МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ.02. МДК. 02.01
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ.02. МДК. 02.01
Настоящие методические указания предназначены для проведения практических работ по междисциплинарному курсу МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. ПМ.0.2 Организация различных видов деятельности и общения детей. Для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование учебным планом на проведение практических занятий отводится 32 часа.
Проведение практических работ предусматривает своей целью закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений.
Выполнение практических работ направлено на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Митрофанова О.Л., старший воспитатель МБДОУ д/с №9 «Ромашка»
Содержание
Введение……………………………………………………………..4
Методические указания по проведению практических работ......6
Практическая работа № 1………………………………………….6
Практическая работа №2……………………………….…………10
Практическая работа № 3…………..……………………………..14
Практическая работа № 4…………..……………………………..17
Практическая работа № 5…………..……………………...………..20
Практическая работа № 6…………..……………………...………..27
Практическая работа № 7…………..…………………………...…..30
Практическая работа № 8…………..…………………………...…..33
Литература…………..…………………………………………...…..36
Приложения
Рецензия
Введение
Настоящие методические указания предназначены для проведения практических работ по междисциплинарному курсу МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. ПМ.0.2 Организация различных видов деятельности и общения детей. Для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование учебным планом на проведение практических занятий отводится 32 часа.
Проведение практических работ предусматривает своей целью закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений.
Выполнение практических работ направлено на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Выполнение каждой практической работы способствует формированию профессиональных компетенций:
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 5.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
а так же практических умений:
-определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой деятельностью детей;
-определять педагогические условия организации общения детей;
-играть с детьми и стимулировать
самостоятельную игровую деятельность детей;
-использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой.
В процессе практической работы, обучающиеся непосредственно выполняют соответствующие тематике и содержанию учебного материала задания.
Содержание практических работ соответствует заявленному времени и необходимому для качественного его выполнения.
Практические работы предполагают предшествующую проверку теоретическую готовности к выполнению материала.
Формы организации практической работы студентов:
-фронтальная (одновременное выполнение одной и той же работы);
-групповая (подгруппами по 3-5 человек одного задания);
- индивидуальная (специфические условия выполнения задания на каждого).
Критерии оценок качества выполненной практической работы следующие:
Оценка «5» ставится, если практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, с соблюдением последовательности выполнения, расчеты выполнены без ошибок, самостоятельно; работа оформлена аккуратно.
Оценка «4» ставится, если практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, с соблюдением последовательности выполнения, частично с помощью преподавателя, присутствуют незначительные ошибки при расчетах; работа оформлена аккуратно.
Оценка «3» ставится, если практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, частично с помощью преподавателя, присутствуют ошибки при расчетах; по оформлению работы имеются замечания.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не подготовился к практической работе, при расчетах допустил грубые ошибки, по оформлению работы имеются множественные замечания.
По окончании изучения дисциплины все работы должны быть выполнены и оформлены в отдельной папке (титульный лист – Приложение 1). Каждая работа размещена в отдельном файле. При оформлении практической работы указывается дата, №, тема работы, прикладывается практический материал. К экзамену или зачету допускаются студенты, имеющие положительные оценки за все работы.
Материал данных методических указаний соответствует ФГОС СПО по профессии – Дошкольное образование.
Данная разработка содержит непосредственно алгоритм выполнения практических работ, перечень вопросов, требования к знаниям и умениям, список литературы и интернет источников.
Методические указания по проведению практических работ
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Тема 1.2.Структура игры и этапы ее классификация
Практическое занятие №1
Тема: «Игра как ведущая форма организации детской деятельности»
Продолжительность занятия -4ч.
Цель работы
Закрепление и расширение представления о значении игры в жизни дошкольника.
Учебные: Учить планировать игровую деятельность дошкольников, используя полученные знания о методиках.
Воспитательные: Содействовать творческой активности обучающихся.
Формы организации: индивидуальная
Предварительная работа: Составление библиографического списка статей журнала «Дошкольное воспитание» за 2005г по проблеме «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».
Материальное обеспечение: видеоклип, Программа развития и воспитания «Кроха» Г.Г.Григорьевой
План работы:
Просмотр видео материалаотрывок из художественного фильма «Усатый нянь» -«игра: Море волнуется»
Анализ действий героя фильма с педагогической стороны:
Используемые методы организации детей…………………………………
Игровая мотивация………...…………………………………………………….
Участие детей………………..…………………………………………………..
Заключение…………………………………….……………………………….…..
Заполнение таблицы « Использование игры»
Выберете возрастную группу дошкольников и приведите примеры использования игры в течении дня в ДОУ. Заполните таблицу:
Возрастная группа
Самостоятельная
деятельность
дошкольников
Организованная
Деятельность
дошкольников
№
Образовательная
область
Раздел
Обсуждение памятки для воспитателей, доработка текста.
Прочитайте текст, проанализируйте рекомендации и вставьте пропущенные слова.
С детьми играть – ум, разум, душу развивать!
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем занял достойное место в жизни общества.
Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательной возможности игры. А они огромны:
Игры развивают познавательные способности личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение, тренирует наблюдательность, ум, развивать творческие способности детей, формируют эмоционально-чувственную сферу личности детей;
Способствуют познанию ребенком самого себя. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду, семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речах, мимике, жестах, трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же сюжет (например, кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых (мам пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер).
Все это происходит в том случае, если игры дошкольников находятся под присмотром взрослого, если она построена на содержательном общении взрослых (родителей) с ребенком. Важным педагогическим условием, способствующим развитию игры ребенка, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи. Иногда коробка из под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по разному: возить строительный материал, превратить в кровать для куклы или в коляску для прогулки. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки. Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие игрушек не означает их большое количество. Достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Покупая игрушку, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость, главное при покупке игрушки - их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать покупку, спросите ребенка, для каких игр понадобится новая игрушка.
Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Но даже при наличии отдельной комнаты детям не выделяют игровой уголок. Игрушки обычно сложены в ящики, коробки, а если игрушка не находится в поле зрения ребенка, то она не провоцирует его на игру, малыш не может начать игру, создать игровую ситуацию. Держать игрушки надо открытыми. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только в определенном месте. Ребенок стремится играть там, где находятся взрослые члены семьи. Он нуждается в постоянной помощи, поддержке взрослых, их поощрении. Местом для игры он может выбрать кухню, комнату бабушки и другие помещения.
Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обобщает игровой и нравственный опыт, помогает детям осваивать игрушки, формируется у них умение играть.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт истощается, игрушка становится не интересной. Подскажите ребенку новые игровые действия с ней, поиграйте с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой. Не торопитесь выбрасывать сломанные игрушки, почините их вместе с ребенком и этот ремонт обыграйте. Сделайте своими руками игрушки. Научитесь играть в шашки и шахматы, особенно папы и дедушки, и вы можете организовывать интересный и полезный досуг со своими старшими детьми-дошкольниками.
Прививайте детям любовь к игровым развлечениям – шарадам, головоломкам, ребусам, кроссвордам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку. Используйте в играх русский народный фольклор, считалки, скороговорки, загадки, пословицы. Это сокровища народной мудрости.
В России игры называют забавами, они всегда помогают народу облегчить жизнь, перестать горевать, успокоиться. Народные игры, хороводы, песни являются фундаментом гармоничного развития интеллекта, основой здоровья ребенка. Такие простые движения, как потягивание, хлопки, похлопывание по всему телу, притопывание – массажируют биологически активные точки юного тела. Притопывание также способствует профилактике и лечению плоскостопия, массажирует внутренние органы. Кроме того, народные игры имеют физиологически обоснованный ритм, с таким же ритмом бьется сердце.
Ребенок в большом городе подобен свернутой пружине, а ему необходимо выплеснуть застоявшуюся энергию, Для этого нужно дать ребенку возможность покричать во весь голос, побегать, изобразить животных, птиц голосом и пластикой.
Вспомните старинные игры и забавы: такие как «Гляделки», «Замри», «Зеркало», «Чехарда», «Пятнашки», «Али - Баба» и др. Поиграйте с детьми в эти игры, и Вы увидите, как рады будут дети, как у Вас исчезнет плохое настроение. Играя в эти игры, Вы и Ваши дети получают огромный физиологический и психологический заряд энергии.
Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком, предложите ему поиграть в слова – половинки, придумать истории, поупражняться в произношении скороговорок и т.п.
Совершайте совместные прогулки во дворе, парке, где можно играть с песком и в подвижные игры. Позволяйте дома играть ребенку с водой в ванной, эти игры расслабляют и успокаивают агрессивных детей, развивают ум. Чем больше времени уделяют родители своему ребенку, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают семью, создают в ней дружественную атмосферу.
Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вашему малышу преодолеть трудности, которые возникли.
Приучать детей хранить …………….. аккуратно в ……………………………
Поощрять детей за успехи в игре – ………………………………………..и т.д.
Вводить в игру предметы -…………………. (нитки, катушки, спичечные коробки и др.).
Учить детей играть с новыми игрушками, самим ……………………………….
Не создавать обилие игрушек в игровом уголке, лучше ………………………
Убирать периодически игрушки и выставлять их.
Использовать бытовые ситуации, как …………..для игры.
«Презентация» игрушки. Каждому из студентов предлагается описать игрушку в соответствии с предложенными условиями: возрастная группа детей, выбор игрушки преподавателем. При оценки данного задания учитывается грамотность использования методики и выразительность выбранных средств.
Составление конспекта по ознакомлению с игрушкой детей младшей группы используя программу «Кроха».
Тема ОД
Игровая мотивация
средства
способы
интеграция
Цель:
Ход:
Рефлексия:
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Тема1.3.Игрушка - средство воспитания и образования
Практическое занятие №2
Тема: «Народная игрушка и ее значение в современной педагогике»
Продолжительность занятия -4ч.
Цель работы
Систематизация знаний по организации игр с народными игрушками детей дошкольного возраста.
Задачи
Учебные: Расширять представления о дидактических возможностях использования народной игрушки.
Предварительная работа: Создание презентации по теме «Русская народная игрушка»
Материальное обеспечение: Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, кусочки ткани 20х20см и 30х30см, нитки, матрешка, мелкие предметы (карандаш клеевой, губка, пуговица, коробочка из под йогурта, салфетка бумажная, шишка, зубочистки).
Составление конспекта по ознакомлению с матрешкой детей средней группы используя Программу «От рождения до школы».
Тема ОД
Игровая мотивация
средства
способы
интеграция
Цель:
Ход:
Рефлексия:
Мастер-класс по изготовлению куклы-кувадки (скрутки).
Ткань для изготовления народных брать желательно натуральную (ситец, сатин, лен и др). Для нашей Кувадки нам понадобиться кусочек ткани, ширину и длину которого мы определим с помощью ладони (именно так определяли необходимый размер наши прабабушки). Длина лоскута это длина нашей ладони, а ширина лоскута, соответственно равна ширине ладони.
Ткань ножницами не режем, а рвем руками. Наши предки считали, что звук рвущейся ткани отпугивает злых духов. Должен получиться прямоугольник.
Второй кусочек ткани отмеряем длиной указательного пальца. Должен получиться квадрат, стороны которого равны длине вашего указательного пальца
Два кусочка ткани, необходимых размеров и очень прочные нитки красного цвета.
Из маленького лоскута скатываем заготовку для рук куклы Кувадки. Для этого с одной стороны квадрата загибаем ткань на изнаночную сторону (приблизительно 1 см)
С другой стороны начинаем закатывать ткань руликом, придерживая при этом большими пальцами сделанный загиб.
Должен получиться вот такой рулончик. С обеих сторон рулончик обматываем ниткой.
Нитку закрепляем "кукольным узелком": Делаем петлю. Накидываем на рулончик и затягиваем нитку
Нитка должна крепко закрепиться на ткани. Можно повторить 2-3 раза. Ручки куклы готовы. Из большого лоскута делаем основную часть куколки. Мысленно делим лоскут пополам по его длине. Подгибаем ткань с обеих сторон к середине (по изнанке)
Накладываем обе стороны друг на друга, перегибаем заготовку пополам.
Отступаем со стороны сгиба немного вниз, формируем шею и голову куклы, нить не обрываем, снизу вставляем ручки. Обережным крестиком прочно крепим ручки и выделяем талию. Крестик у куклы должен получиться только спереди, на груди. Для красоты завязываем поясок.
Заполните паспорт игрушки куклы –кувадки, используя следующий образец:
Название игрушки
Вид
Материал
Высота
Экологичность
Цветовое решение
Основной цвет:
Детали:
Назначение
Возрастные ограничения использования игрушки
«Аукцион идей».
Преподаватель предлагает набор предметов, каждый из учащихся придумывает возможные игры с данными предметами, предполагая возраст ребенка, на который рассчитана игра.
Название
игрушки
Возраст детей
Предложения по играм
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Тема 2.1.Сюжетно-ролевые игры в ДОУ
Практическое занятие №3
Тема: «Сюжетно-ролевые и режиссерские игры»
Продолжительность занятия -4ч.
Цель работы
Изучение способов организации сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Задачи
Учебные: Обучение практическим приемам организации сюжетно-ролевой игры. Раскрытие специфики сюжетно-ролевых игр каждой возрастной группы детей
Воспитательные: Развитие навыков группового взаимодействия.
Формы организации: групповая (деление на подгруппы)
Материальное обеспечение: атрибуты для игры «магазин» и «больница» (баночки, коробочки, муляжи, сумочка и т.п.)
Справочная информация по теме:
ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организовано пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
-игру проводит воспитатель, объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет роль и на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит игрой: следит за сюжетом, исполнением ролей, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляются дидактические цели.
Виды ИОС:
Ситуации-иллюстрации
Ситуации-упражнения
Ситуации-проблемы
Ситуации-оценки
3.Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
План работы:
Составление тезисов из параграфа учебника для характеристики сюжетной игры
Составление конспектов обучающих ситуаций (ИОС) для детей второго, третьего года жизни по образцу:
Конспект-образец игровой обучающей ситуации в младшей группе
«ЗАЙЧИК В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»
Цель: Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать ее, повторять за воспитателем стихотворные слова и фразы; повторять танцевальные движения; развивать воображение.
Наглядный материал: Мягкие игрушки зайчика и лисы, игрушечные овощи и маски зайчиков на каждого ребенка, музыкальное сопровождение.
1 часть. В гости к детям приходит зайчик. Воспитатель рассказывает стихотворение:
Жил- был зайчик длинные ушки Отморозил зайчик ушки на макушке. Отморозил ушки, отморозил хвостик, И поехал греться к ребятишкам в гости Там тепло и сухо, волка нет И дают морковку на обед.
Дети рассматривают зайчика.
Воспитатель предлагает деткам познакомиться с зайчиком.
На вопрос «Как тебя зовут?» нужно назвать свое имя.
Воспитатель задает вопросы:
Какой у нас зайка? (пушистый, мягкий)
Добрый или злой?
Какого цвета?
Какие у зайчика ушки? Какой хвостик?
Как зайка прыгает?
Что любит кушать зайчик?
Воспитатель предлагает деткам покормить зайку, приносит корзину с овощами и предлагает выбрать из всех овощей только те, которые любит кушать зайка (морковка, капуста).
Дети угощают зайчика морковкой и капустой.
2 часть Воспитатель предлагает зайчику поплясать вместе с детьми. Дети надевают маски зайчика.
Воспитатель читает потешку:
1. Заинька походи, серенький походи Вот так, походи, вот сяк, походи.
2. Заинька повернись, серенький повернись, Вот так, повернись, вот сяк повернись.
3. Заинька попляши, серенький попляши Вот так, попляши, вот сяк попляши.
4. Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой Вот так, топни ножкой, вот сяк, топни ножкой.
5. Заинька поклонись, серенький поклонись, Вот так, поклонись, вот сяк, поклонись.
Дети повторяют за воспитателем под музыку танцевальные движения и проговаривают слова.
3 часть Воспитатель спрашивает: А кого зайчик боится? ( Лисичку)
Прибегает лисичка, дети прячут зайчика.
Игра « лиса и зайка». Игра повторяется несколько раз. Лисичка уходит, а зайчик остается жить у ребят в группе.
Заполнение таблицы «Этапы формирования сюжетно-ролевой игры.»
Этап
развития
игры
Возраст ребенка
Содержание
Наличие партнеров по игре
Влияние игры на общее развитие ребенка
I
II
III
IV
Практическая часть: Методика проведения и организация сюжетно-ролевой игры в учебной группе.
Обучающиеся делятся на две подгруппы и проводят сюжетно-ролевую игру, распределяя между собой роли воспитателя и детей. Тематика игр: больница, магазин. Соперники оценивают друг-друга, определяя ошибки.
6. Написание Синквейна опираясь на справочный материал и образец, раскрыв свое понимание игры.
Образец:Игра детская веселая играют, общаются, веселятся то, без чего дети не могут развиваться времяпровождение.
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Тема 2.3.Игры с природным и строительным материалом
Практическое занятие №4
Тема: «Игры с природным и строительным материалом»
Продолжительность занятия -4ч.
Цель работы
Познакомить студентов с методиками, позволяющими организовывать игры с природным и строительным материалом.
Задачи
Учебные: Формировать компетентность в вопросах методики проведения игр со строительным и природным материалом.
Предварительная работа: составление альбома построек детей младшего, среднего, старшего возраста из строительного материала по темам: транспорт, здания, мосты.
Материальное обеспечение: емкость с крупой, тазик для воды, мелкие игрушки, лист бумаги, Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы,
План работы:
Презентация альбомов.
Рассказать о своем альбоме, отметив тематическую направленность, соответствие возрастным выбранной образовательной Программе и возрастным требованиям, отметить источники.
Проанализировать текст, выделить основную мысль и составить рекомендацию для родителей.
Игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Между тем они содержат большие возможности для развития у ребенка мышления, воли и настойчивости. Эти возможности во многом определяются характером природного материала. Он очень разнообразен и обладает различными свойствами, диктующими разные приемы его использования в качестве строительного материала.
Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Однако это происходит при условии, что педагог последовательно обучает детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.
Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают-тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки; сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут.
В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.
В старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая воды прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.
Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием - лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представления о свойстве снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега - лепку из накатанных комьев. Так делаются фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега - тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделать отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).
Игры с песком. На протяжении дошкольного возраста ребенок усваивает несколько приемов строительства из песка. Педагог учит малышей лепить из влажного песка. Важно подобрать формочки, которые легко захватывает ладонь ребенка, подобрать маленькие ведерки, обеспечит место, где вылепленные формы будут выкладываться. Вовлекая детей в игры с песком, педагог обогащает их сенсорный опыт, обращая внимание на величину предметов, называя их признаки. В старшем возрасте дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, канал, туннель). Дети объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы построек, объединенных единым сюжетом.
Фантазия детей проявляется в комбинировании строительных материалов: глина, песок, камни, сухие ветки и т.д.
Проанализировать по Образовательной Программе «От рождения до школы» Вераксы, направление «Социально-личностное развитие» образовательная область Социализация, раздел Развитие игровой деятельности. Выписать сенсорные задачи, решаемые в процессе игры со строительным и природным материалом в возрастных подгруппах. Составить на основе анализа программы план проведения игры с природным материалом (вода, песок, снег, опилки...).
Организация, проведение строительных игр в учебной группе.
Преподаватель проводит с аудиторией игры с природным материалом. Задача студентов выделить используемые педагогом методы и приемы, заполнить план-конспект:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Тема
Возрастная группа
Цель:
Средства
Предварительная работа:
Ход игры
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Тема 3.1.Дидактические игры и их использование в ДОУ
Практическое занятие №5
Тема: «Методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах»
Продолжительность занятия -4ч.
Цель работы
Усвоить методику организации и проведения дидактических игр.
Задачи
Учебные: Закрепление и отработкаметодики организации дидактических игр.
Воспитательные: Формирование информационно-коммуникационных навыков.
Формы организации: фронтальная
Предварительная работа: работа со сборником «Дидактические игры в детском саду» А.И.Сорокиной Москва/Просвещение-1982г.
Материальное обеспечение: видео фильм «Дидактическая игра» - интернет ресурс (http://salda.ws/video.phpid=Q7T2WXtAvO), дидактическая игра «Профессии», сборник ФГОС и СанПин по дошкольному образованию.
План работы:
Прочитать статью « Руководство дидактическими играми и их планирование» Е. И. Удальцова из сборника /Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников /Минск, 1976 г.
В дидактической игре роль воспитателя несравненно большая, чем в детских играх другого типа, и главное в том, что воспитатель вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвуя в ней, сам ведет ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач. Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Воспитатель должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы.
При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде.
Так, большую ценность в развитии мышления детей имеют дидактические игры по элементарным математическим представлениям. Усвоить название чисел до 10 не так уж трудно для детей. Гораздо труднее усвоить отношения между множествами. В игре дети уточняют и осмысливают, где сколько предметов разложено, какое число больше, какое меньше и насколько.Если ребенок в игре почувствовал затруднение, то необходимо ему помочь вспомнить, что изучали по этому вопросу на занятиях или видели во время экскурсий. Это развивает быстроту мышления, умение анализировать, делать выводы и умозаключения.
Воспитателю необходимо при подготовке к проведению дидактических игр помнить, что «ориентировка в форме, цвете, пространственных отношениях в тесной связи со словом взрослого и речью самих детей организует детское восприятие, повышает точность и быстроту узнавания и различения, делает его более целенаправленным и осознанным». Воспитатель, используя интерес детей к игровому действию, побуждает их присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное (лото). Усилия, которые дети вынуждены проявлять в процессе игр, способствуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творчеству, самостоятельности и закрепляют сенсорный опыт. Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы, различать и называть их цвет, форму и возможные действия с ними. Они способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственным ориентированием. Приучают детей слышать слово и соотносить его с конкретной игрушкой, предметом, действием (например, игра «Чудесный мешочек» — ребенок достает из мешочка на ощупь собачку, называет ее и показывает, как она лает). В дидактических играх дети лучше осознают и закрепляют различие, сходство, равенство предметов, овладевают понятием, что разные по содержанию предметы могут быть окрашены в одинаковый цвет.
С детьми младшего возраста воспитателю целесообразно самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним. Например, с матрешками. Раскрыть матрешку, вынуть одну из другой, внимательно рассмотреть их. Затем поставить матрешек в ряд, по росту, после чего предложить детям собрать матрешек в одну.
Воспитатель направляет игровое действие «сбор матрешек» на выполнение задачи: закрепить понятие «больше - меньше — самая маленькая».
В проведении дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста нужна активность воспитателя в обучении детей приемам игровых действий. Учить детей в игре правильно раскладывать предметы (брать в правую руку и класть слева направо). Если речь идет о двух множествах - уточек столько, сколько рыбок, уточек и рыбок поровну. Сколько нам их нужно для игры?
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитательница принимает участие в дидактических играх. Она является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Здесь могут быть использованы игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Предметы должны быть разные по цвету, форме, величине. В этом возрасте рекомендуется широко использовать музыкально-дидактические игры «Ну-ка, угадай», «Узнай по голосу», «Что кукла делает» и другие с целью обучения детей умению вслушиваться в звучание слов, звуков, встречающихся в словах. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»). Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Воспитатель заранее раскладывает игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае — найти игрушку или предмет.
Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из чего она сделана.
Руководя этой игрой, воспитатель вначале предлагает детям два направления (вперед — назад, справа — слева), прячет небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, дидактическая игра может быть усложнена. Воспитатель может дать несколько пространственных направлений (4—5) и увеличить число спрятанных игрушек.
У детей подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи. Например, используя правила поведения пешеходов на улице, закрепляют знания правил, как обходить трамвай или троллейбус, стоящий на остановке, как переходить дорогу, руководствуясь сигналами светофора (игра «Путешествие в страну дорожных знаков»).
Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. Опираясь на возбуждение и торможение нервной системы, упражняет внимание детей, так как картинки неожиданно быстро сменяют друг друга и новые зрительные образы вызывают у детей слуховые и словесные образы. Дети упражняются в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.
В подготовительной к школе группе детского сада детям много читают, рассказывают, они играют в дидактические и другие игры, но педагогическая практика свидетельствует, что объем знаний еще не говорит о высоких качествах умственной деятельности. Причиной является то обстоятельство, что в некоторых детских садах детям дается необходимый запас знаний, но мало уделяется внимания развитию их мышления, воспитанию, умению практически использовать имеющиеся знания, подчиняться существующим правилам.
Воспитателей детсада подчас удовлетворяет, что дети отвечают на вопросы, активны, справляются с заданием на занятии и в процессе игр. Но не всегда они задумываются над тем, что дали занятие или игра для развития мышления ребенка, умеют ли дети в группе рассуждать, обобщать, сравнивать. Например, программная задача — счет. В старшей группе дети знакомятся с числом 5. Воспитатель заготовил пять матрешек, пять елочек (не больше и не меньше). Детям было дано по пять кружков. Дети все считали правильно. Занятие прошло хорошо. Однако здесь дети решили одну задачу — запомнить и воспроизвести. Все обучение сводилось к передаче самого элементарного, без творческого развития мысли. На подобных занятиях воспитатель зачастую объясняет детям подробно то, что им уже давно известно. Воспитателя удовлетворяет положительный результат работы детей. Но можно ли на этом успокаиваться? Если воспитатель не ставит перед детьми задач, требующих размышления, выбора, сравнения, предвидения, то дети привыкают действовать согласно этой инструкции только в одной, конкретной ситуации. Подобная работа, но в другой обстановке уже опять потребует разъяснения. Такое обучение не служит средством умственного развития ребенка.
Развитие мышления детей не происходит само собой, им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые на занятиях, в дидактических играх передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребенок постепенно приучается правильно строить суждения, делать обоснованные выводы. Например: какое дерево выше? толще? как это определить? от какого дерева лист? чем сходство и различие? чем похожи и отличаются здания детсада и школы? как узнать, что продают в магазине? как вы догадались, что здесь переход через улицу?
Воспитателям не следует чрезмерно опекать детей даже в игре, а всей системой воспитательной работы необходимо развивать у них самостоятельность, способность работать с полной умственной нагрузкой в соответствии с программой. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребенок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться ее решения. Дидактические игры вызывают интерес к людям труда, к машинам, расширяют представления о деятельности и взаимоотношениях людей к различным событиям в жизни, изменениям в природе.
Игра помогает развивать умение самостоятельно организоваться, подчиняться правилам, согласовать свои желания с желаниями товарищей, высказывать оценочные суждения, чувство самоконтроля. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью и мышлением.
В дидактических играх воспитатели ставят ребенка в такие условия (игровые), когда он вынужден вспомнить, что ему говорили на практике, во время экскурсий, а это очень важно при подготовке ребенка к школе. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель советует им распределять между собой роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого не сформировались моральные нормы поведения, в такие игровые условия, когда он, выполняя роль, должен будет проявить внимание, доброжелательность, заботу о товарище, перенося затем эти качества в повседневную жизнь. В игре дети должны проявить упорство при выполнении правил, вспомнить определенные события из окружающей жизни.
Возросшая самостоятельность и целеустремленность повышает у детей старшего возраста интерес к играм, в которых есть элементы соревнования и выигрыш. Игра «Соедини части, получишь целое» развивает усидчивость, сосредоточенность, требует сообразительности и наблюдательности. Игры такого типа рекомендуется проводить индивидуально с теми детьми, у которых надо воспитать внимание, усидчивость, наблюдательность. В дидактической игре «Раз-два» берется десять комплектов карточек с изображением домашних или диких животных, ягод, овощей, цветов, деревьев. Изображения на карточках могут быть любые, в зависимости от требований программы на определенный отрезок времени.
Дидактическая задача: упражнение в классификации предметов, воспитание внимания, наблюдательности, сдержанности.
Игровое действие: соревнование.
Правила: все дети одновременно кладут карточки на середину стола изображением вверх и быстро находят сходные.
Воспитатель подает команду: «Раз!» — играющие поспешно снимают со своих стопок верхние карточки, держа их изображением вниз. Затем тут же по счету «Два!» все кладут эти карточки на стол изображением вверх. Дети внимательно смотрят на карточки, стараясь быстрее других найти среди них те, которые относятся к одной группе, и назвать эту группу. Например, Саша открыл карточку с изображением мака, Света — огурца, Андрей — лошади, Ира — коровы, Коля — розы, Наташа — капусты. Света быстро называет «овощи» и забирает Наташину карточку с изображением капусты. Саша называет «цветы» и забирает карточку Коли. Ира назвала «домашних животных» и забрала карточку Андрея.
Затем открыли следующие карточки. Саша и Наташа одновременно назвали «мебель», и им пришлось поделить карточки, на которых были нарисованы стол и диван.
Стараясь быстрее отгадать, Андрей и Ира неправильно назвали группы и оставили свои карточки на столе. Внимание и интерес детей к игре не ослабевал до тех пор, пока в стопках не оставалось ни одной карточки.
Больше всех собрали карточек Саша, Света и Наташа. Коля, Андрей и Ира, хотя и не выиграли, но к концу игры стали правильно определять группы предметов, стали более внимательными. Систематически проводя с детьми подготовительной к школе группы дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей, но и вырабатывать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.
Игра «Что вам нужно» поможет детям усвоить, какие учебные принадлежности нужны ученику I класса, как их надо хранить. Как можно быстро вынуть нужные учебные пособия, готовясь к уроку рисования или уроку математики, и т. д.
Ценность дидактических игр в воспитании детей всецело зависит от воспитателя, от того, как он сумеет подобрать эти игры, усложнить дидактическую задачу, помочь правильно направить правила игры для достижения программных задач.
Дидактические игры — обучающие игры. Поэтому нужно тщательно подбирать их к определенному программному содержанию занятий, а не просто проводить те игры, которые знает воспитательница или какие есть (настольно-печатные) в группе.
При проведении дидактической игры воспитатель продумывает ее структуру, тщательно и всесторонне разрабатывает план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени.
Дидактические игры следует планировать в таких разделах программы, как ознакомление с окружающим и развитие речи, элементарные математические представления, физическое и музыкальное воспитание.
Для правильного планирования дидактических игр воспитателям прежде всего надо самим убедиться в неоценимой их пользе в умственном и нравственном воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всей учебно-воспитательной работе с дошкольниками.
Практика показала, что во всех возрастных группах можно запланировать и успешно провести от 16 до 20 дидактических игр в месяц. Конечно, дидактические игры не обязательно планировать и проводить на всех занятиях, а только там, где это необходимо и когда позволяет время.
Особенно большое место надо выделить дидактическим играм в IV квартале учебного года. В это время идет повторение пройденного, меньше проводится занятий. Поэтому при планировании игр надо учесть именно то, что в течение года дети слабее усвоили из программного материала, и сезонность. При проведении дидактических игр необходимо обратить особое внимание на тех детей, которые долго не ходили в детский сад.
Продолжить схему:
Дидактические игры
По познавательному интересу
По содержанию
По характеру игровых действий
По дидактическому материалу
? ?
? ?
Составить план ознакомления с новой дидактической игрой.
Образец:
Организационный момент
Игровая мотивация
Непосредственная деятельность педагога
Просмотр видео материала, оценка действий воспитателя.(http://salda.ws/video.phpid=Q7T2WXtAvO)
Критерии оценки:
1.Тема.
2. Дата просмотра
3. Возраст детей и наименование группы.
4.Поставленные задачи и методы их решения.
5. Обоснование выбранного материала и способа проведения занятия с точки зрения психологических особенностей воспитанников.
6. Описание обучающего процесса с точки зрения детей. Контроль воздействия проводимой тренировки в соответствии с индивидуальными особенностями.
7. Оценка действий воспитателя. Обоснование как положительных, так и отрицательных моментов. Изучение мнения детей.
8. Подведение итогов. Анализ личности педагога, черт его характера, способствующих или мешающих процессу обучения.
Решение педагогических ситуаций:
Ситуация 1. Ваня и Петя играли в игру типа «гусек» (с кубиками). Сначала выигрывал Петя. Но когда стал выигрывать Ваня, Петя не доиграл, бросил кубики и сказал, что не будет больше играть.
Предположите ваши действия как воспитателя, письменно опишите их. Какие дидактические игры может использовать воспитатель для корректировки Петиного поведения? Письменные рекомендации.
Ситуация 2. Лиза и Семен (6лет) играли в домино, которое принес из дома Семен. Рая и Катя наблюдали за игрой и решили присоединиться. Семен стал противиться присоединению девочек, забрал домино и унес в шкаф.
Сделайте прогноз: как могут развиваться взаимоотношения Семена со сверстниками в дальнейшем. Какие дидактические игры может использовать воспитатель для корректировки поведения Семена. Письменные рекомендации.
Оцените дидактическую настольную игру предоставленную преподавателем на соответствие требованиям ФГОС и САНПин.
Письменные рекомендации с описанием критериев оценки.
Критерии оценки:
Внешний вид
Наличие цели и описания игры
Соответствие гигиеническим требованиям
Указание возрастного ограничения
Наличие сертификата и №
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Тема 3.2.Подвижные игры
Практическое занятие №6
Тема: «Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах».
Продолжительность занятия -4ч.
Цель работы
Познакомить студентов с методиками, позволяющими организовывать подвижные игры с детьми дошкольного возраста.
Задачи
Учебные: Обучение практическим приемам организации подвижной игры. Раскрытие специфики подвижных игр и игр малой подвижности каждой возрастной группы детей
Воспитательные: Формирование коммуникативную составляющую профессиональной компетентности.
Формы организации: групповая (деление на подгруппы)
Предварительная работа: Подготовка картотеки подвижных игр для детей раннего возраста с указанием задач, правил и игровых действий.
Материальное обеспечение: флажки красный и синий, мяч, кегли, бубен.
Справочный материал:
Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.
План работы:
Представление своего опыта о составлении картотеки (показ картотеки с пояснением).
Организация и проведение игр в учебной группе.
Преподаватель организует и проводит игру малой подвижности. Разбор методических приемов.
Практическая часть - Игра подвижная
Коллективу студентов, предлагается разделиться на группы:
ранний возраст;
младший, средний;
старший, подготовительный
Необходимо выбрать подвижную игру в соответствии со своим возрастом. Сформулировать название, цель, задачи, оборудование, этап: ознакомление, закрепление, на усложнение; методы и приемы.
Провести игру со всеми учащимися.
Анализ плана на неделю по использованию подвижных игр.
Схема анализа:
Определение возрастной группы
Определение времени проведения( сезона)
Колличество игр
Соответствие режиму дня
Используя собственную картотеку, выбрать игры для использования на прогулке и выписать их.
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Тема 4.3.Самостоятельная игровая деятельность дошкольника в ДОУ
Практическое занятие №7
Тема:«Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
Продолжительность занятия -4ч.
Цель работы
Формировать практические умения использования методического материала.
Задачи
Учебные: Учить использовать современные игровые методики, закрепление полученных знаний и навыков.
Воспитательные: Способствовать воспитанию чувства ответственности как профессиональной компетентности.
Формы организации: смешанная
Предварительная работа: Повторить приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Материальное обеспечение: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», презентация авторская «Игровая среда ДОУ», «Игрушки и пособия для детского сада» Москва /Просвещение-1987.
План работы:
Опираясь на таблицу составить конспект игровой деятельности по выбору.
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ
КОНСПЕКТА «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Возраст детей
Задачи формирования
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми
Структура сюжетов
1,5-3 года
Формировать умения осуществлять условные игровые действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, развертывать цепочку из нескольких связанных по смыслу игровых действий; дополнять, продолжать по смыслу игровой действие партнера–взрослого, а затем сверстника, словесно обозначать условное игровое действие.
Начинать игру на виду у детей, втягивая в нее одного-двух человек, предлагая им продолжить действия взрослого, найти подходящую сюжетную игрушку или заместитель; комментировать вслух начатые самим ребенком игровые действия.
Однотемные, одноперсонажные сюжеты, где игровые действия в основном направлены на игрушку – персонаж; сюжет включает одно-три последовательных, известных детям из реального опыта события (купать и кормить куклу; готовить обед и кормить куклу и т. п.).
3-4
года
Формировать умения принимать и словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
Втягивать детей в ролевое взаимодействие (ролевой диалог), сводя к минимуму предметные игровые действия, взяв на себя игровую роль, подключаться к уже возникшей игре ребенка, приняв на себя подходящую дополнительную роль и переводя игру в плоскость ролевого диалога; с этой целью широко использовать сюжетно-смысловую ситуацию разговора персонажей по телефону.
Однотемные, двухперсонажные сюжеты с взаимодополнительными ролями, где очевидна их смысловая и функциональная связь (например: доктор – больной, продавец – покупатель, шофер – пассажир и т. п.).
4-5 лет
Формировать умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры.
Подключаться к игре ребенка, взяв на себя дополнительную игровую роль, и затем развертывать игру через последовательную смену своей роли, стимулируя ребенка к гибкому ролевому поведению; взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая им новые сюжетные события, с новыми персонажами, что требует от них последовательной смены игровых ролей.
Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными; последовательность сюжетных событий развертывается через последовательное взаимодействие основного персонажа с остальными.
5-7 лет
Формировать умение выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников; обозначать для них (пояснять) очередное сюжетное событие, прислушиваться к мнению партнеров и учитывать его; формировать умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете.
Втягивать детей в игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, где сюжетосложение отделяется от предметно-игровых действий и ролевого взаимодействия. Переходить от частичного изменения известных сюжетов («расшатывание» сюжетов) к построению совсем новых сюжетов в такой игре.
Многотемные сюжеты, где комбинируются события и персонажи из различных смысловых контекстов (из разных сказок, из сказок и реального опыта, реалистические элементы из разных сфер жизни). Сюжетная схема волшебной сказки – структурное основание для совместной игры взрослого с детьми
Прочитать методику проведения интерактивной игры.
Вариант игры: по русской народной сказке «Теремок»
Перед началом игры проводим подготовительное занятие, на котором дети вспоминают (или знакомятся) текст русской народной сказки, обсуждают прочитанное. Вопросы для обсуждения
Где находился теремок? (В поле.)
Кто первым стал жить в теремке? (Мышка-норушка.)
Кто из зверей жил в теремке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок.)
Почему медведь полез на крышу? (Медведь не мог влезть в теремок, так как он очень большой.)
Затем детям предлагают раскрасить иллюстрации к сказке (подбор иллюстраций для раскрашивания осуществляет педагог)
Далее переходят к следующему этапу интерактивной игры «Теремок» (см. вариант 1).
После выполнения задания педагог предлагает детям построить собственный теремок (материал заранее готовит сам педагог или его приносят дети). По окончании игры, так же как в варианте 1, анализируют результаты.
Используя интерактивные игры в обучении дошкольников, педагог сталкивается с проблемами мотивации участников (заинтересованность дошкольника, «выпадение» из игры и др.), разработки и использования данного метода в обучении и воспитании дошкольников (разработка игр, методическая литература, квалификация педагога и др.)
Составьте алгоритм её проведения.
Участие в интерактивной игре организованной преподавателем.
Просмотр презентации «Игровая среда ДОУ»
Оценить материал на соответствие ФГОС. (V. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ- Требования к предметно-пространственной среде)
Ответьте письменно на следующие вопросы:
А).Назовите автора следующего высказывания: «Детство – это игра, игра – это детство. Мы играем не, потому что мы дети. Само детство дано для того, чтобы играть»……………
В). Каждая дидактическая игра включает в себя?
С).Какие игры строятся на основе литературных произведений?
Е). Одно из условий развития полноценной игры?
К). Расцвет этих игр в старшем дошкольном возрасте. В них ребенок выступает как сценарист. Режиссер и актер?
Н). Компоненты сюжетно-ролевой игры.
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Тема 5.3.Игры ТРИЗ
Практическое занятие №8
Тема: «Применение современных игровых технологий в ДОУ»
Продолжительность занятия -4ч.
Цель работы
Усвоить методику применения современных технологий при организации игровой деятельности дошкольников.
Задачи
Учебные: Овладение приемами игр ТРИЗ, ознакомление с методикой проведения компьютерных игр (НИТ).
Воспитательные: Содействовать творческой активности обучающихся.
Предварительная работа: ознакомиться со статьей Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание 2005г № 4. - С. 58., написание конспекта родительского собрания с использованием игровых методик.
Формы организации: смешанная
Материальное обеспечение: авторские презентации
Справочный материал:
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основатель ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер. Внедрили ТРИЗ в педагогическую деятельность как методику в 1987 г.
Г.С.Альтшуллер говорил: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта». Тризовская педагогика учит ребенка мыслить системно и не просто фантазировать, но и быть пытливым, что необходимо для будущего первоклассника.
- дети свободны в своих суждениях, они раскомплексованы.
- умеют отстаивать свою точку зрения.
- дети с развитым воображением могут найти выход из любого положения.
- умение мыслить системно помогает детям решать как практические так и теоретические задачи.
- у детей с развитым воображением преобладание в речи сравнительных эпитетов, глаголов, сложных предложений.
План работы:
Практическая часть: Участие в игре, организованной преподавателем.
Аудитория делится на 2 команды, проводятся следующие игры.
1.Игра «Да - нет»
Цель: учить правильно задавать вопросы.
Команды по очереди должны угадать предмет, спрятанный в коробке, задавая вопросы, ответ на которые должен быть или «да», или «нет». (Предмет: волшебная палочка)
2.Игра «Как мне повезло».
Цель: Формировать умение вживаться в образ объекта, развивать словесное творчество.
Учащийся должен представить себя на месте знакомых предметов: сковорода, береза, купальник, подсолнух, картошка, мороз, и ответить на вопрос: Как мне повезло?! (метод эмпатии)
Заполненить тестовое задание.
Впишите верный ответ:
Допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей четырех - шести лет не должна превышать ……минут.
Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета…………………………… кв. м. на одно рабочее место.
40-55 см.
55-65 см.
60-70 см.
Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет
выберите верный ответ:
Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще …………………………………… раз в неделю.
Просмотр игр-презентаций диагностики музыкального развития и качества усвоения литературного художественного материала.
Заполнить таблицу:
Название
Образовательная область
Непосредственное
назначение
Условия применения
Презентация конспектов родительских собраний.
Задача студента кратко изложить цель родительского собрания, возрастную группу, и продемонстрировать игровую методику.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Основные источники: Лещинская-Гурова О.В.// Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения Н.Новгород, 1999г.
Электронная библиотека «Университетская библиотека онлайн»
приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Дополнительные источники:
Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т.М. Бабунова. — М.: ТЦ Сфера. 2007.
Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Т.С. Болотина, С.П, Баранов, Т.С. Комарова. — М.: Академический проект, 2005.
по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
№ работы
1
2
3
4
5
6
7
8
Оценка
Подпись
преподавателя
Выполнил: студент—курса
Код_________
Гр._________
___________
ФИО студента
Проверил: преподаватель
Киселева И.Б.
РЕЦЕНЗИЯ
На методические рекомендации для студентов по организации практических работ по МДК 02.01«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» преподавателя дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Семеновский индустриально-художественный техникум» Киселевой И.Б.
Методические рекомендации для студентов по организации лабораторно-практических работ по МДК 02.01 «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста», составлены в соответствии с учебной программой и позволяют расширить и закрепить теоретические знания по дисциплине. В методических рекомендациях сформулированы задачи, порядок выполнения, критерии оценки и требования к результатам практических работ.
Считаю, что представленные на рецензию методические рекомендации предоставляют доступный алгоритм выполнения практических работ, что способствует качественному их выполнению студентами.