р О Е К Т
«Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»
Тема инновационного проекта: «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»
Актуальность проблемы:
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Гипотеза: совместнаяинновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МАДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Цель проекта: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс МАДОУ д/с № 25.
Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники реализации проекта:
- администрация МАДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;
- педагоги и специалисты МАДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания;
- дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Задачи:
- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МАДОУ;
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МАДОУ, как полноправных участников образовательного процесса;
- пополнить ресурсную базу ДОУ.
Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе МАДОУ;
- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.
- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.
Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности МАДОУ - д/с № 25 по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.
Срок реализация проекта: с сентября 2017 г. по май 2018 г.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2017 г.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2018 г.
Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- заинтересованность родителей;
- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2017 г.
Мероприятия
Задачи
1. Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»
- адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка.
- изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.
2. Опрос родителей с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий.
- установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия
3. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий.
- формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта
4. Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т.д.
- формирование банка данных по реализации проекта и банка методических идей по реализации проекта
5. Совещание при заведующей с
членами творческой группы МАДОУ - д/с № 25 на тему «Сотрудничество ДОУ и семьи. Роль родителей в рамках реализации проекта».
- анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов
- определение основных направлений деятельности по реализации проекта;
- организация творческой группы;
- определение тем для встреч с родителями вторых младших и средних групп в рамках работы педагогической гостиной «Развиваем речь играя».
- разработка плана внедрения проекта.
- выработка единой системной и
последовательной работы по реализации проекта.
6. Подготовка нормативной базы для реализации проекта.
- издание Приказа заведующей о реализации проекта,
- подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании родительского клуба и педагогической гостиной
- заключение договора с Центром экологии и туризма г. Калининграда
2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.
Мероприятия
Содержание
Срок
Сотрудничество с родителями по управлению проектом
Заседание Родительского комитета
Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС». Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей.
Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта.
Октябрь
Общее родительское собрание «Современный подход к взаимодействию ДОУ и семьи в рамках нового закона «Об образовании».
Ознакомление родителей ДОУ с нововведениями в правовом регулировании в системе образования.
Ноябрь
Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДОУ.
Обсуждение вопросов реализации ООП по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе.
В течение года
Координационное совещание администрации ДОУ, творческой группу педагогов и родителей.
Промежуточное координирование деятельности участников проекта.
Декабрь
Работа педагогической гостиной «Развиваем речь играя»
Координационное собрание для родителей 2-х младших, средних групп
Ознакомление родителей с темами встреч педагогической гостиной «Развиваем речь играя».
Октябрь
Встреча на тему «Речь на кончиках пальцев»
Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ.
Предоставление памяток для родителей по темам встреч.
Ноябрь
Встреча на тему «Дыхательная гимнастика»,
«Артикуляционная гимнастика» с приглашением логопеда Центра «Доверие»
Январь
Встреча на тему «Дидактические игры для развития речи»
Март
Оформление газеты «Речевичек»
Информатизация о ходе и результатах совместных встреч.
В течение года
Создание тематических памяток для родителей.
Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам.
В течение реализации проекта
День открытых дверей.
Приглашение родителей на занятия по развитию речи.
Май
3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2018 г.
Мероприятия
Содержание
Срок
1. Совещание при заведующей с членами творческой группы.
2. Заседание Родительского комитета
Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными
Апрель
Семинар для ДОУ муниципалитета
Представление результатов реализации проекта.
Апрель
Общее родительское собрание.
Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта.
Май
Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете.
Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями.
Май
Создание папки по итогам реализации проекта.
Обобщение опыта работы.
Май
Результаты анкетирования
«Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»
Цель анкеты:
- адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка.
- изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.
Всего участвовало в анкетировании –138 родителей
Ответы и выборы потребностей и интересов родителей: