Просмотр содержимого документа
«"Жаворонушки" конспект занятия»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕВЕРОБАЙКАЛЬСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК».
Беседа с детьми 4-5 лет
«Жаворонушки»
Воспитатель: Кудла Светлана Алексеевна.
Цель. Формировать представление о традициях русского народа; содействовать приобщению к истокам народной культуры.
Предварительная работа. Вместе с родителями подобрать картинки, открытки, иллюстрации птиц, русских народных игрушек, народных костюмов.
Материал. Убранство для горницы, русский народный костюм; картинки с изображением жаворонка и других перелетных птиц, народных игрушек; жаворонки из картона, пластилина, глины; подборка сказок о птицах; аудиозаписи народных мелодий; магнитная доска; пластилин, доски, стеки, салфетки.
Ход ОД.
Звучит русская народная мелодия. Хозяйка в русском народном костюме приходит в группу и приглашает детей в горницу.
Хозяйка. Здравствуйте, мои хорошие да пригожие! Приглашаю вас к себе в горенку, к теплой печке! Хоть зима и прошла, да холода не унесла, а у меня тепло и уютно! Посидим рядком, поговорим ладком. Потрудимся: пора к встрече птиц подготовиться. Недаром в народе говорят: «Весна на дворе, коли грач на горе». А чтобы не скучать, давайте вспомним весенние приметы, которые вы знаете.
Дети. Тает снег, снег рыхлый, грязный. Ярко светит солнышко. Щебечут птицы. На деревьях набухают почки.
Хозяйка. Послушайте мой рассказ о том, ка на Руси весну ждали, к себе закликали. В первые дни весны наряжались празднично и ярко, закликали солнце, чтобы светило не медлило, а катилось красным колесом к теплу, к лету, заманивало птиц перелетных, вызывало капель да оттепель. Весной наступает день, когда солнышко начинает светить ярче и дольше чем зимой; в этот день люди ожидают прилета жаворонков.
Дети закликают весну словами: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!»
Хозяйка. А еще в народе этот день называют Сороки. Существует поверье, что в этот день из теплых стран прилетает сорок видов разных птиц. И первая их них – жаворонок. (Раздает детям жаворонков из картона.) На сороки хозяйки пекли сорок «жаворонков» с хохолками, с распростертыми крыльями, будто летящими. Птиц раздавали детям, а те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с нмим и весну. Давайте и мы позовем весну.
Хозяйка вместе с детьми.
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам во дворушки!
Жаворонки, прилетайте к нам,
Красно леточко принесите нам!
Хозяйка. Птицы – первые вестники весны, и мы поговорим о них.
(На магнитной доске закреплены картинки с изображением перелетных птиц.)
Каких птиц вы знаете?
Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Найдите перелетных птиц на картинках, назовите их.
Чем похожи птицы? (Внешним видом: есть клюв, две лапки, перья, крылья, хвост; умеют летать.)
Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев.)
Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц. Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.
Хозяйка. Молодцы, дети! Вы много знаете о птицах. А какие сказки помните, в которых действующими лицами являются птицы?
На столике выложены книги со знакомыми детям сказками; среди них нужно выбрать сказки, в которых говорится о птицах (например, «Серая шейка» Д.Н. Мамина – Сибиряка, «Гадкий утенок» Х.-К. Андерсена, русская народная сказка «Гуси – лебеди»).
Хозяйка. И сказки вы знаете! А теперь поиграем в «Кто как кричит». Я буду у вас спрашивать, а вы отвечайте и картинку с птицей показывайте:
А загадки разгадывать умеете? Давайте проверим (при правильном ответе показывает картинку птицы).
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач).
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.(Скворец.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянуться растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок.)
Хозяйка. Пришло время и нам слепить из пластилина жаворонков и позвать весну-красну. Садимся за столы, выбираем место поудобнее. Перед тем как начать лепить, разомнем наши пальчики. Я буду говорить, а вы выполнять движения.
Ручка в зеркало глядит (ладошки на столе друг против друга)
Ручка пальчикам велит:
Загибайтесь, выпрямляйтесь! (Поочередно разжимать и сжимать кулачки.)
Вместе в горстку собирайтесь! (Пальцы складывать в горстку.)
В кулачок теперь сожмитесь!
(Сжать пальцы в кулачок.)
Кулачок – на кулачок ( поставить один кулачок на другой)
И ладошки - на бочок (распрямить ладошки, положить на стол)
Хозяйка. Теперь приступим к работе. Внимательно посмотрите на нашего жаворонка, назовите части его тела и форму.
Дети рассматривают заранее слепленного жаворонка: голова круглая, клюв острый, туловище овальное, два крыла и хвост. На столе у каждого лежит стека.
Хозяйка. А для чего нужна стека?
Дети. Чтобы резать пластилин, чтобы украшать птичку.
Хозяйка. Верно, мы стекой украсим перышки жаворонку – будем надавливать на пластилин тупым или острым концом, и на поверхности остануться следы. Но перед тем, как взять стеку в руки, вспомним правила безопасного обращения с ней.
Дети выбирают пластилин и приступают к лепке. Повторить приемы лепки: раскатывание прямыми и кругообразными движениями, передавая округлую форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки; украсить крылышки, голову, хвост вмятинами от стеки.
Хозяйка. Вот и мы подготовились к встрече весны, к прилету птиц.
Приди к нам, весна, с радостью,
С великою к нам милостью!
Какие замечательные жаворонки у вас получились! Теперь уж точно весна поспешит к нам со своими верными друзьями – перелетными птицами – жаворонушками. Давайте исполним закличку, чтобы птицы быстрее прилетели.
Жаворонушки, перелетушки!
(Дети бегут по кругу (летят), машут руками.)
Прилетите к нам! Гу!
Весну ясную, весну красную (разводят руки в разные стороны)
Принесите нам! Гу!
Хозяйка. Пришло время нам прощаться. До следующих встреч в нашей горнице!