kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия «Растения вокруг нас. Лекарственные растения» (подготовительная группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представления детей о лекарственных свойствах растений. Познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных растений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Растения вокруг нас. Лекарственные растения» (подготовительная группа)»

Занятие в подготовительной группе

«Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

 Цель: формировать представления детей о лекарственных свойствах растений. Познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных растений.

 Ход НОД:

 -Ребята, а вы любите сказки?

 -Хотите послушать интересную?

 -Эта сказка не только интересная, но и полезная.

 Однажды солдат в село со службы воротился. Много лет воевал он на чужбине. Пришел солдат весь израненный и раны его не заживают. Поняла жена, что не выходить ей мужа, и решила его в город к врачу везти. По дороге одолели ее думы горькие, и не заметила она, как змея выползла на солнышке погреться. И переехало ее колесом повозки. Остановилась женщина и увидела, как змея обернулась какими-то листьями, растущими вдоль дороги. Через некоторое время раненая змея исцелилась, и уползла в траву.

 «Что за трава дивная, может быть, она и мужу моему поможет. » подумала женщина и, сорвав несколько крупных листьев подорожника, сделала из них повязки мужу на раны.

 Пока ехали они до города раны его заживать стали, боль утихла. Выздоровел солдат.

 - Вы узнали, что это была за трава? /подорожник/

 «Старичок- Лесовичок»

 -Здравствуйте ребята. Меня зовут Старичок-Лесовичок.

 Сидел я здесь недалеко под деревом, отдыхал. Я везде бываю, тоже много травок знаю. Эти травки не простые, они обладают волшебной силой. Они вылечат вас от кашля, простуды, помогут вылечить ранки и нарывы. А если пить настои из этих трав, то не будет болеть голова и сон ваш станет крепкий.

 - Хотите узнать, что это за травки?

 Первая остановка на нашем плане «Волшебная библиотека»

 -Ребята, Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них - лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных.

 Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, люди стали их называть - лекарственными растениями. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники».

 -По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

 -Давайте полистаем страницы этих книг.

 Вывод:

 -Как вы думаете, должны ли быть эти книги в домашней библиотеке?

 -Может у кого -нибудь дома есть такие книги? Если нет, то обязательно приобретите.

 Следующая остановка «Островок чистого воздуха»

 -Рассмотреть растение, потрогать листочки, понюхать.

 - Это туя. У туи есть родственник - называется можжевельник.

 -Туя или можжевельник славится своими лечебными свойствами издавна. В нем много эфирных масел со смолистым, терпким, дымчатым ароматом. Если маслом из этого растения натереть то место, которое болит, то оно согреет это место, боль пройдет и у вас поднимется настроение. Если мы помажем этим маслом неожиданно появившийся на руке или ноге прыщик, то он исчезнет. Грибники всегда берут это масло с собой в лес. Оно поможет при укусе змеи.

 Этот хвойный кустарник чрезвычайно полезен. Там, где он посажен, воздух намного чище. Он выделяет в воздух особые вещества, которые уничтожающие вредные для здоровья микроорганизмы.

 Вывод:

 -Ребята, а как вы думаете почему мы встретили тую в зоне «Дорожного движения»?

 (На дорогах всегда пыльно, машины загрязняют воздух.

 Надо сажать тую возле дома, дорог, в парках.)

 Дыхательная гимнастика около туи.

 «Аромат цветов»

 Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося : «А- а- ах! »

 Следующая остановка «Скорая помощь»

 -А вот и подорожник. Расскажи подорожник о себе.

 «Подорожник»

 Тонкий стебель у дорожки

 На конце его — сережки.

 На земле лежат листки —

 Маленькие лопушки.

 Вам я — как хороший друг,

 Лечу ранки ног и рук.

 Подорожник у дороги

 Дружно топчут Ваши ноги.

 Вот козлёнок пробежал.

 На ходу листок сорвал.

 Таня бросила мячом.

 Ну а мне все нипочем.

 -И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что. Интересно, почему?

 -Давайте рассмотрим, потрогаем растение.  (ответы детей).

 - Жёсткие листья у подорожника.

 - Упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным.

 -Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками.

 -Из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку.

 - Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли.

 -Трава - подорожник растёт много лет.

 -Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом.

 -Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок.

 -Когда цветы опадают, на их месте созревают семена.

 -Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги?

 (рассуждения детей).

 -Семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог.

 Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.

 При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

 - Посмотрите ребята, кто это? (Зайчик)

 -А почему Зайчик ты хромаешь?

 «Зайчик»

 В лес бежал по лугу я

 Споткнулся, вот беда.

 Лапку сильно повредил,

 Помогите, нет уж сил.

 -Ребята поможем зайчику?

 -Подорожник покажи ребятам, как надо лечить зайца.

 (Листик надо сполоснуть и приложить к больному месту, можно забинтовать или заклеить пластырем.)

 Вывод:

 -Правильно подорожник в народе называют «скорая помощь» или «аптека у дороги»

 - Интересно почему? (в подорожнике есть сок, который быстро заживляет, затягивает раны)

 -Давайте нашему зайчику сделаем подарок.

 Разделитесь на 2 команды, кто с кем хочет.

 1 команда- «Одуванчик», 2 команда –«Ромашка»

 Подойдите к столикам.

 Назовите части растений /корень, листья, стебель, семена, цветок. /

 -На столе все, что нам надо для поделки.

 -Что это? /Какие части растения/  (листья, стебель на котором семена, земля)

 -Как можно сделать подорожник?  (листья и стебель воткнем в землю близко друг другу, чтобы получилась прикорневая розетка)

 Самостоятельная деятельность. Поделка «Подорожник»

 -До свидания зайчик, беги к своей маме.

 Давайте на следующую остановку «Огород»

 «Чеснок»

 Этот овощ как головка,

 В ней зубцы засели ловко,

 Как мы зубчик очищаем,

 Всех микробов убиваем. (Чеснок)

 Рассмотреть головку чеснока.

 -Послушайте это интересно!

 -Чеснок- одно из самых древних и наиболее широко распространенных культурных растений. Он употребляется в пищу в качестве природного лекарства. Издавна считалось, что люди, которые постоянно едят чеснок, самые смелые, храбрые, крепкие здоровьем. Во время военных действий выжимали сок из чеснока и прикладывали его к ранам.

 -А вы знаете, что если у вас болит зуб вы можете съесть кусочек чеснока и боль пройдет, а если у вас насморк то достаточно его понюхать несколько раз. А кто постоянно ест по дольке чеснока на обед тому не страшны ни простуда, ни грипп. А самое интересное, что если есть чеснок то у вас будет хорошая память. Вы ведь пойдете в школу, а там вам много надо будет читать, запоминать.

 Чеснок имеет лечебную силу тогда, когда его только собрали, а при хранении постепенно теряет ее. Для длительного хранения этой силы рекомендуется хранить чеснок в прохладном месте. Чеснок, в период сбора урожая, сушат, из него заготавливают консервированный сок, готовят настойки.

 Вывод:

 - У кого на огороде растет чеснок?

 -Как вы думаете для чего его сажают ваши мамы и бабушки?

 -Посмотрите сколько друзей-овощей на грядке у чеснока. Они тоже полезны для нашего организма.

 -Давайте вспомним, чем полезна «Морковь»

 (-В моркови много витамина «А» который полезен для нашего зрения.

 - В капусте много витамина «С», который помогает бороться с гриппом и простудой. Сок капусты помогает при ожогах и нарывах.)

 - А вызнаете что если кушать перец, там много витамина «А», «В», то у нас будут быстро расти волосы, они станут шелковистыми.

 -А если мы будем есть салат из редиски, то у нас всегда будет хороший аппетит.

 Игра с овощами «Что изменилось? » (обручи) 2 команды

 -А вот и чистотел.

 -Чистотел- многолетнее растение. Растение ядовито. Еще Древние Греки заметили, что чистотел расцветает с прилетом ласточек и вянет с их отлетом. Чистотел применяется в народной медицине. Если вдруг появится на коже бородавка или прыщик нам поможет «Чистотел».

 — Чистотел помогает и животным, у которых с его помощью лечат раны. А если поджечь чистотел, то его дым отпугнет вредных насекомых, которые портят растения, урожай садов и огородов.

 - В качестве лекарственного средства используют траву (стебли, листья, цветки) .При сборке ядовитого растения необходимо помнить о мерах безопасности. Так, срезая траву чистотела, руки увлажняются соком растения, поэтому следует следить за тем, чтобы сок не попал в глаза.

 Вывод:

 -Что вы посоветуете бабушке, когда она расстроится, что у нее на огороде много вредных жучков, которые портят урожай?

 -Будите ли вы срывать это растение?

 Остановка «Лесная аптека».

 Ребята, если летом ваши мамы и бабушки не смогли заготовить лекарственные растения, то их можно приобрести в аптеках. В аптеках можно купить разные травы, микстуры, масла, чаи из трав.

Люди, которые заготавливают травы всегда знают и помнят, как правильно это делать. И мы с вами уже знакомились с этими правилами. А теперь я хочу узнать помните ли вы их?

 -Карточки /правила сбора лекарственных растений. /

 -Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог, возле железнодорожных путей.

 -Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет трава.

 -Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

 -После сбора растений надо тщательно вымыть руки.

 - Нельзя при сборе топтать соседние растения, и рвать их с корнем.

 -Какие еще правила сбора лекарственных растений вы помните?

 Правила сбора лекарственных растений.

 1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

 2. Нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животными.

 3. Собирать растения надо каждый вид отдельно.

 4. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

 5. Нельзя рвать много лекарственных растений.

 6. Нельзя пробовать лекарственные растения на вкус.

 7. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

 8. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

 -Все ребята молодцы, потрудились от души!

 - Сегодня вы узнали много нового и интересного.

 - Ребята, здесь есть полянка с цветами.

 -1. Кому не понравилось- возьмите синий цветочек.

 -2. Кому понравилось и он узнал много нового и интересного – возьмите желтый цветочек.

 -3. Кому очень, очень понравилось и он еще раз попутешествовал бы с Лесовичком- возьмите красный цветочек.



































Комплексное занятие «Растения – зелёная одежда земли». Подготовительная группа
Виды детской деятельности: познавательно — исследовательская, коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы.

Доминирующая задача по разделу «Развитие элементов логического мышления»

Цели:

— вызвать интерес к окружающему миру; расширять представления о растениях (деревья, кустарники, цветы)

— осваивать действия по построению и использованию графической модели классификационных отношений

— развивать связную речь детей: продолжать учить давать полные ответы на вопросы воспитателя

— вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение

— закреплять у детей знания о правилах поведения в природе; воспитывать бережное, доброе и заботливое отношение к природе

Материал. Демонстрационный. Модель в форме классификационного древа, изображенная на доске; карточки с изображением клёна, берёзы, дуба, сирени, малины, розы, тюльпана, ромашки, колокольчика, василька.

Раздаточный. Лист бумаги, простой и цветной карандаш, картинки как в демонстрационном материале.

Ход занятия.

Вводная часть.

Игра на ковре в кругу «Деревья, кусты, цветочки, лепесточки»

( Воспитатель называет растение и изображает его, дети также изображают это растение, ранее договорившись, как именно. Воспитатель старается запутать детей, называя одно растение, а изображая другое.)

Основная часть.

1. Предложить детям присесть на стулья на ковре, выставленные по прямой линии и побеседовать.

— Ребята, мы с вами поиграли, а теперь назовите мне конкретно, какие вы знаете деревья, кустарники, цветы.

— Из чего состоит дерево, из каких частей и для чего они нужны? (У дерева есть корни, ствол, ветки, листья; ствол дерева — это его опора, которая уходит ввысь. Ствол покрыт корой, которая защищает ствол. Через корни дерево получает пищу из земли. На ветках растут листья, которые создают прохладу под деревом и защищают от жаркого солнца.)

— Что общего у деревьев, кустарников, цветов?

2. Пригласить детей за круглый стол и рассмотреть картинки. Дети рассматривают картинки с изображением растений и дают им общее название — «растения».

Попросить детей разложить картинки на группы и дать название — «деревья», «кустарники», «цветы».

Давая названия группам, дети должны назвать признаки, по которым они объединяются.

3.Индивидуальная работа за столами.

Предложить детям самостоятельно построить модель в форме классификационного древа ,используя раздаточный материал.

4. Проверка выполненного задания и сравнение с образцом на доске. (Исправление ошибок цветными карандашами)

5. Физкультминутка «Путешествие в лес» (Выполняем движения в соответствии с текстом)

Здравствуй, лес, прекрасный лес,

Полный сказочных чудес!

Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи. Ты же видишь — мы свои.

Только в лес мы вошли — появились комары.

Дальше по лесу шагаем, и медведя мы встречаем.

Снова дальше мы идём — перед нами водоём!

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.

Раз — два, раз — два — позади теперь вода!

Руки выше поднимаем, дышим ровно, глубоко.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише — деревцо всё выше, выше.

А кому зарядки мало — начинаем всё сначала!

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим — на носочках побежим.

Зайчик скачет быстро в поле, очень весело на воле!

Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке,

Но закончилась игра, заниматься нам пора!

6.Ребёнок читает стихотворение Е.Кургановой

«Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели…»

7.Обсуждение стихотворения

— Ребята, о чём это стихотворение?

— Что нужно делать, чтобы наша природа была ещё краше, богаче?

— Как нужно вести себя в природе?

(подвести детей тому, что в природе нельзя мусорить, нельзя бить стеклянную посуду; нельзя ломать ветки деревьев и кустов и т.д.)

Заключительная часть.

— Ребята, на вас красивая одежда: платья, сарафаны, шорты с рубашками, носочки. Ваши мамы стирают её, гладят, а вы в свою очередь аккуратно носите её, складываете в шкафчики, вешаете на стульчики. Одним словом — заботитесь и бережно относитесь.

У нашей планеты Земля тоже есть » одежда» — это деревья из которых вырастают чудные леса, кустарники, цветы, украшающие нашу землю. Чтобы одежда Земли была красивой, богатой и радовала нас о ней также нужно заботиться и относится с любовью и бережливостью.





























Конспект занятия по экологии

в подготовительной группе

на тему: « Растения – наши друзья».



Цели:

- Систематизировать знания детей о растениях.

- Закрепить знания детей о размножении растений.

- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приёмы ( вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).

- Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, умение выразить его в рисунке.

- Развивать творческую активность, воображение, образное мышление.

- Воспитывать стойкий интерес к природе.

Организационный момент.

- Ребята, у вас хорошее настроение? (Да). Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением!

Основная часть.

- Ребята к нам на занятие пришёл мышонок Тим. Он хотел бы с нами поговорить, а о чём, вы узнаете, если отгадаете его загадки. (Презентация загадок о растениях).



1. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

(Дерево)

2. Рос шар бел, ветер дунул - улетел.

(Одуванчик)

3. Красна, сочна, душиста,

Растет низко, к земле близко.

( земляника)

4. В лесу под елкой крошка —

Только шляпка да ножка.

( гриб)

5. Из - под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает

(подснежник).

Что не сеяно родится?

(Трава)

- Молодцы, вы отгадали все загадки, а как можно сказать одним словом, о чём эти загадки? (О растениях).

- Правильно. Как вы думаете , растения живые или нет? (Живые).

-Объясните, почему вы думаете, что они живые? (Ответы детей).

- Давайте проверим по модели, и поговорим о каждом признаке живого подробнее. (Модель живых организмов).

-Как растения дышат? (На нижней части листа есть устьица, невидимые глазу, через них растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород).

- Расскажите, как питаются растения? (С помощью корней, которые находятся в земле и, как насос, доставляют в стебель, листья и цветы воду и питательные вещества).

- Какие способы размножения растений вы знаете? (Ответы детей:

1. Семенами (гвоздика, одуванчик, календула и др.).

2. Листьями (фиалка, сансевьера).

3. Луковицами (лилии, амариллис, тюльпаны, нарциссы).

4. Черенками (бальзамин, хризантема, традесканция).

5. Детками, побегами (хлорофитум, камнеломка).

6. деление куста (пионы, флоксы, примула, фиалка).)

Физминутка-

- Ребята, сейчас, мы с вами, превратимся в алые цветочки.

Наши алые цветочки выпускают лепесточки (Дети сидят на корточках, медленно встают).

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись (Потянулись на носочках руки вверх, широко в стороны).

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (Руки поднимают вверх, качают руками).

Наши алые цветочки закрывают лепесточки, головой качают, тихо засыпают (Руки над головой в форме бутона, приседают, качая головой).

- А сейчас, мы с вами посмотрим мультфильм, который называется «Как мышонок пошёл в школу». (Просмотр мультфильма).



-Чем растения помогли мышонку? ( Они помогли ему узнать время, так как каждое растение просыпается в своё время. Ещё растения как компас, могут указать где север и юг.)

- Какие растения ещё помогают ориентироваться в лесу? (Деревья. На северной стороне деревьев больше мхов и лишайников, а на южной стороне хвойных деревьев больше выделяется смолы на стволе).

- Какую ещё пользу растения оказывают людям? (Ответы детей:

1. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

2. Отфильтровывают частички пыли в воздухе.

3. Повышают влажность воздуха и за счёт испарений летом воздух более прохладный.

4. Способствуют снятию стресса и улучшают самочувствие.

5. Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.)

- Молодцы. А какое насекомое вы увидели в мультфильме? (Гусеницу).

- Скажите, а гусеница друг или враг растений? (Враг).

- Выберите на столе карточки, на которых изображены враги растений и назовите их? (Дети отбирают карточки с изображением колорадского жука, тли, саранчи, долгоносика).

- А теперь назовите друзей комнатных растений (Божья коровка, пчела, муравей, жужелица, златоглазка).

- Молодцы, вы много знаете о растениях. А сейчас, я предлагаю вам нарисовать любое растение, которое вам больше нравиться (Деревья, кустарники, ягоды, грибы. Цветы), в подарок мышонку Тиму.

Дети рисуют и дают пояснения к своим рисункам.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Демидова Юлия Владимировна

Дата: 10.10.2018

Номер свидетельства: 480186

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект занятия по ФЦКМ  с применением нетрадиционных форм обучения в подготовительной группе"Лесная книга""
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-zaniatiia-po-ftskm-s-primienieniiem-nietraditsionnykh-form-obuchieniia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-liesnaia-knigha"
    ["file_id"] => string(6) "308555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458617952"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект НОД "Красная книга Пермского края""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiektnodkrasnaiaknighapiermskoghokraia"
    ["file_id"] => string(6) "309275"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458759720"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства