Консультация по развитию речи. Рассказы детей из личного опыта.
Консультация по развитию речи. Рассказы детей из личного опыта.
Обучение детей рассказыванию из личного опыта имеет большое значение для развития речи. Дети учатся использовать свой жизненый опыт, передовать его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излогать свои мысли без опоры на наглядный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация по развитию речи. Рассказы детей из личного опыта.»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Любинского муниципального района Омской области
«Любинский детский сад №1»
Консультация по развитию речи
"Рассказы детей из личного опыта"
Выполнила: Горнасталева Л.В.
Любинский 2017г.
Обучение такому рассказыванию имеет большое значение для развития речи. Дети учатся использовать свой жизненый опыт, передовать его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излогать свои мысли без опоры на наглядный материал.
Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, праздники, интересные случаи. Воплощая свои впечатления в форму рассказа, дети наглядно убеждаются в том, что обо всем окружающем можно рассказывать живо и интересно.
Рассказывание из личного опыта вводится со средней группе. На первых порах воспитатель организует его после знакомства картиной, игрушкой. Например, после рассматривания картины педагог обращается к группе с предложением рассказать о кошках, которые живут у тебя дома, описать их внешность, привычки.
В дальнейшем детям предлогаются конкретные, близкие им темы: после праздника это могут быть темы: "Как мы провели праздник", "Что нам понравилось на елке", после экскурсии по детскому саду - темы: "Что мы видели на кухне", "Наша няня Мария Петровна" и.т.д.
В средней группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание.
Воспитатель знакомит детей с темой рассказа (например, о том что дети видели на экскурсии), намечает основную сюжетную линию: "Сначала мы расскажем, как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там, увидели, а закончим рассказ о том, что нам больше всего запомнилось".
Затем дети начинают высказываться. То обстоятельство, что воспитатель ведет запись, побуждает их подыскивать наиболее точные и правельные слова и выражения. В конце воспитатель зачитывает коллективный рассказ и предлагает детям нарисовать рисунки на эту тему. Если кто-то из детей захочет продолжить рассказ, надо отнестись к этому внимательно и записать высказывание ребенка или поощрить его за то, что он так интересно смог дополнить коллективный рассказ.
Коллективное рассказывание широко применяется и в свободное от занятия время. Например, когда утром дети приходят в детский сад со свежими впечатлениями от увиденного или услышенного дома, воспитатель заводит общий разговор, своими вопросами напровляя его таким образом, чтобы каждый ребенок мог высказаться (о том, что он видел на улице, по телевидению и др).
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг ознакомление детей с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, поэтому тематика рассказов усложняется.
Широко вводится тема природы. Интересная тематика рассказов о природе и методика обучения разработана Н.Ф. Виноградовой. Она предлогае следующий вид рассказывает:
1) сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе ("Как мы строили цветник", "Кто обедал птичьей столовой");
2) сюжетные описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин ("Как звери живут зимой", "Что случилось на реке весной");
3) описательный рассказ на основе сравнения разных времен года ("Наш участок зимой и летом") и описание пейзажной картины;
4) описательный рассказ о каком-нибудь времени года ("Мое любимое время года", "Что ты знаешь об осени");
5) описательный рассказ об отдельном явлении природы ("Ветка сирени", "Осенний букет").
К рассказыванию из личного опыта относится и коллективное составление письма (заболевшему товарищу, детям другого города, республики или даже другой страны). Воспитатель записывает за детьми то, что они расскажут о своей жизни в детскому саду, и помогает изложить содержание последовательно, интересно, грамматически правельно. Одновременно у детей развивается умение составлять специальные тексты, потому что письмо отличается от обычного рассказа и своим содержанием, и структурой.
Составление писем, помимо связной речи, оказывает большое воспитательное воздействие, вызывая у ребенка дружеское отношение к детям других городов и республик, заботливое отношение к сверстникам и взрослым (знакомым и незнакомым).
Эффективности обучения этому виду рассказывания способствует установление контакта с родителями. С ними можно провести беседу о том, как обоготить детские впечатления в выходные и праздничные дни; где побывать; что и как посмотреть. В последствии можно составить альбом из детских рисунков и рассказов и показать его родителям.