Просмотр содержимого документа
«Занятие "Знатоки природы"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРЮКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДОШКОЛЬНАЯ ГРУППА
ЭкологическийКВН «Знатоки природы»
для детей старшего дошкольного возраста
Экологическая квест-игра
для детей старшего дошкольного возраста
«Знатоки природы»
АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ: воспитатель I квалификационной категории Экологическая квест-игра
для детей старшего дошкольного возраста
«Знатоки природы»
Э
АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ: воспитатель I квалификационной категории Людмила Анатольевна Вербина
Программное содержание. Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.
Предварительная работа. Наблюдения за растениями в природе. Дидактическая игра «Кто быстрее найдет дерево». Рисование на тему «Осенний лес».
Материал и оборудование. Объекты природы на участке: клумба с цветами, пень, деревья, кустарники и скворечник.
Методические рекомендации по использованию ресурса: Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОО как в образовательном процессе, так и игровой, досуговой деятельности со старшими дошкольниками, а также учителями начальных классов на уроках «Окружающий мир», внеурочной деятельности.
Актуальность.
Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность. Почему так происходит? Научно-технический прогресс не стоит на месте, и то о чем еще недавно мы даже не представляли, сейчас уже существует в рамках современности. Неоспоримо, что прогресс принёс на нашу планету много незаменимых и очень практичных вещей, но что же стоит за прогрессом с экологической точки зрения?
О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтоб как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». В глубине души, мы понимаем, что это следствие нашего потребительского и беспечного отношения к природе.
Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.
Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности.
Значимый признак экологической воспитанности ребёнка это участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе. Нужно научить дошкольника бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что зачастую благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека. Так как у дошкольников особенное эмоциональное значение имеет общение с взрослыми, именно взрослый должен помочь ребенку осмыслить и понять гармонию в природе.
Экологическое воспитание - относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а так же вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом. Так как дошкольное детство в данном случае является самым благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, необходимо в первую очередь организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а так же соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей.Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребенка.
Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников? Есть много эффективных методов и приемов: экологическая тропа, конкурсы рисунков и поделок, экскурсии, наблюдение, экспериментальная деятельность и т.д. А можно организовать систему приключенческих командных игр, в которой все участники будут находиться в гуще экологических приключенческих событий, и каждый ребенок будет осознавать, что именно от него, от его знаний, действий зависит успех команды!
Именно педагог должен приложить все усилия к тому, чтоб экологическое образование ребенка сегодня сформировало у человечества новое экологическое сознание в ближайшем будущем.
Содержание:
Форма проведения: экологическая экскурсия
Используемые методы и приемы:
игровой: игры-загадки;
наглядный: использование ИКТ для обеспечения наглядности и стимулирования активности детей;
словесный: вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей; художественное слово.
Словарная работа: развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.
Предварительная работа:данная методическая разработка не требует особой предварительной работы -реализация программного материала ДОО или НОО.
Ход экскурсии.
Воспитатель: Ребята сегодня такая чудесная солнечная осенняя погода. Так и хочется прогуляться по золотому осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.
Воспитатель: Ну, что хотите в лес на экскурсию?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда собираемся в путь. Дети заходят в лес, воспитатель спрашивает детей: «А вы знаете, почему листья осенью желтеют и падают?»
Дети: Потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют и падают.
Воспитатель: Ребята, а какие самые главные правила поведения в лесу?
Дети: Не шуметь, не бегать, не топтать маленькие саженцы.
Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Что в глуши твоей таится
Все открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!
Дети, а кто еще вспомнит стихи о лесе?
Дети:
Березы косы расплели
Руками клены хлопали
Ветра холодные пришли,
И тополя затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали
Дубы огромные всегда
Как - будто меньше стали
Все присмирело, съёжилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
Совсем похорошела.
Воспитатель: Дети давайте остановимся и послушаем, как ветер играет с кронами деревьев.
Воспитатель: Ну, что ребята пойдем дальше?
На дорожке стоит корзина.
Вместе с детьми осматривают корзинку, где находят письмо (записку).
« Здравствуйте!
Если вы читаете это письмо,
Значит, нашли мою корзинку.
Я иногда бываю немного рассеян
И наверно забыл её где-то.
Очень прошу её вернуть,
Ведь она не простая!
И она мне очень нужна,
А я за это обещаю вам рассказать
И показать много интересного.
Старичок-Боровичок
После воспитатель, пытается выяснить у детей кто такой Старичок-Боровичок и где его можно найти, чтобы вернуть ему корзинку. Дети высказывают различные предположения. Вместе с детьми приходят к мысли, о том, что он нас может ждать на участке детского сада.
(воспитатель незаметно меняет корзинку на похожую, где лежат иллюстрации, загадки, картосхемы и др.) и выходят на улицу, где их встречает Старичок – Боровичок.
Старичок-Боровичок: Ребята, здравствуйте! Вы нашли мою корзинку, спасибо большое. (Берет корзинку.) А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная.
(Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит картосхема.) Ой, посмотрите, что это в корзиночке? (Дети берут картосхему, разворачивают её, рассматривают.) Моя корзиночка приглашает вас в путешествие.
Остановки экологической тропы:
Остановка 1. «Деревья».
Старичок-Боровичок: Ребята, а вы знаете в какой лес вы пришли?
Дети: В смешанный.
Старичок-Боровичок: А как вы догадались?
Дети: Потому, что здесь растут разные деревья: березы, сосны, дубы, орешник, ольха, осина, липа, ёлки, лиственница.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как называется лес, где растут одни березы?
Дети: Березняк или березовая роща.
Воспитатель: А где растут одни дубы?
Дети: Дубравник.
Воспитатель: А где растут одни сосны?
Дети: Сосняк или «мачтовый» лес, т.к. из сосен раньше строили корабли, мачты.
Старичок-Боровичок: Дети, а вы знаете, из скольких ярусов состоит мой лес?
Дети: 1-й ярус – ярус мхов и лишайников. Этот ярус ближе всех к земле-матушке.
2-й ярус – густые травы, цветы, грибы.
3-й ярус – пышные кусты.
А 4-й – всех он выше
Шум вершин нам очень слышен,
Шелест листьев, шорох, скрипы.
Это сосны, ели, липы.
Старичок-Боровичок: Молодцы ребята, я вижу, вы дружите с лесом и природой. Ребята, сейчас осень и пышные ярусы кустов и трав заметны уже плохо. Но вы приходите весной или летом, когда «просыпается» лес. А вы любите загадки?
***
Его весной и летом
М ы видели одетым
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
А зимние метели
В снега его одели. (Дерево)
***
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка. (Рябина)
***
Какое дерево наряжают один раз в год? (Ёлка)
***
Какое дерево называют сладким, медоносным? (Липа).
Старичок-Боровичок: Молодцы. А кто являются обитателями моего леса?
- Дети, а какое сейчас время года? Что происходит с растениями осенью? Для чего нужны растениям листья, корень? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
Воспитатель: Стоит Аленка:
Платочек зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза.) Раз, два, три – к березе беги!
Дети бегут к березе.
Воспитатель: Ребята, а как ты узнали, что это береза? (Ответ детей) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета? (Ответы детей.) А что вы можете о дереве рассказать? Берёза - это единственное дерево на земле с белой корой. Белая кора березы – береста - отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком. Березка считается символом России. Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Осенью листья березы зеленого и желтого цвета. Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.
Старичок-Боровичок: Береза лечит людей своими почками, листьями, соком; из веток делают банные веники и метлы; березовые дрова дают много тепла, ими топят печи.
Воспитатель: А почему дерево не падает?
Дети: Корни держат.
Старичок-Боровичок: Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. Попробуйте выдернуть дерево, силачи?
У пражнение-разминка
Мы пришли в осенний лес!
Сколько здесь вокруг чудес…
Справа березка стоит,
Слева елочка на нас глядит.
Листочки в небе кружатся.
Вот и зайчик прискакал, от лисы он убежал,
А это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет теперь он нас. (Движения в соответствии со словами)
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные бусы.
(Ответы детей.)
Правильно. Как вы догадались, что это рябина? (Ответы детей.) Ствол рябины чист и гладок, покрыт тонкой блестящей корою. Осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей. Живет рябина долго -100-200 лет.
Старичок-Боровичок: Внимательно рассмотрите листочки рябины. Обратите внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков. (Угощает детей ягодами рябины.) Какие ягоды на вкус? Ягоды сладковато – горьковатые, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее. Плоды богаты витаминами.
Воспитатель. Сейчас мы с вами немного поиграем.
Русская народная игра «Краски»
Игра называется «С какого дерева листок?». (Листья деревьев: липа, дуб, береза, рябина, черемуха, каштан).
Опыт: Как можно увидеть воздух? Почему ветер дует?
Остановка 2. «Клумба»
Воспитатель: Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.)На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в середине созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения. (Дети рассматривают семена.)
Старичок-Боровичок: Можно ли срывать цветы с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Ответы детей.) Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.) Вы стоите рядом с этими чудесными цветниками. Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями.) Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают село, радуют жителей.) Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Какие цветы растут еще на клумбе? (Ответы детей.) Здесь мы видим георгины, флоксы, физалис, бархотки, кислицу и другие. Клумбы бывают разной формы и величины.
Подвижная игра «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Д а когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети останавливаются)
Следующая остановка «Итоги экскурсии»
Где мы с вами сегодня были?
Что видели?
Почему произошли изменения в природе?
Что больше всего запомнилось? понравилось?
Воспитатель: Что бы вы хотели взять себе на память о наших друзьях-растениях? Но помните, можно только собирать на земле. (Сбор листьев для нетрадиционного рисования).
Старичок-Боровичок: Вы все правильно сделали не надо брать из леса, парка много. Можно с собою взять только то, что не навредит растению или жителям парка. Ведь скоро парк порадует нас новыми загадками. Давайте его охранять, и он снова нас встретят своей красотой. Заигрался я с вами. Мне пора домой, в лесную избушку. Я буду скучать без вас.
Воспитатель. Не скучай Старичок-Боровичок. Мы в группе нарисуем печатью из листьев рисунки и обязательно тебе их пришлем, правда, ребята?
Последняя остановка «Наши впечатления»
Ребята, у каждого из вас есть смайлики трех цветов: черный, серый и красный.
Если черный – экскурсия не понравилась, ничего интересного не было; если серый – иногда было интересно; а если красный – все понравилось.