kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедические игры для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедические игры на развитие фонематического слуха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедические игры для детей старшего дошкольного возраста»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ


Игры на развитие фонематического слуха

-«Берегись автомобиля»

Услышав звук (Р), ребенок показывает красный кружок.

-«Светофор», «Чуткие ушки»

Ребенок поднимает соответствующий звуку кружок.

-«Кораблик в тумане»

Услышав звук Л, ребенок зажигает фонарик, показывая дорогу кораблю.

-«Горшок каши»

Услышав, что каша кипит (звук Ш), ребенок звонит в колокольчик.

-«Поймай комара»

Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.

-«Поймай жука»

Услышав звук Ж, дети хлопают в ладоши.

- «Умная машина», «Умный паровоз», «Умный самолет»

Эти транспортные средства перевозят пассажиров или грузы с определенным звуком в названии. Дети должны отобрать соответствующие картинки.

- «Магазин»

Заплатить первым или последним звуком в названии покупки.

-«Поймай слово за хвост»

- «Звукоед»

Звукоед съел первый (последний) звук в слове, назови какой.

…адуга, …акета, …убаха.

-«Соберем вещи»

В одну сумку положим вещи, в названии которых звук находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в конце.

-«Разложи вещи»

Уберем одежду в комод, в соответствии с местом расположения звука в слове: в верхний ящик, в средний и в нижний.

Рубашка, сарафан, свитер.

-«Новоселье в зоопарке»

Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове:

Лошадь, волк, осел.

Рысь, корова, бобер.

-«Подбери картинки к схеме»

Использование раздаточных карточек

Игры на развитие звукового анализа и синтеза

-«Живые звуки»

Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности

-«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам»

Логопед называет детям слово, а дети называют звуки

-«Позовем звуки домой»

Первый звук, второй и третий…

-«Подбери схему к картинке»

Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.

-«Подбери картинку к схеме»

Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.

-«Кубик»

Каждый из детей бросают кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.

-«Слово рассыпалось», «Поймай звуки»

Логопед называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.

-«Прочитай» слово по первым звукам картинок»

Логопед предлагает детям ряд картинок, определив первый звук в названии картинок можно составить слово.

-«Цепочка звуков»

Дети стоят в кругу. Логопед называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку, ребенок назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.

- «Слово рассыпалось»

Логопед называет звуки в разбивку. Дети составляют слово из предложенных звуков.

Игра "Почтальон"

Цель: развитие фонематического слуха, умение анализировать и обобщать.

 Почтальон собрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно отнести почту.

Задания:

-Отнести только в те домики, где буквы согласные.

- Отнести только в те домики, где буквы гласные.

Возможны варианты: можно на домики вместо букв прикреплять слоги.

Задания:

-Отнести почту в домик, где слог с согласным твердым.

-Отнести почту в домик, где слог с согласным мягким.

Возможны варианты: можно на домике прикреплять слова.

Задания:

- Отнести почту в домик, где в слове два слога.

-Отнести почту в домик, где в слове один слог.

Игра "Домики для звуков"

Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить детей различать понятия звук и буква, научить детей правильно употреблять термины «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Игру проводит взрослый, предварительно разрезав карточки. Убедитесь перед началом игры, что детям понятны изображения на картинках, и они их правильно называют. Потренируйте ребёнка произносить изолированно, т.е. без призвука гласного звука твердые и мягкие согласные звуки. В игре использованы только согласные буквы, которые обозначают по два оппозиционных звука имеющих различия по твёрдости и мягкости.

Вариант 1.

Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, показывает букву, которой на письме обозначают этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои картинки.

Вариант 2.

Каждому ребенку раздается несколько (2,3,...) карточек и одна фишке. Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижений по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показал кубик. Остановившись на букве, ребенок называет её и говорит, какие звуки она может обозначать. Затем ребёнок ищет среди своих картинок те, названия которых начинаются на эти звуки. Если такая картинка(и) есть, ребёнок кладёт её (их) на изображение соответствующего домика: синего, когда картинка начинается на твердый согласный звук, или зеленого, когда картинка начинается на мягкий согласный звук. Если кто-то попадает на кружок с изображением «болота», то ведущий называет ему любой звук, на который ребенок должен назвать слово, либо ведущий называет слово, а ребенок определяет, первый звук в нём. Справившись с заданием ведущего, ребенок бросает кубик ещё раз, а если не справился, то остается на прежнем кружке. Выигрывает тот, кто первым освободится от картинок.

Игра "Звонкий - глухой"

Цель: развитие фонематического слуха, связности речи, внимания, памяти. Комплектность: 4 большие карты, 64 маленькие карточки, бумажный кубик. 16 картинок в начале слова звонкий согласный звук, а в конце слова глухой: матрос, ландыш, волк, мак, жук, молоток, венок, горох, мост, грузовик, мяч, бегемот, мышь, бык, василек...

16 картинок в начале слова глухой согласный звук, а в конце звонкий: трактор, пеликан, слон, крокодил, сыр, тигр, стакан, стул, телевизор, самовар, кувшин, стол, пингвин, светофор, тюльпан, кабан...

16 картинок в начале и в конце слова звонкий согласный звук: забор, лимон, баран, барабан, мотоцикл, букварь, доктор, магнитофон, дятел, ворон, мухомор, дверь, батон, диван дом, милиционер... Дополнительные слова: бидон, рупор, балкон, мел. 16 картинок в начале и в конце слова глухой согласный звук: самолет, шарф, карандаш, чеснок, колокольчик, кубик, троллейбус, платок, чайник, петух, холодильник, снеговик, шарик, теленок, кот, флажок... Дополнительные слова: пылесос, конверт, поросенок, кит, камыш, танк, шкаф, квадрат, фотоаппарат, кактус, хомяк.

Правила игры.

Перед началом игры определите, по какому из вариантов: в начале слова, в конце слова, сразу в начале и в конце слова будете собирать карту.

На большие карты с желтым прямоугольником в середине собираются картинки, если в слове звонкий согласный звук либо в начале слова, либо только в конце слова или сразу в начале и в конце слова.

На большие карты с коричневым прямоугольником в середине собираются картинки, если в слове глухой согласный звук находится в начале либо в конце, или в начале и в конце сразу.

Например: бык - звонкий звук в начале слова, стол - звонкий согласный звук в конце слова, дом - звонкий согласный звук в начале и в конце слова.

Вариант 1.

Дети (2-4 человека) берут себе по большой карте и определяются, на какую часть слова будут ориентироваться - на начало, конец или сразу и то и другое. Ведущий показывает по одной картинке и спрашивает: «Кому она подходит?». Дети выкладывают картинки, которые начинаются, например, с глухого согласного «с». Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки на своей карте.

Вариант 2.

Играют 2-4 детей без ведущего. Игроки берут себе большие карты. Маленькие карточки с картинками лежат на столе вразброс лицевой стороной кверху. Дети по очереди кидают бумажный кубик. Желтая грань обозначает, что надо взять со стола картинку, чтобы звонкий согласный звук был в начале либо в конце, или сразу в начале и в конце слова (об этом дети договариваются заранее). Если выпадает грань с буквой Д - игрок кидает кубик дважды, это дополнительный ход. Если у игрока карта с коричневым прямоугольником в середине, а на кубике выпала желтая грань - передать ход следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым соберет картинки на своей карте.

Вариант 3.

Кто соберет длиннее цепочку из картинок с наличием в словах заданного звука, независимо от того, в какой части слова он находится:

«д»: доктор, дом, диван, карандаш, крокодил…

«дь» ландыш, дверь, дятел...

«с»: стул, слон, стол, снеговик, самолет, сыр, «сь» стакан, светофор, троллейбус, чеснок, матрос, василек...

«л»: тюльпан, василек, слон, стул, стол…

«ль» колокольчик, волк, молоток, пеликан, лимон, холодильник, дятел, мотоцикл…

-«Слогоцветик»

Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове.

-«Магазин»

Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов названии этого предмета.

-«Поезд»

Рассадить пассажиров в соответствии с количеством слогов в слове.

-«Собираем урожай»

В одну корзину положим овощи, в названии которых два слога, а в другую - три слога. Свеклу, салат, морковь, горох, а в другую - баклажан, картошка, помидор.

-«Картинки-половинки»

Перед ребенком на столе лежат разрезанные на половину картинки, с изображением предметов с названиями состоящими из 2 слогов. Логопед называет первый слог и показывает на картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог. Ребенок повторяет слово, показывая на каждую часть, называя количество слогов.

Игры с буквами на формирование первоначальных навыков чтения.

- «Подними букву»

Эту игру используют для закрепления звукобуквенных связей.

Услышав слово с соответствующим звуком, дети поднимают букву.

-«Сложи букву»

Конструирование буквы из элементов, из различных материалов, составление разрезного изображения. Для закрепления зрительного образа составление буквы можно предложить по образцу и по памяти.

-«Чудесный мешочек»

Используются пластмассовые буквы. Дети узнают их на ощупь.

-«Отгадай по описанию»

Две палочки, наверху перекладина. (П)

Три палочки, внизу перекладина, справа хвостик. - Щ

Палочка в середине - по бокам полуовалы - Ф.

Палочка - посередине вверху перекладина - Т

-«Слово рассыпалось»

Дети оставляют слово из предложенных букв разрезной азбуки: Р, К, А.

-«Замени букву»

Преобразование слов.

МАК - БАК - ЛАК - ЛУК - СУК - СОК

- «Путешествие по морю»

Дети учатся сливать слоги, сначала обратные, затем прямые.

-«Разложи предметы по величине»

При составлении слов из букв, дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой. Детям предлагаются плоскостные фигуры, на которых располагаются буквы. Разложив их по величине, можно будет прочитать слово.

«Путаница»

Дети выделяют начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логопедические игры для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Федорова Надежда Николаевна

Дата: 24.09.2023

Номер свидетельства: 637180

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект игры - занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Клоун Гоша в гостях у детей" "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-ighry-zaniatiia-dlia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-na-tiemu-kloun-gosha-v-ghostiakh-u-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "221490"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435323976"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Логопедическая работа по развитию  лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР (III уровень) посредством дидактических игр"
    ["seo_title"] => string(149) "loghopiedichieskaiarabotaporazvitiiulieksichieskoghostroiariechiudietieistarshieghodoshkolnoghovozrastasonriiiurovienposriedstvomdidaktichieskikhighr"
    ["file_id"] => string(6) "272177"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451916361"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Конспект занятия по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» "
    ["seo_title"] => string(149) "konspiekt-zaniatiia-po-formirovaniiu-sviaznoi-riechi-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-s-onr-instsienirovka-skazki-v-sutieieva-pod-ghribom"
    ["file_id"] => string(6) "219635"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434302635"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Картотека логопедических игр для детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "kartotieka_loghopiedichieskikh_ighr_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozra"
    ["file_id"] => string(6) "434457"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508916091"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Доклад из опыта работы «Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_iz_opyta_raboty_loghoritmika_kak_mietod_prieodolieniia_riechievykh_narush"
    ["file_id"] => string(6) "389916"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486650032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства