Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Растения вокруг нас. Лекарственные растения» (подготовительная группа)»
Занятие в подготовительной группе
«Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Цель: формировать представления детей о лекарственных свойствах растений. Познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных растений.
Ход НОД:
-Ребята, а вы любите сказки?
-Хотите послушать интересную?
-Эта сказка не только интересная, но и полезная.
Однажды солдат в село со службы воротился. Много лет воевал он на чужбине. Пришел солдат весь израненный и раны его не заживают. Поняла жена, что не выходить ей мужа, и решила его в город к врачу везти. По дороге одолели ее думы горькие, и не заметила она, как змея выползла на солнышке погреться. И переехало ее колесом повозки. Остановилась женщина и увидела, как змея обернулась какими-то листьями, растущими вдоль дороги. Через некоторое время раненая змея исцелилась, и уползла в траву.
«Что за трава дивная, может быть, она и мужу моему поможет. » подумала женщина и, сорвав несколько крупных листьев подорожника, сделала из них повязки мужу на раны.
Пока ехали они до города раны его заживать стали, боль утихла. Выздоровел солдат.
- Вы узнали, что это была за трава? /подорожник/
«Старичок- Лесовичок»
-Здравствуйте ребята. Меня зовут Старичок-Лесовичок.
Сидел я здесь недалеко под деревом, отдыхал. Я везде бываю, тоже много травок знаю. Эти травки не простые, они обладают волшебной силой. Они вылечат вас от кашля, простуды, помогут вылечить ранки и нарывы. А если пить настои из этих трав, то не будет болеть голова и сон ваш станет крепкий.
- Хотите узнать, что это за травки?
Первая остановка на нашем плане «Волшебная библиотека»
-Ребята, Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них - лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных.
Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, люди стали их называть - лекарственными растениями. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники».
-По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.
-Давайте полистаем страницы этих книг.
Вывод:
-Как вы думаете, должны ли быть эти книги в домашней библиотеке?
-Может у кого -нибудь дома есть такие книги? Если нет, то обязательно приобретите.
- Это туя. У туи есть родственник - называется можжевельник.
-Туя или можжевельник славится своими лечебными свойствами издавна. В нем много эфирных масел со смолистым, терпким, дымчатым ароматом. Если маслом из этого растения натереть то место, которое болит, то оно согреет это место, боль пройдет и у вас поднимется настроение. Если мы помажем этим маслом неожиданно появившийся на руке или ноге прыщик, то он исчезнет. Грибники всегда берут это масло с собой в лес. Оно поможет при укусе змеи.
Этот хвойный кустарник чрезвычайно полезен. Там, где он посажен, воздух намного чище. Он выделяет в воздух особые вещества, которые уничтожающие вредные для здоровья микроорганизмы.
Вывод:
-Ребята, а как вы думаете почему мы встретили тую в зоне «Дорожного движения»?
(На дорогах всегда пыльно, машины загрязняют воздух.
Надо сажать тую возле дома, дорог, в парках.)
Дыхательная гимнастика около туи.
«Аромат цветов»
Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося : «А- а- ах! »
Следующая остановка «Скорая помощь»
-А вот и подорожник. Расскажи подорожник о себе.
«Подорожник»
Тонкий стебель у дорожки
На конце его — сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Вам я — как хороший друг,
Лечу ранки ног и рук.
Подорожник у дороги
Дружно топчут Ваши ноги.
Вот козлёнок пробежал.
На ходу листок сорвал.
Таня бросила мячом.
Ну а мне все нипочем.
-И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что. Интересно, почему?
- Упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным.
-Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками.
-Из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку.
- Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли.
-Трава - подорожник растёт много лет.
-Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом.
-Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок.
-Когда цветы опадают, на их месте созревают семена.
-Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги?
(рассуждения детей).
-Семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог.
Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.
При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.
- Посмотрите ребята, кто это? (Зайчик)
-А почему Зайчик ты хромаешь?
«Зайчик»
В лес бежал по лугу я
Споткнулся, вот беда.
Лапку сильно повредил,
Помогите, нет уж сил.
-Ребята поможем зайчику?
-Подорожник покажи ребятам, как надо лечить зайца.
(Листик надо сполоснуть и приложить к больному месту, можно забинтовать или заклеить пластырем.)
Вывод:
-Правильно подорожник в народе называют «скорая помощь» или «аптека у дороги»
- Интересно почему? (в подорожнике есть сок, который быстро заживляет, затягивает раны)
-Давайте нашему зайчику сделаем подарок.
Разделитесь на 2 команды, кто с кем хочет.
1 команда- «Одуванчик», 2 команда –«Ромашка»
Подойдите к столикам.
Назовите части растений /корень, листья, стебель, семена, цветок. /
-На столе все, что нам надо для поделки.
-Что это? /Какие части растения/ (листья, стебель на котором семена, земля)
-Как можно сделать подорожник? (листья и стебель воткнем в землю близко друг другу, чтобы получилась прикорневая розетка)
Самостоятельная деятельность. Поделка «Подорожник»
-До свидания зайчик, беги к своей маме.
Давайте на следующую остановку «Огород»
«Чеснок»
Этот овощ как головка,
В ней зубцы засели ловко,
Как мы зубчик очищаем,
Всех микробов убиваем. (Чеснок)
Рассмотреть головку чеснока.
-Послушайте это интересно!
-Чеснок- одно из самых древних и наиболее широко распространенных культурных растений. Он употребляется в пищу в качестве природного лекарства. Издавна считалось, что люди, которые постоянно едят чеснок, самые смелые, храбрые, крепкие здоровьем. Во время военных действий выжимали сок из чеснока и прикладывали его к ранам.
-А вы знаете, что если у вас болит зуб вы можете съесть кусочек чеснока и боль пройдет, а если у вас насморк то достаточно его понюхать несколько раз. А кто постоянно ест по дольке чеснока на обед тому не страшны ни простуда, ни грипп. А самое интересное, что если есть чеснок то у вас будет хорошая память. Вы ведь пойдете в школу, а там вам много надо будет читать, запоминать.
Чеснок имеет лечебную силу тогда, когда его только собрали, а при хранении постепенно теряет ее. Для длительного хранения этой силы рекомендуется хранить чеснок в прохладном месте. Чеснок, в период сбора урожая, сушат, из него заготавливают консервированный сок, готовят настойки.
Вывод:
- У кого на огороде растет чеснок?
-Как вы думаете для чего его сажают ваши мамы и бабушки?
-Посмотрите сколько друзей-овощей на грядке у чеснока. Они тоже полезны для нашего организма.
-Давайте вспомним, чем полезна «Морковь»
(-В моркови много витамина «А» который полезен для нашего зрения.
- В капусте много витамина «С», который помогает бороться с гриппом и простудой. Сок капусты помогает при ожогах и нарывах.)
- А вызнаете что если кушать перец, там много витамина «А», «В», то у нас будут быстро расти волосы, они станут шелковистыми.
-А если мы будем есть салат из редиски, то у нас всегда будет хороший аппетит.
Игра с овощами «Что изменилось? » (обручи) 2 команды
-А вот и чистотел.
-Чистотел- многолетнее растение. Растение ядовито. Еще Древние Греки заметили, что чистотел расцветает с прилетом ласточек и вянет с их отлетом. Чистотел применяется в народной медицине. Если вдруг появится на коже бородавка или прыщик нам поможет «Чистотел».
— Чистотел помогает и животным, у которых с его помощью лечат раны. А если поджечь чистотел, то его дым отпугнет вредных насекомых, которые портят растения, урожай садов и огородов.
- В качестве лекарственного средства используют траву (стебли, листья, цветки) .При сборке ядовитого растения необходимо помнить о мерах безопасности. Так, срезая траву чистотела, руки увлажняются соком растения, поэтому следует следить за тем, чтобы сок не попал в глаза.
Вывод:
-Что вы посоветуете бабушке, когда она расстроится, что у нее на огороде много вредных жучков, которые портят урожай?
-Будите ли вы срывать это растение?
Остановка «Лесная аптека».
Ребята, если летом ваши мамы и бабушки не смогли заготовить лекарственные растения, то их можно приобрести в аптеках. В аптеках можно купить разные травы, микстуры, масла, чаи из трав.
Люди, которые заготавливают травы всегда знают и помнят, как правильно это делать. И мы с вами уже знакомились с этими правилами. А теперь я хочу узнать помните ли вы их?
-Карточки /правила сбора лекарственных растений. /
-Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог, возле железнодорожных путей.
-Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет трава.
-Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
-После сбора растений надо тщательно вымыть руки.
- Нельзя при сборе топтать соседние растения, и рвать их с корнем.
-Какие еще правила сбора лекарственных растений вы помните?
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
2. Нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животными.
3. Собирать растения надо каждый вид отдельно.
4. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
5. Нельзя рвать много лекарственных растений.
6. Нельзя пробовать лекарственные растения на вкус.
7. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.
8. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
-Все ребята молодцы, потрудились от души!
- Сегодня вы узнали много нового и интересного.
- Ребята, здесь есть полянка с цветами.
-1. Кому не понравилось- возьмите синий цветочек.
-2. Кому понравилось и он узнал много нового и интересного – возьмите желтый цветочек.
-3. Кому очень, очень понравилось и он еще раз попутешествовал бы с Лесовичком- возьмите красный цветочек.
Комплексное занятие «Растения – зелёная одежда земли». Подготовительная группа Виды детской деятельности: познавательно — исследовательская, коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы.
Доминирующая задача по разделу «Развитие элементов логического мышления»
Цели:
— вызвать интерес к окружающему миру; расширять представления о растениях (деревья, кустарники, цветы)
— осваивать действия по построению и использованию графической модели классификационных отношений
— развивать связную речь детей: продолжать учить давать полные ответы на вопросы воспитателя
— вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение
— закреплять у детей знания о правилах поведения в природе; воспитывать бережное, доброе и заботливое отношение к природе
Материал. Демонстрационный. Модель в форме классификационного древа, изображенная на доске; карточки с изображением клёна, берёзы, дуба, сирени, малины, розы, тюльпана, ромашки, колокольчика, василька.
Раздаточный. Лист бумаги, простой и цветной карандаш, картинки как в демонстрационном материале.
Ход занятия.
Вводная часть.
Игра на ковре в кругу «Деревья, кусты, цветочки, лепесточки»
( Воспитатель называет растение и изображает его, дети также изображают это растение, ранее договорившись, как именно. Воспитатель старается запутать детей, называя одно растение, а изображая другое.)
Основная часть.
1. Предложить детям присесть на стулья на ковре, выставленные по прямой линии и побеседовать.
— Ребята, мы с вами поиграли, а теперь назовите мне конкретно, какие вы знаете деревья, кустарники, цветы.
— Из чего состоит дерево, из каких частей и для чего они нужны? (У дерева есть корни, ствол, ветки, листья; ствол дерева — это его опора, которая уходит ввысь. Ствол покрыт корой, которая защищает ствол. Через корни дерево получает пищу из земли. На ветках растут листья, которые создают прохладу под деревом и защищают от жаркого солнца.)
— Что общего у деревьев, кустарников, цветов?
2. Пригласить детей за круглый стол и рассмотреть картинки. Дети рассматривают картинки с изображением растений и дают им общее название — «растения».
Попросить детей разложить картинки на группы и дать название — «деревья», «кустарники», «цветы».
Давая названия группам, дети должны назвать признаки, по которым они объединяются.
3.Индивидуальная работа за столами.
Предложить детям самостоятельно построить модель в форме классификационного древа ,используя раздаточный материал.
4. Проверка выполненного задания и сравнение с образцом на доске. (Исправление ошибок цветными карандашами)
5. Физкультминутка «Путешествие в лес» (Выполняем движения в соответствии с текстом)
Здравствуй, лес, прекрасный лес,
Полный сказочных чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи. Ты же видишь — мы свои.
Только в лес мы вошли — появились комары.
Дальше по лесу шагаем, и медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идём — перед нами водоём!
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.
Раз — два, раз — два — позади теперь вода!
Руки выше поднимаем, дышим ровно, глубоко.
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише — деревцо всё выше, выше.
А кому зарядки мало — начинаем всё сначала!
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим — на носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле, очень весело на воле!
Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке,
Но закончилась игра, заниматься нам пора!
6.Ребёнок читает стихотворение Е.Кургановой
«Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели…»
7.Обсуждение стихотворения
— Ребята, о чём это стихотворение?
— Что нужно делать, чтобы наша природа была ещё краше, богаче?
— Как нужно вести себя в природе?
(подвести детей тому, что в природе нельзя мусорить, нельзя бить стеклянную посуду; нельзя ломать ветки деревьев и кустов и т.д.)
Заключительная часть.
— Ребята, на вас красивая одежда: платья, сарафаны, шорты с рубашками, носочки. Ваши мамы стирают её, гладят, а вы в свою очередь аккуратно носите её, складываете в шкафчики, вешаете на стульчики. Одним словом — заботитесь и бережно относитесь.
У нашей планеты Земля тоже есть » одежда» — это деревья из которых вырастают чудные леса, кустарники, цветы, украшающие нашу землю. Чтобы одежда Земли была красивой, богатой и радовала нас о ней также нужно заботиться и относится с любовью и бережливостью.
Конспект занятия по экологии
в подготовительной группе
на тему: « Растения – наши друзья».
Цели:
- Систематизировать знания детей о растениях.
- Закрепить знания детей о размножении растений.
- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приёмы ( вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).
- Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, умение выразить его в рисунке.
- Ребята, у вас хорошее настроение? (Да). Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением!
Основная часть.
- Ребята к нам на занятие пришёл мышонок Тим. Он хотел бы с нами поговорить, а о чём, вы узнаете, если отгадаете его загадки. (Презентация загадок о растениях).
1. Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
(Дерево)
2. Рос шар бел, ветер дунул - улетел.
(Одуванчик)
3. Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко.
( земляника)
4. В лесу под елкой крошка —
Только шляпка да ножка.
( гриб)
5. Из - под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает
(подснежник).
Что не сеяно родится?
(Трава)
- Молодцы, вы отгадали все загадки, а как можно сказать одним словом, о чём эти загадки? (О растениях).
- Правильно. Как вы думаете , растения живые или нет? (Живые).
-Объясните, почему вы думаете, что они живые? (Ответы детей).
- Давайте проверим по модели, и поговорим о каждом признаке живого подробнее. (Модель живых организмов).
-Как растения дышат? (На нижней части листа есть устьица, невидимые глазу, через них растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород).
- Расскажите, как питаются растения? (С помощью корней, которые находятся в земле и, как насос, доставляют в стебель, листья и цветы воду и питательные вещества).
- Какие способы размножения растений вы знаете? (Ответы детей:
1. Семенами (гвоздика, одуванчик, календула и др.).
- Ребята, сейчас, мы с вами, превратимся в алые цветочки.
Наши алые цветочки выпускают лепесточки (Дети сидят на корточках, медленно встают).
К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись (Потянулись на носочках руки вверх, широко в стороны).
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (Руки поднимают вверх, качают руками).
Наши алые цветочки закрывают лепесточки, головой качают, тихо засыпают (Руки над головой в форме бутона, приседают, качая головой).
- А сейчас, мы с вами посмотрим мультфильм, который называется «Как мышонок пошёл в школу». (Просмотр мультфильма).
-Чем растения помогли мышонку? ( Они помогли ему узнать время, так как каждое растение просыпается в своё время. Ещё растения как компас, могут указать где север и юг.)
- Какие растения ещё помогают ориентироваться в лесу? (Деревья. На северной стороне деревьев больше мхов и лишайников, а на южной стороне хвойных деревьев больше выделяется смолы на стволе).
- Какую ещё пользу растения оказывают людям? (Ответы детей:
1. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
2. Отфильтровывают частички пыли в воздухе.
3. Повышают влажность воздуха и за счёт испарений летом воздух более прохладный.
4. Способствуют снятию стресса и улучшают самочувствие.
5. Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.)
- Молодцы. А какое насекомое вы увидели в мультфильме? (Гусеницу).
- Скажите, а гусеница друг или враг растений? (Враг).
- Выберите на столе карточки, на которых изображены враги растений и назовите их? (Дети отбирают карточки с изображением колорадского жука, тли, саранчи, долгоносика).
- А теперь назовите друзей комнатных растений (Божья коровка, пчела, муравей, жужелица, златоглазка).
- Молодцы, вы много знаете о растениях. А сейчас, я предлагаю вам нарисовать любое растение, которое вам больше нравиться (Деревья, кустарники, ягоды, грибы. Цветы), в подарок мышонку Тиму.