Направленность практики: Профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Инновационный характер практики: В данной практике разработаны не только интересные конспекты занятий, но и придуманы различные работы с родителями, а так же созданы «уголки безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Изготовлены макеты домов и улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами.
Содержание практики:
С 21 октября по 3 ноября в детском саду проходила «Неделя безопасного дорожного движения». Все воспитанники приняли участие в различных мероприятиях по профилактике ДТП:
Дети 2-3 лет поучаствовали в различных занятиях: малыши в игровой форме знакомились с правилами дорожного движения.
«В гостях у Светофора»
Профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в первой младшей группе «Ёлочка»
Цель: формировать представление детей о правильном передвижении через проезжую часть и правильном поведении у проезжей части.
Задачи:
-дать понятие о назначении светофора, о его сигналах, объяснить, что обозначают его цвета: красный, желтый, зеленый. Сформировать у детей представление об организации движения пешеходов и транспорта на дороге.
-развивать речевую и двигательную активность детей.
-воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.
-углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
-способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, воспитывать внимание, сосредоточенность. Закреплять умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
Наши ребята идут в детский сад,
Наши ребята очень спешат.
Хоть у нас терпенья нет-
Подождите: красный свет.
Желтый свет – впереди,
Приготовься в путь идти.
Свет зеленый – впереди,
Вот теперь – переходи
В группе проводилась следующая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:
- подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Веселые машинки», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет». Таким образом, у детей накапливался опыт движения по улице, обогащался их словарный запас, повышался уровень пространственной ориентировки.
-созданы «уголки безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации.
- изготовлены макеты домов и улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами;
-просмотрены познавательные мультфильмы «Светофор», «Пешеходный переход», «Опасность на дороге».
Были проведены мероприятия:
1.Семинар-практикум для родителей «Забота о безопасности ребенка»
В 1 младшей группе «Ёлочка» воспитатель Бобина М.Е. провела с родителями семинар-практикум «Забота о безопасности ребенка». Основная задача семинара привлечь внимание родителей к проблеме травматизма детей при перевозке их в автомобиле; сформировать у родителей чувство ответственности за безопасность ребенка при перевозке его в автомобиле. Была проведена дискуссия «Что значит заботиться о безопасности ребенка?» Игра-задание «Цветик-семицветик», игра-эстафета «Заботливая мама», игра «Заморочки из бочки». Воспитатель напомнил родителям важные правила дорожного движения. Родители получили домашнее задание: отработать вместе с детьми схему безопасного маршрута «Детский сад-Дом», «Дом- Детский сад», отметив на нем опасные участки, места безопасного перехода дороги.
Помните! Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дорогах.
2. Д/и «Светофор»
Цель игры: познакомить детей с основными цветами (красный, жёлтый,зелёный)
Формировать представление детей о назначении светофора, о его сигналах.
-Светофор поможет перейти дорогу. Он скажет можно переходить дорогу или нет. Если красный свет горит – это значит путь закрыт. Желтый свет чуть подожди, а Зеленый свет- иди!
Из черного картона делаем макет светофора, прорезаем три отверстия, чтобы дети вставляли кружки в правильной последовательности. С обратной стороны кружков приклеиваем полоски из картона, чтоб вставлять в макет светофора. Вот такой светофор у нас получился, дети с большим удовольствием играют в эту игру.
3.Рассматривание макета дороги- формировать представления об окружающем мире, познакомить с понятием дорога, тротуар улица
Конспект занятия по ПДД в первой младшей группе на тему «Машины и светофор»
Образовательная: закрепить представления детей о светофоре, его действиях, сигналах. Совершенствовать знания о транспорте, видах транспорта. Закрепить знание основных цветов (красный, жёлтый, зелёный). Развивающая: развивать речевую и двигательную активность детей, внимание.
Воспитывающая: воспитывать у детей желание получать новые знания, безопасное поведение.
Предварительная работа: П/и «Найди свой цвет», рассматривание иллюстраций, наблюдение за транспортом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли Зайчик и Мишка. Давайте с ними поздороваемся. Зайчик и Мишка принесли очень интересную книгу. Она называется «Правила дорожного движения». В ней много картинок, на которых видно, как правильно переходить дорогу, нарисованы сигналы светофора. Ребята, а скажите, можно ли играть на дороге, выбегать на нее?»
Ответы детей: Нет!
Воспитатель: По дороге ездят машины, и они могут задавить человека.
А вот недавно, я видела, как дети играли на дороге. Можно ли так делать?
Ответы детей: Нет!
Воспитатель: Запомните, Мишка, Зайчик и вы, ребята: играть на дороге опасно для жизни! А знаете ли вы, какие бывают машины?
Воспитатель: Да машины бывают разные. Посмотрите на картинку.
- Какие это машины?
(Автобус, грузовая, легковая.)
Воспитатель: «А для чего нужны эти машины?»
Воспитатель: «Молодцы! Давайте еще раз повторим: это – грузовая машина, она возит грузы (песок, дрова, кирпичи); это – легковая машина, на ней мама забирает из детского сада домой Олесю, Машу, Диму... (имена детей); это –автобус, он возит людей.
Воспитатель: Максим, какая машина возит кирпичи и песок? Аня, на какой машине мы поедим в детский парк? Макар, на какой машине вы с папой поедите к бабушке в гости?
Воспитатель: Как вы думаете, из каких частей состоит машина?
Ответы детей.
Воспитатель: У машины есть: колеса, руль, двери. Посмотрите (рассматривание игрушечной машины).
Воспитатель: А умеет ли машина петь? Как она поет? Кто знает? Би-и-ип.
Дидактическое упражнение на звукопроизношение «Машина».
Воспитатель: Вот как громко сигналят машины! А как машины ездят?
Воспитатель: Знаете ли вы, кто помогает машинам правильно ездить? Посмотрите, вы узнали, кто это? (обратить внимание детей на макет светофора).
Ответы детей.
- Правильно - это светофор (рассматривание макета светофора).
Воспитатель: А зачем он нам нужен?
Воспитатель: Светофор стоит на улицах города и своими глазками показывает людям и машинам, когда можно ехать или переходить дорогу. Скажите, какого цвета сигналы у светофора?
Д ети называют цвета.
Стихотворение:
«Красный - стой!
Желтый - жди!
А зеленый - проходи!»
Воспитатель: Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно.
Жёлтый свет предупреждение, жди сигнала для движения.
Свет зелёный говорит: проходите, путь открыт. Давайте повторим.
Воспитатель: О чём говорит красный цвет?
Ответы детей: Красный цвет велит нам стоять, потому что по дороге едут машины.
Воспитатель: О чём говорит жёлтый цвет?
Ответы детей: Желтый цвет предупреждает, нужно подождать.
Воспитатель: О чём говорит зелёный цвет?
Ответы детей: Зеленый цвет разрешает переходить дорогу, потому что машины остановились и пропускают людей.
Игра «Красный, желтый, зеленый»
В руках у воспитателя три кружка. Один кружок желтого цвета, другой - зеленого цвета, третий кружок красного цвета. Воспитатель объясняет правила: если он поднимает красный кружок, то все дети должны стоять на месте, если показывает желтый кружок, все должны хлопать, если же зеленый, то дети должны маршировать на месте.
Воспитатель: Вот как мы весело поиграли!
Ребята, вы сегодня молодцы! Все очень хорошо поработали. Были внимательным, отвечали на вопросы. Я надеюсь, что вы все правильно будете переходить дорогу. Будьте всегда внимательны и осторожны.
Мишка с зайчиком вами тоже очень довольны и хотят вам подарить подарки - эту замечательную книгу «Правила дорожного движения» Давайте скажем Зайчику и Мишке спасибо и до свидания! Мишка и Зайчик прощаются с детьми.
4. Игровое занятие с детьми третьего года жизни«Машины»
Цели:
Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый), понятиями «большой-маленький», «мало-много».
Познакомить детей с стихотворением А. Барто «Грузовик».
Совершенствовать умения ориентироваться в пространстве: верх, низ.
Формировать умение выполнять словесную инструкцию, сопровождающуюся образцом.
Развивать память, слуховое восприятие, чувство ритма, равновесия, общую и мелкую моторику.
Воспитывать доброжелательное отношение к другим детям.
Оборудование:
Игрушки: машины разных размеров, «Кот», матрешки.
Флажки и рули, вырезанные из картона, разных цветов.
Вырезанные из бумаги (плотных обоев) изогнутые полоски- «дороги».
Мешок для мусора, шишки, камешки, тряпочки, кубики, каштаны.
Аудиозаписи: «Песенка друзей» на слова С. Михалкова, звуки движущейся машины, стихотворение «Про машину» В. Берестова.
Ход занятия:
Приветствие
Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Дидактическое упражнение «Чей звук?»
Послушайте внимательно, чей это звук? (Звучит запись шума двигающегося транспорта). Чей это голос? Это машина!
Инсценировка стихотворения А. Барто
Послушайте стихотворение о том, как кот решил покататься на машине.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
Дидактическая игра «Матрешки едут в машине».
Посмотрите, это же матрешки. Матрешки-путешественницы. Они хотят прокатиться в машине. Вот у нас две машины. Большая машина и маленькая машина. В маленькую машину сколько матрешек поместится? Мало. А вот в большую машину сколько матрешек поместится? Много матрешек.
Игра «Цветные автомобили»
У нас есть рули разных цветов: желтые и красные. Возьмите себе по одному. Вот здесь гараж для машин с желтыми рулями, а здесь — с красными. Я поднимаю желтый флажок — желтые машины выезжают, а красные не едут. Затем я поднимаю красный флажок — красные машины едут, а желтые стоят.
Дидактическая игра «Где спряталась машинка»
Перед ребенком выставляются матрешка, кубик и машинка, которые затем накрываются платочками.
Найди, где спряталась машинка? Подними платочек и найди машинку.
Игра-вкладыш «Найди место для машинки»
Детям раздаются вкладыши-машинки, которые они должны вставить в нужное место на рамке.
Игра «Убери с дороги мусор»
Посмотрите, сколько мусора нанес ветер на дорогу. Нужно собрать его и сложить вот в этот мешок.
Дидактическое упражнение «Найди машинку на картинке»
Вот сколько картинок разных. Возьмите и покажите картинку, на которой нарисована машинка. Где машинка?
Рисование «Дороги для машин»
Возьмите в руку карандаш и нарисуйте дорожку для своей машины.
Погремите вверху. Постучите погремушками по полу. Постучите погремушками по коленкам. Руки с погремушками в стороны. Спрячьте погремушки за спинку.
Строительно-конструктивная игра «Гараж для машины»
Когда наступает ночь, мы с вами дома ложимся спать в кроватки. А машины едут спать в гараж. Гараж — это дом для машины. Сейчас мы построим гараж для нашей машины. Возьмите кубики. Поставьте их вот так. А сверху накройте крышей. Теперь у наших машинок есть гаражи.
Массаж «Вот какие колеса»
Чтобы машина могла ехать. Ей нужны колеса. Посмотрите, где у вашей машины колеса. Покрутите колеса руками. А теперь машина поехала по вашей ладошке. Вот так. Поехала по ручке, по ножке.
Колеса машины крутятся — вертятся,
Крутятся — вертятся, город проехали весь.
Аппликация «Колеса»
Посмотрите. Машина на нашей картинке не может ехать, потому что она поломалась. Чего нет у машины? Колес! Давайте починим машину — сделаем ей колеса. Вот какие колеса у машины! Теперь машина сможет ездить. И даже повезет грузы.
Упражнение на равновесие «Машины едут по мосту»
А сейчас мы сами будем ездить как машины. Вставайте, мы отправляемся в путь. Сначала нужно проехать по дороге (между двумя шнурами), а затем по мосту (по скамейке).
Лепка «Грузовик везет бревна»
Возьмите кусочек пластилина и раскатайте его в колбаску (прямыми движениями ладошки) и приложите к кузову машины. Придавите пластилиновое бревно сверху ладошкой. Нагрузите в машину побольше бревен.
Слушание аудиозаписи стихотворения «Про машину» В. Берестова.
5.Чтение художественной литературы:- продолжается знакомство детей с художественной литературой по правилам дорожного движения: • Дорохова А. «Зеленый, желтый, красный»; • Жидков Б. «Что я видел, светофор»; • Северный А. «3 чудесных цвета»; • Клименко В. «Кто важнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками»; • Турутин С. «Для чего нужен светофор»; • Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист»; • Маршак С. «Милиционер», «Мяч».
6.Выставка «Будьте внимательны» была организована выставка по правилам дорожного движения.
7.Папки:-на стенде «Для вас родители» размещена информация для родителей о правилах дорожного движения и необходимости их соблюдения, проведены различные консультации по правилам дорожного движения, в родительских уголках оформлены наглядно-информационные стенды на данную тематику.