Величина
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине
Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и
1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла
пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает
куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат
большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать
для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы
можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно
собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с
большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую,
затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую
очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились
бусы. (Рис.22)
КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?
Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному
указанию.
Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.
Ход: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему
большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу,
давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель
обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это
или «маленький» мяч. Игра повторяется.
ПОРУЧЕНИЯ
Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер;
развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи,
чашки, кубики, матрешка.
Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать
их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:
Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из
маленькой;
Покатай матрешку в большой машине;
Поставь маленькую собаку возле матрешки;
Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для
маленькой – из маленьких;
Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;
Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и
т.п.
Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое
неудовольствие (рычит или отворачивается).
УГОСТИ ЗАЙЧИКА
Цель: Учить детей группировать предметы по величине.
Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять
больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть,
погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и
показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и
маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в
большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют
задание, зайчик благодарит их за помощь. (Рис.23)
По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие
предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры
«Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины
в гараж» и т.д.
КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ
Цель: Та же.
Оборудование: Несколько больших и