Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3 лет.»
Игры и упражнения
по развитию мелкой моторики пальцев рук
для детей 2-3лет
Игры и упражнения имеют многофункциональный характер, так как с их помощью у детей:
- формируется фонетико-фонематическая база;
- развивается фразовая и связная речь, речевая, общая и тонкая моторика пальцев;
- активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности;
- развивается сорное восприятие, умение играть с игрушками;
- формируется процесс социальной адаптации у детей.
Цель: развитие мелкой и общей моторики и речи детей, расширению их кругозора.
В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.
Игра "Котята" Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых. Покачиваем руками, не разъединяя их.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга
(от большого к мизинцу).
Игра "Это дом"
Дом я строю во вселенной.
Есть в нем крыша и антенна.
Есть в нем дверь, и есть окошко –
Пусть живет в нем наша кошка!
Материал: палочки счетные, картинка с изображением дома и схема выкладывания.
Усложнение: при выкладывании учитывать цвет предмета, по образцу предложить выложить кошку.
Выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью, антенной.
Цель:
- учить действовать по представлению;
- продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения;
- учить собирать дом по графическому изображению (рисунку);
- развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
Игра "Солнышко".
Вот, как солнышко встает
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется,
А под солнышком всем
Весело поется!
Солнце рано утречком поднималось,
Студеной водицею умывалось.
Протоптало солнышко сто дорожек!
Почему у солнышка столько ножек?
Г. Лагздынь Цель: развивать общую координацию движений. медленно поднимают руки вверх
медленно опускают руки
"фонарики"
хлопают в ладоши
руки поднимают вверх
делают движения руками "умываются"
идут друг за другом
Игра "Кто в домике живет?".
Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные.
Цель: - развивать тактильные ощущения; - учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, - обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; - развивать мелкую моторику; - активизировать словарь: петушок, кошечка (др.)"большой – маленький".
Упражнение "Дом большой, дом маленький".
Цель: развивать координацию общих движений.
У петушка дом большой,
Ой, ой, ой!
А у кошки – маленький,
Ай, ай, ай!
Наш петушок пошел домой,
Ой, ой, ой!
Да и крошка кошечка.
Ай, ай, ай!
разводят руки через стороны – вверх
жалобно; приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками
идут, руки за спиной, с высоким подниманием колен
идут, выполняя плавные движения, имитирующие движение кошки
Динамическое упражнение "Котята". Цель: - развивать общую координацию движений; - учить выполнять движения в соответствии с текстом:
Как у нашей кошки,
Подросли ребята,
Подросли ребята,
Пушистые котята.
Спинки выгибают,
Хвостиком играют.
А у них на лапках
Острые царапки,
Длинные усищи,
Зеленые глазищи.
Очень любят умываться,
Лапкой ушки почесать
И животик полизать.
Улеглись на бочок
И свернулись в клубок,
А потом прогнули спинки,
Убежали из корзинки.
дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят; стоят на коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки
имитируют умывание, чешут за ушками, "лижут" животик, прогибают спинку
разбегаются, бег в течение 30 секунд
Упражнение с пальчиками «Мышка»Цель: развивать мелкую моторику рук.
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
"Хрум, хрум!" –
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки
поскрести ногтями по столу, по коленям
сжимать пальцы в кулаки и разжимать их
потереть ладони друг о друга
Пальчиковая игра "Коготки" Цель: развивать мелкую моторику рук.
Точит кошка коготки,
Сидя на окошке.
Ах, какие же они
Острые у кошки!
Ах, какие у нее
Маленькие лапки!
В этих лапках до поры
Дремлют цап-царапки.
В. Кудрявцев, В. Егоров
пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки
поглаживают ладони друг о друга
сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо – влево.
Игра: "Мышка в норке, спряталась от кошки".
Материал: бумага тонкая цветная, игрушка (мышка, кошка). Цель: - учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; - строить из кусочков бумаги "норку" для мышки, засыпая мышку бумажками; - развивать фантазию.
Упражнение: "Проложим дорожку из камешков" – лепка.
Материал: игрушка мышка, пластилин.
Цель: - вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки; - учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки.
Упражение-игра "Посыпаем дорожки" – (домашняя школа Монтессори). Материал: красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги.
Цель: - учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу); - развивать мелкую моторику пальцев Методические рекомендации: предложить посыпать "песком" (пшеном, рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см; ограничить ее полосками бумаги. Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок сыпать тремя пальцами (сложить их "щепоткой", не выходя за края дорожки.
Упражнение: "Мышка" –
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
"Хрум, хрум" –
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
Выкладывание из палочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Упражнение с пальчиками "Мышки" Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков):
Методические рекомендации: "Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам
Игра: "Разрезные картинки" Цель: - учить составлять целое (мышку) из трех частей; - развивать воображение, память.
Материал: мышка на картинке; мышка, состоящая из 3-х частей (голова, туловище, лапки).
собрать картинку мышки из трех частей.
Методические рекомендации: рассмотреть мышку на картинке; 1 вариант: наложить (совместить) части силуэта мышки на картинку; 2 вариант: собрать картинку мышки из 3-х частей (голова, туловище, лапки).
Упражнение: "Это мышка – обведи и нарисуй"
Материал: карандаш, фломастер, трафарет из картона или пластмассы силуэта мышки.
Обводка трафарета из толстого картона или трафарета мышки из пластмассы. Цель: - развивать мелкую моторику пальцев; - учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения, использовать полученный образ (мышки) в изобразительной деятельности.
Пальчиковая игра "Цветок"
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев
руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,
развести пальцы и слегка округлить их
развести пальцы рук
ритмичные движения пальцами вместе – врозь
ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести
Игра: "Каждому листочку – свое место"
Материал: карточки с листочками цветов
закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. Цель: - осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием; - продолжать различать цветы "такой – не такой"; - знакомить с названиями цветов; - учить действовать в соответствии со словесной инструкцией; - продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; - создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.
Упражнение: "Волшебный цветок".
Материал: картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь.
Материал: на листе бумаги сделан цветок (аппликация, отдельно лепестки, поднос.
Цель: - формировать зрительно-двигательную координацию; - развивать зрительную ориентировку на форму предмета; - формировать практические способы ориентировки (метод проб); - вызывать интерес к своим действиям; - учить захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами; - формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.
Упражнение: "Красивый одуванчик»
Втыкание спичек в пластилиновый комочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Игра: "Выросли цветы".
Раз, два, три – выросли цветы,
К солнцу потянулись высоко, высоко!
Цветам тепло и хорошо!
Е. Пожиленко Цель: развивать общую координацию движений.
медленно встать из положения сидя
поднять руки вверх, потянуться
обмахивают лицо руками
Игра «Сухой бассейн»Цель:
- учить детей на ощупь находить предметы в гречке;
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие.
Упражнение: «Ромашка»
Оснащение: нарисованная на
картоне ромашка с контурными
лепестками и желтой серединкой;
кусок глины или пластилина
белого цвета.
Я – цветок на длинной ножке,
С желтой серединкой.
А зовут меня – ромашка,
Белая кудряшка.
Цель:
- совершенствование работы указательного и большого пальцев; - развитиекоординации правой и левой руки;
- обучение основным техническим приемам лепки – раскатыванию «колбаски» из небольшого кусочка глины;
- развитие воображения;
- расширение словарного запаса ребенка.
Игра: «Готовим салат вместе с
мамой»
Оснащение: овощи (помидор,
огурец коробка с отверстиями
с боков для правой и левой руки.
Цель:
- развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец);