kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое воспитание в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический проект для детского сада с целью воспитания любви к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание в ДОУ»












Детская экологическая тропа

СП ДО МАОУ Каменской СОШ


"Мы в любое время года

ходим тропами природы"





Берегите эти воды, эти земли,

   Даже малую былиночку любя.

    Берегите всех зверей внутри природы,

       Убивайте лишь зверей внутри себя...

 












ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:


Главная цель   формировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

 

                       Основные задачи:

развитие восприятия красоты;

заложение этических и нравственных основ;

расширение  кругозора;

развитие творческого потенциала;

сохранение и укрепление здоровья детей;

формирование двигательной активности;

развитие внимания, воображения, фантазии.

 

                

 

  1. ОПРЕДЕЛЕНЫ 19 видовых точек:



 1. Хозяин тропы – Лесовик

2. Розарий

3. Муравейник

4. Огород

5. Фитогрядка

6. Береза

7. Скворечник

8. Сухое дерево

9. Гнездо аиста

10. Голубые ели

11. Альпийская горка

12. Туя

13. Пальма

14. Ива

15. Ясень

16. Сухой водоём

17. Гнездо утки

18. Ёж

19. Улей


         Оборудование:

1) Карта – схема экологической тропы в начале пути;

2) Леший – хозяин тропы

3)  ТАБЛИЧКИ С условными обозначениями

4) ОПРЕДЕЛЕНЫ МЕСТА ОТДЫХА (СКАМЕЙКИ НА УЧАСТКАХ).








  1. Варианты работы на тропе:


  

  • проведение сезонных экскурсий

  •  мини-субботники

  •  исследовательская деятельность

  •  наблюдения за растениями в природе (по сезонам)

  • развешивание кормушек

  • наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам)

  • подсчеты видового разнообразия деревьев и кустарников

  • оформление гербария

  • фотографирование

  • сбор природного поделочного материала (шишки, листья...)

  • экологические беседы;

  • наблюдения в природе;

  • уроки доброты;

  • целевые прогулки;

  • познавательные вечера;

  • решение экологических ситуативных задач;

  • чтение художественной литературы;

  • детские проекты;

  • обсуждение и проигрывание ситуаций;

  • труд в природе;

  • «Красная книга природы»;

  • «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений) ;

  • выставки и экспозиции;

  • экологические сказки;














 





 Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания.

Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций.

Посетители экологических троп имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за животным и растительным миром в естественных условиях. Это дополняется визуальной информацией на стендах и указателях, которые установлены на маршруте, а также рассказом воспитателей.


Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

• пониманию самоценности природы;

• осознанию ребенком себя как части природы;

• воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

• пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

• пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

• формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить) ;

• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

• — формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

• — воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства к объектам природы;

• — формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

• — освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

• — формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь

• — формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.


   




Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:


 - Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

- Формировать чувства сопереживания  всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

 - Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.

 - Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

 - Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

 

     Надеемся, что наша работа не пропадет зря и наши дети, став взрослыми будут бережно относиться к окружающему их богатству -  родной природе. Ведь экологическое воспитание это, прежде всего воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.    































ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТРОПЕ





1. Хозяин тропы - Лесовичок


Л есовичок (хозяин леса, лесной дух, лешак, леший, лесовик, дедушка-лесовой) — дух, хозяинлеса в мифологических представленияхславянских народов.

Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.

Как хозяин заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Леший может наказать человека за ненадлежащее поведение. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо заключить с ним договор. Он способен предсказывать будущее.
























2. Розарий


Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают.(цветы)



У садоводов всего мира розы вызывают особые чувства. Ведь именно им присвоены самые громкие звания и статусы: они и царицы, и королевы, и звезды, и принцессы сада. В то же время, розы символизируют роскошь, любовь и чистоту отношений между людьми. Розы являются достойным украшением любого сада, а аромат, который исходит от них, никого не оставит равнодушным.





























3 . Муравейник



Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион».


Муравейник (муравьиное гнездо) — название гнезда муравьёв, которое как правило, заметно своей надземной частью, представляющей собой кучу из кусочков листьев, хвои, веточек и земли (является надземной частью муравьиного гнезда, которое состоит из сложной системы ходов и миниатюрных сооружений).


Конечно же, каждый человек, побывавший в лесу, сталкивался с муравьиными домиками, сооруженными из веточек и опавшей хвои. А знаете ли вы, что в этих домах существуют свои строгие правила общежития и у всех жителей есть свои обязанности?

Один раз в году, с наступлением теплого времени, в гнезде-муравейнике появляются крылатые самцы и самки муравьев, которые разлетаются в так называемый "брачный лет". Самцы вскоре погибают, а самки сбрасывают крылья и становятся царицами – основателями нового гнезда.

Найдя подходящее для муравейника место – в земле, под камнями, в старых пнях, под корой гниющих деревьев, самка откладывает первую порцию яиц. Вылупившихся личинок она кормит своей слюной. Личинки превращаются в куколок, а из куколок получаются первые рабочие особи, и начинается жизнь нового муравейника.

Самок-цариц в муравейнике бывает одна или несколько, они живут до 15 лет и все время откладывают яйца. Рабочие муравьи, самая многочисленная часть семьи, живут меньше – несколько лет.

Все рабочие муравьи образуют отдельные группы – касты. У каждой касты свои обязанности – одни ухаживают за самками и молодыми муравьями, другие строят и ремонтируют муравейник, третьи чистят его, четвертые защищают муравейник от врагов, пятые – снабжают всех обитателей пищей.

















4. Огород


О горо́д — относительно небольшой участок земли, предназначенный преимущественно для выращивания овощей. На огороде могут также присутствовать посадки ягод и плодовых деревьев. Обычно огород огорожен забором или живой изгородью.

На нашем огороде растут овощные культуры: тыква, патиссон, кабачок, помидоры, лук, салат, фасоль, петрушка, перец, лук.






























5. Фитогрядка



Д авным – давно человек заметил, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Ими надо только умело пользоваться. Народные целители смогли за много лет собрать бесчисленное количество разных рецептов из трав. Сейчас таблетки на основе трав продаются в каждой аптеке. Знания о лекарственных растениях пригодятся каждому человеку. На нашей фитогрядке растут следующие лекарственные травы:

  • Лопух

  • Ландыш

  • Чистотел

  • Подорожник

  • Мать и мачеха

  • Клевер

  • Крапива

  • Календула

























№ Береза


Зелена, а не луг,                                                         Стоит Аленка, платок зеленый

Бела, а не снег,                                                            Тонкий стан, белый сарафан.

Кудрява, а без волос                                                  (Береза)

(Береза)



Б ольшинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй.

В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани.

Пожалуй, на Руси не встретишь другое такое дерево, о котором бы слагалось столько пословиц и поговорок, пелось столько песен. Много других замечательных деревьев растет в нашей стране. Но если все же малосведущий человек может спутать одно дерево с другим, то березу каждый узнает сразу. Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительной белой корой. Светло и празднично в березовом лесу в любое время года, но особенно весной и ранним летом

В старину у березы в начале лета был свой особый праздник—семик. В эти праздничные дни она была окружена всеобщим вниманием. Ветками березы как драгоценными цветами украшали красный угол крестьянской избы. Девушки водили хороводы вокруг молодых березок, гадали, завивая венки из березовых ветвей и пели:

В разные времена года крестьянин-землепашец внимательно приглядывался к березе и примечал:

«Лопаются сережки у березки— время сеять хлеб»;

«Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперед — мокрое»;

«Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с березового листа».

«Плащ березы» — бересту применяли не только для обвивания горшков и корчаг. В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища. Новгородцам береста заменяла писчую бумагу. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Хотя бумага давно заменила бересту, но нет-нет да и вспоминали люди о древнерусском папирусе. Известны случаи, когда в Отечественную войну, при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свою боевую газету. Применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах.

В строительстве бересту применяли при устройстве кровли и подкладывали под нижний венец избы, чтобы предохранить его от загнивания. Русские крестьяне, проживавшие в южных районах страны, для хранения зерна выкапывали глубокие ямы. Прежде чем засыпать зерно, ямы выжигали соломой, а затем обивали берестой, приколачивая ее к обожженным стенам деревянными гвоздями. Береста надежно защищала зерно от грунтовой влаги.

 «Бела береста, да деготь черен»,— говорится в русской поговорке. И действительно, если бересту подвергнуть сухой перегонке, то можно получить вязкую пахучую жидкость черного цвета — деготь. В старину дегтем чистили сапоги, чтобы не трескалась кожа, смазывали колеса, петли дверей. К тому же деготь и врачевал, в народной медицине его использовали при различных кожных заболеваниях.

Иногда весной во время сокодвижения в ясный солнечный день под березами идет редкий дождь — это с веток, поврежденных птицами, падают капли березового сока. Некоторые птицы специально надламывают тонкие ветки, чтобы полакомиться сладким березовым соком. А дятел предпочитает добы-

вать березовый сок прямо из ствола.

Белая берёза – это символ нашей Родины – России!























7. Скворечник



С кворечник  искусственное гнездовье для птиц, обычно гнездящихся в дуплах. Чаще всего скворечник выполняется из дерева.


Чаще всего в скворечнике обитают скворцы и синицы (отсюда и названия), однако есть множество других птиц, могущих поселиться в скворечнике, например, малиновкитрясогузкиворобьиворобьиные сычимухоловки-пеструшкигорихвостки и другие.

В наше детском саду есть несколько скворечников, сделанных родителями детей младшей группы, в которые этой весной заселились скворцы.


































8. Сухое дерево





В оспитатель предлагает ребятам высказать свое мнение: почему дерево засохло? Чем оно отличается от живого? Дети исследуют кору, ветки. Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми?






































9. Гнездо аиста




Гнездо для аиста

Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье. Он живет рядом с человеком, но остается свободным; строит гнезда в населенных пунктах, но не выносит разрушения природной среды. Издавна считалось, что загнездившаяся пара белых аистов приносит в дом счастье, богатство и благополучие, а также новорожденных детей. Белый аист – символ домовитости, удачи и процветания. Привлечение белых аистов на гнездование – давняя народная традиция. Если же аисты не гнездятся в вашем районе, вы можете сделать гнездо для фигурки аиста, сделанную своими руками.




























10. Голубые ели

 

Зеленая красавица

Для нас в саду растет.

Ну разве нам понравится

Без елки Новый год .



Г олубая ель - символ успеха и достатка.

С давних времен, голубая ель считается признаком успешности и достатка.

Также, стоит отметить, что хвойные, в том числе и голубая ель будут приносить радость круглый год, так как не сбрасывают листья, но к зиме как правило все хвойные несколько теряют в цвете и становятся тусклых оттенков. Но это не в коей мере не уменьшает их красоты и полезности.


 В древности народы Западной Европы считали ель покровительницей зверей, птиц и растений. Добрый дух ели защищал человека  от всяческих жизненных  невзгод.  Ель почитали  как

символ вечной жизни и молодости. Древние германцы, стараясь задобрить могучий дух леса, живущий в священных елях, вешали на их ветви всевозможные украшения. У германцев обычай рядить елку переняли голландцы и англичане. Позже, когда было утрачено магическое значение обряда, елку продолжали рядить по традиции на Новый год. Стройная и пушистая, покрытая вечнозеленой хвоей, она наполняет раз в году человеческое жилище свежим смолистым ароматом. Трудно себе представить Новый год без елки. А сколько радости испытывают взрослые и дети, украшая елку сверкающими нарядными игрушками!


В урожайные годы ель бывает густо усыпана шишками. «Много уродилось еловых шишек — к урожаю ярового, сосновых — ячменя»,— приметили крестьяне.

Некоторые охотники, грибники, лесорубы и прочие бывалые «лесные люди» даже утверждают, что еловая шишка не хуже барометра может предсказывать погоду. Если шишка ощетинилась — будет сухо, а если прижала чешуйки — жди дождя.










11. Альпийская горка


- это кусочек горного ландшафта, имитирующего ландшафты склонов Альп — с каменными выступами и пестрым разнотравьем.

Альпинарий, или альпийская горка - это искусственно воссозданный каменистый кусочек природы, где меж камней растут преимущественно дикорастущие растения, прекрасные своей природной скромностью. Наряду с дикорастущими в альпинарии высаживают и культурные растения, подходящие по стилю. На альпийской горке гармонично сочетаются объекты живой и неживой природы – растений и камней.

Альпинарий - это райский уголок, глядя на который радуется глаз и душа.





























12. Туя



Т уя не встречается в нашей естественной природной среде. Ее завезли к нам из Америки и Восточной Азии. Но растение это совсем не капризное, поэтому вырастить его некоторые виды и в северных широтах вполне возможно. Само латинское название Thuja родом из греческого языка и означает жертвование или воскурение. Это связано с приятным ароматом, распространяемым во время сжигания ароматических пород туи. У туи хвоя состоит не из иголок, как у сосен и елей, а из плоских чешуек, которые налегают друг на друга.

































13. Пальма


П альмы растут в жарких тропических странах.

Используются плоды многих видов пальм, древесина; из ротанга и некоторых других пальм делают плетёную мебель.

Пальмовые листья традиционно используют для изготовления крыш некоторых азиатских строений и беседок, пляжных «грибков», головных уборов и др.

Кроме того, различные виды пальм широко используются как декоративные растения (в том числе и в комнатном садоводстве).

Во многих культурах пальмы были символами победы и мира.
        Пальмам присущ характерный облик, позволяющий почти безошибочно отличить их от всех других растений. Обычно они имеют хорошо развитый, прямой, неветвящийся одревесневший стебель с кроной крупных веерных или перистых листьев на вершине.

На пальмах растут кокосы и финики





























14. Ива


Народные приметы

Увидел на вербе пушок — и весна под шесток.

Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме[8].


в етла́раки́талоза́лози́наве́рба  — деревянистое растение.

В некоторых областях России в повседневной речи используют слово «тальник»ю Так называют некоторые ивы, преимущественно кустарниковые, а также их заросли.

Очень распространённые и весьма известные в средней части России растения («ивушка», «ракитовый кусточек»). Большинство видов ив любят влажность и селятся в сырых местах.

У китайцев ива - символ весны, женственности, кротости, грации и очарования, артистических способностей, разлуки. В христианстве ивовые ветви (ветви вербы) несут как символ пальмовых ветвей на Пальмовое (Вербное) воскресенье.






























15. Ясень


Владимир Даль производит слово ясень от слова ясный, светлый и связывает это с редкими листьями, сквозь которые в подлесок хорошо проходит солнечный свет.

Ясень обыкновенный можно встретить практически повсюду в лесах и парках, в посадках вдоль автомобильных дорог.

Плоды ясеня содержат до 30 % жиров, поэтому люди издавна употребляли их в пищу,получая пикантную приправу к овощным и мясным блюдам. Весной ясень выделяет сладкий сок, который используют в качестве заменителя сахара.

Листьями и корой ясеня издавна лечили различные заболевания . Древние греки и германцы считали, что сок ясеня может исцелить человека, укушенного змеёй.

В качестве лекарственного средства используются плоды, кора и листья ясеня

 































16. Сухой водоём


Н а нашем сухом водоёме «выросли» камыши, поселились лягушки, черепаха и уточки!












































17. Гнездо утки.

У ТКИ, группа родов водоплавающих птиц с перепончатыми лапами, относящихся к семейству утиных (Anatidae), которое включает также гусей и лебедей. Утки отличаются от них сравнительно небольшими размерами, короткими ногами и шеей, несколько уплощенным туловищем и обычно неодинаковой окраской оперения у самцов и самок. Как у гусей, лебедей, а также фламинго, у уток по краям клюва, на их внутренней стороне, находятся поперечные зубовидные гребни – пластинки – для отцеживания пищевых частиц из ила или воды. Многочисленные виды уток встречаются на пресноводных водоемах и морях по всему свету.





























18. Ёж



Ёж — общеизвестный по внешности зверёк, чья спина и бока покрыты короткими тёмными иглами Иглы белые у основания и на конце, посередине окрашены полосами чёрного, белого и коричневого цвета. Мех на мордочке, ногах и брюшке ежа жёсткий; в России чаще всего встречается его серая окраска.
Длина тела ежа 135—265 мм, хвоста — не более 3 см; весит он в среднем 700—800 г, но перед спячкой может отъедаться до 1200 г. Самцы крупнее самок. Мордочка вытянутая, подвижная; нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие (меньше 3,5 см), округлые, почти спрятаны в меху. Конечности пятипалые, с довольно острыми когтями; задние ноги несколько длиннее передних. На верхней челюсти 20 мелких острых зубов, на нижней — 16.
Под кожей спины у ежа находится особая мышца panniculus carnosis, которая при сокращении позволяет ему сворачиваться в колючий шар. Каждая иголка растет 12—18 месяцев; линька у ежа идёт медленно — в среднем за год меняется одна игла из трёх (в основном весной и осенью).
Живут ежи в природе 3—5 лет, в неволе до 8—10 лет.
Ёж ведёт одиночный образ жизни. В пределах своего участка ёж устраивает несколько (до 10) гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста и т. п. местах. Гнездо (диаметром 15—20 см) он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Летом нор не роет, иногда занимает пустые норы грызунов. Активен преимущественно в сумеречное и ночное время. Весной, когда ежи выходят из спячки, они проявляют активность и в дневные часы. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок. 
С наступлением заморозков (ниже 10 °C), накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку.

П итается ёж в основном насекомыми (жуками, уховёртками) и их личинками, кивсяками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди, грибы, ягоды и фрукты. Ёж очень прожорлив. Ежи содержащиеся в неволе как домашнее животное охотно едят мясо, яйца и хлеб. Вопреки распространённому мнению, молоко ежам вредно и их не следует кормить молочными продуктами. Ёж очень любит мороженое. Кроме того, с удовольствием ест кашу из овсяных хлопьев.
У ежей острое обоняние и слух, зрение слабое. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить. Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат и клацают зубами. Детёныши, находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье.
На ежей охотятся собаки, лисы, хорьки, барсуки и крупные совы.





19. Улей


Загадка: Что за домик, расскажите.

В нём летает каждый житель.

Славно трудится народ,

Собирая сладкий мёд.

(Пчёлы)



У́лей — искусственное жилище для пчёл, изготовленное человеком для содержания медоносных пчёл. В зависимости от системы в одном улье может жить одна или несколько пчелосемей



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологическое воспитание в ДОУ

Автор: Елена Алексеевна Молокова

Дата: 18.12.2023

Номер свидетельства: 642639

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Разнообразие форм экологического воспитания детей младшего школьного возраста "
    ["seo_title"] => string(90) "raznoobraziie-form-ekologhichieskogho-vospitaniia-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "155124"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421245643"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Роль экологического воспитания  в подростковом возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья "
    ["seo_title"] => string(114) "rol-ekologhichieskogho-vospitaniia-v-podrostkovom-vozrastie-u-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "187867"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426592515"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально -                  исследовательскую   деятельность"
    ["seo_title"] => string(97) "ekologhichieskoievospitaniiedoshkolnikovchieriezekspierimientalnoissliedovatielskuiudieiatielnost"
    ["file_id"] => string(6) "263273"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449507040"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства