kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Драматизация сказки «Человек и животные» Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи»


МАДОУ МО г. Нягань «ЦРР детский сад № 4

«Веснянка»

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением,

правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

  • Дай нам работу

  • А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы» Овца сказала: «Я буду давать шерсть» Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.


















Подготовила: Итальянцева И.А.




Дай действия словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи: Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…





Отгадай предмет по названиям его частей Цель: активизация словаря, закрепление

названий знакомых предметов.

Ход игры:

  • дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

  • голова, туловище, лапы, крылья (птица)






Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая…. Праздник (какой?) – веселый, долгожданный …


Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать?

Придумай для любой группы свое условное обозначение.


Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Ход игры: я начну, а вы продолжите: Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький Светлое небо – …

Чистое платье – … Хорошее настроение – … Теплая погода - …

Игра в слова

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку.

Развитие внимания

Ход игры:

В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их

запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.

В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые

начинаются с этой буквы.




Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А.

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами.

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок».

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные

предложения по двум парам картинок:

«У коровы теленок, а у козы козленок».




Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

  • тарелка, стакан, корова, чашка

  • чашка, стакан, тарелка, кружка


Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде. Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки.

Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

дети объясняют свой выбор;

роль водящего выполняет ребенок.




Вкус и запах Представь ЛИМОН. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи.

Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? Нарисуй лимон.

Представь АПЕЛЬСИН. Каков на вкус?

Как пахнет? Какого цвета? Что чувствуешь? Нарисуй апельсин.

Расскажи, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи?




Измени предложение Цель: учить правильно согласовывать

существительные, прилагательные и глаголы. Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе:

- Лена поливает цветы, Лена и Коля …


Ласковые слова

Цель: активизация ласкательных существительных.

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки Гора – горочка Зима – зимушка Шуба – шубка Шапка – шапочка Снег – снежок

И т.д.



Что из чего сделано?

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая Ваза из хрусталя – хрустальная Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …




Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»




Олины помощники

Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.

  • К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

  • Что это? (Это ноги)

  • Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)


«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

  • Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

  • Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

  • Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.


Угадай, чей голосок

Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств.

Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?»

Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из

играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает,

становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает

водить.



Кому угощение?

Цель: употребление трудных форм существительных.

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи

Автор: Дарья Витальевна Немчинова

Дата: 19.11.2024

Номер свидетельства: 659817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения "
    ["seo_title"] => string(118) "kartotieka-didaktichieskikh-ighr-dlia-razvitiia-oriientirovki-v-prostranstvie-u-doshkol-nikov-s-narushieniiem-zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "163605"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422517204"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Картотека дидактических игр для развития лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного ыозраста"
    ["seo_title"] => string(80) "kartoteka_didakticheskikh_igr_dlia_razvitiia_leksiko_grammaticheskogo_stroia_rec"
    ["file_id"] => string(6) "599322"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1643662662"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»"
    ["seo_title"] => string(80) "kartoteka_didakticheskikh_igr_i_uprazhnenii_v_srednei_gruppe_razvitie_orientirov"
    ["file_id"] => string(6) "504323"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1553371812"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "ФОРМИРОВАНИЕ   ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ  СТОРОНЫ  РЕЧИ. "
    ["seo_title"] => string(54) "formirovaniie-lieksiko-grammatichieskoi-storony-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "208228"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430755102"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства