Организация НОД по изобразительной деятельности в ДОУ
Организация НОД по изобразительной деятельности в ДОУ
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – важный компонент эстетического воспитания. Педагог учит детей видеть красоту окружающей жизни, передавать свои впечатления в рисунках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация НОД по изобразительной деятельности в ДОУ»
Организация НОД по изобразительной деятельности в ДОУ.
Ведущую роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с той особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, разнообразие его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – важный компонент эстетического воспитания. Педагог учит детей видеть красоту окружающей жизни, передавать свои впечатления в рисунках.
Изобразительная деятельность в детском саду имеет три составные части:
Предметное рисование.
Рисование на тему.
Декоративное рисование.
Предметное рисованиев свою очередь делится на:
Рисование по памяти (развивает зрительную память, наблюдательность и образное мышление; оно требует от ребёнка быстрого запоминания разнообразных предметов)
Рисование по предварительному наблюдению (сначала детям показывают предмет, они изучают его, запоминают, а уже потом рисуют)
Рисование с натуры (основная задача – научить ребёнка видеть предмет, понимать его строение, воспринимать форму, цвет и воспроизводить всё это в рисунках)
Рисование на темуможно условно разделить на:
Рисование по собственному замыслу (организация таких занятий требует от воспитателя большой подготовительной работы, он должен помочь детям передать в рисунке задуманное)
Рисование на заданную тему (задания для рисунков должны быть интересными, простыми и понятными детям)
Иллюстрирование литературных произведений (подобно рисованию на заданную тему)
Декоративное рисованиевключает в себя знакомство с народно-прикладным искусством и роспись разных предметов.
Для выполнения заданий по рисованию используются разнообразные художественные материалы и техники. Это расширяет знания детей об особенностях этих материалов, обогащает навыки и умения малышей.
Чаще всего на занятиях по изобразительной деятельности используют такие материалы: белую и цветную бумагу, цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, мел.
Бумага. Самой лучшей для рисования является слегка шероховатая альбомная бумага, чтобы карандаш даже при лёгком прикосновении оставлял на листе заметную линию. Бумага с глянцевой поверхностью мало пригодна для рисования: карандаш и краски скользят по ней и оставляют малозаметные следы.
Карандаши.
Дети охотно рисуют цветными карандашами. Они очень хрупкие, поэтому при заточке грифель не должен слишком выступать из деревянной оправы. Сначала детей нужно приручить правильно держать карандаш: правой рукой (между большим и средним пальцами, прижимая его сверху указательным) на расстоянии 2-3 см от грифеля, чтобы, не наклоняясь, видеть его следы. Свет должен падать на лист слева.
Наборы карандашей для дошкольников подбирают в соответствии с возрастом. Для детей 1-ой и 2-ой младших групп следует приобрести наборы из 6 карандашей: красного, жёлтого, синего, зленного, коричневого и чёрного. Упрощая подготовку к занятию, воспитатели иногда раздают карандаши только тех цветов, которые будут нужны для рисунка. Такой метод не развивает у детей ощущение цвета. Детям необходимо предоставлять возможность самимподбирать цвет изображения.
Кисточка.
Кисточки для работы красками должны быть круглыми, мягкими, упругими с заострённым кончиком. Лучше приобретать кисти колонковые, беличьи и из пони. В зависимости от возраста детей и характера практического задания используются кисти №3, №6, №7.
Каждый раз после пользования их нужно хорошо вымыть и промокнуть чистой тряпкой, чтобы волосинки сложились остриём. Нельзя оставлять кисти в воде.
Во время рисования кисточку держат тремя пальцами немного выше металлической оправы.На кисточку набирают столько краски, чтобы можно было свободно, не прижимая, покрыть всю плоскость.
Краски лучше разводить в присутствии детей, чтобы они видели, как это делается, и помогали воспитателю.
Мел.
Белые и цветные мелки и разноцветный мел можно использовать в летнее время для рисования на асфальте. Важно, чтобы кусочки мела были большими и ребёнок мог крепко держать их в руке.
Восковые мелки.
Восковые мелки такие же яркие, как и цветные карандаши, но для них не нужно сильное нажатие. Они более прочные, не ломаются и их очень удобно держать в руке. Для детей младшего дошкольного возраста нужно подбирать толстые восковые карандаши.
Организация занятий по изобразительной деятельности в 1-ой младшей группе
При проведении занятий по изобразительной деятельности перед воспитателями 1-ой младшей группы стоят такие задачи:
Привить детям интерес к рисованию.
Учить детей быть внимательными на занятиях.
Знакомить с материалами и принадлежностями для рисования.
Учить правильно держать карандаш (не брать его в рот, рисовать только на бумаге), регулировать силу нажима.
Учить пользоваться кистью (набирать краску, промывать кисть в воде).
Учить различать и запоминать основные цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный).
Учить устанавливать взаимосвязь между изображением предмета и самим процессом рисования.
Учить рисовать предметы и явления по показу воспитателя и без него.
Развивать умение узнавать нарисованные предметы, рассказывать о том, что ребёнок нарисовал сам.
В младших группах занятия по изобразительной деятельности целесообразно проводить по подгруппам.
В первую подгруппу отбирают детей с неустойчивым вниманием и малышей, которые во время проведения занятия могут сосредоточиться всего на 3-4 минуты. Занятие с такой подгруппой можно проводить в упрощённом варианте, давать детям менее сложные задания, повторять показ по необходимости несколько раз.
Во вторую подгруппу отбирают детей с более устойчивым вниманием и более высоким уровнем подготовки к изобразительной деятельности. На занятиях с этой подгруппой можно давать детям больше самостоятельности, задания могут быть сложнее, свои действия дети могут сопровождать речью.
Занятия со всей группой можно начинать проводить только в конце года, когда дети научатся слушать воспитателя и выполнять его указания.
ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ
Учитывая, что мелкие мышцы кисти ребёнка быстро устают, обучение рисованию целесообразно начинать с рисования кисточкой. Дети обучаются держать кисточку легче и быстрее, чем карандаш. Когда малыши научатся сравнительно умело держать кисточку, им можно разрешить работать карандашами.
Учебный материал для первой младшей группы по содержанию можно разделить на три этапа.
Второй этап – действия детей по показу воспитателя, завершение начатого им Первый этап – ознакомление с художественными материалами.
рисунка.
Третий этап – создание образов под руководство воспитателя и самостоятельно.
В первом полугодии лучше проходить первый и второй этапы, во втором – последний. Обучение детей всегда должно иметь наглядно-действенный характер. Демонстрацию воспитателем последовательности рисования нужно сопровождать объяснениями соответствующих действий. Требовать, чтобы дети в этом возрасте умели анализировать форму и передавать в рисунке сходство предмета, ещё рано. Основное внимание малышей во время рисования уделяется характеру движений. Дети узнают, что рисовать следует карандашом или красками на бумаге. В результате возникают простые изображения, которые они воспринимают и называют.
В первом полугодии воспитатель знакомит детей, прежде всего с материалами (бумагой, краской), принадлежностями (карандашом и кистью), обучает техническим приёмам: правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3-4 см от заострённого конца), пользоваться красками и кистью, водить кистью без нажима, набирать краску на весь ворс, смывать краску с кисти, лишнюю воду отжимать о краешек посуды, легко водить карандашом по бумаге, сопровождать зрением движение руки. Ребёнку нужно объяснить правила работы: сидеть за столом в надлежащей позе, рисовать на бумаге, не стучать карандашом, не мять бумагу.
Воспитатель учит узнавать и называть изображения на рисунках, сделанных взрослыми, устанавливать связь между изображением и процессом рисования.
Существуют различные приёмы обучения детей рисованию отдельных предметов:
Поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого предмета.
Объяснение в целом.
Частичная и полная демонстрация изображения.
Словесные указания.
Заинтересовывание и индивидуалтная работа.
Дорисовывание предмета (воспитатель начинает, а дети дорисовывают, например к воздушным шарикам дорисовывают ниточки)
Ориентировочные задания:
первого полугодия: капли воды, трава, дождик кап-кап, следы, листья, дорожки, ручейки, ниточки с шариками (дорисовывание ниточек), мячи, снег падает, корм для птичек, конфеты для кукол, колобок.
Во втором полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо, сверху вниз, пересекать их, закруглять кистью и карандашом. От малышей требуют точнее изображать предметы, которые состоят из линий и круглой формы (по показу и без него). Воспитатель в работе с детьми использует целостное объяснение, поэтапное объяснение и индивидуальную помощь (педагог берёт руку ребёнка в свою и работает вместе с ним).
Если занятие организовано правильно, дети охотно работают. Однако, когда ребёнок не хочет рисовать, принуждать его не следует, а воспитанникам, которые
Ориентировочные задания для рисования кисточкой и карандашом: ручейки, волны, столбики, палочки, дорожки, ленточки, окно, клеточки, забор, платок, клубки ниток, шарики, мячики, снежки, солнышко и т.д.
В соответствии с программой на третьем году жизни ребёнка нужно учить различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий), размеры (большой, маленький увлекаются рисованием, необходимо предоставить возможность работать и в свободное время.
Организация занятий по изобразительной деятельности во 2-ой младшей группе
Перед воспитателями второй младшей группы стоят такие основные задачи:
Учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки.
Учить пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, аккуратно набирать краску на кисточку, промывать кисточку и убирать лишнюю воду о край посуды)
Учить рисовать красками двух-трёх цветов.
Учить различать, называть и использовать в работе основные цвета.
Учить различать и называть форму предметов, их размеры.
Учить композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги.
Учить рисовать прямые линии сверху вниз, слева направо, пересекать их, проводить кривые линии, волнистые линии.
Учит рисовать предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы.
Прививать интерес к рисованию.
Воспитывать внимание, наблюдательность, желание самостоятельно выбирать цвет предмета, эстетическое восприятие предметов.
Занятия по изобразительной деятельности во 2-ой младшей группе проводится один раз в неделю. Продолжительность - 12-15 минут. Работают дети карандашами и красками.
В соответствии с программой воспитатель использует такие темы:
столбики, дождики, ленты (длинные и короткие), дорожки, забор, ёлочка, мячи ( большие и маленькие), бублики, шары, ёлочки, ёлочные шарики на ниточках, снежная баба, дом, разноцветные флажки, разноцветные воздушные шары, деревья с листьями, солнышко, колобок, одуванчики, осенняя, зимняя, весенняя и летняя природа.
В I-ом квартале с детьми 2- ой младшей группы необходимо повторить пройденный материал. С целью закрепления умений и навыков некоторые знания можно дать повторно, но выполнять их в другой технике и на другую тему. Детей продолжают учить проводить прямые линии – сверху вниз, слева направо, пересекать линии, замыкать их в округлые формы. Детям этого возраста легче рисовать вертикальные линии (например, рисовать дождик). Чтобы дошкольники лучше овладевали навыками рисования, задания необходимо постепенно усложнять, связывать их с детскими впечатлениями и наблюдениями.
Во II-ом квартале следует тренировать руку ребёнка в рисовании округлых форм. Для этих занятий следует подбирать небольшие модели, например, конфеты, горошек, листочки и т.д.
В III-ем квартале на основании знаний и умений, приобретённых детьми в первом полугодии воспитатель учит детей рисованию предметов прямоугольной формы.
В IV-ом квартале задания усложняются. Дети закрепляют умения пользоваться красками и карандашами, рисуют более сложные предметы, самостоятельно составляют композиции на листе бумаги.
Основные приёмы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности:
Наглядные
Словесные
Игровые
Наглядные:
Перед рисованием нужно показать детям модель (флажок, мяч и т.д.), дать поиграть с ней. Демонстрирование предмета воспитатель должен сопровождать словами, движениями. Объясняя то или иное задание, воспитатель анализирует предмет (знакомит с его формой и характерными признаками), показывает последовательность выполнения рисунка, рассказывает о композиции. Усилить впечатление от модели можно использованием картин, стихов, загадок. Последовательный показ способов изображения является эффективным средством обучения во 2-ой младшей группе. Но к показу не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы, самостоятельности дошкольников. Детям необходимо больше доверять и предоставлять возможность самостоятельно закреплять приобретённые умения и навыки.
Словесные:
Словесными приёмами обучения (объяснение, указание, поощрение), активизирующими внимание детей, педагог должен пользоваться на протяжении всего занятия. Так, сначала он объясняет детям, какое задание стоит перед ними, показывает последовательность изображения предмета, каждое движение сопровождает словом, проверяет, не забыли ли они , как надо правильно пользоваться карандашами и кисточкой.
Игровые:
Для того, чтобы заинтересовать детей, занятия должны проводиться в игровой форме. На занятиях должны присутствовать сюрпризные, игровые, театрализованные моменты. Можно в игровой форме рассматривать готовые рисунки детей, составлять по ним сказки, рассказы.
Чтобы дети лучше воспринимали форму предмета, следует обращаться ещё и к аппликации, конструированию и лепке. Например, круглые формы дети сначала воссоздают способом аппликации, лепят из пластилина или глины, а потом уже рисуют. Перед тем, как рисовать такие сложные предметы, например, флаг, дом и т.п., дети складывают их из готовых частей и приклеивают, потом на занятии по рисованию, они их рисуют. Такая связь с другими видами изобразительной деятельности поможет ребёнку осознать форму предмета и правильно воссоздать её в рисунке.
В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки. Дети 3-4 лет ещё не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Интерес к работам товарищей возникает у малышей немного позже, а на этом этапе их больше интересует собственный рисунок и положительное отношение взрослого к результату их труда. После окончания занятий малышей учат убирать материалы, которыми они пользовались.
Организация занятий по изобразительной деятельности средней группе
Перед воспитателями средней группы стоят такие основные задачи:
Укреплять у детей влечение к рисованию.
Учить детей передавать в рисунке простые по форме предметы, выделять их основные части.
Научить различать, называть и применять основные цвета и их оттенки.
Научить размещать рисунок на листе бумаги.
Научить детей работать карандашом и кистью.
Учить рисовать предметы, используя знания их геометрической формы.
Учить объединять в рисунке изображения двух-трёх предметов.
Учить передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине.
Учить детей самостоятельно складывать и убирать материалы.
Воспитатель учитывает возрастные особенности детей и применяет на занятиях основные приёмы обучения:
Наглядные
Словесные
Игровые
К каждому занятию нужно придумать, в какой последовательности анализировать предмет, какие вопросы задавать детям. Важное значение имеет движение рук воспитателя. Дети рассматривают предмет (игрушку, муляжи, картины) В средней группе, как и в младшей, воспитатель показывает последовательность изображения полностью. Частично показывая изображение, воспитатель ссылается на знания, ранее приобретённые детьми.
Словесные приёмы на занятиях по рисованию в средней группе применяются по-разному. Сначала воспитатель рассказывает детям, что и как они будут рисовать, анализируют предмет сам и вопросами помогает детям проанализировать предмет.
В средней группе применяют игровые приёмы. Дети, например, с удовольствием рисуют бусы, чтобы украсить новогоднюю ёлку или морковку для зайчика.
Понять форму предмета и отобразить его помогает знание геометрических форм, как круг (солнышко), овал (яйцо), треугольник (косынка) ит.д.
В I-ом квартале в средней группе следует проводить занятия по усовершенствованию умения детей рисовать предметы круглой, прямоугольной и треугольных форм. В дальнейшем детей нужно учить не просто изображать известные предметы, а увязывать их с временами года. Например осенью они рисуют грибы, ягоды, овощи, фрукты.
Во II-ом квартале и в III-ем квартале задачи направлены на то, чтобы закрепить умение дошкольников определять форму предметов. Темы для рисунков следует брать из окружающей жизни: изображение цветов, деревьев, домов и.п. Дети легко усваивают рисование игрушек. Рисуя игрушки необходимо называть части и форму (голова – круг, туловище – овал и т.д.) Сложные формы воспитатель должен расчленить на известные геометрические формы и показать последовательность их изображения.
Старшая группа
Перед воспитателями старшей группы ставятся повышенные задачи:
Учить детей характеризовать предмет, выделяя его существенные признаки.
Учить передавать относительные размеры предметов, их общую форму и форму частей.
Учить рисовать по замыслу и по памяти.
Учить называть и подбирать цвета, называть основные оттенки.
Учить создавать оттенки цветов, добавляя к цветной гуаши белой и воды.
Учить передавать в рисунке пропорциональное соотношение двух-трёх предметов.
Учить выполнять набросок простым карандашом.
Развивать у детей наблюдательность, воображение, сосредоточенность, снимание, сообразительность, инициативность и самостоятельность.
В старшей группе продолжается совершенствование технических навыков работы карандашами и красками, углубляются знания детей о форме предметов, их размерах, цвете, строении. В этой группе дети могут рисовать по памяти деревья, кусты, рыбок в аквариуме, дома, автомобили. Чтобы дети могли лучше выполнить рисунки по памяти на темы окружающей действительности. Их нужно к этому готовить. Воспитатель заранее определяет содержание беседы, вопросы и необходимый материал для занятия. Закрепить впечатления можно используя на занятиях игрушки, муляжи, модели, репродукции картин. На занятиях воспитатель использует наглядные и речевые приёмы обучения. Если дети рисуют предмет впервые, его форму, цвет следует проанализировать и показать последовательность изображения. Полный показ применяют при подаче нового материала, но чаще прибегают к неполному. Рисование по замыслу полезно, так как у детей развивается самостоятельность, инициатива. Для иллюстрирования следует выбрать известные детям литературные произведения. Накануне проводится беседа о выполнении рисунка – иллюстрации. Дети должны представить то, что они будут рисовать и применить свои навыки в рисунке. В рисунках на определённые темы дети часто изображают человека. А для этого им нужно дать общее представление о составных частях человека (голова, туловище, руки, ноги) и их функциях. В старшей группе детей нужно учить располагать изображение на бумаге. Дети должны хорошо ориентироваться на листе бумаги, но от шестилеток нельзя требовать изображения перспективы. Воспитатель на репродукциях картин объясняет детям, что близкие деревья изображаются большими, а дальние – маленькими.
В I-ом квартале дети учатся изображать осенние пейзажи, натюрморты.
Во II-ом квартале материал усложняется. Дети должны воспроизводить в рисунках зимние наблюдения: зимние пейзажи, заснеженные дома, деревья, игры и развлечения. Дети рисуют птиц и животных, используя простые геометрические формы. В III-ем квартале воспитатель учит детей работать на палитре, смешивать краски, получая нужные оттенки. Наиболее сложное задание – рисование фигуры человека. В IV-ом квартале воспитатель закрепляет знания и навыки, приобретённые детьми в течении года, учит их передавать впечатления от летних наблюдений.
Подготовительная группа
Перед воспитателями подготовительной к школе группе стоят такие задачи:
Прививать желание рисовать.
Учить детей рисовать по памяти, по воображению, на заданную тему, с натуры.
Учить правильно размещать изображение на листе бумаги, знакомить с элементами наблюдаемой перспективы.
Учить детей передавать цвет и его оттенки, на свой вкус сочетать разные цвета в работе.
Учить получать необходимые цвета смешиванием красок разных цветов.
Совершенствовать способность выполнять набросок рисунка простым карандашом, закрашивать рисунок, не выходя за его контуры.
Учить рисовать птиц и животных статично и в движении.
Учить детей рисовать на литературные темы.
Темы для рисования должны быть простыми и понятными. Дети рисуют пейзажи по временам года, различные виды транспорта, фигуры человека, сюжеты из сказок. Особое внимание на занятиях следует уделять умению размещать изображение предметов на бумаге. Надо учить правильно определять размеры изображаемого предмета относительно листа. Обучая дошкольников рисовать с натуры (например натюрморты), воспитатель учит их воспринимать формы предмета, сравнивать их между собой, устанавливать сходства и различия, правильно передавать пропорции и цвет. Рисованию на темы из окружающей действительности, по содержанию народных сказок и художественных произведений предшествует большая работа и серьёзная подготовка детей: наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, чтение литературных произведений. Для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативы детей надо предлагать им рисование по замыслу. Проводя занятия педагог должен поддерживать творческие поиски детей, поощрять самостоятельность, эмоциональность, смелость замысла и исполнения.
В I-ом квартале дети учатся рисовать деревья (лиственные и хвойные), называть разные породы деревьев, их характерные признаки. Дети уже знают, что деревья не одинаковы по высоте, под ними могут расти цветы, трава, грибы, прятаться животные. В подготовительной группе с 1 квартала вводится рисование с натуры. Последовательность такого занятия: постановка модели для рисования; анализ натуры; объяснение ( в случае необходимости частичный или полный показ) размещения рисунка на листе бумаги, последовательность выполнения рисунка; Закрепление детьми последовательности; рисование предмета с натуры.
II-ой квартал приходится на зимнее время. В своих рисунках дети широко отображают зимние впечатления, труд взрослых, пейзажи.
В III-ем и IV-ом квартале в своих рисунках дети закрепляют навыки, полученные в течении года. Чем богаче жизненный опыт детей, запас впечатлений, тем интереснее будут рисунки. Детей нужно приучать замечать интересное вокруг себя.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение