Воспитывать бережное отношение к природе. Побуждать к позитивным поступкам, воспитывать чувство дружбы.
Воспитывать чувства любви и уважения к родной природе. Оборудование:
презентация «Сказочный лес».
ноутбук, проектор.
малыш Незнайка.
Художник.
Предметные картинки.
Предварительная работа: рассматривание картинок о лесе, диких животных, чтение сказок, рассказов о жизни в лесу, разучивание стихов.
Ход занятия:
1.Это было очень давно. Многие уже даже забыли, почему это случилось. Всё это произошло в лесу, который носит такое замечательное название «сказочный лес». В этом лесу много разных деревьев, кустарников,
полянок, грибов, ягод, цветов, животных, птиц, насекомых ну в общем, чего там только нет. Спор, о котором я хочу рассказать произошёл на одной полянке, где светило яркое солнце, пели птицы, летали бабочки и казалось, что все довольны и счастливы. Но в это время забрёл в лес один малыш, которого зовут Незнайка, потому что он ничего не знает, всё всегда путает и со всеми спорит и ссорится. Вот и затеял Незнайка спор, кто же в лесу самый главный. Ссорились долго, потому что забыли самое главное правило в жизни. А какое это правило? Давайте с вами его вспомним, чтобы не попасть в такую же не приятную и глупую историю. (Глупые ссорятся, а умные договариваются.) Ну а они так увлеклись спором, что забыли все правила. Дошло до того, что они чуть не подрались. Хорошо, что в это время в лесу прогуливался художник, услышал он шум и поспешил на помощь. Он был всегда серьёзен и рассудителен. Он просто предложил всем лесным жителям рассказать о себе, чтобы они послушали и вместе решили, кто же из них самый главный. А вы догадались кто же в лесу самый главный? Давайте дети вместе с ними вспомним все их достоинства и пользу, которую они приносят.
С чего же мы начнём, размышлял художник, и решил нарисовать лес.
Но для начала давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу, какие правила нужно выполнять.
3. Чтение стихотворения: «Лесные правила».
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.
Лес-ведь это деревья, подумал художник, и нарисовал деревья. Давайте подумаем, какие деревья растут в лесу? (ответы детей). Какие деревья летом? Что с деревьями происходит осенью? (Листья цвет меняют и сбрасывают их…).
– Опишите дерево зимой.
– Что происходит с деревом весной? (Появляются листочки, дерево оживает…)
Стихотворение «Выбрались из почек…».
– Молодцы ребята, вы наблюдательные.
Вспомнил загадку: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает». (Дерево). А какая ещё польза от деревьев?
Давайте поговорим о том, зачем человеку нужны деревья? Какую пользу они приносят? Что дают нам растения? (Деревья- это строительный материал, топливо, бумага).
Посмотрите в группе и найдите предметы, которые не смогли бы появится здесь, если бы не было растений?
Все растения на земле очищают воздух, без растений мы просто задохнулись бы. Вот почему нужно беречь каждое дерево, каждую травинку.
люди сажают деревья, разбивают парки, скверы? (чтобы очищать воздух, чтобы было больше кислорода).
Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны)
Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Потягивания – руки вверх)
Вот подул весёлый ветер, Закачались тут же ветки, (Махи руками)
Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперёд)
Вправо-влево, взад-вперёд – Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Посмотрел художник на лес и подумал, разве может быть лес из одних деревьев? Дети, а что ещё должно быть в лесу?
(трава, цветы и т.д.)
Дыхательная гимнастика.
-Дети, а чем пахнет в лесу? (весенними цветами, чистым воздухом).
-Давайте почувствуем запах лес, запах весны. Понюхаем; Подуем на одуванчики.
Что ещё забыл нарисовать художник?
Но лес почему-то не был радостным, цветочки начинали вянуть.
Плоды на деревьях не росли. Почему? Нет насекомых. Правильно, насекомые опыляют растения, чтобы они росли, цвели и плодоносили. Каких насекомых можно нарисовать?
Нарисовал художник и поехал отдыхать на море. А когда вернулся, то увидел, что весь лес завял, листочки все были объедены и цветочки тоже. Что же случилось?
Что нужно сделать, чтобы насекомых стало не очень много?
И художник нарисовал птиц. Каких птиц вы знаете. (ответы детей).
Ну теперь можно отдохнуть подумал художник и решил поиграть. И мы свами тоже поиграем:
Дидактическая игра “Назови ласково”
Например:
Гриб – грибочек, лист – листочек,
Ветка – веточка, куст – кустик,
Ягода – ягодка, трава – травка,
Жук – жучок, елка – елочка,
Цветок – цветочек, птица – птичка,
Дождь – дождичек, облако – облачко.
Мне нравится лес, но всё-таки в нём почему- то очень грустно.
Давайте дети подумаем вместе. Да в нём нет зверей.
Давайте отгадаем какие звери живут в этом лесу.
Кто в берлогу спать ложится- Волк, медведь или лисица?(медведь)
Кто колючий словно елка, Носит на спине иголки? (еж)
Есть у нас такой обычай- Ходим стаей за добычей, Прячемся у темной елки, Кто мы лисы или волки? (волки)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (лиса).
В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле, живёт в тепле? (белка)
Кто же шубку поменял, белым был, а серым стал? (заяц).
Вот какой замечательный лес получился.
А теперь давайте повторим:
Дидактическая игра: “Назови одним словом”
бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза
-насекомые;
берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр
-деревья;
скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка
-птицы;
-брусника, земляника, малина, смородина
-ягоды;
ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек
-цветы;
лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик
-животные.
А ещё подскажите мне:
Игра
-У медведя хвост чей? –медвежий,
лапа чья? — медвежья
-Ухо чье? — медвежье
-У зайца лапы чьи? — заячьи
-У лисы хвост чей? — лисий
-У ежа иголки чьи? — ежиные
-У волка голова чья? — волчья
-Ухо чье? — волчье
-Спина чья? — волчья.
– Я буду называть части тела взрослых животных, а вы – части тела детенышей, ласково. У медведя уши, … а у медвежонка ушки. У лисы хвост, … а у лисенка хвостик. У волка морда, … а у волчонка мордочка. У зайца лапы, … а у зайчонка лапки. У белки глаза, … а у бельчонка глазки.
Оказывается в лесу все очень нужные и важные, всё взаимосвязано.
Ведь лес – это дом для деревьев, кустарников, травы, цветов, грибов,
ягод, птиц и зверей, насекомых. Не было бы леса, не было бы и их.
А ещё мы с вами знаем, чтобы живая природа могла жить, обязательно нужно, чтобы были: солнце вода и тепло.
А еще почему нам дорог лес? (это дом для птиц и зверей. Не было бы леса, не было бы и их).