Просмотр содержимого документа
«Экспериментирование в ДОУ»
Опытно-экспериментальная деятельность.
Опытно-экспериментальная деятельность, наряду с игровой, оказывают существенное влияние на полноценное, разностороннее развитие личности ребёнка. Правильная организация этих двух истинно детских видов деятельностиявляется благоприятным условием для развития дошкольников.
Экспериментирование – методпознания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать, а процесс обучения и воспитания в детском саду, как раз направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом(прямая передача от педагога — воспитаннику).
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Образовательные задачи
Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи
Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
Развитие внимания и памяти.
Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи
Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Воспитание усидчивости и аккуратности.
Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:
• Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
• Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
• Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
ОПЫТЫ С МАГНИТОМ
«Магнит».
Оборудование: Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.
Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить удочкой. Рассказывают, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка. На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает? Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины, магниты. Какие предметы притягивает магнит? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую - которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы. В каких ещё играх вы видели магниты? Для чего человеку нужен магнит? Как он ему помогает?
Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание «Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается».
«Фокусы с магнитами».
Оборудование: Магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, и с горчицей; деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой—на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; скрепки; магнит, прикреплённый с помощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.
Детей встречает фокусник и показывает фокус «переборчивый гусь».
Фокусник: многие считают гуся глупой птицей. Но это не так. Даже маленький гусёнок понимает, что для него хорошо, что плохо. Хотя бы этот малыш. Только что вылупился из яйца, а уже добрался до воды и поплыл. Значит, он понимает, что ходить ему будет трудно, а плавать - легко. И в пище разбирается. Вот тут у меня привязаны две ватки, макаю в горчицу и предлагаю гусёнку её отведать (подносится палочка без магнита). Кушай, маленький! Смотрите, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не хочет есть? Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка с магнитом). Ага, потянулся к сладенькому. Не глупая птица. Почему наш гусёнок тянется клювом к варенью, а от горчицы отворачивается? В чём его секрет? Дети рассматривают палочку с магнитом на конце. Почему гусь взаимодействовал с магнитом (В гусе есть что-то металлическое). Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень.
Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.) Фокусник заменяет этих животных на картинки с прикреплёнными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки па коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать её, не замочив руки (Поднести магнит к стакану.).
«Волшебная рукавичка».
Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материал: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с
вшитым магнитом.
Ход:
-продемонстрировать детям фокус: металлические предметы не падают из
рукавички при разжимании руки.
-предложить детям взять предметы из других материалов (дерево, стекло,
ткань, бумага) – рукавичка перестаёт быть волшебной.
-дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют его применить.
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
«Магнетизм».
Цель: выявить прохождение магнитных сил через воду и стекло.
-прислонить магнит к кувшину на уровне скрепки и медленно перемещать его по стенке кувшина вверх.
Вывод: Скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх.
Вывод: Магнитная сила проходит через стекло и воду.
«Можно ли висеть на голове?». Сделайте лёгкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка. Пустите волчок «танцевать» на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, «вися на голове».
Мы — фокусники!
Задачи: выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.
Материалы и оборудование: Деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость с водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани.
Ход: Дети рассматривают иголку, определяют материал, из которого она сделана. Взрослый уточняет у детей, что произойдет, если положить ее в стакан с водой (утонет, так как она металлическая). Предположения детей проверяют: предварительно проводят иголкой по ткани, смоченной растительным маслом, опускают в воду (иголка плавает), проводят рукавичкой по стакану — она тонет. Взрослый предлагает назвать варианты, как достать предмет, не замочив руки (вылить воду, поднять с помощью другого предмета: сачка, магнита, поднося его к стакану). Объясняют, опираясь на опыты, проводимые в средней группе. Дети рассматривают деревянный шарик, определяют материал, выясняют, что произойдет, если положить деревянный шарик в стакан с водой (будет плавать). Предположения детей проверяют, опуская в воду два шарика. Выясняют, почему один из деревянных шариков утонул (вероятно, он тяжелый, не деревянный внутри). Взрослый предлагает его достать, не замочив рук. Дети подносят «волшебную» рукавичку, достают шарик, рассматривают его и делают вывод: магнит притянул шарик, потому что в нем находится металлическая пластина.
Притягиваются — не притягиваются
Задачи: найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Материалы и оборудование: Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнит.
Ход: Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).
Магнитные силы
Задачи: выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.
Материалы и оборудование: Пластмассовая тарелка, фанера, картон, оргстекло, фольга, ткань, бумага, стакан с водой, магнит; мелкие, реагирующие на магнит предметы; емкость с песком и мелкими металлическими предметами.
Ход: Взрослый предлагает выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии, как проверить (медленно поднести магнит и наблюдать за предметом; действие магнита прекращается на большом расстоянии). Уточняют, могут ли магнитные силы проходить через разные материалы, что для этого надо сделать (положить с одной стороны предмет, с другой магнит и перемещать его). Выбирают любой материал, проверяют действие магнитных сил через него; накрывают мелкие предметы чем-нибудь, подносят магнит, приподнимают его; насыпают мелкие предметы на исследуемый материал и снизу подносят магнит. Делают вывод: магнитные силы проходят через многие материалы. Взрослый предлагает детям подумать, как найти потерянные часы в песке на пляже, иголку на полу. Предположения детей проверяют: поместив в песок мелкие предметы, подносят к песку магнит.
Необычная скрепка
Задачи: определить способность металлических предметов намагничиваться.
Материалы и оборудование: Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки.
Ход: Взрослый предлагает детям поднести магнит к скрепке, рассказать, что с ней произошло (притянулась), почему (на нее действуют магнитные силы). Осторожно поднести скрепку к более мелким металлическим предметам, выяснить, что с ними происходит (они притянулись к скрепке), почему (скрепка стала «магнитной»). Осторожно отсоединяют первую скрепку от магнита, вторая держится, выясняют почему (скрепка намагнитилась). Дети составляют цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по одному к ранее намагниченному предмету.
Два магнита
Задачи: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Материалы и оборудование: Два магнита.
Ход: Взрослый ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся; магниты могут притянуться или оттолкнуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу).
Как увидеть магнитные силы?
Задачи: показать магнитное поле вокруг магнитов.
Материалы и оборудование: Стаканчик, металлические опилки, магниты, картон или тонкая фанера, скрепки.
Ход: Дети накрывают магниты картоном, подносят скрепки. Выясняют, как действует магнит: он приводит в движение скрепки, они двигаются под действием магнитных сил. Определяют расстояние, на котором скрепка начинает притягиваться к магниту, медленно, издалека подводя скрепку к магниту. С небольшой высоты медленно насыпают металлические опилки. Рассматривают полученные «магнитные» рисунки, которые располагаются больше у полюсов и расходятся посередине. Дети выясняют, что сочетанием нескольких магнитов можно «нарисовать» интересную «магнитную» картину.
Земля — магнит
Задачи: выявить действия магнитных сил Земли.
Материалы и оборудование: Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.
Ход: Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное.
Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту.
Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан «иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.
Полярное сияние
Задачи: понимать, что полярное сияние — проявление магнитных сил Земли.
Материалы и оборудование: Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.
Ход: Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги — частицы солнечного ветра, шар — Земля).
Необычная картина
Задачи: объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины.
Материалы и оборудование: Магниты разной формы, металлические опилки, парафин, ситечко, свеча, две пластины из стекла.
Ход: Дети рассматривают картину, выполненную с использованием магнитов и металлических опилок на парафиновой пластине. Взрослый предлагает детям выяснить, как она создана. Проверяют действие на опилки магнитов разной формы, высыпая их на бумагу, под которой помещен магнит. Рассматривают алгоритм изготовления необычной картины, выполняют последовательно все действия: покрывают парафином стеклянную пластину, устанавливают ее на магниты, через сито высыпают опилки; подняв, нагревают пластину над свечой, накрывают второй пластиной, делают рамку.
ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР
СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ
«Стекло, его качества и свойства»
Цель. Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества
(структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость,
плавление, теплопроводность).
Материалы и оборудование: Стеклянные стаканчики и трубочки,
окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
Ход: воспитатель вместе с детьми наливает в стеклянный стакан
окрашенную воду и спрашивает, почему видно то, что находится в стакане
(он прозрачный). Затем взрослый проводит пальцами по поверхности стекла,
определяет ее структуру и ставит стакан без воды на солнечное место, чтобы
через несколько минут определить изменение температуры стекла. Далее
взрослый берет стеклянную трубочку диаметром 5 мм, помещает ее среднюю
часть в пламя спиртовки. После сильного накаливания сгибает ее или
растягивает — под воздействием высокой температуры стекло плавится. При
падении даже с небольшой высоты стеклянные предметы разбиваются
(хрупкие). Дети составляют алгоритм описания свойств материала.
Родственники стекла
Задачи: узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.
Материалы и оборудование: Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.
Ход: Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют его качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности), поставить их на солнечное место (теплопроводность), деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»). Обобщить выявленные сходства и различия.
«Металл, его качества и свойства»
Цель: узнавать предметы из металла, определять его качественные
характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность,
ковкость, металлический блеск).
Материалы и оборудование: Металлические предметы, магниты, емкости с
водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
Ход: Взрослый показывает детям несколько предметов "из металла (скрепки,
гайки, шурупы, гирьки) и выясняет, из чего сделаны эти предметы и как дети
об этом узнали. Путем ощупывания определяют особенности формы,
структуру поверхности; рассматривают разные предметы и выделяют
характерный металлический блеск. Опускают гайки в воду (они тонут);
кладут на солнечное место — нагреваются (теплопроводность),
металлического предмета до появления красного цвета и рассказывает, что
таким образом из металла делают различные детали: нагревают и придают
им необходимую форму. Дети составляют алгоритм описания свойств
металла.
Мир металлов
Задачи: называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту й на производстве.
Материалы и оборудование: Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички, ножницы.
Ход: Дети рассматривают предлагаемый материал, определяют, из чего он сделан, вспоминают основные, общие свойства металлов (металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость). Взрослый предлагает до проведения опыта определить, чем отличаются представленные металлы. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму: оценивают степень проявления металлического блеска — оценивают степень теплопроводности — определяют твердость металлов — ковкость (способность металлов приобретать заданную форму под воздействием высокой температуры и без нее) —» делают выводы о сходстве и различиях металлов. Обсуждают, что из какого металла можно сделать.
«Резина, ее качества и свойства»
Цель: узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества
(структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость,
эластичность).
Материалы и оборудование: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки;
спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
Ход: Дети рассматривают резиновые предметы, определяют цвет, структуру
поверхности (на ощупь). Педагог предлагает растянуть резиновую ленту и
убедиться, что она всегда возвращается в исходную позицию, что
обусловлено эластичностью материала и его упругостью (эти свойства
используют при изготовлении мячей). Взрослый обращает внимание на
изменение свойств резины под воздействием света и тепла — появляется
хрупкость и липкость (демонстрирует нагревание резины над огоньком
спиртовки). Все составляют алгоритм описания свойства резины.
«Пластмасса, ее качества и свойства»
Цель: узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура
поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление,
теплопроводность).
Материалы и оборудование: Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка,
спички, алгоритм описания свойств материала.
Ход: Воспитатель предлагает детям наполненные водой стаканы, чтобы, не
заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать
нельзя, так как пластмасса непрозрачная. Педагог предлагает на ощупь
определить структуру поверхности, толщину. Далее помещают стакан на
яркое солнечное место, чтобы через 3—4 минуты определить изменение
температуры (нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что он под
воздействием силы гнется, а если приложить больше усилий — ломается.
Воспитатель демонстрирует плавление пластмассы, используя спиртовку.
Дети составляют алгоритм описания свойств материала.
«Глина и камень» - Можно ли менять форму камня и глины?
Цель: закрепить знания о свойствах глины и камня.
Задачи: дать возможность детям самостоятельно опытническим путём выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части);
дать возможность детям при помощи взрослого понять, что в природе всё создано целесообразно, лишних объектов не бывает;
развивать интерес к исследовательской деятельности;
воспитывать осознанное отношение к природе. Материал:дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Ход. По модели обследования предмета предлагается детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого нажать пальцем на глину, камень. Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)
Итог. Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части. Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.
«Как появляются горы?»
Цель: познакомить детей с причиной образования гор.
Задачи: дать возможность детям на макете увидеть «образование гор», прийти к мнению, что они образуются в результате движения земной коры, горы вулканического происхождения;
дать возможность детям при помощи взрослого узнать, что в горах самый чистый воздух; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материал:лоскуты ткани, картинка с изображением гор, мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», алгоритм «Приготовление соленого теста»; миски, стаканы, столовые ложки; какао-порошок, пищевой краситель коричневого цвета; большая коробка. Ход. Воспитатель напомнил об образовании островов, предложил узнать, как же образуются горы. (Дети выполняют движения под платком.)
Воспитатель поясняет, что примерно так происходит и в природе: земная кора постоянно движется. Горы могут возникнуть и в результате «работы» вулканов. Когда начинается извержение вулкана, из его жерла бьет фонтан. Вместе с магмой, которая находится под земной корой, вверх устремляются камни, пепел, грязь. Все это падает на землю. Лава застывает, и постепенно на этом месте образуется гора, которая постепенно увеличивается. Итог. Горы — это самые высокие участки Земли. Некоторые горы настолько высоки, что их вершины прячутся в облаках.
«Как разрушаются горы»
Цель: познакомить детей с причинами разрушения гор.
Задачи: подвести детей к пониманию того, что основной причиной разрушения гор является перепад температуры воздуха (то холод, то тепло);
развивать эмоциональное восприятие;
воспитывать любовь к природе.
Материал: спиртовая горелка, стакан с водой, кусочек гранита.
Ход. Накалите кусочек гранита в пламени спиртовки и бросьте в стакан с холодной водой. Через 1 -2 мин. выньте кусочек из воды, снова нагрейте его и опять опустите в холодную воду. Проведите еще раз нагревание и охлаждение гранита. Теперь попробуйте разломить кусочек гранита. Он будет крошиться на мелкие части. Это происходит потому, что при нагревании частички гранита расширяются, а при охлаждении сжимаются. Связь между ними нарушается, и гранит становится непрочным.
Итог. Горы разрушаются от перепада температур.
Опыт «Свойства ткани»
Цель: закреплять умение определять и называть ткани. Сформировать умение сравнивать ткани по их свойствам, понимание, что характеристики ткани обуславливают варианты использования ткани для пошива вещей.
Ход: дети рассматривают предлагаемые виды ткани, отмечают различия (цвет, структуру поверхности), повторяют правила безопасного обращения с ножницами. Дети описывают свойства ткани. Определяют последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сминаемости; разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко он режется; попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия; опустить в ёмкости с водой и определить скорость впитывания влаги. Затем сделать обобщающий вывод о сходстве и различиях видов ткани. Обратить внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.
Вывод: все ткани состоят из волокон. Ткани отличаются степенью сминаемости, лёгкостью разрезания ножницами, лёгкостью разрывания, скоростью промокания.
Ткань, ее качества и свойства
Цель: научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Игровой материал: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.
Ход : Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать из чего сшиты платья, какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщины. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется), опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает), сравнивает изменение ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.
Опыт: «Резина и её свойства»
Цель: познакомить детей со свойствами резины.
Материал: образцы резины по количеству детей, ножницы, ёмкости с водой, резиновые перчатки и мячики по количеству, бумажные салфетки, резиновые игрушки и предметы.
Ход: предложить детям назвать предметы, которые нас окружают и материал, из которого они сделаны. — Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуете отгадать и сказать, о каком материале мы будем сегодня говорить. — Он упрямый и пузатый, больно бьют его ребята. — От чего беднягу бьют? От того что он надут. (Мячик) — На четыре ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, стали обувь надувать. (Шина) — Из какого материала сделан мячик и шина? (Из резины). Резина – очень нужный материал для людей, всем знакомый. Из резины изготавливают шины автомобилей, велосипедов, надувные игрушки, шланги для воды, резинки в нашей одежде, ластики и т.д. Предлагаю изучить некоторые свойства резины. — Изучим резину на цвет. Какая она бывает? (Белая, чёрная, жёлтая, синяя). Значит она? (Разноцветная). — У каждого материала есть свой запах. Какой же запах у резины? (Дети нюхают резину). Имеет свой запах – запах резины. — Возьмите бумажную салфетку и потяните её. Что с ней случилось? (Она порвалась). Возьмите резину и потяните её. Что происходит с резиной? (Не рвётся). Почему? (Резина не рвётся, потому что она прочная). — Возьмите резиночки для волос. Посмотрите как резиночка легко растягивается, перекручивается, какая она эластичная. Значит, как мы назовём такое свойство? (Эластичность). — Сожмите салфетку в кулаке. Откройте кулак. Что произошло с салфеткой? (Она смялась). Попробуйте сжать резину в кулаке. Откройте кулак. Что случилось с резиной? (Она разогнулась, выпрямилась). Это свойство резины называется упругость. Значит резина какая? (Упругая). — У вас на столах лежат ножницы. Что ими можно делать? Порежьте кусочек резины. Что происходит? (Она хорошо режется). Демонстрация резиновой перчатки. Что это такое? Из чего она сделана? (Из резины). Наденьте перчатку на руку и опустите её в воду. Какая стала перчатка? (Мокрая). А теперь выньте руку из перчатки. Какая она? (Сухая) Почему? (Резина не промокла, она непромокаемая).
Выводы: резина разноцветная, имеет свой запах – запах резины, прочная, эластичная, упругая, хорошо режется, непромокаемая.
Опыты с бумагой
«Рвем бумагу»
Цель: изучение свойств бумаги.
Ход: Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию
«Бумажные комочки»
Цель: познакомить детей с новым свойством бумаги —скатыванием.
Ход: Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию
«Смятая бумага»
Цель: научить сминать бумагу
Ход: предложить ребенку лист бумаги, помять ее (нужно помнить, что мы учим детей не мять и не рвать книги). А вот листочек бумаги можно помять, порвать и скатать в комочки, тогда может получиться снежок; их можно бросать в цель, катать, складывать в корзину, можно приклеивать, получив снеговую тучу или даже снеговика. Итак, сначала ребенку можно дать мягкие сорта бумага, например салфетки. Сминая кусочки бумаги, ребенок с помощью взрослого может научиться делать цветы, собрать браслет на нитку. Тем самым уже в 3-х летнем возрасте мы приучаем ребенка к творчеству.
Игра «Найди сюрприз»
Цель: научить разворачивать смятую бумагу.
Ход: завернуть в бумагу небольшой предмет. Для детей 3-4 лет можно взять мишку, собачку и обыграть: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть, что здесь?». Дать ребенку развернуть сверток, изобразить радость вместе с ребенком. Игру можно усложнить. Подарок нужно не только открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться и прыгать. Что это? Молодец – это мячик!!!»
«Мир бумаги»
Цель: знакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная), сравнивать их качественные характеристики и свойства; дать понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.
Материал: квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ёмкости с водой, ножницы.
Ход: дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства, актуализируя прошлый опыт. (Горит, намокает, мнётся, рвётся, режется). Выяснить у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги; разорвать пополам; разрезать на две части; опустить в ёмкость с водой. Выявить, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой – медленнее. Вывод: чем бумага толще, тем она хуже рвётся и больше по времени намокает.
Бумага, ее качества и свойства
Цель: научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Материал: Бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.
Ход : Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая эта бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце занятия дети вместе со взрослым составляют алгоритм описания свойств материала.
Игры с камнями
Цель: изучение свойств камней.
1. Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.
2. Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а малыш будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы
и ряды от большого к меньшему и наоборот.
3. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а
из плоских камешков - башенки разной высоты.
4.Сортировать камни можно:
- По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и малыш
будет подбирать каждой тарелке свои камешки;
- По размеру
- По форме
- По весу
- По фактуре
Камни и их свойства
Такие разные камни
Цель: показать разнообразие камней по внешним признакам.
Материал: разнообразные камни, мисочки с водой.
Ход: рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой (маленький, самый красивый (невзрачный) и т. д. Пусть дети обоснуют свой выбор.
Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого темного. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник. С закрытыми глазами выбираем самый гладкий (шершавый, самый круглый (неровный).
Рассматриваем самый круглый камень. Как вы думаете, этот камешек всегда был таким круглым или у него были углы? Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга, и острые углы постепенно исчезают, стираются, - так камушек становится круглым. Дети берут камешки в ладони, трясут их, ударяют друг о друга, слушают, как они стучат.
Камни: сухие и мокрые, горячие и холодные
Цель: показать, что камни бывают разные по температуре и гладкости поверхности, что в тепле они нагреваются; в воде камни становятся мокрыми и изменяют цвет.
Материал: камни, разные по цвету, размеру, форме, шероховатости, емкости с водой, салфетки.
Ход: потрогаем разные камешки. Холодные они или теплые? Шершавые или гладкие? Зажмите камешек в кулаке и подержите. Каким он стал (теплым). Почему (руки теплые). Значит, камешки могут нагреваться. Что будет, если мы положим камешек в воду (предположения детей). Он утонет? Будет плавать? Бросим камешек в воду и понаблюдаем, что произойдет. На воде образуются круги. Может ли камешек плавать? Опустим в миску еще несколько камешков, потрогаем их в воде и вынем. Можно положить в емкость большой камень и полить его водой. Что изменилось?
Мир пластмасс
Задачи: узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид); сравнивать их свойства; понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.
Материалы и оборудование: Кусочки и игрушки из разного вида пластмасс, спиртовка, спички.
Ход: Дети рассматривают разные виды пластмасс, изделия из них. Обращают внимание на общие свойства (плотность, горение, непрозрачность, твердость). Взрослый предлагает детям высказать предположения, какой вид пластмасс будет более твердым, плотным, горючим, прозрачным и т.д. Дети определяют алгоритм деятельности: оценивают прозрачность — выявляют плотность - определяют твердость — наблюдают за реакцией горения, сравнивают скорость сгорания. Делают вывод о различиях между разными видами пластмасс. Замечают, что от свойств материала зависит его использование.
Примечание: проводить демонстрацию на свежем воздухе или используя вытяжку.