kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей детей группы раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультиация помогает воспитателям в работе для  быстрой адаптации детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей детей группы раннего возраста»

 

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».

 

 

Фазы адаптационного периода.

В зависимости от длительности  адаптационного периода  различают три степени приспособления  ребёнка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32), тяжёлую (32-64 дня). 

При лёгкой адаптации   поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели  налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют. 

Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель. 

Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота,  функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой  медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке. 

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1.Возраст.

2.  Состояние здоровья.

3.  Уровень развития.

4.  Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5.  Сформированность предметной и игровой деятельности.

6.  Приближенность домашнего режима к режиму детского сада. 

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка

- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных,  но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ. 

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен. 

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. 

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. 

- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду. 

- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно. 

Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. 

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Неумение занять себя игрушкой.

Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми. 

Памятки для воспитателя: 

1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:

-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.

-как называют ребенка дома

-чем больше всего любит заниматься ребенок

-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей. 

2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике. 

3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным. 

4. Уточнить правила в общении с родителями:

-детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;

5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу. 

6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.

 7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.

 8. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму. 

9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками. 

10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах. 

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни. 

Список литературы:

1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.

2. Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л.Н.-М.,1983.

3. Дошкольная педагогика/Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г., часть вторая, М.: «Просвещение», 1988.



Консультации для воспитателей.

Этот удивительный ранний возраст.

Ранний возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, - уникальный период в жизни человека. Так в чём же его необыкновенность?

Ребёнок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы "лепим" дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность - главное условие нравственно-этического развития личности ребёнка.

В данный период психика ребёнка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом "Я сам!". Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть "посеяны" уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Уважаемые родители, помните, что, лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление - детская нервность.

Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка того, что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные шалости приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.

Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передалось ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.

Классики о воспитании детей.

Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать, - значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым.

Ушинский.

Детское "Дай", даже просто протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим "Нет", а от этих первых "Не дам, нельзя не разрешаю" зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы.

Корчак.

Первые впечатления могущественно действуют на юную душу; всё дальнейшее её развитие совершается под их непосредственным влиянием.

Белинский.

Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте ему развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно.

Конради.

Лучшее средство в деле воспитания - это дать проявиться в душе ребёнка какому-нибудь хорошему чувству:

Щацкий.






Как правильно вести себя с ребёнком.

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут вам грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить сыну или дочери радость бытия и познания мира.

Ребёнок 2-3 лет интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы "лепим" дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность - главное условие нравственно-этического развития личности ребёнка.

В данный период психика ребёнка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом "Я сам!". Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть "посеяны" уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Уважаемые родители, помните, что, лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление - детская нервность.

Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка того, что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные шалости приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.

Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передалось ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.

Классики о воспитании детей.

Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать, - значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым.

Ушинский.

Детское "Дай", даже просто протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим "Нет", а от этих первых "Не дам, нельзя не разрешаю" зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы.

Корчак.

Первые впечатления могущественно действуют на юную душу; всё дальнейшее её развитие совершается под их непосредственным влиянием.

Белинский.

Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте ему развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно.

Конради.

Лучшее средство в деле воспитания - это дать проявиться в душе ребёнка какому-нибудь хорошему чувству:

Щацкий.






Характер ребёнка зависит от Вас.

Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер?

Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе ( гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

Родители часто возражают: "Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами".

Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?

Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство - равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность - динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.

Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.

Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.

Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.



Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здеськонкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком , в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество . Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими . Педагог должен быть готовым кимпровизации к встречной активности ребёнка . В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего .

Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

· им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

· внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

· поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

· детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

· преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).



ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ. ЛЁГКОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она лёгкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность "играть" с ней самостоятельно.

В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы - чёткие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке) Ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ.

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой "игрушкой" - все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА.

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, - приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение - вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего, предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.



Упрямство детей раннего возраста Если ребёнок вновь твердит вам: "Я хочу!"

Да здравствует детское "хочу"! Это истошно-надрывное или заискивающе-протяжное "хочу", которое поднимает бурю эмоций, грубо дергает истерзанные родительские нервы, вызывает непреодолимое желание убежать, спрятаться, оглохнуть.

Как правило, реакции на детское "хочу" относятся к крайностям: "Да, да, мой хороший, ты сейчас же это получишь", либо: "Мало ли чего ты хочешь!". Есть еще одна, бьющая наповал, действующая как хлорка на все живое: "Мне лучше знать, что тебе надо!" После этой дезинфекции слабый росточек "я хочу" пробивается все реже и реже. И, наконец, совсем вырождается. Пустая душа без желаний, без мечты, без воздушных замков, а значит, и без надежды на лучшее.

Так как же поступать с детским "хочу"? Неуемное выполнение всех желаний делает жизнь приторной и ребенок уже желает "по инерции". Он не понимает, что нужна ему не яркая безделушка, а ваше внимание, которое, как известно, в детстве "равняется любовь". А вам так легче - купить, откупиться. Или же ваши отказы стали такими же автоматическими, сколь риторическими просьбы ребенка? А ведь наравне с "хочу шоколадку", "хочу на качели", "хочу купаться", появляются "хочу почитать", "хочу добиться", "хочу подумать"...

Может быть, задуматься?

ПОЛЕЗНЫЕ ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:

Какую ты хочешь куртку (носочки, рюкзак, зонтик и т. д.), желтую, красную или фиолетовую (с полочками или с узором, с молниями или на кнопках, с рюшами или без)? - все, что не отличается по цене, но учит ребенка делать выбор.

Я могу приготовить тебе завтрак из молока, яиц или овощей. Что бы ты хотел? Вы ведь задаете сами себе вопрос: чего бы я сейчас съела? Почему бы не спросить об этом ребенка, даже если ему 3-4 года.

Ты хочешь, чтобы тебе на день рождения подарили что-то конкретное или сюрприз? Мой ребенок всегда выбирает сюрприз. Он доверяет нашему вкусу, а мы знаем о его пристрастиях.

Ты счастлив (рад, доволен)? Когда у ребенка появилось что-то долгожданное или исполнилось желаемое. Важна интонация - недопустимы насмешка и раздражение.

Почему ты этого хочешь? Это вопрос ради ответа, а не для того, чтобы показать ребенку, что его желание - блажь. Можно спросить даже у малыша и помочь ему осознать его желание.

А чем бы ты хотел заняться? При отказе вместе почитать, погулять или сходить в гости к бабушке. Учитесь договариваться, находить компромиссы. Ведь вы старше, а значит - мудрее.

Как способствовать социальному развитию дошкольника?

Какие же приёмы и средства должен применять педагог, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребёнка? Одним из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является дисциплина. Это слово в переводе с латыни означает обучение, воспитание. Таким образом, дисциплина это процесс научения, образования, т. е. Средства, с помощью которых и осуществляется социализация. Цель дисциплины гораздо в большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Главная цель дисциплины сформировать этические и моральные нормы и развить самоконтроль для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определённым стандартам, правилам, которые установились в нашем обществе.

Вначале контроль за поведением ребёнка устанавливается извне на основе авторитета взрослого; затем по мере взросления ребёнок вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного сообщества не потому, что он должен, а потому, что он хочет. Он принимает эти правила, ограничения и т. п., они становятся неотъемлемой частью его самосознания. Таким образом, рассматривая дисциплину как средство развития самоконтроля, можно выделить ряд принципов, следуя которым взрослый способен повлиять на этот процесс.

Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Дисциплина более эффективна, когда действие её постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

Обучение происходит легче, когда в процесс включены не только наказания, но и поощрения.

Дисциплинарные воздействия должны применяться сразу после нарушений.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребёнка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребёнка постоянно независимо от того, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нельзя угодить.

Внешний контроль за поведением необходим всем детям младшего и среднего дошкольного возраста. Для каждого возрастного периода и определения уровня развития существуют адекватные средства дисциплинарного воздействия. Однако и вседозволенность, и жёсткий авторитаризм оказываются непрдуктивными в любом возрасте. На ранних стадиях развития дисциплина может поддерживаться управлением деятельностью ребёнка, например, с помощью игрушек и интересных игр, оборудования игровых площадок на улице и в помещении. Иногда помогает изменение ситуации вокруг ребёнка. Например, можно переключить его внимание на другое действие предмет или вообще вывести из ситуации, провоцирующей негативное поведение. С детьми постарше можно обсудить их поведение и в доступной форме объяснить его положительные и отрицательные стороны.



Консультация для воспитателей на тему "Закаливание детей



"Программа воспитания и обучения в детском саду" предусматривает закаливание детского организма как необходимое условие их полноценного физического воспитания.

Закаливание – это сознательное применение в определённой системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.

Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. В основе закаливания лежит способность отвечать определённым реакциям на те или иные внешние раздражения: температурные, световые и т.д. При многократном повторении раздражения происходит постепенное приспособление – отбор наиболее выгодных для организма реакций. На основе этого физиологического закона организм приспосабливается и к изменяющимся условиям внешней среды – холоду, жаре, влажности и т.д.

Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста.

Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Для закаливания детей раннего возраста используются факторы внешней среды; по степени воздействия они располагаются в следующей последовательности: воздух, вода, солнце. Данные факторы применяются как отдельно, так и в комплексе.

Сколько бы методик закаливания не существовало, при организации системы необходимо знать и учитывать основные принципы закаливания любого организма.

Первый принцип. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка: состояние его здоровья, физического и психического развития.

При организации специальных закаливающих мероприятий весь контингент детей целесообразно разбить на группы:

I-я группа. Дети здоровые, ранее закаливаемые.

II-я группа. Дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья.

III-я группа. Дети, имеющие хронические заболевания, или дети, вернувшиеся в дошкольные учреждения после длительных заболеваний.

По мере закаливания, но не менее чем через 2 месяца, дети могут быть переведены из одной группы в другую. Критерием для этого должно быть: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовой раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление "гусиной кожи").

Прежде чем приступить непосредственно к закаливанию детей, необходимо, чтобы они были тщательно осмотрены врачом.

Врач даёт указания об ограничении закаливающих мероприятий для тех детей, которым в данный момент они противопоказаны.

Второй принцип: постепенности

Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму – он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм ещё не обладает большой сопротивляемостью. Для того, чтобы получить эффект от закаливания ,раздражение необходимо усиливать постепнно. Если, например, температура воды для обливания всё время остаётся на одном и том же уровне (примерно около +300С), то ожидать закаливающего эффекта от такой процедуры нельзя.

Третий принцип: систематичности.

Закаливание должно проводиться систематично, лучше всего, с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни.

Четвёртый принцип: учёт эмоционального состояния детей.

Общая настроенность нервной системы оказывает влияние на эффективность тех или иных воздействий. Особенно важно учитывать настроение у маленьких детей. Если во время первой процедуры закаливания ребёнок ведёт себя спокойно, то в дальнейшем он всегда будет охотно принимать эти процедуры, так как они ассоциируются у него с хорошим настроением. Если ко времени процедуры ребёнок чем-то расстроен, то его надо предварительно успокоить, в крайнем случае, перенести процедуру на другое время или совсем отменить её в этот день, но не проводить с плачущим ребёнком, так как вырабатывается отрицательная условная связь и в дальнейшем, данная процедура будет вызывать у ребёнка плохое настроение.

Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего, обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание проводят кратковременно, 5 - 7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4 - 50 C, т.е. опускаться до +14 - 160 C. Проводят его:

1) утром перед приходом детей,
2) перед занятиями, 
3) перед возвращением детей с прогулки,
4) во время дневного сна,
5) после полдника.

После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20 - 30 минут.

Температура воздуха в групповых помещениях должна быть:

  • до 3 лет - +230С

При таких температурах дети должны находиться в двухслойной одежде и в гольфах.

Для поддержания температуры воздуха в групповых помещениях используется постоянное одностороннее проветривание. Оно проводится в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми 1 - 2 фрамуги (с одной стороны). В туалетной и умывальной комнатах одностороннее проветривание проводят только в отсутствии детей. Важно, чтобы эти помещения чрезмерно не охлаждались. Для контроля температурного режима термометр помещают на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.

Примерная схема закаливания детей раннего возраста:

Виды закаливания

Здоровые дети

Дети, часто и длительно болеющие, состоящие на «Д» учёте

Начальная температура

Конечная температура

Начальная температура

Конечная температура

Воздушное закаливание

+ 230 – 240С

+200С (с 1 года до 2 лет)

+180С (с 2 до 3 лет)

+ 230С

+200С (с 1 года до 2 лет)

+180С (с 2 до 3 лет)

Скорость снижения температуры

Через 3-4 дня на 20С

Через 3 – 4 дня на 10С

Водное закаливание
(местное обливание)

+ 300С

+ 180С

+ 30 0С

+ 200С

Скорость снижения температуры

Через 2 дня на 20С

Через 3 – 4 дня на 10С

Водное закаливание
(Общее обливание)

+ 350С

+ 260С

+ 350С

+ 280С

Скорость снижения температуры

Через 3-4 дня на 20С

Через 4-5 дней на 20С

Закаливающие процедуры должны проводятся всегда в одно и то же время, согласно режиму детского сада. Благодаря чёткому соблюдению режима вырабатывается динамический стереотип взаимодействия внутренних органов и воспитывается определённый стереотип поведения ребёнка. Обычно комплекс закаливающих мероприятий проводится после дневного сна детей. Меняется комплекс в нашем детском саду 1 раз в месяц. В него входит: побудка, музыкотерапия, ходьба по корригирующим дорожкам, умывание, мытьё рук до локтя, комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, элементы самамассажа и массажа, аромотерапия, фитотерапия, комплекс ОРУ. (см. приложение)

Периодическая врачебная оценка состояния здоровья, нервно-психического развития детей путём сравнения с возрастными нормами является основным критерием для суждения о правильном физическом воспитании детей и, в частности, о правильной организации закаливания.

Список литературы:

  1. Алямовская В. Ясли – это серьёзно. М.: Линка – пресс, 1999 г.

  2. Голубева Л.Г., Прилепина И.А. Закаливание малыша. М.: Просвещение, 2007 г.

  3. Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. М.:Айрис-пресс, 2007г.

  4. Леви-Гориневская Е.Г., Быкова А.И. Закаливание организма ребёнка. М.: Просвещение, 1962 г.

  5. Методические указания «Организация наблюдения и оздоровления детей групп риска в дошкольных учреждениях и детский поликлиниках» № 11-14/27-6 от 30.12.1983 г.

  6. Спирина В.П. Закаливание детей. М.: Просвещение, 1978 г.

Консультация для воспитателей детей раннего возраста "Работа с родителями на этапе оформления ребенка в ясельную группу"

За последние несколько лет существенные изменения произошли, прежде всего, в сроках оформления детей в дошкольные учреждения. Когда-то невостребованные ясли и детские сады, массово закрывающие в середине 90-х свои группы для детей ясельного и младшего дошкольного возраста, теперь переживают настоящий «беби бум»: родители вынуждены записывать своих детей в очередь на получение путевки в ДОУ чуть ли не с рождения. В настоящее время многие молодые родители заранее ориентированы именно на формы организованного дошкольного образования для своих детей как экономически наиболее приемлемые и необременительные для семейного бюджета.

Предоставленная матери государством возможность воспитывать ребенка до 3-х лет, с сохранением за ней места на работе зачастую вообще не рассматривается родителями как серьезная причина оставить ребенка дома. На первый план для молодой женщины выходят или корпоративный интересы (если она является сотрудником коммерческой организации, не поощряющей такие длительные перерывы в трудовой деятельности), или ее личные потребности (желание продолжить учебу, оставить время для решения материальных или других проблем). К сожалению, при этом модель поведения молодой матери ориентирована только на достижение профессиональных или других целей, ребенок рассматривается в совокупности всех семейных проблем, а не как индивидуум, возможности которого могут вообще не соответствовать подобным материнским устремлением.

Большинство воспитателей, проработавших в саду не один десяток лет, с горечью отмечают подобное отношение к детям, сложившееся в семьях за последнее десятилетие. Ориентированные не успешное достижение своих сиюминутных целей, многие родители «выплескивают» ребенка вместе с водой», забывая о том, что именно в здоровом и гармонично развивающемся маленьком человеке, заключается их счастье в настоящем и благополучие в будущем.

Происходит неправомерное сокращение сроков адаптационного периода в детском саду, который необходим всем, даже абсолютно здоровым и подготовленным к его посещению, детям. Зачастую, получив долгожданную путевку, родители приводят ребенка в группу сразу чуть ли не на весь день, подвергая его физическое здоровье серьезным испытанием, а психику – стрессу!

Часто оказывается, что малыш не отучен от памперсов. Многие родители ошибочно считают эту задачу часто гигиеническим и механически перекладывают ее решение на сотрудников детского сада. Однако любой специалист, работающий с детьми раннего возраста, скажет, что, прежде всего, это задача педагогическая и заключается она в воспитании у ребенка навыков опрятности, умения сообщать о своих потребностях взрослому и регулировать их «отправление».

Сталкиваясь с этой серьезной проблемой, воспитатель просто физически не способен приучить всех детей одновременно пользоваться горшком. Период «высаживания» затягивается, кто-то из детей капризничает и вообще боится садиться на горшок. Кому-то родители дали с собой только памперсы и не оставили в группе необходимого количества трусов и колготок. Другие родители, наоборот, являются сторонниками жестоких методов воспитания, правда, перекладывая ответственность за их применение на других людей: они вообще не дают в детский сад памперсы, считая, что, пару раз, походив в мокрых штанах, малыш «сам все поймет».

Необходимо с первого дня пребывания ребенка в детском саду отрегулировать с его родителями единую стратегию воспитания навыков опрятности, специально подчеркнуть, что от решения этой проблемы зависит и психологической комфорт ребенка в детском коллективе, и его здоровье. На последнем моменте педагог в своей беседе с родителями остановиться максимально подробно. Дело в том, что пребывание ребенка в детском саду жестко регламентируется целым рядом специальных документов и инструкций, в которых на одном из первых мест стоит соблюдение основных режимных моментов. Высаживание на горшок после еды, перед сном и после сна, перед прогулкой и после прогулки должно стать единым требованием в семье и детском коллективе! В противном случае даже в благоприятных летних условиях ребенок может заболеть циститом, посидев даже 5 минут в мокрых трусах в песочнице или на полу. Надо сразу определить  родителями график приучения ребенка к горшку, взяв с них письменные обязательства оказывать работникам детского сада максимальное содействие в этом процессе. Подобные документы можно составлять в произвольной форме, но важно помнить, что единожды подписанная бумага оказывает на родителей большее влияние, ем любая индивидуальная беседа и тем более коллективная лекция о воспитании навыков гигиены.

Другим не менее важным педагогическим аспектом является соблюдение единых требований к режиму сна и отдыха. Впервые пришедший в дошкольное учреждение ребенок не может одномоментно включиться в новый для себя режим! До этого в семье дети, как правило, придерживались семейного расписания. Если родители имели привычку засиживаться допоздна, малыш обычно добирал свою норму сна по утрам. Есть семьи, в которых, наоборот, старались минимизировать дневной сон, чтобы ребенок «не мешал» по вечерам и рано засыпал.

Невозможно сразу изменить подобный график! На режим детского учреждения ребенка надо переводить постепенно. Для этого родителям по предварительной договоренности с администрацией детского сада следует приводить ребенка в группу на непродолжительное время. Не стоит жестко регламентировать длительность такого кратковременного пребывания ребенка 1-2 месяцам. Дело в том, что, по данным новейших исследований в области педагогики и физиологии, чем больше проблем в развитии имеет тот или иной ребенок, тем длительнее у него адаптационный период. Насильственное «впихивание» ребенка в новый режим приведет не только к нервному срыву, который часто ошибочно трактуется родителями как то, что их малыш просто «скучает», но и к проявлению более серьезных заболеваний. Мы специально употребили слово «проявление», потому что многие из соматических, неврологических проблем присутствуют у современных детей с рождения, однако степень их проявления или тяжесть течения заболевания зависит от той обстановки, в которой находится ребенок.

В этой связи хотелось бы привести один случай из практики. Однажды ко мне на консультацию обратилась семья ребенка, который в возрасте 4,5 лет практически ничего не говорил, но неплохо понимал обращенную речь. Беседуя с мамой, мы затронули тему детского сада, и тут неожиданно мама рассказала о том, как они пытались посещать детский сад в возрасте около 3 лет. По её словам, мальчик на третий день без видимых причин дал высокую температуру и был выведен из детского сада на лечение. Затем они еще несколько раз пытались ходить в детский сад, но ребенок каждый раз сразу заболевал, и постепенно родители отказались от идеи посещения организованной группы. На мой вопрос, почему они отдали ребенка в детский сад, мама ответила, что ребенок ничего не говорил, ни с кем из близких не общался, на попытки навязать что-либо реагировал истериками, и они решили отдать его в садик, так как «очередь подошла», а там он «сам заговорит». Налицо типичная родительская ошибка: ребенок с отклонениями в развитии рассматривается в своей семье только с точки зрения его поведенческой «невоспитанности» и речевых проблем, которые, по мнению родителей, могут быть решены вне семьи, в другом месте, другими людьми, притом допускается участие в решении этой проблемы только специалистов общепедагогического профиля, хотя очевидно, что нужна помощь со стороны и врачей, и специальных педагогов, и психологов. Можно с высокой степенью вероятности предположить, что невротические реакции ребенка на детский сад и его соматические заболевания усугублялись на фоне психического дизонтогенеза, который игнорировался родителями как первопричина возникших трудностей адаптации в детском саду.

Впервые определяя ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение, необходимо тщательно подготовить его и к соблюдению определенных диетических требований к детскому питанию, и к переходу на режим самостоятельного питания. В дошкольном учреждении категорически запрещено кормить детей пищей, принесенной из дома. Малыши могут получать питание только из пищеблока ДОУ, по заранее составленному меню с расчетом порций по калорийности. Жалобы родителей на то, что малыш привык питаться лучше и их попытки навязать сотрудниками ДОУ свое меню, должны жестко пресекаться. Даже годами отлаженная система приготовления пищи в детском саду иногда дает «сбои», о чем свидетельствует отдельные факты массового отравления детей некондиционными молочными продуктами или несвежими яйцами. Поэтому любые эксперименты с продуктами, закупленными или приготовленными родителями, являются недопустимыми!

Если получивший путевку в дошкольное учреждение ребенок, по словам родителей, страдает любыми заболеваниями желудочно-кишечного тракта, следует обязательно согласовать вопрос его питания с врачом. При необходимости малыш должен быть осмотрен специалистом-гастролэнтерологом в специализированном центре, ему может быть сделано УЗИ брюшной полости или проведены другие лабораторные исследования и взяты анализы, которые не были предусмотрены общим профилактическим осмотром при оформлении ДОУ. Работники дошкольных учреждений хорошо знают, что на приеме у врача родители часто всячески «прикрашивают» реальное состояние своего ребенка, чтобы избежать, на их взгляд, ненужных формальностей при оформлении в дошкольное учреждение, но, получив долгожданную путевку, тут же «обрушивают» на сотрудников детского сада имевшиеся ранее проблемы и личные требования к питанию ребенка.

Значительно возрос за последнее время процент детей с непереносимостью грудного молока, всевозможными аллергическими реакциями на отдельные пищевые продукты – это должно обязательно учитываться при выявлении подобных случаев среди детей, впервые оформляющихся в детский сад. Обязательно каждый подобный случай должен рассматриваться отдельно, при руководстве с принятыми в здравоохранении и образовании нормами, а не личными претензиями родителей на особое питание их ребенка. Если выявление ЖКТ произошло уже в ДОУ, надо обязательно приостановить посещение им детского сада до получения развернутого медицинского заключения и подробного описания особенностей проявления этого заболевания в организованном детском коллективе.

Необходимо помнить, что в социально неблагополучных семьях неуклонно растет количество случаев острого и хронического гепатита у детей и других тяжелых заболеваний, которые выявляются только путем проведения специальных проб и анализов.

Недопустимым является и выполнение требований родителей об обязательном кормлении их ребенка с ложки. Консистенция пищи, предлагаемой в ясельных группах, регламентируется определенными нормами. В частности, постепенно осуществляется переход от супов-пюре к овощным супам, содержащим непротертые овощи. Если ребенок, не умеющий питаться самостоятельно, оказывается в группе своих сверстников, которые уже умеют пользоваться ложкой и хорошо справляются с разжевыванием твердой пищи, он подвергается риску поперхнуться или подавиться непривычной пищей, не дождавшись воспитателя, занятого в этот момент, например, раздачей хлеба. Поэтому чрезвычайно важно выявить в беседе с мамой все особенности овладения ребенком навыками самостоятельного питания, а также сформированность его умения пить жидкость из чашки, придерживая ее руками.

В настоящее время педагогические работники обычных групп детских садов все чаще вынуждены работать с соматически ослабленными и часто болеющими детьми. Эти дети, как правило, имеют в своей медицинской карте на момент оформления в дошкольное образовательное учреждение длинный список перенесенных заболеваний на первом-втором году жизни, а также многочисленные медицинские заключения и лекарственные назначения. Формально не имея однозначных противопоказаний для оформления в ДОУ, эти малыши представляют серьезную проблему для организации их воспитания и обучения в условиях организованного детского коллектива.

Воспитатель детского сада должен помнить, что часто болеющие дети, как правило, воспитываются в ситуации «геперопеки», поэтому приучение их к самостоятельности должно идти постепенно, с максимальным вовлечением родителей в этот педагогический процесс. Следует активнее привлекать внимание родителей к тому, что только при соблюдении единых требований к обучению ребенка навыкам самостоятельного питания в семье и дома возможна быстрая динамика овладения новыми навыками.

Надо учитывать и вероятные неврологические особенности детей: склонность к поперхиваниям и частым срыгиваниям в первые месяцы жизни, повышенный рвотный рефлекс, который проявляется не только при попадании крошек твердой пищи на основание языка, но и при нахождении пищи в средней части ротовой полости. Ребенок раннего возраста с неблагополучным неврологическим анамнезом, не умеющий держать ложку, используя ее для зачерпывания пищи, и пить из чашки, требует дополнительного внимания со стороны родителей воспитателей.

Отдельной, но не менее значимой проблемой являются так называемые «пищевые войны», развертывающиеся между ребенком и близким взрослым во время кормления. Немотивированные капризы - отказ от еды - достаточно частые реакции малыша на помещение его в новые условия, отрыв от родителей. Однако подобные состояния надо отграничивать от возможных ранних проявлений тяжелых психических дизонтогений, в клинической картине которых отказ от приема пищи стоит не на последнем месте. Также внимательно надо отнестись и к стремлению ребенка тянуть в рот несъедобные предметы, его игнорирование элементарных норм соблюдения чистоты и опрятности. Надо помнить, что обследование ребенка при оформлении в ДОУ не предполагает визита к детскому психиатру, а поверхностный осмотр врача-невролога может ограничиться только проверкой некоторых неврологических рефлексов.

Современные данные медицины и коррекционной педагогики свидетельствует о том, что выявление большинства психических заболеваний впервые происходит именно в раннем детском коллективе. В связи с этим на работниках детских образовательных учреждений лежит особая ответственность: необходимо научиться четко отграничивать подобные тревожные симптомы в поведении ребенка, обязательно сообщать о них руководству учреждения и направлять такого ребенка на дополнительное освидетельствование в детское отделение психоневрологического диспансера.

Перед сотрудниками государственных и частных образовательных учреждений, ориентированных на воспитание и развитие детей раннего возраста, встает серьезная задача повышения внимания и педагогического мастерства для своевременного выявления отклонений в развитии детей.

Необходимо научиться отграничивать трудности адаптации здорового ребенка от ранних проявлений отклонений в психофизическом развитии, последствия «гиперопеки» от девиантного  поведения психически неадекватного ребенка.

В настоящее время назрела настоятельная потребность в повышении информированности педагогических работников о современных проблемах психического и физического здоровья детей. Изменившиеся социальные условия в обществе, нарастание в нем материальных проблем и этических противоречий не может не повлиять на ситуацию в дошкольном образовании. Все чаще и чаще рядовые сотрудники - воспитатели, помощники воспитателей, педагоги дополнительного образования - вынуждены работать в чрезвычайно сложных педагогических условиях. Родители, часто просто игнорируя интересы собственных детей, приводят их в детское учреждение неподготовленными: не умеющими есть и одеваться самостоятельно, не контролирующими свои естественные потребности, не соблюдающими элементарные нормы поведения в коллективе. От четкости требований всего педагогического коллектива, от умения выработать единую педагогическую позицию зависят перспективы нахождения каждого такого ребенка в детском саду, профилактика его возможных заболеваний и трудностей в развитии.

Мы советуем не ограничиваться в своей работе только традиционными формами (индивидуальная беседа с родителями, родительское собрание, информационный угол для родителей). Надо чаще проводить анкетирование родителей, приглашать в дошкольное учреждение детских психологов, педагогов-дефектологов, врачей узкого профиля (отоларингологов, гастроэнтерологов, методистов лечебной физкультуры). Можно даже обратиться за помощью к самим родителям: очень часто среди них есть специалисты интересующего учреждение профиля. Только участие семьи ребенка в решении его проблем сделает педагогический процесс в образовательном учреждении по-настоящему эффективным, поможет реально, а не на словах снизить заболеваемость детей, улучшить их психологическое состояние, повлиять на общий климат в детском учреждении.



Консультация для воспитателей
«Педагогическая и воспитательная ценность сказок для детей раннего возраста»


Немаловажное значение в работе с маленькими детьми имеют малые фольклорные формы – прибаутки, потешки, небылички и безусловно сказки.

В доступной и выразительной для ребенка форме сказка раскрывает общечеловеческие ценности.

Среди разновидностей сказки, как жанра выделяют: бытовые, волшебные и сказки о животных. Бытовые сказки посвящены житейской тематике, животные здесь не обладают чудом перевоплощения и присутствуют в реальном виде. Действие происходит в избе, на огороде, в деревне, в поле: «Курочка Ряба», «Репка».

Волшебные сказки преобладают чудесами и превращениями и носят приключенческий характер: «Лягушка-царевна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

В волшебных сказках герои и персонажи вступают в действия с волшебством. Все это зарождает фантастический сюжет – в этом и главный интерес сказки.

Но для детей раннего возраста эти сказки не понятны в силу того, что у малышей еще не достаточно развито воображение, поэтому и не рекомендуется знакомить их с этой жанровой разновидностью.

В сказках о животных главными героями являются звери и птицы, они наделены человеческими чертами и поступают как люди. Эти сказки, как и бытовые любимы и понятны маленьким детям - «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и другие.

Несомненна и воспитательная и познавательная ценность этих сказок. Так, в сказке «Репка» только помогая друг другу герои смогли вытащить репку, а в сказке «Курочка Ряба», пожалев деда и бабу курочка решила снести простое яичко. В сказке «Теремок» все звери жили дружно, всем хватало места в домике и даже большого медведя не прогоняли, а упрашивали: «Куда ты мишка лезешь, нам и самим тесно!».

Сказка будь то бытовая или о животных должна преподноситься воспитателем позитивно, а негативные моменты всегда преодолимы – мишка сломал теремок, но зверушки построят новый, мышка разбила яичко, но снесет другое – простое, колобка съела лиса, но баба испечет другой.

Сказка должна нести ребенку радостное восприятие мира, а это возможно в случае, если воспитатель раскроет сюжет сказки так, чтобы изначально побуждать ребенка на положительное восприятие сказки. Преимуществом этих сказок является и насыщенность диалогами, повторяющимися эпизодами, это особенно важно малышам, начинающим овладевать грамматическими формами языка.

Эмоциональным фоном являются и песенки, которые перемежаются с прозой. Известный фольклорист В.П. Аникин так подчеркивал значение сказок для маленьких: «Это не примитивность подачи жизненного материала, а так необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи…» И с этим трудно не согласиться.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для воспитателей детей группы раннего возраста

Автор: Хусаинова Римма Рафиковна

Дата: 01.05.2019

Номер свидетельства: 508900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Консультация для педагогов групп раннего возраста"
    ["seo_title"] => string(51) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_grupp_rannego_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "474844"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1530965741"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста «Умываемся мы чисто»."
    ["seo_title"] => string(80) "proekt_po_formirovaniiu_kulturno_gigienicheskikh_navykov_v_gruppe_rannego_vozras"
    ["file_id"] => string(6) "531099"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575911581"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Консультация по инновационной деятельности           Чистая речь с раннего возраста (консультация для родителей детей раннего возраста)"
    ["seo_title"] => string(126) "konsultatsiiapoinnovatsionnoidieiatielnostichistaiariechsrannieghovozrastakonsultatsiiadliaroditielieidietieirannieghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "324419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462461795"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Консультация для воспитателей "Организация экскурсий и целевых прогулок в ДОУ""
    ["seo_title"] => string(89) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-orghanizatsiia-ekskursii-i-tsielievykh-proghulok-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "249635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446926987"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Консультации для воспитателей Вербальные и невербальные средства коммуникации."
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsii_dlia_vospitatieliei_vierbal_nyie_i_nievierbal_nyie_sriedstva_kommu"
    ["file_id"] => string(6) "472500"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528352846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства