Эти транспортные средства перевозят пассажиров или грузы с определенным звуком в названии. Дети должны отобрать соответствующие картинки.
- «Магазин»
Заплатить первым или последним звуком в названии покупки.
-«Поймай слово за хвост»
- «Звукоед»
Звукоед съел первый (последний) звук в слове, назови какой.
…адуга, …акета, …убаха.
-«Соберем вещи»
В одну сумку положим вещи, в названии которых звук находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в конце.
-«Разложи вещи»
Уберем одежду в комод, в соответствии с местом расположения звука в слове: в верхний ящик, в средний и в нижний.
Рубашка, сарафан, свитер.
-«Новоселье в зоопарке»
Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове:
Лошадь, волк, осел.
Рысь, корова, бобер.
-«Подбери картинки к схеме»
Использование раздаточных карточек
Игры на развитие звукового анализа и синтеза
-«Живые звуки»
Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности
-«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам»
Логопед называет детям слово, а дети называют звуки
-«Позовем звуки домой»
Первый звук, второй и третий…
-«Подбери схему к картинке»
Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.
-«Подбери картинку к схеме»
Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.
-«Кубик»
Каждый из детей бросают кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.
-«Слово рассыпалось», «Поймай звуки»
Логопед называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.
-«Прочитай» слово по первым звукам картинок»
Логопед предлагает детям ряд картинок, определив первый звук в названии картинок можно составить слово.
-«Цепочка звуков»
Дети стоят в кругу. Логопед называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку, ребенок назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.
- «Слово рассыпалось»
Логопед называет звуки в разбивку. Дети составляют слово из предложенных звуков.
Игра "Почтальон"
Цель: развитие фонематического слуха, умение анализировать и обобщать.
Почтальон собрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно отнести почту.
Задания:
-Отнести только в те домики, где буквы согласные.
- Отнести только в те домики, где буквы гласные.
Возможны варианты: можно на домики вместо букв прикреплять слоги.
Задания:
-Отнести почту в домик, где слог с согласным твердым.
-Отнести почту в домик, где слог с согласным мягким.
Возможны варианты: можно на домике прикреплять слова.
Задания:
- Отнести почту в домик, где в слове два слога.
-Отнести почту в домик, где в слове один слог.
Игра "Домики для звуков"
Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить детей различать понятия звук и буква, научить детей правильно употреблять термины «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Игру проводит взрослый, предварительно разрезав карточки. Убедитесь перед началом игры, что детям понятны изображения на картинках, и они их правильно называют. Потренируйте ребёнка произносить изолированно, т.е. без призвука гласного звука твердые и мягкие согласные звуки. В игре использованы только согласные буквы, которые обозначают по два оппозиционных звука имеющих различия по твёрдости и мягкости.
Вариант 1.
Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, показывает букву, которой на письме обозначают этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои картинки.
Вариант 2.
Каждому ребенку раздается несколько (2,3,...) карточек и одна фишке. Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижений по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показал кубик. Остановившись на букве, ребенок называет её и говорит, какие звуки она может обозначать. Затем ребёнок ищет среди своих картинок те, названия которых начинаются на эти звуки. Если такая картинка(и) есть, ребёнок кладёт её (их) на изображение соответствующего домика: синего, когда картинка начинается на твердый согласный звук, или зеленого, когда картинка начинается на мягкий согласный звук. Если кто-то попадает на кружок с изображением «болота», то ведущий называет ему любой звук, на который ребенок должен назвать слово, либо ведущий называет слово, а ребенок определяет, первый звук в нём. Справившись с заданием ведущего, ребенок бросает кубик ещё раз, а если не справился, то остается на прежнем кружке. Выигрывает тот, кто первым освободится от картинок.
Игра "Звонкий - глухой"
Цель: развитие фонематического слуха, связности речи, внимания, памяти. Комплектность: 4 большие карты, 64 маленькие карточки, бумажный кубик. 16 картинок в начале слова звонкий согласный звук, а в конце слова глухой: матрос, ландыш, волк, мак, жук, молоток, венок, горох, мост, грузовик, мяч, бегемот, мышь, бык, василек...
16 картинок в начале слова глухой согласный звук, а в конце звонкий: трактор, пеликан, слон, крокодил, сыр, тигр, стакан, стул, телевизор, самовар, кувшин, стол, пингвин, светофор, тюльпан, кабан...
16 картинок в начале и в конце слова звонкий согласный звук: забор, лимон, баран, барабан, мотоцикл, букварь, доктор, магнитофон, дятел, ворон, мухомор, дверь, батон, диван дом, милиционер... Дополнительные слова: бидон, рупор, балкон, мел. 16 картинок в начале и в конце слова глухой согласный звук: самолет, шарф, карандаш, чеснок, колокольчик, кубик, троллейбус, платок, чайник, петух, холодильник, снеговик, шарик, теленок, кот, флажок... Дополнительные слова: пылесос, конверт, поросенок, кит, камыш, танк, шкаф, квадрат, фотоаппарат, кактус, хомяк.
Правила игры.
Перед началом игры определите, по какому из вариантов: в начале слова, в конце слова, сразу в начале и в конце слова будете собирать карту.
На большие карты с желтым прямоугольником в середине собираются картинки, если в слове звонкий согласный звук либо в начале слова, либо только в конце слова или сразу в начале и в конце слова.
На большие карты с коричневым прямоугольником в середине собираются картинки, если в слове глухой согласный звук находится в начале либо в конце, или в начале и в конце сразу.
Например: бык - звонкий звук в начале слова, стол - звонкий согласный звук в конце слова, дом - звонкий согласный звук в начале и в конце слова.
Вариант 1.
Дети (2-4 человека) берут себе по большой карте и определяются, на какую часть слова будут ориентироваться - на начало, конец или сразу и то и другое. Ведущий показывает по одной картинке и спрашивает: «Кому она подходит?». Дети выкладывают картинки, которые начинаются, например, с глухого согласного «с». Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки на своей карте.
Вариант 2.
Играют 2-4 детей без ведущего. Игроки берут себе большие карты. Маленькие карточки с картинками лежат на столе вразброс лицевой стороной кверху. Дети по очереди кидают бумажный кубик. Желтая грань обозначает, что надо взять со стола картинку, чтобы звонкий согласный звук был в начале либо в конце, или сразу в начале и в конце слова (об этом дети договариваются заранее). Если выпадает грань с буквой Д - игрок кидает кубик дважды, это дополнительный ход. Если у игрока карта с коричневым прямоугольником в середине, а на кубике выпала желтая грань - передать ход следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым соберет картинки на своей карте.
Вариант 3.
Кто соберет длиннее цепочку из картинок с наличием в словах заданного звука, независимо от того, в какой части слова он находится:
Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове.
-«Магазин»
Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов названии этого предмета.
-«Поезд»
Рассадить пассажиров в соответствии с количеством слогов в слове.
-«Собираем урожай»
В одну корзину положим овощи, в названии которых два слога, а в другую - три слога. Свеклу, салат, морковь, горох, а в другую - баклажан, картошка, помидор.
-«Картинки-половинки»
Перед ребенком на столе лежат разрезанные на половину картинки, с изображением предметов с названиями состоящими из 2 слогов. Логопед называет первый слог и показывает на картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог. Ребенок повторяет слово, показывая на каждую часть, называя количество слогов.
Игры с буквами на формирование первоначальных навыков чтения.
- «Подними букву»
Эту игру используют для закрепления звукобуквенных связей.
Услышав слово с соответствующим звуком, дети поднимают букву.
-«Сложи букву»
Конструирование буквы из элементов, из различных материалов, составление разрезного изображения. Для закрепления зрительного образа составление буквы можно предложить по образцу и по памяти.
-«Чудесный мешочек»
Используются пластмассовые буквы. Дети узнают их на ощупь.
-«Отгадай по описанию»
Две палочки, наверху перекладина. (П)
Три палочки, внизу перекладина, справа хвостик. - Щ
Палочка в середине - по бокам полуовалы - Ф.
Палочка - посередине вверху перекладина - Т
-«Слово рассыпалось»
Дети оставляют слово из предложенных букв разрезной азбуки: Р, К, А.
-«Замени букву»
Преобразование слов.
МАК - БАК - ЛАК - ЛУК - СУК - СОК
- «Путешествие по морю»
Дети учатся сливать слоги, сначала обратные, затем прямые.
-«Разложи предметы по величине»
При составлении слов из букв, дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой. Детям предлагаются плоскостные фигуры, на которых располагаются буквы. Разложив их по величине, можно будет прочитать слово.
«Путаница»
Дети выделяют начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(184) "Конспект игры - занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Клоун Гоша в гостях у детей" "
["seo_title"] => string(116) "konspiekt-ighry-zaniatiia-dlia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-na-tiemu-kloun-gosha-v-ghostiakh-u-dietiei"
["file_id"] => string(6) "221490"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1435323976"
}
}