Занятие по познавательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Занятие по познавательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Педагог на занятии по познавтельной деятелльности по теме: "Увлекательное путешествие " знакомит детей младшего дошкольного возраста со свойствами воды путем экспериментальной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
• Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Словарная работа:
• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей словами: жидкость, озеро, водопад, наводнение, роса, шторм; льется, капает, переливается; прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
• Учить понимать обобщающее слово «Вода».
• Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки.
• Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, иллюстраций, наблюдений за неживым объектом – вода.
• Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
• Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
• Продолжать учить детей согласовывать прилагательные существительными в роде и числе Оборудование: Аудиозапись «Звуки дождя», посуда, туалетные принадлежности, бутылка с водой, магнитная доска, магниты, лейка.
Демонстрационный материал: Картинки с изображением птиц, животных и людей - 4 шт. формата А4.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию:
Составление конспекта занятия, изготовление кулончиков - капелек, плоскостного изображения капельки - 6-7 шт., тучки, объемного изображения Капельки – 2 шт.
Предварительная работа с детьми: • Беседа на тему: «Где живет вода?», «Кому она необходима и зачем?», «Кто живет в воде?». • Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, загадывание загадок. Обсуждение с детьми, что они знают о воде.
• Занятие по ознакомлению с природой «Вода в природе».
• Занятие по поисково-познавательной деятельности «Вода-волшебница».
Организация детей на занятии: фронтальная, подгрупповая.
Ход занятия:
I. Вводная часть – 3 минуты.
Упражнение на развитие эмоциональной сферы детей
1. Проводится игра-приветствие «Шире круг».
Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)
Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)
И друг другу улыбнитесь (дети улыбаются друг другу)
Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)
Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)
И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)
А теперь, друзья мои-
Лучик свой гостям дари! (дети посылают воздушные поцелуи гостям и
садятся на стулья).
2. Сюрпризный момент. Звучит аудиозапись «Шум дождя». Вначале звучит тихо.
В.: Ребята, к нам в гости просится песенка. (Далее песня звучит громче).
В.: Чья же эта песенка?(появляется Капелька)
В.: Здравствуй, Капелька. Но почему ты такая грустная? Дети, как вы думаете, почему Капелька печальная? (Ответы детей)
В.: Капелька потерялась и совсем не знает, где ее сестрички-капельки, а самое главное, она хочет найти свою маму. Поможем Капельке? (Ответы детей)
ІІ. Основная часть – 20 минут. 1. Практическое задание «Найдите сестричек Капельки».
В.: Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? Давайте вместе в помещении нашей группы найдем предметы, которым необходима вода, возможно там мы найдем сестричек нашей Капельки (Путешествие по группе и нахождение капелек-сестричек).
(Дети вместе с воспитателем ищут капельки).
В.: В уголке природы (возле растений и у аквариума) нужна вода и для чего?
Дети: Да нужна, без воды растения засохнут, завянут. А рыбки живут в воде, без неё они погибнут. (Дети находят капельку)
В.: (Около посуды и туалетных принадлежностей) А здесь мы можем найти капельку?
Дети: Да, водой можно мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. Чтобы мы могли мыть руки и лицо. (Дети находят капельку) В.: В игровом уголке вода нужна?
Дети: Да, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Дети находят капельку) В.: (У стола, на котором стоит бутылка с водой) А для чего нужна эта вода?
Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Дети находят капельку)
В.: Вот Капелька, мы и нашли твоих сестричек-капелек, они живут и в нашей группе и приносят нам большую пользу. Дети, получается, что всем нужна водичка:
И рыбке, и птичке,
И деревьям в лесу
И цветочкам на лугу,
И котятам, и тигрятам,
Даже маленьким ребятам,
Везде и всегда,
Помогает нам вода!
В: Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь!
2.Словесная дидактическая игра «Оживи водичку» (Подбор прилагательных к слову «Вода»).
В.: Дети, хотите я открою вам маленькую тайну? (Ответы детей)
В.: Но сначала ответьте мне: вам нравится, когда вас ругают и обижают, кричат на вас? (Ответы детей)
В.: А когда вас любят, ласково обращаются с вами? (Ответы детей)
В.: Водичка тоже не любит громких и плохих слов. После них она становится злая, вредная, дарит не добро, а зло. Но стоит ей сказать хорошее, доброе слово, как она сразу превращается в волшебную, живую воду и помогает людям, лечит их. И я предлагаю вам сказать водичке несколько добрых слов – помочь ей, а она поможет нам. (Дети наклоняются над стаканчиком с водой, произносят «хорошие» слова и пьют водичку).
В.: Вы чувствуете, какая вкусная вода, как приятно ее пить? (Ответы детей)
3. «Лаборатория».
Организация опытно-экспериментальной деятельности с водой. Опыты по определению свойств воды. В.: А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Посмотрите, что у нас на столах. Предлагаю вам сейчас определить, в каком стакане вода. (Ответы детей).
В.: Как вы догадались и как определили?
Дети: Вода прозрачная, а сок нет. В.: А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой ложечку. Она видна в стакане с водой?
Дети: Да.
В.: А теперь положите ложечку в стаканчик с соком. Видно ее? Дети: Нет.
В.: Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна.
В.: Но какой цвет имеет вода на самом деле? (Ответы детей). Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные трубочки. Вы будете опускать в воду эти трубочки по очереди и смотреть, с цветом какой трубочки совпадет цвет воды. (Дети выполняют действия с трубочками и наблюдение за результатом). В.: Ну, что ребята, подошла какая-нибудь трубочка по цвету?
Дети: Нет. В.: Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды?
Дети: Нет.
В.: А пахнет ли водичка? (Ответы детей)
В.: Давайте и это проверим. (Дети по очереди нюхают воду и сок)
В.: И чем же пахнет вода? (Ответы детей)
В.: Значит, водичка не пахнет. Посмотрите: Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и улыбнулась этому.
Физминутка «Капельки» - 2 минуты.
Снятие напряжения, рассеянности и утомляемости во время образовательной деятельности. В.: Я сейчас прочитаю волшебное заклинание, полью вас из лейки и превращу в капельки воды. (Воспитатель имитирует обливание детей излейки)
Ну-ка, лейка, лей, лей!
Для ребяток не жалей
В капельки пусть превратятся,
От души повеселятся!
Превратились детки в капельки. Пора им отправляться в путь. (Звучит аудиозапись со звуками дождя) Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. (Дети прыгают) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки. (Дети берутся за руки и по двое составляют ручейки) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Дети объединяются в одну цепочку) А из реки попали в большой океан. (Дети перестраиваются в хоровод. После физминутки дети рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя)
3. Беседа по ОБЖ «Мое здоровье».
В: Ребята, вода не всегда бывает полезной, а бывает даже опасной.
В.: Ребята, можно ли дома самостоятельно наливать чай? Включать горячую воду? (Ответы детей)
В.: Правильно, дети, горячей водой можно обжечься.
В.: Можно ли ходить к водоёмам одному без взрослых? (Ответы детей)
В.: В водоёмах можно утонуть. Как вы думаете – надо ли беречь воду? (Ответы детей).
В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только чистая вода. А чтобы получить такую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь:
1. После умывания закрывай плотно кран;
2. Когда чистишь зубки, воду набирай в кружку;
3. Не бросай в раковину посторонние предметы.
А закончим мы наш разговор об охране воды пословицей:
«Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!»
4. Речевая игра «Найди и назови маму детенышей»
В.: Посмотрите на картинки. (Дети рассматривают картинки с изображением птиц, животных и людей, называют маму животного(птиц, детей).Далее рассматривают картинку с капелек.
В.: Как вы думаете, кто из них может быть мамой Капельки? Верно, тучка. Вот мы и нашли маму Капельки. А наша Капелька обрадовалась, что нашлась ее мама и поднялась в небо к своей мамочке-тучке.
ІІІ Заключительная часть – 3 минуты.
Анализ занятия, повторение материала, закрепление полученных знаний.
В.: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. А помогли нам узнать все это наши помощники - глаза, руки, носики и ушки. Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней. (Дети называют свойства воды, кому и для чего она нужна). В.: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька). В: Подул легкий ветерок и тучке необходимо двигаться дальше. Скажем ей: «До свидания, до новых встреч!»