Дети, сегодня такое замечательное и солнечное утро. У меня прекрасное настроение, а у вас. Давайте возьмемся за руки и друг другу передадим хорошее настроение. Ребята, мы сегодня продолжим разговор про почту, наверное, вы уже многое знаете о почте? - Для чего нужна нам почта? Как и когда возникла почта? Как называют профессию людей, которые приносят нам почтовую корреспонденцию? Где можно купить конверты, марки, открытки? Где можно отправить посылку, бандероль, телеграмму? … - А вы знаете как люди в далеком прошлом могли общаться, передавать новости друг другу на расстоянии, в разные населенные пункты? А хотите узнать? А вы когда – нибудь путешествовали по «реке времени»? А хотите попутешествовать? Для этого давайте вспомним, как называется время о прошедших событиях, которые уже давно прошли? Правильно, это время мы называем прошлым. А как называется время событий, которые происходят с нами здесь и сейчас? Правильно, это время мы называем настоящим. А как называется время событий, которые только будут происходить с нами, например, когда вы вырастите…? Правильно – будущее. Прошлое все то, что было. Никакая в мире сила всё - обратно не вернёт. Время лишь вперёд идёт. То, что видим мы сейчас – настоящее для нас. Будущее – то, что будет, и его не знают люди. Обратите внимание на панно – «Река времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему и наше с вами путешествие. Я приглашаю вас в путешествие по «реке времени». Да, именно, по реке, потому что, течет не только вода, но и время. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит только всегда вперед и никогда не возвращается назад, так же как и время. Кто хочет – присоединяйтесь к нам! | Педагог берет за руки детей. Задаёт вопросы, стимулирующие высказывания детей. Стимулирует любознательность, интерес. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления детей; инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям. | Дети по очереди улыбаются друг другу, передавая хорошее настроение.
Слушают. Выражают собственные суждения. Делают выбор.
| Педагог и дети поприветствовали друг друга. Дети, пожелавшие присоединиться включаются в деятельность. |
Смотрите, ребята! Что это там за костер горит на берегу? Давайте подойдём поближе. - Как вы думаете, в какое время мы попали? Мы оказались в далёком, далёком, далёком прошлом, в «Древности», во времена первобытных людей. Слайды № 4-10. Посмотрите, на берег, что вы видите? Чем занимаются древние люди? Представьте, что мы оказались с вами в те времена, когда жили древние люди. Они охотились на мамонтов, жили в пещерах. Они не умели писать, у них не было телефона. Как вы думаете, как же они обменивались сообщениями, новостями? Шло время, люди больше узнавали об окружающей жизни, многому научились: появилась узелковая почта, завязанными узелками они могли передать, например, сколько дней или ночей они охотились или сколько животных они поймали, били в громкие барабаны, чтобы их слышали другие племена, оставляли наскальные рисунки, рисунки – пиктограммы. Посылали гонца с устными сообщениями. Время течет дальше, люди изобрели пергамент и стали рисовать на нем. Шло время и гонцы стали передвигаться на лошадях, появились конные гонцы. Перевозящие почту гонцы пользовались рожком для подачи сигнала о приближении. И вот мы с вами сейчас превратимся в древних людей, которые не умели писать, но хотели передать новости о своей жизни. Бумаги и ручек в то время не было и люди писали на шкурах животных. У нас будет два племени: племя мальчиков и племя девочек. - У меня два листа и маркеры. Представим, что это выделанная шкура мамонта и уголь для письма. Нарисуйте, пожалуйста, «письмо» друг другу: чем вы любите играть и заниматься. - А теперь выберите самого быстрого гонца своего племени, и он доставит послание. Ребята, давайте посмотрим и прочитаем, что же у нас получилось? Молодцы. Но вы, наверное, заметили, что в расшифровке послания возможны неточности. Да и на пути у гонца встречалось много опасностей. Шло время и гонцы стали передвигаться на лошадях, появились конные гонцы. Перевозящие почту гонцы пользовались рожком для подачи сигнала о приближении. В дальнейшем люди стали пользоваться «голубиной почтой». Послание или письмо сворачивали и привязывали к ноге голубя. Этой почтой люди пользовались долгие годы. Еще существовала бутылочная почта. Такая почта существовала с давних времен. Моряки бросали в воду бутылки с письмами. Бутылочная почта служит и сегодня науке. С кораблей, изучающих океаны, сбрасывают стеклянные бутылки с открытками внутри. Нашедшего просят сообщить, где она была выловлена. Таким образом изучают морские течения, их скорость, изменчивость! Слайд № 12. А нам пора отправляться дальше. В путь! В руки палочку возьму, волшебство я призову! Чудо в гости к нам придёт, в старину нас унесёт! Слайд №13. Смотрите! Вот мы снова подплываем к берегу. А встречает нас замок старинного города! Мы попали с вами в далёкое прошлое - старину, время королей и королев, принцев и принцесс, графов и графинь. Слайд №14.Прошло время, когда люди охотились на мамонтов и рисовали послания на стенах пещер и шкурах животных. Появилась письменность. Люди стали чаще обмениваться сообщениями, писать письма. И в России появилась специальная почтовая служба, письма и груз перевозили на почтовых каретах. Слайды № 15 – 17. В это же время появились конверты и первые марки. В дальнейшем почта стала называться «Ямская гоньба», а затем «Ямской приказ». -Как звали работников этой почты? -И как же они доставляли почту? Как вы думаете, каким должен быть ямщик? Да, ребята, туда шли работать смелые и сильные люди. Им приходилось преодолевать очень большие расстояния. К упряжкам лошадей были прикреплены колокольчики. Кто скажет, для чего? Ну, как быстры бы не были кони, письма и послания шли долго. Да еще и разбойники поджидали ямщиков по дороге. Поэтому письма не всегда доходили до адресата. А сейчас мы поиграем с вами в игру. Она называется «Раз, два, три – колокольчик бери». И я узнаю, кто из вас в старину мог бы работать ямщиком. Игра проводится 2-3 раза. Слайд №18. Шли годы и почту стали перевозить в почтовых вагонах. Россия стала одной из первых стран, перевозивших почту в почтовых вагонах. В 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга в Царское село. В 1851 году впервые был отправлен почтовый вагон с корреспонденцией из Санкт-Петербурга в Москву, и с этого момента началась регулярная пересылка почты железнодорожным транспортом. Поезда, в состав которых цепляли почтовый вагон, шли быстрее пассажирских. Слайд №19. А мы с вами продолжаем путешествие по «реке времени». Будем чудо в гости звать. Раз, два, три, четыре, пять! Палочкой взмахнём своей, В наше время поспешим скорей!!! Слайд №20. И оказываемся в другой эпохе, в нашем современном мире. Вот мы снова подплываем к берегу. Узнаёте наш современный город? Мы вернулись в «Настоящее» - наше сегодняшнее время. Слайд №21,22. Ребята, посмотрите, как изменилось время? Появилось много разной техники. Какой? И отправить послание стало намного проще и быстрее. В последнее время появились совсем новые средства связи. Как вы думаете, какие. Слайды№23. Вот так выглядит наша современная почта, почтовые принадлежности, почтальон. Слайд № 24. У почты России есть свой флаг, эмблема и герб. Если посмотреть на почтальонов разного времени, чем они отличаются? Слайд № 25 - 27. Что же отправляют по почте в наше время. Обязательно на корреспонденции указывают почтовый индекс. Теперь используют новые, технологии в работе почты. Слайд № 28,29. Вот какие наши почтальоны. Работа почтальона трудная и очень важная. Теперь вы узнали историю возникновения почты. . | Использует наглядные средства; рассказывает; объясняет. Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Стимулирует любознательность, интерес. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления детей. Активно играет вместе с детьми. Инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям; дополняет ответы детей. Отвечает на вопросы детей. Использует наглядные средства; рассказывает; объясняет. Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Стимулирует любознательность, интерес. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления детей. Активно играет вместе с детьми. Инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям; дополняет ответы детей. Отвечает на вопросы детей. | Мальчики и девочки встают в пары лицом друг к другу, берутся за руки («лодочка») и покачиваются влево – вправо, наклоняя корпус и руки. Активно играют. Слушают, рассматривают, задают вопросы, рассказывают, объясняют, выражают собственные суждения по поводу увиденного, делятся впечатлениями Выполняют действия Выполняют действия Активно играют. Слушают, рассматривают, задают вопросы, рассказывают, объясняют, выражают собственные суждения по поводу увиденного, делятся впечатлениями Выполняют действия | Дети активно играют. Дети закрепили и получили новые представления об истории возникновения почты. Дети подходят к столам рисуют письма. (Под музыку два ребенка оббегают зал и обмениваются посланиями) Дети расшифровывают послания Дети активно играют. Дети закрепили и получили новые представления об истории возникновения почты.
Ответы детей |
На нашем панно – «Реке времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему, отмечены 3 остановки (метки). Первая метка с изображением первобытных людей – это наша первая с вами остановка. Кто помнит, как она называлась? Правильно - «Древность». Вторая метка с изображением почтовых карет, ямской почты, с изображением первой марки, конвертов, это наша вторая остановка в путешествии. Как она называлась? Правильно - «Старина». Третья метка с изображением современной почты – это наша третья остановка под названием «Наше время». На столе приготовлены для вас картинки с изображением почты и почтальонов разных времен. Внимательно рассмотрите их. Подумайте. Посоветуйтесь между собой. И разложите картинки на панно «река времени» в соответствии с метками, обозначающими: «Древность», «Старину» и «Наше время». Путешествуя по далекому прошлому и настоящему времени, мы с вами узнали, когда появилась почта и почтальоны, как она менялась со временем. | Объясняет. Ставит цели. Способствует групповой работе детей. Предоставляет возможность детям обсудить, найти решение. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Отвечает на вопросы. Конструктивно комментирует работу детей. | Слушают. Задают вопросы. Советуются. Самостоятельно решают поставленную задачу. Делают выбор. Объясняют. Доказывают. Организуют рабочее место. Осуществляют самостоятельный выбор картинок.. Самостоятельно выполняют задание. | На панно «река времени» закреплены картинки в соответствии с метками, обозначающими: «Древность», «Старину» и «Наше время». |