Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов групп раннего возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С УЧЁТОМ ТРАДИЦИЙ ЮЖНОГО УРАЛА. Подготовила воспитатель МКДОУ д/с № 7 Хусаинова Р. Р. В то время, когда быстрыми шагами развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Поэтому с раннего возраста необходимо прививать любовь к традициям нашего народа. Содержание работы по развитию речи детей в группе раннего возраста предполагает использование фольклора. С его помощью обогащается активный словарь, развивается связная речь, звуковая, интонационная культура речи, фонематический слух, понимание на слух текстов различных жанров. Какие же формы фольклора используются для развития речи? 1. Колыбельные песни – они пронизаны любовью к ребёнку, заботой о нём. От колыбельных песен веет миром, уютом, теплом солнечного очага. Матери желают своим детям здоровья, счастья, силы, богатой жизни, называют детей ласкательными именами – Ванюшка, Марьюшка. - Спи младенец, миленький Голубочек сизенький Мой Ванюшка будет спать А я буду танцевать А для маленьких шалунов и озорников, которые не хотят спать, есть колыбельные с шуточными угрозами. - Баю, бай, баю, бай К нам приехал Мамай К нам приехал Мамай Просит Васеньку отдай А мы Васю не дадим Пригодится нам самим! Дети запоминают слова, подпевают, обыгрывают игровые ситуации, участвуют в их исполнении. Исполнение колыбельных должно отвечать народным традициям, то есть исполняются они монотонно, спокойно. Здесь дети приобщаются к устному народному творчеству, обогащается их пассивный словарь (колыбель, люлька, колыбельная). 2. Радость от соприкосновения с различными явлениями жизни, от выполнения обычных бытовых действий – умывания, одевания, называются пестушки. Интонация их бодрая, радостная. - Потягунушки, потягунушки Поперёк толстунушки А в ножках ходунушки А в ручках хватунушки А в роток – говорок А в головку – разумок. Пестушки – коротенькие приговорки, сопровождающие ритмичной и рифмованной речью, необходимые для ребёнка гигиенические и физические процедуры – умывание, купание, массаж. Гуси летели, Учат малыша поднимать голову и ручки кверху. Лебеди летели Гуси летели, Лебеди летели. 3. Потешки, предназначены для развлечения, забавы ребёнка, вовлекают ребёнка в первые совместные игры со взрослыми. Потешками взрослые передают свои нравственные и трудовые понятия: - Ладушки, ладушки - Сорока – воровка - Идёт коза рогатая. 4. Прибаутка – небольшие стихи в 4-5 строк – это маленькие сказочки в стихах. Здесь нужно стимулировать участие детей: - договаривание слов, выполнение движений, подражание игровым действиям, поощрять самостоятельное исполнение в играх с куклами: - Не ходи за селом Там баба – яга с помелом Не ходи впотьмах Ходит страх на ногах. 5. Заклички – приговорки также оказывают влияние на развитие речи детей. Педагог произносит их во время наблюдений, на прогулке, при различных погодных явлениях. - Дождик, дождик Полно лить Малых детушек мочить. - Солнышко – вёдрышко Выгляни в окошко Твои детки плачут По камешкам скачут. Дети повторяют за воспитателем, исполнение их сопровождается жестами (протянуть руки к солнышку, показать как божья коровка машет крылышками). По сути, заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей, а приговорки часто строятся на звуководражании. Стихи Н. Пикулевой. Таким образом, для развития речи детей данного возраста необходимо и целесообразно использовать эти формы работы – использование фольклора нашей местности. КОНСПЕКТ Н О Д ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВЕТКА РЯБИНЫ». Подготовила воспитатель МКДОУ д/с № 7 Хусаинова Р. Р. Цель: создание коллективной работы посредством нетрадиционной техники рисования гуашью. Задачи: 1) познакомить детей с деревом рябины, её ягодами, с её пользой для птиц. 2) формировать и развивать представления о красном цвете, круге. 3) учить детей рисовать аккуратно ягоды рябины ватной палочкой методом «тычка». 4) воспитывать в детях интерес к родной природе, прививать заботу о птицах. Оборудование: игрушка – птичка, гуашь красного цвета, салфетки, ватные палочки, заготовки с изображением ветки рябины, АРМ. Ход занятия: Дети входят в зал. Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости, посмотрите на них, поздоровайтесь. А теперь подойдите ко мне. (стук в окно). - Ой, кто-то опоздал к нам, кто-то ещё в гости спешит. Кто же это? Давайте посмотрим. Кто это, дети? (ответы детей). М