Просмотр содержимого документа
«Занятие "Семейный бюджет"»
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности
На тему: «Семейный бюджет» с детьми подготовительной группы
Задачи:
Образовательные: ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.
Развивающие: развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.
Воспитательные: воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Воспитатель: видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
Что делает мама?
Дети: работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.
Воспитатель: чем занимается папа?
Дети: работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.
Воспитатель: что делает бабушка?
Дети: вяжет носки, печет пироги и т. д.
Воспитатель: что делает дедушка?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить…
Дети: Продукты.
Воспитатель: для того, чтобы постирать белье, помыть посуду нужны…
Дети: Чистящие и моющие средства.
Воспитатель: то есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?
Дети: без денег.
Воспитатель: верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.
Дети: Папа и мама работают.
Воспитатель: да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.
Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц бабушки и дедушки получают…
Дети: Пенсию.
Воспитатель: правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия. Также многодетные семьи получают пособие –это государственная поддержка семьям, в которых растут дети.
Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, пособие детей, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.
Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)
Воспитатель: А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».
Расходы - ребята, это то, на что тратятся деньги из семейного бюджета. Прежде всего деньги из семейного бюджета необходимо потратить на жизненно важные и необходимые потребности. На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)
Воспитатель: за деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продукты, одежду, мебель, потратить их на какие-то другие цели.
Ребята как вы думаете, все ли можно купить за деньги?
(Ответы детей.)
Воспитатель: по настоящему богатый человек не тот, у кого много денег, огромный дом, дорогая машина. Этого недостаточно. Настоящим богатством является здоровье, крепкая семья, верные и надежные друзья, доброта.
Важно правильно, экономно и разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.
Игра – диалог «Доход-расход».
Воспитатель: Ребята, определите пожалуйста, является ли названное мною действие доходом или же расходом семьи. Дети должны объяснить свой выбор (работают с карточками)
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 20 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
Сюрпризный момент «Копилка»
Воспитатель демонстрирует копилку.
- Ребята, как вы думаете, что это такое?
- Для чего же нужна эта копилка?
Дети: чтобы собрать деньги.
Воспитатель: правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
Дети: Продукты питания, сладости, игрушки, подарки, одежду и т.д.
Воспитатель: А еще можно оказать помощь бедным. Ребята, такая деятельность называется благотворительностью, очень важно ребята и нужно помогать нуждающимся, если у вас остались дополнительные деньги в семейном бюджете.
Также для осуществления своей какой-либо мечты или достижения каких-то целей, развлечений. Думаю, что девочки с удовольствием с мамами сходили бы на концерт или в салон, а мальчики с удовольствием посетили бы спортивные мероприятия, например Всероссийский чемпионат по спортивной борьбе, который пройдет в этом году у нас в Дагестане городе Каспийске.
Игра «Хочу и надо» Воспитатель: перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача, распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора. Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты, купить одежду – 1 монета, на продукты – 1 монета.
3. Беседа о монетах.
- А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.
Рассматриваем сначала монеты.
Воспитатель: это что такое?
Дети: это монеты.
Воспитатель: правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Дети: круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.
Воспитатель: смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Воспитатель достаёт банкноты.
Воспитатель: как можно назвать эти деньги?
Дети: Банкноты, купюры.
Воспитатель: А какие они?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой
Воспитатель: Какие монеты вы знаете?
- Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.
4. Дидактическая игра «Дополни».
Воспитатель: а сейчас я выясню, хорошо ли вы знаете признаки денег. Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Дружно с вами мы считали И про деньги рассуждали. А теперь мы дружно встали, Свои косточки размяли.
Физ. минутка
На счет «раз» кулак сожмем. На счет «два» в локтях сожмем. На счет «три» – прижмем к плечам. На четыре – к небесам. Хорошо прогнулись И друг другу улыбнулись.
Про «пятерку» не забудем -
Добрыми всегда мы будем.
На счет «шесть» прошу всех сесть.
Деньги, я, и вы, друзья,
Вместе дружная 7-я.
Воспитатель: где и в чем мы носим деньги, монеты и банкноты?
Дети: В кошельке.
Воспитатель: правильно, ребята. Значит они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». У каждой монеты должен быть свой дом. А ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них.
Дети: Пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль.
Воспитатель: Пластиковую карту тоже можно хранить в кошельке ребята. Давайте и мы с вами сделаем кошельки, чтобы мы могли хранить свои деньги в них).
Изготовление детьми кошельков по схеме.
5. Заключительная часть.
Воспитатель: о чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
– Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать. А столько всего нужно родителям купить. Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь, они не могут этого сделать не потому, что не хотят, а потому что не всегда себе это могут позволить.