Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Птицы»
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Птицы»
Цели - Продолжать знакомить детей с птицами и их повадками, условиями необходимыми для их жизни. - Учить детей составлять описательные рассказы о птицах: отбирать содержание, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки, подбирать образные слова и выражения, характеризующие птиц и отношение рассказчика к ним. - Продолжать учить детей умениям правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Птицы»»
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Птицы».
Программное содержание
- Продолжать знакомить детей с птицами и их повадками, условиями необходимыми для их жизни.
- Учить детей составлять описательные рассказы о птицах: отбирать содержание, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки, подбирать образные слова и выражения, характеризующие птиц и отношение рассказчика к ним.
- Продолжать учить детей умениям правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
- Способствовать развитию современного экологического мышления.
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувства милосердия.
- Формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой.
- Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
- Совершенствовать экологические знания.
Материал
Предметные картинки с изображением птиц (воробей, снегирь, синица, дятел, сова, сорока)
Модели для составления описательных рассказов о птицах, карточки с изображением клюва, перьев, лапок, гнезда, тарелки, человека.
Игровое поле ,картинки со схемами.
Предварительная работа
Наблюдение за птицами на участке детского сада, дидактические игры с моделями; чтение рассказов В.Биянки, Н.Сладкова, Г.Скребицкого, К.Чуковского о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением разных птиц вне занятий.
Оборудование
Оформление в виде зимнего леса ( макеты деревьев, птиц , домика ,).
Ход занятия
Группа оформлена под зимнюю поляну. Заснеженные деревья, домик, слышны птичьи голоса. На деревьях сидят птицы (воробей, снегирь, синица, сорока, дятел, сова).
Воспитатель: Что это?
Дети: Лес.
Воспитатель: Как вы понимаете, что такое лес?
Дети: Лес - это где много растет деревьев. В лесу живут лисы, зайцы, медведи, лоси, ежи... , много птиц, насекомых….
Воспитатель: Как надо относиться к лесным обитателям?
Дети: Нужно их подкармливать зимой, в лесу не шуметь, нельзя убивать и забирать с собой домой зверей и птиц.
В.: Какие пословицы и поговорки вы знаете о лесе?
Дети: "Сломать дерево недолго, вырастить - годы нужны";
"Старые деревья молодые охраняют"
"Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!"
"Подкорми птиц зимой - они отплатят тебе добром летом".
(Звучит музыка). )
Воспитатель. На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.
Воспитатель: Ребята, Посмотрите, как красиво на лесной поляне. Все деревья покрыты снегом и инеем, как много птиц, слышны птичьи голоса. Давайте, поиграем со своими ручками. На минутку представим, что наши ручки-птички (садятся на колени)
-Птичка крылышки сложила
Птичка перышки помыла
Птичка клювом повела
Птичка зернышки нашла
Птичка зернышки поела
Птичка песенку запела
Птичка крылышки раскрыла
Полетела, полетела.
Воспитатель: Дети, вы обратили внимание, что на нашей полянке, кроме деревьев и птиц стоит красивый домик. Кто в нем живет, как вы думаете?
Воспитатель: Сейчас подойдем к домику поближе и узнаем.
(выходит старичок-лесовичок)
Старичок: Здравствуйте, ребята. Это хорошо, что вы на нашу полянку пожаловали. А загадки вы про птиц любите.
-Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…..
-Кто летает, кто стрекочет-
Рассказать нам новость хочет?
Старичок: Молодцы ребята. Но есть у меня к вам одна просьба.
Видел я в вашем лесу птицу диковинную, но как зовут ее, не знаю. А вы, дети, знаете?
Воспитатель: А ты опиши нам, мы тебе и поможем.
Старичок: А как это описать. Я не умею. Научите меня рассказывать про птиц.
Воспитатель: Научим старичок-лесовичок (дети садятся на стулья),
как надо представить птичку, чтобы мы ее узнали?
Правильно, сначала надо сказать какая птичка большая или маленькая, какой у нее клюв, какие лапки, перья, где живет, что ест, как передвигается, какой у нее нрав: веселая или певунья.
Но чтобы рассказ получился связным надо рассказывать по порядку.
Назвать птицу, чтобы не забыть об этом закрепим карточку.
- Какую карточку закрепим?
- Правильно без изображения, потому что каждый из вас назовет свою птичку.
- О чем еще надо рассказать, чтобы узнать птичку и не перепутать ее с другой.
- Итак, сначала расскажем какая птичка, какой у нее клюв, какие лапки, перья. Чтобы не забыть поставим карточку.
- Еще ,по каким признакам мы можем узнать птицу.
- Правильно, где она живет и какое у нее жилище, чтобы не забыть закрепим карточку с изображением гнезда.
Старичок: Я не могу понять, почему они клюют разную пищу.
Воспитатель: У птиц разный клюв т.к. они добывают себе питание по разному. У каждой птицы есть любимое блюдо.(вывешивается карточка с изображением тарелки)
Воспитатель: У меня осталось последняя карточка.(показывает карточку с изображением человека).
- О чем будем рассказывать в этом случае.
- Правильно, как человек относится к птице и помогает ей.
- Старичок, ты понял, как надо составлять рассказ про птичку.
Старичок: Понял, только забыл с чего начинать.
Воспитатель: (показывая на первую карточку) Что означает эта карточка?
(аналогично обговариваются варианты рассказов по всем карточкам).
Воспитатель: Старичок, о какой птичке тебе рассказать.
Старичок: Про эту (указывает на воробья)
Воспитатель: Это воробей. Воробей маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Клюв у него маленький, лапки короткие. Он летает и прыгает. Хоть и говорят «серый воробушек», серая у него только грудка. Спинка коричневая с широкими продольными черными полосами. Крылышки украшены белой бахромой. Живут воробьи и в городе и в деревне. Нравится воробышкам устраивать свои квартиры за ставнями, под козырьком подъездов и балконов. Питаются воробьи весной мошками, гусеницами, летом клюют зернышке и семена растений. И еще любят воробьи хлебные крошки. Зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в эту пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле нас.
Старичок: Хорошая птичка-воробей. А вот про этого воробья расскажите (указывает на синицу)
(рассказ ребенка о синице)
(стихотворение про синицу)
(Рассказы детей о сороке, о дятле)
Старичок: Спасибо, ребята научили меня рассказывать про птиц.Воспитатель: Ребята, а как вы думаете трудно птицам зимой? Почему? А мы можем помочь птицам зимой? Расскажите, как это можно сделать.
Воспитатель: - я очень рада, что многие из вас помогают птицам выжить в зимнее время. А чтобы мы с вами это могли сделать и в детском саду, я даю вам домашнее задание – вместе с папой и мамой изготовить кормушки для птиц. Мы повесим их на нашем участке, каждый день мы будем насыпать в них корм, и вы увидите, как рады будут птицы нашим угощениям.
Физминутка: Игра «Совушка-сова, мудрая голова»
Старичок: Ребята хочется мне поиграть с вами в мою любимую игру, которая называется « Берегите природу»
(материал: игровое поле ,картинки со схемами. )
Ход игры: Старичок показывает детям круг, разделенный на сектора - "квартиры". Предлагает в каждую "квартиру" заселить из природного мира какую-либо часть: растения, животных (звери, птицы, рыбы), человека. Дети распределяют картинки с указанными изображениями по секторам. Далее воспитатель убирает одно из изображений и уточняет у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле при отсутствии спрятанного объекта. Например: если убрать растения, что произойдет с птицами, зверями и т.д. (доходят до человека). Изображение человека убирают из круга в последнюю очередь. Детей подводят к выводу: если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если хотя бы один из других элементов живой природы исчезнет, может погибнуть и оставшийся мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.