Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Программа разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.1. Литература для педагога………………….……………………………… ...……..17-18
3.2.Литература для ученика …………………………………………………………….18
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Основные нормативные акты и инструктивно-методические документы
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
-Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09- 3242 «О направление информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки радости» (далее - программа) имеет направленность: предшкольная подготовка. Программа разработана на основе комплекта программ «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» (составитель Н.А.Федосова), в соответствие с положением «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МОУ «СОШ № 14».
Программа «Школа будущего первоклассника» реализуется в объединениях дополнительного образования МОУ «СОШ № 14» на платной основе.
Актуальность программы
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Школа будущего первоклассника» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Педагогическая целесообразность
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.
Отличительной особенностьюданной программы является то, что она представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Программа разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Уровень программы
Уровень программы: ознакомительный.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей 5-7 летнего возраста: воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их
Принимаются все желающие, без ограничений по состоянию здоровья
Особенности организации образовательного процесса.
Форма организации образовательного процесса: учебное занятие, лекция, конкурс, дискуссия, презентация, экскурсия и др.
Формы организации занятий:тематическое занятие, практическая работа, творческий проект, беседа, дидактическая игра и др.
Форма обучения – очная.
Объем и сроки реализации
Объем программы, сроки реализации: 1 год, 96 часов в год.
Режим занятий: 1 раз в неделю (среда), 3 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 15 минут.
1.2.Цель и задачи программы
Цель дополнительной образовательной программы: создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе, реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования, обеспечение непрерывности, целостности, системности.
Задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
1.3. Содержание программы
№
Наименование модуля
Количество часов
в неделю
всего за курс обучения
1.
Речевое развитие (модуль «От слова к букве»)
1
32
2.
Развитие математических способностей (модуль «Математические ступеньки»)
1
32
3.
Познавательное развитие (модуль «Зеленая тропинка»)
1
32
ИТОГО
3
96
Модуль «От слова к букве»
ТЕМА 1. Развитие речи -2 часа.
Теория: совершенствование общих речевых навыков; составление описательного рассказа, правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений, обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию, образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов, подбор обобщающих слов к группе предметов
Практика: ответы на вопросы, участие в диалоге; подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, формировать этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
ТЕМА 2. Знакомство с буквами -25 часов.
Теория: членение речи на предложения; членение предложений на слова; членение слова на слоги с использованием графических схем, деление слов на слоги; определение количества слогов в слове, представление о звуках; различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;
Практика: обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.
ТЕМА 3. Художественная литература - 5 часов.
Теория: чтение сказки; соотносить содержание текста с изображением на картинке; отвечать на вопросы; ставить вопрос к тексту; придумывать необычный конец.
Практика: пересказ небольшого по объёму литературного произведения; соотносить содержание текста с изображением на картинке.
Модуль «Математические ступеньки»
ТЕМА 1. Признаки (свойства) предметов - 3 часа.
Теория: сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине, выше-ниже, шире-уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу. Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
Практика: подбор предметов по заданной длине, свойство транзитивности отношений: длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже и др., его использование при выполнении заданий, построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу, сравнение предметов по массе (на руках).
ТЕМА 2. Пространственные отношения - 3 часа.
Теория: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)
ТЕМА 3. Простейшие геометрические фигуры - 1 часа
Теория: точка, отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольных, в том числе прямоугольник, квадрат), отличие многоугольника от круга, линейка - инструмент для вычерчивания отрезка.
Практика: получение отрезка прямой сгибанием бумаги, вычерчивание отрезка, продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
ТЕМА 4. Временные представления - 3 часа
Теория: раньше-позже; вчера, сегодня, завтра; неделя, дни недели; отсчет дней недели по порядку от любого дня недели, времени года, их последовательность «месяц» (как правило, Практика: определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.).
ТЕМА 5. Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10 - 22 часа
Теория: счет предметов, сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же), устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10, цифра и число, чтение чисел, сравнение чисел первого десятка двумя способами.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка перерасчета. Порядковый счет, его отличия ль счет количественного.
Десяток. Счет десятками. Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».
Сложение и вычитание чисел: смысл аритмических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)
Целое и часть. Отличие задачи от рассказа.
Практика: моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.), счет в прямом и обратном порядке, состав чисел первого десятка из двух слагаемых, умение продолжить числовой ряд дальше от любого элемента, составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче.
Модуль «Зеленая тропинка»
ТЕМА 1. Звёзды, Солнце и Луна- 4 часа.
Теория: солнце и его роль для жизни на Земле, наблюдение световых лучей, свет и тень,
радуга - украшение мира, правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком.
Практика: наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх), наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых), игра «Путешествие на Луну», моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга, постановка сценок театра теней, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике, рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги, окрашивание радуги на рисунке, составление сказки «Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать».
ТЕМА 2. Чудесный мир растений и грибов- 10 часа.
Теория: растения нашей местности, травянистые растения, кустарники, деревья, декоративные растения, съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков, лекарственные растения, мхи и папоротники - тоже растения.
Грибы - не растения, разнообразие грибов, съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.
Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Практика: распознавание растений в природе (с помощью атласа-определителя). ; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций, лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом, выращивание детьми растений из семян, рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений.
ТЕМА 4. Наши друзья животные- 10 часа.
Теория: животные нашей местности, обитатели живого уголка, домашние животные, породы собак, насекомые (бабочки, жуки и др.),
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб, разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб.
Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Лягушки, улитки, черви - тоже животные, необходимость бережного отношения к ним,
отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», правила безопасности при встречах и общении с животными.
Практика: рисование своего домашнего питомца. их распознавание бабочек на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений, коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга), мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб, лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.
1.4.Тематическое планирование
№
п/п
Разделы программы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
всего
теория
практика
Модуль «От слова к букве»
Развитие речи
2
1
1
Опрос в устной форме. Эвристическая беседа.
Знакомство с буквами.
25
12,5
12,5
Опрос в устной форме.
Эвристическая беседа.
Художественная литература.
5
2
3
Опрос в устной форме. Наблюдение. Самостоятельная работа
Итого
32
15,5
16,5
Модуль «Математические ступеньки»
Признаки (свойства) предметов
3
1,5
1,5
Опрос в устной форме. Практическая работа
Пространственные отношения
3
1,5
1,5
Опрос в устной форме. Наблюдение. Практические упражнения.
Простейшие геометрические фигуры
1
0,5
0,5
Опрос в устной форме. Творческая работа. Практические упражнения
Временные представления:
3
1,5
1,5
Опрос в устной форме. Эвристическая беседа. Практические упражнения
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10
22
11
11
Опрос в устной форме. Творческая работа. Практические упражнения
Итого
32
16
16
Модуль «Зеленая тропинка»
Звёзды, Солнце и Луна
4
2
2
Опрос, экскурсия, эвристическая беседа, работа со справочной литературой, творческая работа.
Чудесный мир растений и грибов
10
5
5
Опрос, экскурсия, эвристическая беседа, работа со справочной литературой, творческая работа.
Наши друзья животные
10
5
5
Опрос, экскурсия, эвристическая беседа, работа со справочной литературой, творческая работа.
Круглый год
8
4
4
Опрос, экскурсия, эвристическая беседа, работа со справочной литературой, творческая работа.
Итого:
32
16
16
1.5.Планируемые результаты
Личностные результаты
у обучающихся будут сформированы:
1. умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
правила поведения (этические нормы);
2. в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке педагога);
3. при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
.
могут быть сформированы умения:
-понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу;
-учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности;
-учиться оценивать результаты своей работы ;
- адекватно воспринимать предложения учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации ;
учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
-слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
-контролировать свои действия в коллективной работе
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять роли при совместной работе
Предметные результаты
В результате изучения модуля «От слова к букве» дошкольники научатся:
ориентироваться на листе в клетку;
выделять структурные единицы клетки;
выполнять счѐт и отсчѐт клеточек, ориентируясь на цифровые указатели;
упражнять в различных видах штриховки;
помогать сверстнику в случае необходимости;
свободно разговаривать со взрослыми по поводу выполняемых заданий, уметь объяснить правила и последовательность действий;
определять цвет для закрашивания, ориентируясь на цифровые указатели;
формировать правильную осанку при письме;
пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
развитие пространственного воображения, устойчивого внимания, глазомера;
рисовать линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные;
рисовать круги, овалы, полукруги, полуовалы;
рисовать графические узоры по образцу.
Дошкольники получат возможность научиться:
хорошо ориентироваться на листе в клетку, выделять еѐ структурные части;
ориентироваться на цифровые указатели, может самостоятельно вести отсчѐт клеточек в заданном направлении;
производить штриховку, заданного вида, по образцу и слову педагога;
выбирать цвет для закрашивания, ориентируясь на цифровой указатель;
при закрашивании не допускать пробелов и захождений за линию-границу;
самостоятельно находить и исправлять ошибку при построении, путѐм повторного действия;
во время занятий сохранять правильную осанку;
при письме и штриховке правильно держать ручку и карандаш;
рука довольно длительное время выполнять необходимые действия (закрашивание, штриховку) без перенапряжения.
В результате изучения раздела «Математические ступеньки» дошкольники научатся:
продолжать заданную закономерность;
называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
вести счет предметов в пределах 10;
соотносить число предметов и цифру;
сравнивать группы предметов с помощью составления пар; составлять математические рассказы и отвечать на поставленные педагогом вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?
классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева -направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше -позже, вчера - сегодня - завтра;
распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Дошкольники получат возможность научиться:
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности
В результате изучения модуля «Зелёная тропинка» дошкольники научатся:
сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
сравнивать и различать деревья, кустарники, травы,
называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
приводить примеры животных: насекомых, рыб, птиц, зверей;
приводить примеры диких и домашних животных;
Обучающиеся получат возможность научиться:
называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
оказывать помощь птицам в зимнее время года.
Раздел № 2.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график.
Продолжительность освоения программы
1 год (96 ч)
Этапы образовательного процесса
1 год обучения
Начало реализации программы
16.09.2020г.
Окончание реализации программы
31.05.2021г.
Режим занятий
1 раз в неделю
Входной мониторинг( входное обследование уровня подготовленности обучающихся)
23.09.20г.-23.09.20г.
Текущий контроль успеваемости
В течение года по учебному плану
Сроки промежуточной аттестации освоения программного материала для обучающихся
-
Итоговая аттестация
26.04.21-31.05.21
Каникулы, дополнительные дни отдыха
31.10.20-08.11.20
29.12.20-10.01.21
20.03.21-28.03.21
29.03.21-31.05.21
Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные правительством РФ
С изменениями от 22.10.20
26.10.20-08.11.20
30.12.20-05.01.21
20.03.21.28.03.21
01.06.21-31.08.21
Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные правительством РФ
Продолжительность учебных занятий
30 минут с перерывами на отдых 15 минут
2.2. Учебный план
№
п/п
Разделы программы
всего
теория
практика
Модуль «От слова к букве»
Развитие речи
2
1
1
Знакомство с буквами.
25
12,5
12,5
Художественная литература.
5
2
3
Итого
32
15,5
16,5
Модуль «Математические ступеньки»
Признаки (свойства) предметов
3
1,5
1,5
Пространственные отношения:
3
1,5
1,5
Простейшие геометрические фигуры
1
0,5
0,5
Временные представления:
3
1,5
1,5
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10
22
11
11
Итого
32
16
16
Модуль «Зеленая тропинка
Звёзды, Солнце и Луна
4
2
2
Чудесный мир растений и грибов
10
5
5
Наши друзья животные
10
5
5
Круглый год
8
4
4
Итого:
32
16
16
Формы аттестации/ контроля
Опрос, экскурсия, эвристическая беседа, работа со справочной литературой, творческая и самостоятельная работа.
2.3. Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы:
Печатные пособия
таблицы в соответствии с основными разделами программы;
наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой. Технические средства обучения
классная доска;
персональный компьютер с принтером;
проектор для демонстрации слайдов;
2.4.Формы аттестации
Формы контроля: педагогическое наблюдение, мониторинг: педагогический мониторинг- (диагностика личностного роста и продвижения), мониторинг образовательной деятельности обучающихся
Промежуточная аттестация- наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями; формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста; взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями.
Итоговая аттестация – (май) – определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения.
Критерии оценки и фиксация результатов обучения:
-оптимальный уровень- обучающийся подтверждает основные теоретические положения практическими примерами, устанавливать межпредметные связи, наличием собственной точки зрения на излагаемую проблему, должен продемонстрировать умение анализировать материал, обобщать его, делать точные ёмкие выводы,
-достаточный уровень- необходимо хорошо ориентироваться в содержании материала, быстро и точно отвечать на дополнительные вопросы. Речь должна быть грамотной и достаточно выразительной.
-недостаточный уровень- к выполнению ребёнок приступает только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается; все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок.
Методы отслеживания результатов:
метод наблюдения
метода включения детей в деятельность по освоению программы
2.5.Оценочные материалы
№
п/п
Вид модуля
Форма аттестации
1.
«От слова к букве»
Чему мы научились (открытое занятие для родителей).
Игра «Путешествие в стране букв». Представление своих книжек- малышек «Про буквы»
2.
«Математические
ступеньки»
Дни недели, их последовательность; название месяцев, года. Представление мини-проекта «Дни недели. Месяца»
3.
«Зеленая тропинка»
Времена года. Представление своих сказок о временах года.
Способы определения результативности:
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагоги. Диагностика Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся.
Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Методы проведения:
- индивидуальная беседа;
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование.
Познавательная активность. Кругозор
Критерии: Низкий уровень - к выполнению ребёнок приступает только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается;
Средний уровень – ребёнок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает немного, при помощи педагога способен к преодолению трудностей;
Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия к преодолению трудностей.
Действия: Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий.
Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха.
Высокий уровень требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться.
Сформированность самостоятельности
Критерии: Низко самостоятельный все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок.
Средне самостоятельный выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них.
Высоко самостоятельный ребёнок сам берется за выполнение любого задания.
Коммуникативные умения
Критерии: Низкий уровень: ребенок старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками.
Средний уровень свидетельствует контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Дети не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу.
Высокий уровень: инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то.
Действия: Детям нужна поддержка, вселение уверенности в свои силы. Их нельзя заставлять быть контактными, а нужно обращать внимание других детей на их достоинства и постепенно включать в коллектив, давая маленькие поручения и хваля за их выполнение.
При среднем уровне необходимы поощрения и поддержки.
Включать в групповые методы работы, не игнорировать их в процессе работы; нужно давать индивидуальные задания.
Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Формой оценки результативности образовательного процесса является итоговая диагностика, проводимая в конце года обучения качество выполненных
Методы проведения итоговой диагностики:
- мини-проекты,
- конкурсах книжек-малышек,
- сочинение сказок,
- проведение Дня открытых дверей для родителей и др.
Для наблюдения за индивидуальным развитием ребенка заполняется информационная (диагностическая) карта «Интеллектуальная готовность ребенка к школе», в которой каждое качество будет оцениваться по соответствующим критериям.
Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»
Основные критерии
Количество баллов
На начало занятий
Итоговая диагностика (май)
1.Кругозор
1. Представления о мире развернутые и конкретные, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных,
растениях, временах года.
3
2. Представления достаточно конкретны, но
ограничены непосредственно окружающим.
2
3. Кругозор ограничен, знания отрывочны,
бессистемны
1
2.Развити речи
1. Речь содержательная, выразительная,
правильная
3
2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в
выражениях мыслей, речь недостаточно выразительна.
1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не
нуждаясь в дополнительных внешних стимулах
3
2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя
стимуляция, круг интересов достаточно узок.
2
3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается.
Уровень результативности программы в целом оценивается по общей сумме баллов:
6-9 баллов – программа в целом освоена на низком уровне (Н)
10-17 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне (С)
18-21 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне(В)
2.6. Методическое обеспечение
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Образовательные технологии: технология группового и индивидуального обучения
Основной формой проведения занятий является комбинированное тематическое занятие.
Алгоритм учебного занятия:
1.Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3 мин).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
— понимать, что от него требуется в игре;
— определить, может он играть в эту игру или не может;
— определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2.Затруднение в игровой ситуации (2 мин).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем…). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3.Открытие нового знания или умения (6 мин).
Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4.Воспроизведение нового в типовой ситуации (4 мин).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5.Повторение и развивающие задания (3 мин).
6.Итог занятия (2 мин).
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.
Творческие работы и достижения детей отслеживаются в течение учебного года и накапливаются в портфолио ребенка. Педагогами «ШБП» проводится диагностика в начале и в конце учебного года. Обработанная информация доводится до сведения родителей на собраниях и индивидуальных консультациях.
Методы работы:
— игра;
— беседы;
— рисуночный метод;
— наблюдение;
— методики эмоционального расслабления.
На занятиях используются следующие формы работы:
— индивидуальная;
— в парах;
— подгрупповая;
— групповая;
— фронтальная.
Раздел №3. Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от24 апреля 2014 г. № 1726-р;
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 ;
4. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 ;
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении Сан-ПиН 2.4.4.3172-14»;
6. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2008.
7. 8. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007.
9. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.
10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2004.
11. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Материалы к учебно-методическому пособию / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПбГДТЮ», 2005.
3.1. Литература для педагога
Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2000
Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1994.
Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти. – Волгоград, 1997.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993.
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.
«От слова к букве»
Алдошина Н. «Уроки русской грамоты». – В.: Ступени знаний, 2002г.
Волина В.П. «Праздник букваря» – М., АСТ-ПРЕСС., 2001г.
Волина В.П. «Занимательное азбуковедение» – М., Просвещение, 1999г.
Давыдова О.И., Майер А.А. «Организационно-методические условия предшкольной подготовки детей». – Барнаул, 2007г.
Доман Г. и Д. «Как научить ребёнка читать». – М.: Аквариум, 1998г.
Новоторцева Н.В. «Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома». – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000г.
Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте» Подготовка к школе. «Экзамен» - Москва, 2009г.
Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!» - С-П: Акцидент, 2010г.
«Математические ступеньки»
Волина В.П. Праздник числа – М., АСТ-ПРЕСС., 2001г.
Венгер Л., Дьяченко О., Говорова Р., Цеханская Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.,; Просвещение, 1999г.
Дьяченко О., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? - Москва.; Издательство «Знание», 2001г.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.; Просвещение, 1990г.
Михайлова З.А. «Математика от трёх до семи». – М.; Просвещение, 2000г.
Сербина Е.В. «Математика для малышей» - Москва. «Просвещение», 1992г.
Тихомирова Л. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, Академия развития, 1996г.
Хамидулина Р.М. «Математика» Подготовка к школе. «Экзамен» - Москва, 2009г.
«Зелёная тропинка»(ознакомление с окружающим миром)
Венгер Л.А., Мухина С.В. «Психология». – М., 1998г.
Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М., Мозаика_Синтез, 2005.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Проверяем знания дошкольника». – ОАО «Дом печати – Вятка», 2012г.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Тесты для детей 5-6 лет (6-7 лет)». - ОАО «Дом печати – Вятка», 2012г.
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М.: Просвещение, 2001г.
Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» - Москва, Творческий Центр «СФЕРА», 2008г.
Сорокина А. «Дидактические игры в детском саду». М.; Просвещение, 1992г.
Черепанова С.Н. «Правила дорожного движения дошкольникам» - Москва, ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
3.2. Литература для обучающихся и родителей
Иллюстрированные книги для рассматривания на звуки «Азбука в картинках»
Математические ступеньки: раб тетрадь для подготовки к школе. /С.И.Волкова - М.: Просвещение, 2020.
«Хочу всё знать» Энциклопедия для маленьких.
картотека стихотворений на звуки для заучивания с детьми;
серия книг «Говорим правильно» - М., Просвещение, 2012г.
Волина В.П. Праздник числа – М., АСТ-ПРЕСС., 2001г.
http://www.edu.-all.ru– Портал «ВСЕОБУЧ» – всё об образовании. http://www.ict.edu.ru – Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
http://www.int-edu.ru – Институт новых технологий образования. Сайт представляет различные дидактические и методические пособия.
http://www.lexed.ru – Федеральный центр образовательного законодательства.
http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки Российской Федерации.
http://www.rost.ru – Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
http://www.videoresursy.ru – «Медиаресурсы для образования и просвещения» - один из лидеров в создании нового поколения электронных учебно-методических пособий на основе демонстрации опыта работы педагогов-практиков. «Медиаресурсы» - коммерческая организация, современная рыночная структура, специализирующаяся в области разработки, издания, тиражирования и сбыта мультимедийных учебно-методических пособий для общего и профессионального образования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
http://www.edu.ru/documents/ - обязательный минимум содержания начального общего образования;
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Самый большой педагогический форум в русскоязычном интернете. Содержит свыше 26000 разработок уроков и внеклассных мероприятий для начальной школы.
http://nsc.1september.ru – Электронная версия газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября». Удобный рубрикатор позволяет с легкостью найти большинство ресурсов, опубликованных в газете.
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Удобная навигация и технология поиска дают возможность без труда отыскать необходимый материал. База содержит множество визуальных элементов от рисунков и анимаций, до видео фрагментов для организации обучения по всем предметам с 1 по 11 класс.
http://www.uchportal.ru/load/46 - Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы.
https://nsportal.ru/shkola - социальная сеть работников образования
https://www.prodlenka.org/ - сайт для учителей и воспитателей
http://www.n-shkola.ru/ - Официальный сайт журнала «Начальная школа».
http://www.sch2000.ru - Сайт центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» содержит методические рекомендации, курсы, учебные пособия для организации обучения по авторским учебникам Л.Г. Петерсон для начальной школы и дошкольных общеобразовательных учреждений.
www.school2100.ru - Официальный сайт для учителей, работающих по УМК «Школа 2100».
http://www.ug.ru - Официальный ресурс «Учительской газеты».
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=277 – Подборка федерального образовательного портала для организации занятий по природоведению.
www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей. Всех, чья жизнь каким-либо образом связана с начальной школой. Дети найдут здесь много интересных и новых для них сведений, поиграют в игры или пообщаются со сверстниками. Родители могут почитать о проблемах воспитания и задать интересующие их вопросы, а учителя пообщаться и поделиться опытом друг с другом.
http://www.uroki.net/ - Банк данных в помощь учителю: разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, школьные песни и караоке, календарно-тематическое планирование и множество других полезных материалов.
http://www.k-yroky.ru/load/67 - Еще один ресурс, содержащий множество методических разработок.
http://bomoonlight.ru/azbuka/ - Азбука в картинках для учеников 1-го класса.
http://stranamasterov.ru – Всё для творчества учителей, детей и их родителей. Разнообразные техники, мастер-классы дадут возможность творить любому, даже самому неусидчивому ребенку.
http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные презентации и клипы.
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com – Сеть творческих учителей. http://suhin.narod.ru/ - Занимательные материалы из книг И.Сухина: от литературных затей до шахмат.
http://www.lenagold.ru/ - Отличный сайт для творческих учителей. Содержит клипарты и фоны, которые помогут в создании презентационных материалов к уроку.
http://www.tatarovo.ru/sound.html - Отличная подборка звуковых материалов (птицы, насекомые, люди, бытовые приборы и инструменты, природа и многое другое).
http://rusedu.ru/subcat_28.html - Разработки уроков и сценарии внеклассных занятий для начальной школы с применением ИКТ.
http://babydreams.bestnetservice.com/index.htm - Сказочное образование представляет диски с играми и заданиями по образовательным предметам на любой вкус.
№№
п/п
Дата
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место
проведе
ния
Форма
контроля
Модуль «От слова к букве»
1.
Урок-
сказка.
1
Развитие связной речи. Осенняя картина. Составление текста на тему: «Осень». Предложение. Схема предложения. Составление предложений по опорным схемам.
Кабинет
№4
Устный
опрос
2.
Урок-игра
1
Слог. Деление слов на слоги. Обучение детей приемам деления слов на слоги. Ударение. Ударный и безударный
слог. Формирование навыка постановки ударения.
Кабинет
№4
Устный
опрос
3.
Урок-игра
1
Понятие буквы и звука.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Гласные буквы «а», «о» и звуки [а], [о]. Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
4.
Урок-игра
1
Гласные буквы «у», «и» и звуки [у], [и]. Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
5.
Урок-игра
1
Гласные буквы «э», «ы» и звуки [э],
[ы]. Чтение слогов и
слов с изученными буквами.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
6.
Занятие -
виртуальн
ый
экскурс
1
Гласные буквы. Изучение и написание букв «я», «ё».
Чтение и анализ текстов по теме.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
7.
Занятие - путешест вие
1
Изучение и написание гласных букв« е», «ю». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ текста.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
8.
Занятие-
игра
1
Согласные звуки [н] и [р]. Изучение и написание букв «н», «р». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ услышанного текста.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
9.
Занятие-
путешествие
1
Согласные звуки [л], [м]. Изучение и написание букв «л»,«м». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление сказки.
Кабинет
№4
Устный
опрос
10.
Занятие-
сказка
1
Глухие и звонкие согласные звуки. Согласные звуки [п], [п']. Изучение и написание буквы «п». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ услышанного текста.
Кабинет
№4
Устный
опрос
11.
Занятие
фантастич
еского
проекта
1
Зимняя картина. Составление текста на тему: «Зима». Согласные звуки [б], [б']. Изучение и написание буквы «б». Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
12.
Занятие-
игра
1
Согласные звуки [т], [т']. Изучение и написание буквы«т». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа по опорным схемам.
Кабинет
№4
Устный
опрос
13.
Занятие-
путешест
вие
1
Согласные звуки [д], [д']. Изучение и написание буквы «д». Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
14.
Занятие-
сюрприз
1
Согласные звуки [к], [к']. Изучение и написание буквы «к». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ услышанного текста.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
15.
Занятие-
игра
1
Согласные звуки [г], [г']. Изучение и написание буквы «г». Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
16.
Занятие-
викторин
а
1
Согласные звуки [в], [в']. Изучение и написание буквы«в». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ текста.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
17.
Занятие-
эстафета
1
Согласные звуки [ф], [ф']. Изучение и написание буквы«ф». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление сказки.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
18.
Занятие - мозговой штурм
1
Согласные звуки [з], [з']. Изучение и написание буквы «з». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ услышанного текста.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
19.
Занятие-
путешест
вие
1
Согласные звуки [с], [с']. Изучение и написание буквы «с». Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
20.
Занятие
изобретат
ельства
1
Твёрдый согласный звук [ж]. Изучение и написание буквы «ж». Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
21.
Занятие -
виртуальн
ый
экскурс
1
Твёрдый согласный звук [ш]. Изучение и написание буквы «ш». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
22.
Занятие-
игра
1
Твёрдый согласный звук [ц]. Изучение и написание буквы «ц». Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
23.
Занятие-
сказка
1
Согласный звук [й’]. Изучение и написание буквы «й».
Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
24.
Занятие-
игра
1
Согласные звуки [х], [х']. Изучение и написание буквы «х». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ услышанного текста.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
25.
Занятие-
конкурс
1
Согласный звук [ч’]. Изучение и написание буквы «ч».
Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Кабинет
№4
Наблюде
ние
26.
Занятие-
соревнова
ние
1
Согласный звук [щ’]. Изучение и написание буквы «щ». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Весенняя картина. Составление текста на тему: Весна».
Кабинет
№4
Устный
опрос
27.
Занятие-
журнал
1
Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами.