Формирование собственного «Я»
у детей 3-х летнего возраста.
Образ – Я – это представление человека о себе самом:
а)что он о себе знает и думает;
б)то,как он к себе относится.
Вторая стадия развития личности – от года до 3 лет.Ее суть,по Эрику Эриксону,ведущему американскому психоаналитику (1902 – 1994 г),состоит в формировании и освоении ребенком чувства своей автономии.Развитие мышечной системы на физиологическом уровне,разделение мира на «Я» и «другие» на психологическом уровне – это уже предпосылка для борьбы за свою самостоятельность,за свою автономию.
Некоторые авторы считают,что зачаточные формы образа Я появляются уже на первом году жизни.Однако явно это обнаруживается лишь в конце третьего года,когда большинство детей начинает употреблять слово «Я».В этом возрасте ребенок уже понимает и осознает,что он самосточтельное,отдельное от других существо,что у него есть свои желания,и он гототов отстаивать их.
«Образ Я» - представление о себе,целостный образ,возникающий в результате деятельности самоосознания,который включает в себя:
- познавательный;
- эмоциональный;
- оценочно – волевой компоненты.
Наблюдая за детьми 3 летнего возраста,взрослые не раз видели,с каким наслаждением они говорят : «Я не буду», «Я буду» когда им явно в шутку предлагают выполнить или прекратить совершенно незначимое действие.
Это вовсе не каприз,а особая форма проявления своего «Я,осознания своей самостоятельности,стремления утвердиться в наличии у себя каких – то (х) желаний и своего права реализовать их.
Именно в этом возрасте очень важно различать подлинные желания детей и их стремление заявить подобным способом о своем впервые осознаваемом «Я».
Последнее всегда можно удовлетворить,поиграв немного в «Нельзя» «Я буду».Серьезная реакция взрослого и тем более проявление в таких ситуациях строгости могут действительно привести и к капризам,и к подлинному негативизму.Что касается иных желаний,то это особая проблема.
Другая важная особенность – становление образа – Я – то,через что ребенок осознает себя.
Ведь чтобы говорить «Я»,надо иметь хоть какое – то представление о том,что это слово означает и что за этим стоит.Иначе говоря надо иметь хоть какое – то представление о том,кто я и какой я.И здесь мы сталкиваемся с рядом странных и на первый взгляд непонятных вещей.
Взрослые и более старшие дети относят себя к какой – либо группе (я – девочка,я – школьник,я – чемпион школы по боксу,я – журналист и т.д).Для ребенка трех лет подобные категории пока лишены осмысленного содержания,и он не может соотнести себя с ними.
Между тем,чтобы осознать себя как нечто отдельное и самостоятельное необходимо приписать себе определенные,понятные и,что не менее важно,привлекательные характеристики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фрмирование собственного "Я" у детей »
Формирование собственного «Я» у детей 3-х летнего возраста.
Образ – Я – это представление человека о себе самом: а)что он о себе знает и думает; б)то,как он к себе относится.
Вторая стадия развития личности – от года до 3 лет.Ее суть,по Эрику Эриксону,ведущему американскому психоаналитику (1902 – 1994 г),состоит в формировании и освоении ребенком чувства своей автономии.Развитие мышечной системы на физиологическом уровне,разделение мира на «Я» и «другие» на психологическом уровне – это уже предпосылка для борьбы за свою самостоятельность,за свою автономию. Некоторые авторы считают,что зачаточные формы образа Я появляются уже на первом году жизни.Однако явно это обнаруживается лишь в конце третьего года,когда большинство детей начинает употреблять слово «Я».В этом возрасте ребенок уже понимает и осознает,что он самосточтельное,отдельное от других существо,что у него есть свои желания,и он гототов отстаивать их. «Образ Я» - представление о себе,целостный образ,возникающий в результате деятельности самоосознания,который включает в себя: - познавательный; - эмоциональный; - оценочно – волевой компоненты. Наблюдая за детьми 3 летнего возраста,взрослые не раз видели,с каким наслаждением они говорят : «Я не буду», «Я буду» когда им явно в шутку предлагают выполнить или прекратить совершенно незначимое действие. Это вовсе не каприз,а особая форма проявления своего «Я,осознания своей самостоятельности,стремления утвердиться в наличии у себя каких – то (х) желаний и своего права реализовать их. Именно в этом возрасте очень важно различать подлинные желания детей и их стремление заявить подобным способом о своем впервые осознаваемом «Я». Последнее всегда можно удовлетворить,поиграв немного в «Нельзя» «Я буду».Серьезная реакция взрослого и тем более проявление в таких ситуациях строгости могут действительно привести и к капризам,и к подлинному негативизму.Что касается иных желаний,то это особая проблема. Другая важная особенность – становление образа – Я – то,через что ребенок осознает себя. Ведь чтобы говорить «Я»,надо иметь хоть какое – то представление о том,что это слово означает и что за этим стоит.Иначе говоря надо иметь хоть какое – то представление о том,кто я и какой я.И здесь мы сталкиваемся с рядом странных и на первый взгляд непонятных вещей. Взрослые и более старшие дети относят себя к какой – либо группе (я – девочка,я – школьник,я – чемпион школы по боксу,я – журналист и т.д).Для ребенка трех лет подобные категории пока лишены осмысленного содержания,и он не может соотнести себя с ними. Между тем,чтобы осознать себя как нечто отдельное и самостоятельное необходимо приписать себе определенные,понятные и,что не менее важно,привлекательные характеристики. Какие же характеристики понятны и привлекательны для детей трех лет? Это не принадлежность к какой – либо группе,ибо они не имеют для него смысла.Это не качества личности (добрый,честный,храбрый),ибо он еще не выделил.Это образы окружающего его мира,произведение на него сильное впечатление.Ими могут стать образы представителей профессий с яркими внешними атрибутами,образы животных и даже образы предметов,особенно движущихся.Один мальчик утверждал,что он поезд,и начинал воспроизводить звук движущегося состава.В другой раз он заявил,что он тигр,и начинал рычать.При этом в обоих случаях ребенок не играл,а определял себя.В самом деле что значит «Я – мальчик» или «Я – Коля?».Ничего.А «Я – тигр»,значит,что я могу рычать и прыгать,а «Я – самолет» значит,что я могу махать руками и гудеть. Психологи полагают,что именно особенности становления образа – Я,осознание себя через отождествление с динамичными и привлекательным предметом являются одним из источников появления игровой роли. Подобные образы непостоянны и достаточно часто меняются.И это понятно,ибо они отражают не реальные устойчивые характеристики ребенка а скорее моменты его осознания и как бы определение себя. В пользу этого говорит хорошо известный и достаточно массовый факт расхождения роли и игровых действий.Ребенок надевает халат,говорит : «Я – врач» – и продолжает увлеченно возить «кирпичи» на грузовике,вызывая негодование воспитателей,убежденных в исходной связи роли и действий.В других случаях он украшает себя соответствующими атрибутами и гордо ходит, «воображая» себя фотографом,моряком и т.д.Никаких «моряцких» действий ребенок при этом и не думает совершать.а часто даже и не знает,каковы они.Все это совершенно необъяснимо,если считать,что роль вырастает из хорошо освоенных игровых действий.Но становится вполне понятным,если предположить,что внутренней психологической базой появления игровой роли являются эти специфические формы осознания себя в ходе становления образа – Я. Сливаясь в опыте ребенка с игровыми действиями,они порождают так называемые игровые роли. Как говорилось выше,образ – Я включает знания о себе и отношение к себе. формирование образа – Я происходит и без специальных усилий со стороны взрослых.Однако такой стихийный процесс часто приводит к досадным результатам,которые проявляются уже за пределами дошкольного возраста.С помощью нескольких несложных приемов можно направить этот процесс в благоприятное русло. Формирование образа – Я можно вести в двух направлениях : одно – наполнение его доступным содержанием,другое – включение его в процесс регуляции поведения. Основным недостатком стихийного возникновения знаний о себе являются то,что ребенок «добывает» их главным образом сам.Он схватывает то,что о нем говорят,как – то осознает свой опыт и т.п.Эти знания неполны,случайны и отрывочны. Формировать «знания о себе» можно,рассказывая ребенку о нем самом.Но это делается крайне редко,ибо непонятно,что же рассказывать. Характеристики : какой ты у нас умный (глупый),хороший (непослушный) и и т.д. – являются оценкой,а не сообщением фактических знаний. Между тем,дети одного возраста очень внимательны к простым сведениям о себе и весьма заинтересованы в них.Существует и целая сфера жизни,знакомство с которой действительно обогащает образ – Я.Это рассказы о том «каким ребенок был,когда он был совсем маленьким («родился со светлыми волосами,а теперь они каштановые; не умел ходить,не умел говорить,сначала только вставал в кроватке,держась за перила,ползал по полу,ел из бутылочки и т.п»).Кого и что он любил или не любил (людей,животных,пищу,игрушки).О событиях,участником которых он был (ездил на машине,в поезде,фотографировался.удивлялся,увидев корову,кран). Все эти маленькие,казалось,незначительные события представляют для детей огромный интерес.У них складывается история собственной жизни,в которой было столько важных и забавных событий.Они видят себя в динамике – какими они были и какими стали. При этом нужно всегда подчеркивать.насколько они продвинулись с тех пор во всех отношениях.