Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ – СТУДИЯ МАТРЁШКА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ – СТУДИЯ МАТРЁШКА»
Программа направлена на общее развитие будущего первоклассника, его физических. социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ – СТУДИЯ МАТРЁШКА»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ –
СТУДИЯ МАТРЁШКА»
Возраст учащихся: 6 – 7 лет
Срок реализации: 1 год обучения
Разработчик:
Мохова Елена Петровна, зам. директора по УВР, учитель иностранного языка.
г. Топки, 2025
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы: объем, содержание, планируемые результаты......................................................................................3
1.1. Цель и задачи программы ...............................................................................6
1.2. Содержание программы ..................................................................................7
1.3. Планируемые результаты .............................................................................18
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации...........................................................................................................21
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы: объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Предшкола нового поколения – Студия матрёшка» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;
Устав МАОУ «СОШ № 1».
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Предшкола нового поколения – Студия матрёшка» имеет социально-гуманитарную направленность.
Направление программы
Программа направлена на общее развитие будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Актуальностьпрограммы
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций.
Программа «Предшкола нового поколения – Студия матрёшка» разработана на основе комплекса парциальных программ «Предшкола нового поколения», и направлена на решение вопросов выравнивания стартовых возможностей дошкольников с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Программа не допускает дублирования программ первого класса. Она обеспечивает формирование ценностных установок, развитие потенциальных возможностей ребенка, зону его ближайшего развития, обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности, организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Отличительные особенности программы
Программа представляет собой систему подготовки учащихся к школе, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Основная идея программы - преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, как основа для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Педагогическая целесообразность
Программа построена с применением модульной технологии. Модульность позволяет вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности учащихся. В программе применяется нелинейная схема построения, которая позволяет изучать модули параллельно.
Программа, предлагает разнообразное содержание, которое способствует развитию ребенка.
Особенность содержания программы заключается и в том, что материал, предложенный для учащихся, разработан на интегрированной основе и предполагает условное деление на предметы.
Занятия по программе включают следующие модули: «Учимся читать и писать», «Учимся считать», «Волшебный карандаш», «Подвижные игры», «Веселый английский», «Гармония».
Программа нацеливает педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, а также достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.
Уровень программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Предшкола нового поколения – Студия матрёшка» имеет стартовый уровень.
Адресат программы
Программа адресована детям от 6 до 7 лет.
Зачисление в группы производятся с обязательным условием – предоставление сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО), заполнения заявления о зачислении в МАОУ «СОШ № 1» и согласия родителя (законного представителя) несовершеннолетнего учащегося на обработку персональных данных.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа.
Объем модулей
Модуль: «Учимся читать и писать» - 18 часов.
Модуль: «Учимся считать» - 18 часов.
Модуль: «Волшебный карандаш» - 12 часов.
Модуль: «Подвижные игры» - 12 часов.
Модуль: «Веселый английский» - 12 часов.
Формы обучения и формы организации учебных занятий.
Форма обучения – очная.
Основная форма организации обучения – учебное занятие.
Формы организации познавательной деятельности на учебном занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Особенности организации образовательного процесса
Программа рассчитана на реализацию в условиях образовательной организации.
Образовательная деятельность по программе реализуется в течение 6 месяцев. Начало учебного года определяется при укомплектовании учебной группы. Окончание учебного года – по прохождению программы в полном объёме. На занятиях обучаются учащихся одного возраста, или разновозрастная группа, состав группы постоянный.
Наполняемость групп - 20 человек.
Зачисление в группы осуществляется на добровольной основе, учитывая психофизические и возрастные особенности детей.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Периодичность и продолжительность занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020г. № 216 Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях новой коронавирусной инфекции COVID-19».
Занятия с учащимися организуются 1 раз в неделю по 3 учебных часа. Занятия для учащихся 6-7 лет проводятся из расчета один учебный час – 25 минут.
При проведении 3-х часовых занятий обязательны перемены продолжительностью не менее 10 минут.
Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. При проведении занятий строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводятся динамические паузы, перемены между занятиями, соблюдается режим смены разнообразных видов деятельности.
Цель и задачи программы
Цель: адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям, обеспечение перехода с одной образовательного уровня на другой через игровую и продуктивную деятельность.
Задачи:
Образовательные: обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе:
формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности.
Развивающие: развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества;
развивать познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность.
Воспитательные: воспитывать у каждого ребёнка положительное отношение к себе и окружающему миру; формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
2 Содержание программы
Учебный план
1 года обучения
№ п/п
Модули (по выбору)
Количество часов
Формы аттестации
теория
практика
всего
1
«Учимся читать и писать»
18
18
2
«Учимся считать»
18
18
3
«Волшебный карандаш»
12
12
4
«Подвижные игры»
12
12
5
«Веселый английский»
12
12
Итого:
72
72
Модуль «Учимся читать и писать»
Цель– интеллектуальное и речевое развитие учащихся дошкольного возраста через дидактические и речевые игры.
Задачи:
Образовательные:
обучить звуковому анализу и синтезу;
обучить основам грамоты;
расширить лексический запас.
Развивающие:
развивать фонематический слух и восприятие;
формировать грамматический строй речи;
развивать связную речь.
Воспитательные:
воспитывать культуру общения;
воспитывать звуковую культуру речи.
Учебно-тематический план
модуля «Учимся читать и писать»
№
п/п
Название раздела
Количество часов
Формы контроля
всего
теория
практика
1.
Раздел Вводное занятие
1
1
1.1
Вводное занятие
Входной контроль (опрос, беседа)
2.
Раздел «Развитие фонематического слуха»
9
9
2.1
Про звук «У» и про раннее детство Маленькой Коровы
1
1
2.2
«Маленькая Корова слышала, как Миша и Маша … говорили вот так: «О!»
1
1
2.3
«Маленькая Корова слышала…» продолжение.
1
1
2.4
Мумука слушает музыку луга и леса
2
2
2.5
Ночные и утренние звуки.
2
2
2.6
Ещё одна глава про звук «У».
2
2
Текущий контроль (тестовое задание)
3.
Раздел «Формирование первичного навыка чтения»
7
7
3.1
У Мумуки появляется новый ученик – Рыжий Бычок
1
1
3.2
Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком
1
1
3.3
Миша вышел во двор
1
1
3.4
Как Мумука учила Мишку говорить, когда он был совсем маленьким
1
1
3.5
Первый урок, который Мумука дала Мише
1
1
3.6
Маленькая Корова учит читать Маленького Барана
2
2
Текущий контроль (практическая работа)
4.
Раздел Итоговое занятие
1
1
4.1
Итоговое занятие. Занимательная Азбука.
1
1
Итоговый контроль (открытое занятие)
Итого:
18
18
Содержание модуля «Учимся читать и писать»
Раздел 1. Вводное занятие
Вводное занятие «Давайте знакомиться».
Теория:Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Игры на знакомство «Снежный ком», «Мои интересы», «Расскажи о себе», организация рабочего пространства.
Раздел 2 «Развитие фонематического слуха»
2.1 Про звук «У» и про раннее детство Маленькой Коровы.
Практика: фонетическая зарядка; игры «Веселые звуки», «Читалочка. Слоговое чтение», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Игра в слова. Осень»; загадки, ребусы.
Текущий контроль (практическая работа).
Раздел 4. Итоговое занятие
4.1. Итоговое занятие. Занимательная Азбука.
Практика: Итоговый контроль. Открытое занятие.
Модуль«Учимся считать»
Цель: развитие математических способностей, интеллекта, творческого потенциала учащихся старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с числовым рядом и составом числа (в пределах одного десятка);
формировать представление о задаче, умение вычленять ее части, решать и составлять задачи;
научить сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по одному или несколько признакам.
Развивающие:
развивать логическое (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать) и конструктивное мышления на геометрическом материале;
развивать ориентировку в пространстве, на листе бумаги, в схеме тела;
Раздел 4. «Способы описания результатов сравнения»
4.1. Миша измеряет длину ленточки кота длиной своей скакалки. Спор друзей.
Практика: Конструирование из счетных палочек. Знакомство со знаками «, =» Игры: «Веселый счет», составление предметов из геометрических фигур. Сравнение предметов.
4.2. Сколько у Миши ног? Миша учит кота действию сложения чисел.
Практика: Конструирование из геометрических фигур. Группировка предметов, штриховка. Веселые задачи. Текущий контроль (тестовое задание).
Раздел 5. «Развитие представлений о непрерывных величинах»
5.1. Зачем же тогда указательный палец? А сколько когтей на лапе у Кота?
Практика: Игры «Сравни и заполни», «Собери правильно», «Математическая мозаика», рисуем по клеточкам.
5.2. Кронтик прыгает с кубика на кубик. Единороги.
Практика: Мастерим геометрические фигуры. Игры «Кто больше увидит», «Кто быстрее подберет коробки», «Сосчитай не ошибись!». Рисуем по клеточкам.
Раздел 6. Представление о числах и ряде чисел.
6.1. Пешеходная дорожка. Рыбалка.
Практика: Игры «Считаем по порядку», «Сосчитай правильно», «Назови соседей числа», «Какое число пропущено». Письмо цифр по клеточкам.
6.2. На кого обиделся Кот? Без Кота играть скучно.
Практика:
6.3. Игра в классики. Новые друзья.
Практика: Игры «Живые цифры», «Встань на свое место», «Который по счету», «Сосчитай и назови», «Числовая лесенка», «Состав чисел от 1-5». Веселые задачи.
6.4. Котюшины бусы. Котюша учится считать до 10.
Практика: Игры: «Числовая лесенка», «Помоги сосчитать», «Раздели правильно», «Какое число пропущено», «Поиграем с фигурами». Раскрашивание рисунка по цифрам.
6.5. На двух руках десять пальцев.
Практика: Игры «Числовая лесенка», «Помоги сосчитать», «Раздели правильно», «Какое число пропущено», «Поиграем с фигурами». Раскрашивание рисунка результатам действий сложение и вычитания.
6.6. Миша тоже показывает фокус.
Практика: Игры «Примеров много – ответ один», «Математические задачки», «Поиграем с фигурами», «Сравни, не ошибись!» Раскрашивание рисунка результатам действий сложение и вычитания.
Раздел 7. Итоговое занятие
7.1. Итоговое занятие. Игра «Математический поезд».
Практика: Итоговый контроль. Открытое занятие.
Модуль «Волшебный карандаш»
Цель: развитие личности, творческих способностей учащихся через знакомство с изобразительным искусством.
Задачи:
Образовательные:
поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы;
знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;
показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений.
Развивающие
развивать воображение, мышление, интеллект, фантазию, художественный вкус;
развивать творческий потенциал ребенка, его созидательные возможности;
развивать мелкую моторику рук;
расширять сенсорный опыт.
Воспитательные
формировать навыки общения и коллективной деятельности;
Раздел «Развитие умений, связанных с нтеллектуальным развитием»
3
3
Практическая работа. Игра «Little frog», стихотворение «Hello! Здравствуй!»
2.1
Приветствие
1
1
2.2
Счёт 1-5
1
1
2.3.
Счет 6-10
1
1
3.
Раздел «Развитие коммуникативных умений по видам речевой деятельности»
7
7
Беседа. Опрос.
3.1
Питомцы.
1
1
3.2
Питомцы и другие животные.
1
1
3.3
Цвета.
1
1
3.4
Цвета.
1
1
3.5
Семья.
1
1
3.6
Семья.
1
1
3.7
Мой дом.
1
1
4.
Раздел Итоговое занятие
1
1
Открытое занятие.
4.1
Итоговое занятие «Встреча друзей»
1
1
Итого:
12
12
Содержание модуля «Веселый английский»
Раздел 1. Вводное занятие
Вводное занятие «Давайте знакомиться».
Теория:Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Игры на знакомство «Снежный ком», «Мои интересы», «Расскажи о себе», организация рабочего пространства.
Раздел 2. «Развитие умений, связанных с интеллектуальным развитием»
2.1 Приветствие.
Практика: Знакомство с речевыми структурами «Good morning», «Good bye», «Hello», «Hi», «I hop-hop», «I jump-jump», «What is your name?», «My name is…..»
2.2. Счет 1-5.
Практика:Тренировка в счете от 1 до 5, учить называть цифры по порядку и вразброс.
2.3. Счет 6-10.
Практика:Тренировка в счете от 6-10. Тренировать в произношении речевой структуры: «How old are you?», «I am six (seven)». Практическая работа.
Раздел 3. «Развитие коммуникативных умений по видам речевой деятельности».
3.1. Питомцы.
Практика: Знакомство с названиями домашних и диких животных. Тренировать у детей правильное произношение звуков.
3.2. Питомцы и другие животные
Практика:Познакомить с речевыми оборотами «I have got a cat», «It`s a…..»
3.3. Цвета
Практика: Знакомство с цветом на английском языке- белый, черный, серый, зеленый и т.д.
3.4. Цвета.
Практика: Тренировать речевые структуры: «This dog is white. That dog is black», «I have got…».
3.5. Семья.
Практика: Познакомить с лексикой по теме «Семья», учить узнавать и называть членов семьи по-английски.
3.6. Семья.
Практика: Развивать у детей монологическую и диалогическую речь. Учить детей вести диалог «Who is this?» - «It; s my mother». Разучить песню «My dear, dear Mummy», стихотворение «Моя семья».
3.7. Мой дом.
Практика: Познакомить с лексикой по теме «Дом». Тренировать речевую структуру «This is my house».
Раздел 4. Итоговое занятие.
4.1. Итоговое занятие «Встреча друзей»
Практика: Открытое занятие.
Планируемые результаты
Предметные, метапредметные, личностные результаты освоения программы
Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
С помощью системы пособий дошкольник научится:
- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
- понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения сверху вниз и слева направо;
- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);
- пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, фишками, лупой и т. д.);
- правильно держать орудие письма;
- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);
- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;
- по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно (передвинуть рамочку или указатель и т.д.); - находить и формулировать простейшие причинно – следственные связи и закономерности в процессе наблюдения.
Предметные результаты модуля «Учимся читать и писать»
- слышать, различать и произносить изучаемые звуки;
- иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества; улавливать разницу между эталонным образом звука (в исполнении взрослого) и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребёнка;
- понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;
- сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв; понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака (буквы);
- узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв; - ориентироваться в книге и на странице: находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву;
- пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы или детали картины;
- менять бумажные инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки) по заданию взрослого;
- различать и вычленять в звучащем слове отдельные звуки;
- различать предмет и слово-название предмета;
-членить слово на части (понимать, что слово делится на отдельные слоги);
- различать звуки разного качества.
Предметные результаты модуль «Учимся считать»
- умение ориентироваться в окружающем пространстве, считая точкой отсчёта себя или другой предмет;
- умение ориентироваться на плоскости листа в клеточку, на странице книги;
- умение определять временные отношения (день, месяц, год);
- умение определять цвета;
- умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
- умение оценивать кол-во предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;
- умение вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке от1 до 10;
- умение показывать знание способов записи числа (точкой, точками, цифрой);
- умение раскладывать числа от 2 до 5 на сумму единиц;
- умение производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;
- умение осуществлять набор и размен монет;
- умение сравнивать предметы по форме разными способами;
- умение узнавать и называть объёмные, плоские, линейные геометрические фигуры.
Предметные результаты модуля «Волшебный карандаш»
- умение различать инструменты и по заданию учителя выделять ими нужные детали и сюжетные фрагменты репродукции;
- умение реконструировать события, уже имевшие место. И предполагать, что будет дальше;
- умение ориентироваться в пространстве картины;
- умение называть различные действия, изображенные на картине, следуя речевым образцам;
- умение видеть контраст, не называя самого термина.
Предметные результаты модуля «Подвижные игры»
- умение выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
- умение прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см; в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
- умение перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель;
- умение выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
- умение сохранять правильную осанку;
- умение проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.
Предметные результаты модуля «Веселый английский»
- знают значение слов/фраз, используя звуковое сопровождение, контекст, визуальный образ;
- умение распознавать предмет, используя приемы запоминания слов;
- умение создавать визуальный образ с использованием невербальных опор;
- умение использовать визуальную информацию в качестве опоры;
- умение воспроизводить элементарные грамматические структуры и лексические единицы для практического применения в ситуациях повседневного общения в пределах тематики данного курса;
- умение понимать в целом речь учителя по ходу урока;
- умение распознавать речь одноклассника в ходе общения с ним.
Предметные результаты модуля «Гармония»
- умение переживать основных эмоций и личностных качеств человека;
- умение общаться со сверстниками;
- умениевыражать свои чувства и лучше понимать чувства других;
- положительными чертами характера (уверенность, честность, смелость, доброта).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной общеобразовательной программе определяется учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным санитарными правилами к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей от 28 сентября 2020 г. № 28 (СП 2.4. 3648-20).
Начало учебного года – 09 октября.
Окончание учебного года – 29 марта.
№ п/п
Год обучения
Объем учебных часов
Всего учебных недель
Режим работы
Количество учебных дней
1
Первый
72
24
1 раз в неделю по 3 часа
24
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Предшкола нового поколения – Студия матрёшка» (стартовый уровень) необходимы следующие материально-технические условия:
Для успешной реализации программы разработан учебно-методический комплекс, который включает: календарный учебный график, методические материалы по организации образовательной деятельности, электронные учебные материалы, дидактические разработки, контрольно-оценочные материалы, нормативно-правовое обеспечение.
2.3. Формы аттестации/ контроля
Оценка качества освоения программы проводится в течение всего времени обучения и осуществляется в виде:
Входного контроля: проводится первичное тестирование (октябрь) с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора учащихся.
Промежуточный контроль: проводится в середине учебного года (декабрь). По его результатам, при необходимости, осуществляется коррекция учебного плана.
Итоговый контроль: проводится в конце учебного года (март), позволяет оценить результативность обучения учащихся, реализуется в форме открытого занятия.
Текущий контроль: уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий в группах и индивидуально.
Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетенций учащихся проводится мониторинг результатов обучения, позволяющий выявить уровень приобретенных знаний, умений, навыков в результате освоения дополнительной общеразвивающей программы. Мониторинг включает в себя два основных блока оцениваемых параметров: теоретическую и практическую подготовку.
Теоретическая подготовка включает процесс овладения:
Теоретическими знаниями по программе, которые должны соответствовать программным требованиям;
Специальной терминологией по тематике программы.
Практическая подготовка предполагает овладение практическими умениями и навыками, предусмотренными программой.
2.4. Оценочные материалы
Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные виды контроля и способы отслеживания результатов:
Входной контроль (опрос, беседа);
Текущий контроль (тестовое задание, практическая работа);
Итоговый контроль (открытое занятие).
Диагностика результатов деятельности проводится на различных этапах усвоения материала. В процессе обучения применяются универсальные способы отслеживания результатов: тестирование, анализ выполнения практических заданий, опрос.
2.5. Методические материалы
Форма обучения – очная.
Данная программа объединяет и включает в себя многообразие методов и приёмов и на практике они могут быть реализованы в комплексе:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные: в процессе обучения используются видеофильмы, презентации, макеты, стенды, которые делают обучение более информативным и интересным, расширяет кругозор учащихся, как на предметном, так и межпредметном уровне.
- практические: обучаясь по программе, учащиеся выполняют практические задания по каждому из разделов и тем программы, участвуют в подвижных играх, викторинах.
- здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности, регулирование соотношения теоретического и практического материалов, минуты релаксации, динамические паузы, физминутки, гимнастика для глаз).
Электронные образовательные ресурсы
№ п/п
Наименование курса в соответствии с учебным планом
Диагностическая методика - модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи (для родителей)
1. Оценка базового опыта ребенка
Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
Был ли малыш в библиотеке?
Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
2. Оценка физического развития
Хорошо ли ребенок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?
3. Оценка эмоционального развития
Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?
4. Оценка речевого развития
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
Четко ли ребенок выговаривает слова?
Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
5. Оценка умения общаться
Включается ли ребенок в игру других детей?
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?
6. Оценка когнитивного развития
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
Может ли ребенок рифмовать слова?
Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий? Ключ:
Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.
Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?
Тест для родителей
Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет ли он изменять существительные по числам?
Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.
15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.
Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
Мне интересно, какие у меня будут уроки.
Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до
10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.
Тест «Кругозор»
оценка уровня развития познавательной деятельности
Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.
Назови свое имя, фамилию, отчество.
Назови фамилию, отчество родителей.
Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
У тебя есть брат, сестра, кто старше?
Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
Сейчас утро, вечер (день или утро?)
Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
Кем работают твои родители?
Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Что делает почтальон (врач, учитель?)
Зачем в школе нужен звонок, парта?
Ты сам хочешь пойти в школу?
Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
Каких животных ты знаешь?
Каких птиц ты знаешь?
Кто больше, корова или коза?
Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ - 6,7, 10,11, 12,14, 18,19 СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22 ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.
ОЦЕНКА:
Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла. Отдельно оцениваются следующие вопросы:
5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
8 вопрос – полный домашний адрес - 3 балла
15 вопрос - правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
16 вопрос - положительный ответ – 1 балл
17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла
Оценка результатов:
Высокий уровень – 24-29 баллов Средний уровень – 20-23,5 балла Низкий уровень – от 19,5 и ниже
Тест "Нарисуй человека"
Попростите ребёнка нарисовать человека: "Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя".
В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.
Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
Тест "Повтори" Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: "Ей дан чай".
Инструкция может быть следующая: "Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же".
Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.
А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.