Программное содержание: Уточнить представление об осени, как времени года. Помочь видеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, уметь отыскивать в природе осенние признаки. Учить передавать свои эмоции через рисунок. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года. Формировать обобщенное представление об овощах и фруктах, их многообразии. Развивать речь, творческое воображение, наблюдательность, активизировать мыслительную деятельность, решать противоречия (что плохого в осени, что хорошего). Воспитывать любовь к родной природе, воспитывать аккуратность в работе с клеем, умение работать нетрадиционным способом в аппликации – крупой.
Ход занятия
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Сегодня мы отправляемся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. Чтобы узнать, как она называется эта страна, вы должны отгадать загадку:
Пришла без красок, без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Стихотворение про осень:
Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далекий птицы улетели.
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
У осени есть свои приметы. Сейчас я буду задавать вопросы, если вы правильно ответите, то делайте шаг вперёд – значит это у нас примета осени:
Солнышко сильно греет. Тучки солнце закрывают. Колючий ветер прилетает. А букашки прилетают? Звери норки закрывают. Урожай все собирают. Птичьи стаи улетают. Часто-часто льют дожди. Можно детям загорать. Листья на деревьях желтые.
Осенью хорошо: листья падают на землю, можно бегать по листьям и они шуршат под ногами. Мы делаем красивые букеты из листьев. Всё красиво: всё такое нарядное, желтое. И ещё мы осенью собираем урожай овощей и фруктов.
А какие вы знаете овощи и фрукты?
Где растут овощи, а где фрукты? (Овощи растут на грядке в земле, а фрукты растут на деревьях.)
Во фруктах и овощах много витаминов, которые нужны нашему организму. Они помогают нам расти, быть всегда здоровыми. Поэтому ешьте всегда больше овощей и фруктов.
Осенью плохо: часто идут дожди, на улице грязно. Птицы улетают в теплые края. На улице нельзя долго гулять, нужно надевать теплую одежду. И солнышко сильно не греет.
А кроме осени, какие ещё времена года бывают? (зима, весна, лето)
Игра «Времена года»
Молодцы, как вы много знаете о временах года. А сейчас поиграем:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?
Принесла я вам муки – значит, будут пирожки
Принесла вам гречки – каша будет в печке.
Принесла вам овощей – и для каши и для щей.
Рады ли вы грушам – мы их впрок насушим.
А уж яблоки, что мёд – на варенье, на компот.
Принесла я мёду – полную колоду.
Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду нам в подарок принесла?
Дождику вы рады? – Не хотим, не надо.
Дождик: кто под дождик попадет, тот сейчас водить пойдет (дождик гоняется за детьми).
А теперь, послушайте ещё одну загадку:
Висят на ветке золотые монетки (листья).
Стихотворение:
Листья разноцветные по ветру кружатся,
И на землю падают и ковром ложатся.
Осенью листья разного цвета: желтые, красные, оранжевые. Вот сегодня мы с вами будем делать такие листочки: мы их будем превращать в красивые листики. Мы на эти листики намазываем клей, потом засыпаем красной, желтой, оранжевой крупой. Засыпаем весь лист, а не только серединку. И у нас будут вот такие красивые листья (показываю образец).
Самостоятельная работа под музыку. Песня «Кап-кап дождики».
Досуг по экологии в средней группе
«В зимнем лесу»
Воспитатель
Токарева И.М.
За месяц до праздника к детям на занятие по экологии приходит воспитанник из подготовительной группы – Лисичка – здоровается и передаёт им письмо. Воспитатель рассказывает детям, что это письмо Старичка-Лесовочка и читает:
«Здравствуйте, дети! Меня зовут Старичок-Лесовичок, и живу я в лесу. Когда вы гуляете на улице, я за вами наблюдаю из леса и вижу, как вам хорошо живётся в саду. У меня в лесу тоже неплохо. Решил я в гости к вам придти. Давайте договоримся: вы мне приготовите что-нибудь интересное, я – вам. Ну, до свидания, детвора, до скорой встречи! Ваш Старичок-Лесовичок»
Дети входят в зал. Стулья стоят полукругом к центральной стене. Ведущая обращает внимание детей на оформление зала и на домик. Она подходит к домику, возвращается.
Маленький гномик сидит у окошка.
Этому гномику скучно немножко.
Видимо, нечем заняться ему,
Ну-ка, сейчас подойду я к нему!
Стучит в окошко, из домика выходит гном.
Гном: Долго вас я, дети, ждал.
Чуть совсем не задремал.
Старичок-Лесовичок развлекать вас приказал.
А как здесь у вас красиво! Прямо как в зимнем лесу. По лесочку пойдём – песенку споём!
Песня «Вот настали холода» (А.Александров)
Дети садятся.
Гном: Хорошую песню вы дети спели. Лес любит песни, потому что он очень музыкальный. Он ведь и сам умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна. Я люблю слушать её и зимой и летом!
Песня «Музыка в лесу» (Н.Дубравин: исполняет гном)
Гном: А пока зима, в лесу тихо, как будто в нём никого нет. Ой, а что это зашуршало за сугробом?
(Подходит к сугробу, вытаскивает за уши зайку, за ним выпрыгивают ещё двое или трое)
Заяц 1: Мы пришли в детский сад посмотреть на ребят!
Заяц 2: Надо, зайцы поскорей, поплясать нам для детей!
Танец зайчиков с погремушками (Г. Вилькорейская)
Ведущий: Хорошо, зайчики, что вы у нас! Мы с ребятами вам тоже песню хотим спеть.
Песня «Холодно стало в лесах и в лугах» (Б. Фильц)
(Выставляется сломанное дерево)
Заяц 3: Ой, братцы-зайцы, смотрите!
(Зайцы держаться за щёчки, качают головами и приговаривают «Ой-ой-ой»)
Заяц 4: Ветром дерево качало
Ветром дерево сломало.
Ранка на его стволе
И макушка на земле.
Гном: Кто же дереву поможет.
Ветер, он помочь не сможет?
(К дереву подходит ребёнок.)
Ведущий: Тут Серёжа подошёл,
Приподнял немного ствол.
И заботливо потом
Обвязал его бинтом.
Мальчик: Ствол поправился почти.
Будет дерево расти!
Ведущий: Кто-то здесь бросает шишки?
Выходите шалунишки!
(Из-за сугроба летят шишки)
Белка 1: Вы, конечно, нас узнали.
Белка 2: Эти шишки мы бросали!
Белка 3: Зайцы, вас хотим позвать
Вместе с нами танцевать!
Белка 4: Зайцы здесь? Эй, отвечайте!
Нас на танец приглашайте!
Зайцы вразнобой: Здесь мы, здесь!
Танец белочек и зайчиков (Н. Вересокина)
Игра «Соберите шишки» (Две белки разбрасывают с двух сторон зала шишки, двое детей их собирают в корзины)
Игра «Накорми зайца» (Ребёнок с закрытыми косынкой глазами должен накормить зайчика кусочками морковки. Играть можно парами)
Ведущий: Где же наш Старичок-Лесовичок? Ты не знаешь, Гном?
Гном: Лесные птицы, звери
Встречайте старичка.
Кусты, деревья, травы
Зовут Лесовичка!
А дед глазами меткими
Глядит на чуткий лес.
Живёт в лесу он издавна.
Следит за лесом пристально
Чтоб лес не заболел.
Чтоб ветки были сильными,
Чтоб корни были сильными,
Чтоб жук кору не ел!
Ведущий: Лесными коридорами
По тропам, по траве.
Идёт с глазами добрыми
На праздник к детворе.
Под музыку в зал входит Старичок-Лесовичок.
Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, дети! Здравствуй, милый гном! Спасибо тебе за песенку! Я пока шёл сюда, всё слышал! Наконец-то я добрался. А вы письмо моё получили? Когда я обещаю, я всё выполняю: обещал придти сюда и пришёл. Ну, как вам тут, не скучно?
Ведущий: Ну, что ты, дедушка! Ведь к нам в гости твои друзья пришли – лесные зверята! Смотри сколько их! А помнишь, ты в письме нас просил что-нибудь интересное приготовить? Мы и приготовили. Садись на этот пенек и слушай: ребята тебе стихи прочитают.
Дети читают стихи о природе
Старичок-Лесовичок:
А я много интересного для вас припас!
Вот принёс с собой игру
Позабавить детвору!
Игра «Кто скорее соберёт свои листья» (Трое-четверо детей собирают в корзинку листья определённого сорта – дубовые, кленовые и т.д.)
Ведущий: Дедушка, тут у нас твои друзья: мишка, лисичка, белочка и зайчик. Мы с ними поиграть хотим!
Игра «Кто что любит» (На одном конце зала сидят на стульях заяц, белка, мишка и лисичка. На другом – в двух обручах – для них гостинцы. Нужно быстро и правильно отнести гостинцы своим зверятам. Игра проводится один раз).
К Старичку-Лесовичку прилетают птицы и чирикают.
Старичок-Лесовичок: Что такое? Не шумите.
Всё спокойно объясните.
Что? Мальчишка? Зло? Обидел?
Ох, вот я ему!
Слушайте, дети, я расскажу вам историю про одного плохого человека.
Хозяйка-белочка в лесу орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала!
Однажды в лес противный тип пришёл с большой котомкой,
Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышку ветки,
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошёл себе, довольный.
А бедной белочке смотреть на это было больно.
В зал вбегает хулиган.
Хулиган: Слышал я, слышал – это всё про меня. Ну, и что в этом плохого? Я-то сорвал, а другим не обязательно.
Я такой, я такой!
Самый я, видать, плохой!
Так это же хорошо. Плохих людей должно быть много, правда?
Дети: Нет!
Хулиган: Правда, звери?
Звери: Нет!
Хулиган: Правда, дедуля?
Старичок-Лесовичок: Э, нет, ты не прав! Ну, кому хорошо, что ты такой плохой?
Хулиган: Мне!
Старичок-Лесовичок: А другим?
Хулиган: А чего мне другие?
Старичок-Лесовичок: А вот чего! Ты дышишь только потому, что есть на свете лес. Ты пьёшь чистую воду, потому что есть на свете лес.
Ведущий: А сколько людей о тебе заботятся! Кто-то тебе готовит есть. Кто-то одевает, кто-то кино показывает!
А если тебе не будет ни до кого дела, то …
Гном: То от тебя все отвернуться!
(Все участники праздника поворачиваются спиной к хулигану).
Хулиган: Ой, что-то мне это совсем не нравится. Подбегает то к одному, то к другому, заглядывает в лица, все отворачиваются, сердятся.
Я так не хочу! Мне так не нравится! Слышите, я так не хочу!
Хулиган подбегает ко всем по очереди: Мишка, я больше не буду брать твой мёд. Белочка, я не унесу твои орехи. Зайка, я не наступлю тебе на лапку. Гном, я не буду тебя дразнить. Старичок-Лесовичок – я буду вежливым!
Старичок-Лесовичок: Простим его, ребята? Но только хорошо помни, и вы, дети, запомните мои слова
Каждый куст берегите, ребята.
Где росток ты увидишь простой –
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
Гном: А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать, не сочтёшь.
Твёрдо помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растёшь!
Ведущий: А что это, Старичок, у тебя в корзинке?
Старичок-Лесовичок: Я вам гостинцы принёс. Угощайтесь.
Старичок-Лесовичок раздаёт детям яблоки или груши, печенье в виде фруктов, т.е. дары леса.
Ведущий: Ребята, звери, птицы, давайте все вместе спляшем!
Общая пляска
Занятие по экологии в средней группе
«Волшебница вода»
Воспитатель
Токарева И.М.
Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.
Ход занятия
Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».
Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)
Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.
Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (вода)
О чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Да о воде. Где можно встретить воду? (ответы детей)
Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
А что такое вода? (Ответы детей)
Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.
Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)
Перельём воду в разные бутылочки.
Вывод: вода – это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.
Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.(Прикрепить на доску)
Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.
Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.
Опыт 2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. Какого цвета молоко?(белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)
Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (Перед детьми вывешивается символ этого свойства).
Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.
Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).
Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»
Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?(ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
Опыт 5. «Вода не имеет запаха»
А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)
Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?
Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!
Конспект занятия для старшей группы
«Осенние листочки»
Познавательная прогулка по экологии
с детьми старшего дошкольного возраст
Воспитатель
Токарева И.М.
Программное содержание: развивать у детей мышление путём уточнения представлений детей об особенностях времени года осени; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать диалогическую речь; активизировать двигательную активность детей; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, бережное отношение к растениям.
Ход прогулки
Ребята, давайте сегодня с вами будем очень внимательными, наблюдательными и любознательными. Отгадайте загадку:
Поля опустели и ливни рекой. А это, скажите мне, время какое? ( Осень.)
Нивы урожайные, спелые плоды. И не видно радуги, и не слышен гром.
Спать ложится солнышко раньше с каждым днём. ( Осень.)
Ответы детей.
Воспитатель рассказывает детям о приметах осени: в сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.
А теперь вспомним пословицы об осени.
Теплая осень – к долгой зиме.
Осенью серенько утро, так жди красного денька.
Если с дерева лист не чисто спадет – будет холодная зима.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко – мало снега будет.
Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Воспитатель: Действительно, всё это бывает осенью.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
Почему осень называют золотой?
Какое явление называют листопадом?
Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?
Ответы детей.
Воспитатель читает детям стихотворение М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Воспитатель предлагает детям самим проверить, как шуршат листья.
Воспитатель:
А вы знаете, ребята, почему осенью листья опадают?
Нравятся ли вам цветные листочки?
Любите ли вы их собирать? Почему?
Что вы с ними делаете?
Ответы детей.
Игра «Мы – осенние листочки»
Мы – листочки, мы – листочки, Дети стоят кружком с листочками в руках
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели. Дети разбегаются.
Мы летали, мы летали, Дети бегают, помахивая листочками.
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок. Дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул. Дети снова разбегаются, помахивая листочками
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели. Дети подбрасывают листочки вверх
И на землю тихо сели. И следят, куда они упадут.
Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Воспитатель приглашает детей на огород.
Что изменилось на огороде?
Как вы думаете, что будет с клубникой и малиной с наступлением холодов, замёрзнут ли они?
Ответы детей.
Чтобы клубника и малина не только не замёрзли, но и не вымерзли, а летом порадовали нас спелыми ягодами. Нужно засыпать их опилками.
Трудовая деятельность.
Дети лёгкими пластмассовыми граблями убирают опавшую листву с асфальтовых дорожек в кучи, а потом в ведёрках относят на грядки с малиной и клубникой.
Воспитатель хвалит и благодарит детей за оказанную помощь и заботу о растениях.
Дорожки теперь в нашем саду чистые, и можно поиграть. А заодно вспомним с вами названия деревьев.
Дети с помощью воспитателя делятся на 2 команды: команда детей и деревьев.
В команде деревьев каждый ребёнок придумывает себе имя – название дерева, которое сообщают воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорит:
Здравствуйте, «деревья»!
Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена! – отвечают им деревья.
Дети начинают перечислять названия деревьев. Угаданные «деревья» убегают в сторону. Когда все названия отгаданы, команды меняются ролями. В конце игры дети хором вместе с воспитателем читают стихотворение…
После игры дети с воспитателем осматривают, какие деревья растут у них на участке. Дети собирают листики этих деревьев, сравнивают между собой, отмечая сходства и различия.
Воспитатель отмечает, что листики мы возьмём в группу для изготовления гербария и для заготовки природного материала для ручного труда.
Самостоятельная деятельность детей с песком и выносным материалом.
Воспитатель предлагает атрибуты к сюжетно - ролевым играм.
Пока часть детей играет, проводится индивидуальная работа, дидактические игры «Когда это бывает?» на закрепление основных признаков времен года и «С какого дерева листок?» на закрепление названий деревьев и особенностей их листьев.
Проводиться индивидуальная работа по развитию основных видов движений: отрабатывание прыжков на двух ногах с продвижением вперёд на расстояние 2-3 метра.
Воспитатель: Предлагаю убрать игрушки и поиграть в игру на внимание «Бывает – не бывает».
Воспитатель подводит итог: Что интересного было сегодня на прогулке? Понравилась ли вам прогулка?